На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97054


Наименование:


Курсовик Исследование особенностей функционирования СМИ в контексте государственной информационной политики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.5.2016. Сдан: 2016. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной информационной политики ………………………………………………..…...5
1.1. Понятие, функции и принципы государственной информационной политики………………………………………………………………………….5
1.2. Основные теории взаимодействия СМИ и государственной власти…...13
1.3. Нормативно-правовые основы функционирования СМИ в РФ …..…….19
2. Исследование особенностей функционирования СМИ в контексте государственной информационной политики ……………………….………22
2.1. Государственные СМИ в РФ: учредители, финансирование и редакционная политика ……..………….………………………………………22
2.2. Особенности координации и интеграции республиканских и муниципальных СМИ в РТ …………………………………………….….…..29
2.3. Уровень доверия к основным институтам власти………………………..35
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников……………………………………….…41


Введение

Нынешняя противоречивая обстановка в России, характеризуемая продолжающимся крупномасштабным кризисом во всех сферах общественной жизни, ставит под сомнение возможность быстрого решения назревших про­блем и, как следствие, стабильного развития страны.
Наряду с этим заметно возросший уровень дискуссионности по поводу социально-политических пер­спектив современной России и одновременно публичные проявления несогла­сия с действиями власти со стороны части нашего общества ставят на повест­ку дня задачу формирования эффективной коммуникационной среды, спо­собной снизить степень социальной конфликтности.
Основным фактором развития такой среды является достижение открытого и равного диалога меж­ду всеми участниками политического пространства с целью установления консенсуса между ними и принятия конструктивных решений по поводу наи­более острых вопросов дня. В свою очередь, одним из средств создания такой среды призвана стать информационная политика как комплекс совместных действий власти, общества и СМИ по установлению таких отношений между различными сторонами социально-политического процесса.
Объектом работы является государственная информационная политика.
Предмет - отношения, складывающиеся в процессе анализа информационной политики.
Цель работы - провести исследование особенностей функционирования СМИ в контексте государственной информационной политики.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- изучение понятия, функций и принципов государственной информационной политики;
- рассмотрение основных теорий взаимодействия СМИ и государственной власти;
- раскрытие нормативно-правовых основ функционирования СМИ в РФ;
- рассмотрение государственных СМИ в РФ: учредители, финансирование и редакционная политика;
- выявление особенностей координации и интеграции республиканских и муниципальных СМИ в РТ;
- анализ уровеня доверия к основным институтам власти.
Методологическую основу исследования формируют способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки, методы детализации, группировки и обобщения, экспертные оценки и другие.
Теоретическая основа исследования представлена научными трудами отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования СМИ в контексте государственной информационной политики, таких как Г.В. Атаманчук, Н.И. Глазунова, Н.А. Омельченко и др.
В качестве информационно-статистической базы использованы фактические материалы, содержащиеся в периодических изданиях, экспертные оценки.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников.


1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной информационной политики
1.1. Понятие, функции и принципы государственной информационной политики

