На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 96944


Наименование:


диплом Социально-педагогическая работа по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье в условиях обеспечения взаимодействия семьи и школы

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьей 8
1.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи 8
1.2. Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в разных видах неблагополучных семей 10
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка младшего школьного возраста 21
1.4. Направления и формы работы социального педагога с неблагополучной семьей 32
Выводы по главе: 40
Глава 2. Социально-педагогическая работа по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье в условиях обеспечения взаимодействия семьи и школы 42
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в неблагополучных семьях 42
2.2. Организация работы по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье 45
Заключение 50


Введение
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья - ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту неблагополучных семей.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями.
Не удается приостановить рост числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья как собственная среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем.
В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая. В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В работе социального педагога семейное благополучие рассматривается как главный фактор развития учащихся. И, безусловно, особое внимание привлекают так называемые неблагополучные семьи.
Неблагополучная семья как целостная система нуждается в анализе и перестройке. В такой семье, как правило, грубо нарушается распределение власти: дети или не имеют права голоса и подвергаются насилию, или, напротив, играют роль взрослых при алкоголиках-родителях. Для подобной семьи характерен организационный хаос - отсутствие проговоренных и принятых всеми правил и норм, регулирующих поведение всех членов. Контакты с внешним миром в таких семьях также ограничены, они представляют собой замкнутые системы. Такая система оказывается крайне неустойчивой по отношению к серьезным стрессам.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью профилактики и решения проблем воспитания детей..
Поэтому все выше сказанное и предопределило выбор темы и актуальность исследования.
Объект исследования: работа социального педагога школы с неблагополучной семьей.
Предмет исследования: содержание и виды социально-педагогической работы с неблагополучной семьей по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников.
Цель исследования: определить теоретические основы, практические пути и способы организации социально-педагогической работы по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье в условиях обеспечения взаимодействия семьи и школы.
Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Определить содержание проблемы влияния неблагополучной семьи на процесс воспитания в ней ребенка.
3. Выявить причины, факторы формирования и виды формирования неблагополучных семей
4. Разработать содержание и виды социально-педагогической работы по осуществлению профилактики и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье.
5. Разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на обеспечение профилактики и решение проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье.
Гипотеза исследования: Работа по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье будет эффективной в рамках взаимодействия семьи и школы при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
§ раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
§ определение причин неблагополучия семьи;
§ осуществление информационной помощи семье;
§ организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
при общей координационно-организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, психодиагностические методы: проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Семейная социограмма», опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений».
Структура и содержание работы
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав.
В I главе описывается феномен неблагополучной семьи, дается подробное описание видов неблагополучных семей, характерных для современного общества, анализируется возможное влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка, описываются семьи с различными типами воспитания, ошибками в воспитании. В заключение этой главы описывается подробная схема работы социального педагога с неблагополучной семьей в целом и представлен алгоритм его работы непосредственно в школе.
Во II главе описывается программа социально-педагогической помощи детям из неблагополучных семьей и результаты, полученные в результате апробирования этой программы.
Так же в работу входят: заключение, представленное выводами по теме исследования, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьей

1.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» [16,20-30]. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов [2, 9] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» [2 ,9].
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».[2,11]
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [40, 176].
В этой работе под неблагополучной понимается такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка младшего школьного возраста, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [47,31-32].
Таким образом, семейное неблагополучие можно рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Неблагополучные семьи можно разделить на две группы: с открытой и скрытой формой неблагополучия. В следующем параграфе подробно рассмотрим эти группы семей и те проблемы, которые при этом могут возникнуть в воспитании младших школьников.

1.2. Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в разных видах неблагополучных семей
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Особенно восприимчивы к влиянию этих негативных факторов младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей. Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у младших школьников появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема [45,90-95].
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие младшего школьника, является алкоголизм родителей. Он может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [47, 32-35].
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети младшего школьного возраста. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь [47 ,45].
Важнейшие особенности процесса взросления младших школьников из «алкогольных» семей заключаются в том, что
· Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;
· Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
· Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
· Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
· Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
· Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как........


Список литературы
1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психологии. М., 1993.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001.
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.
5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация. - М., 2002.
6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. - Вып.9. 1971.
7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб., 2001.
8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002.№ 6
9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи. - М., 2012.
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005.
11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998. № 2.
12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? - М., 1985.
13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т. - М., 1951.
15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы). - М., 2004
16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. - Волгоград, 2007.
17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М., 2013.
18. Методика и опыт работы социального педагога / Под ред. Казанцева Т.И. - М., 2001.
19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2005.
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004. №4
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2002.
22. Научно - методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе». № 5/2004.
23. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997.
24. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998.
25. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998.
26. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004.
27. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004.
28. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. - М., 1991
29. Организационная и социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. 2013.
31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 2003.
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб, 2011.
34. Психодиагностика: Конспект лекций / Сост. Посохова С. Т. - М., 2004.
35. Разумихина Г. П. Мир семьи. - М., 1996.
36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология. - М., 2005.
37. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. - Киев, 1990
38. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3.
40. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
41. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
43. Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. - М., 2005.
44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4.
45. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3.
46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000.
47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004.
48. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. - М.. 2002.
49. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995.
50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2009.
51. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.
52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов - на Дону, 2006.
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
54. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999.
55. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979.
56. Чалдин Р. Психология влияния. - Спб., 2009.
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб., 2003.
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. - СПб, 1999.
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. -СПб., 2003.
60. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . - М., 1994.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.