Государственная информационная политика - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика - это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».
Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса) [5, с.41].
Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.
Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства - построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.
Информационная политика как способ воздействия власти на общество посредством распространения массовой информации, обеспечивающей механизм функционирования всей социально-политической системы, требует се­рьезного переосмысления. Это связано с масштабной трансформацией соци­ально-политических отношений в России, со стремлением научного сообще­ства понять, какими качествами должна отличаться массовая информация в условиях глобализации мирового информационного пространства.
Очевидно, что национальная информационная политика должна обеспечи­вать устойчивое развитие страны на основе принципа открытости и гласного обсуждения всех проблемных вопросов. Вне этих условий Россия, как и преж­де, рискует остаться в роли «догоняющих» стран. При отсутствии такой поли­тики, создаваемой с учетом интересов власти и общества, остается вероят­ность того, что отношения между этими сторонами окажутся односторонними (построенными по принципу «сверху вниз») и никогда не перейдут в русло конструктивного диалога [7, с.39]. Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени,
Это не значит, что информационная политика мо­жет реализовываться только в странах с развитыми политическими институ­тами, гражданским обществом и законодательно гарантированными свобода­ми в области СМИ.
Однако в автократических государствах, где снижены воз­можности плюралистического мышления и гражданских инициатив, информационная политика чаще всего зависит от воли одного или ограничен­ного числа лиц и не гарантирует развитие общества на основе уважительного отношения сторон друг к другу.
Уважительная ко всем членам общества наци­ональная информационная политика сама по себе не обеспечивает более высо­кие экономические показатели развития того или иного государства. Однако, как показывает современная международная практика, страны, где достигает­ся консенсус взаимодействия власти и общества, демонстрируют стабильные результаты своего развития в целом, создают социальные гарантии своим граж­данам, в том числе гарантию на выражение своего мнения в СМИ по самым острым вопросам. Таким образом, проводимую информационную политику в национальном масштабе мы склонны воспринимать как своеобразный баро­метр общеполитического курса.
Рассматривая информационную политику в рамках целостной политики, необходимо оговориться: мы воспринимаем последнюю прежде всего приме­нительно к социальной деятельности, определяемой ответственностью власт­ных институтов за реализацию прав граждан, с учетом базовых ценностей жизни всего общества. Это восприятие в какой-то мере носит идеалистический ха­рактер, поскольку в повседневной жизни нередко возникает дисбаланс между потребностями власти и общества.
Однако стремление к консенсусу между государственными структурами и обществом, как отмечалось выше, является сегодня очевидным в большинстве наиболее развитых в экономическом отно­шении стран, гарантирующих своим гражданам реализацию их основных политических и социальных прав.
Необходимость существования этого консен­суса берется нами за основу и при оценке возможностей осуществления ин­формационной политики в России. Признавая несовершенство политических и правовых норм, реализуемых сегодня в нашей стране, можно предположить, что идея гражданской активности населения, без которой обозначенная выше информационная политика состояться не может, начинает постепенно распространяться на общественное сознание и развивать общественные ини­циативы. Это проявляется не только в форме активных политических проте­стов, но и в более осознанном, чем еще несколько лет назад, стремлении граж­дан к отстаиванию своих социальных, юридических прав в рамках локальных конфликтов и противоречий, в желании консолидировать свои интересы в поль­зу выполнения «малых дел», важных для повседневного бытия людей.
В отечественной исследовательской литературе существует несколько оп­ределений информационной политики. Так, В. Д. Попов трактует ее как спо­собность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на созна­ние, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации. В данном случае ак­центируется внимание на управленческом аспекте информационной полити­ки, с учетом того, что информация уже стала неотъемлемым атрибутом соци­ального управления. В соответствии с этим формирование информационной политики как системы управления информационными процессами и ресурса­ми воспринимается как залог экономического благополучия и безопасности страны.
Предложенную В. Д. Поповым интерпретацию информационной полити­ки нельзя воспринять как безупречную. Прежде всего потому, что подавление психики людей неизбежно ведет к усилению конфликтности как таковой и, по существу, к отрицанию в каких бы то ни было формах политической дис­куссии. В данном случае можно говорить лишь об информационной полити­ке, основанной на принижении значимости одних субъектов политического взаимодействия в угоду другим, что является антиподом паритетных отноше­ний между властью и обществом. Вот почему такую политику нельзя принять как социально ответственную, нацеленную на формирование гражданских отношений в обществе [12, с.37]. Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени,
Более взвешены оценки Е.П. Тавокина, утверждающего, что информационная политика является отдельным направлением государствен­ной политики, охватывающим не только регламентацию деятельности по уп­равлению информационными ресурсами, развитию информационно-коммуни­кативной сферы и оптимизации взаимодействия со СМИ, но и информацион­ное обеспечение деятельности власти во всех сферах общественной жизни. Это суждение представляется нам также и более перспективным для выяснения сущности вопроса, потому что в контекст развития информационной политики включена вся информационно-коммуни­кативная сфера, а не только механизм информационного управления, создавае­мый властью для удовлетворения своих интересов. Предложенное Е. П. Тавокиным восприятие информационной политики позволяет трактовать ее как стратегию и одновременно сферу повседневной деятельности, основанную на диалоговых отношениях между субъектами политической деятельности [12, с.41].
В свою очередь, М.М. Ковалева, анализируя сущность информационной политики, полагает, что ключевым в ее определении является слово «полити­ка», рассматриваемая не только как совокупность теоретических установок и практических действий, направленных на овладение и удержание властных полномочий, но и как процесс формирования отношений, обеспечивающих стабильное развитие и благосостояние общества. Преемственность решений и действий, инициируемых властью и разделяемых обществом, дей­ствительно является ключевым для восприятия перспектив формирования государственной информационной политики [9, с.63].
Содержание этой политики не­разрывно связано с комплексом действий властных структур, направленных на организацию информационного пространства и обеспечение права обще­ства на получение полной, достоверной и объективной информации. Получение такой информации совпадает с основным содержательным смыс­лом информационной политики, основанной на создании условий для обеспе­чения многосторонней коммуникации всех участников информационного про­цесса и уважительных отношений между ними.
В данном случае имеется в виду функционирование коммуникации в ус­ловиях существования такого государства, которое обеспечивает свою повсед­невную деятельность не на основе кулуарных политических решений, а на основе решений, определяемых в том числе потребностями массовой аудито­рии. Предложенная схема является в определенной мере условной, поскольку даже в социально развитых странах неизбежно проявление конфликтности между различными политическими и социальными группами. Тем не менее можно утверждать, что наличие ярко выраженных гражданских интересов, присутствующих в этих странах, служит залогом формирования конструк­тивной и последовательно реализуемой информационной политики, с учетом интересов власти и общества.
По мнению М. М. Ковалевой, информационная политика построена на действиях четырех субъектов [12, с.69]. Это политика как таковая, государственная власть (в лице трех основных ее ветвей - исполнительной, законодательной и судебной), СМИ, чья деятельность базируется на функционировании различных видов массовой информационной деятельности - журналистики, PR, рекламы, и общество - в лице групп по интересам, институтов и партий. Таким образом, информационная политика является сложным поня­тием и построена на учете интересов всех субъектов политического простран­ства. На основе этого циркулируют и базовые информационные потоки. Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени, возможно, проявление негативных тенденций Существующая система, в данный период времени, не выявила серьезных недочетов, снижающих эффективность управления. Но с течением времени,
Ин­формационная политика, кроме того, учитывает положение СМИ в обществе, определяемое историческими закономерностями их эволюции, особенностя­ми их взаимодействия с государственными структурами, политическими ин­ститутами и обществом в целом, а также правовыми и этическими нормами, действующими в сфере массовой информации.
В настоящее время многие государства постепенно вступают в полосу постиндустриального развития. Происходит изменение характера производства культурных артефактов с опорой на достижения компьютерной революции. Изменяются различные составляющие культуры - наука, техника, искусство, видео- и аудиокоммуникации, включая формы массовой культуры.
Революционно преобразовываются сами средства коммуникации, информация превратилась в самый дорогой товар, а СМИ - в мощный стимул потребления информации и ее оценки, развития коммуникационных технологий. Эти процессы вызывают необходимость государственного регулирования как информационных процессов и проце........


Список использованных источников
1. Федеральный закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.
2. Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект. -Кемерово, 2010
3. Государственная информационная политика: проблемы и технологии: Сборник статей / Отв. ред. и составитель Е. П. Тавокин. - М.: Издательство РАГС, 2013
4. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2013 г.: Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. - М.: Горячая линия - Телеком, 541 с.: ил.
5. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер» - 2012. - 576 с.
6. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 232 с.
7. Панарин И. Информационная война и финансовые кризисы // VIP-Premier, 2009, № 1.
8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2014. - 735 с.
9. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях// Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 2013
10. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2011. - 688 с.
11. Цыбмал В. И. О концепции информационной войны//Информационный сборник «Безопасность». 2012. № 9
12. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. 2009. № 5
13. Комов С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 2010. № 3
14. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 2009
15. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2013 г.: Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь - М.: Горячая линия - Телеком, 450 с.: ил.
16. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Информационно-психологическая война в системе политических отношений информационного общества, 2013 г.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии, Сборник статей / Отв. редактор и составитель Е. П. Тавокин - М.: Изд-во РАГС, С. 85-95.
17. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Вепринцев В. Б., Особенности информационной политики эпохи информационного общества, СПб.: Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы, 2012 г., № 4, С. 18-22.
18. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. - М.: Издательство МИФИ, 2015
19. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., Вепринцев В.Б. Государственная информационная политика: Учебник. - М.: Горячая линия - Телеком, 2014
20. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М., 20011
21. Черешкин. Д.С. О государственной программе построения информационного общества в России // Информационное общество. - 2010. - №1
22. Рекомендации Совета "О совершенствовании механизмов поддержки региональных и муниципальных СМИ" - Электронный ресурс presscenter/news/read/3092/ - (Дата обращения 04.04.2016)
23. Главная страница Татмедиа- - Электронный ресурс tatmedia.ru/ - (Дата обращения 04.04.2016)





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.