На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97059


Наименование:


Курсовик Педагогические условия развития творческого воображения в театрализованных играх.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: 88.9.

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх………………….7
1.1 Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………….7
1.2 Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста : понятие, особенности………………………………………………..……………………..14
1.3 Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста: понятие,виды,принципы организации……………………………..…………...19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….26
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по развитию творческого воображенияу детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх………............................................................................................................28
2.1 Уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ……………..……………………………………………28
2.2 Методические рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх…………..37
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………………………..46
Приложение………………………………………………………………………50


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.
Социально-экономические преобразования в обществе показывают необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Вопрос о развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Творческое воображение - достаточно сложный психологический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, В. П. Глухов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е. М. Мастюкова, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Многие авторы современные авторы такие как, Г.В. Ануфриева, Д.В. Менджерицка, Н.Ф. Сорокина и др. рассмотрена проблема театрализованной игры детей дошкольного возраста, они утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной игры детей в дошкольном возрасте, влияние театрализованной игры на развитие творческого воображения, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Педагогические условия развития творческого воображения в театрализованных играх.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2.Раскрыть сущность понятия ",особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3.Уточнить понятие, виды, принципы организации театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте.
4.Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические рекомендации для педагога по развитию творческого воображения в театрализованных играх.
Гипотеза исследования: Развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет способствовать использование театрализованных игр.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирический: наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов исследования; диагностические методики: «Дорисовывание фигур» (О.А. Дьяченко); «Придумай рассказ» (Р.С. Немов).
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольно- Образовательное Учреждение детский сад комбинированного типа № 47.
Структура работы состоит из введения, двух глав: первая глава теоретическая, вторая - практическая, выводов по главам и заключения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
1.1 Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема
В психической жизни дошкольника важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется ярко и интенсивно, поэтому многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [48, с.260].
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [40,с 81].
Исходной точкой развития ребенка, по Ж.Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [69, с.282].
Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям [75, с.171].
Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [48, с.260].
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника [69, с.284]. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную[76, с.302]. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими.
Классификация видов воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов: сенсорно-перцептивное воображение; словесно-логическое, выступающее как элемент мышления; эмоциональное.
Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[48, с.260].
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:воображение воссоздающее и воображение творческое [76, с.303].
Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.
Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это.
Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человека, что является резервуаром из которого мы черпаем материал для новых образов.
Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от индивидуальных особенностей человека и от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Задачи творческого воображения состоят в определении возможным результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.
В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).
Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [6, с.28].
Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей [5, с.5] и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра [5, с.7].
Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дъяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.[18 с. 41]
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.[9, c 247]
В.В. Давыдов считал, что живопись, музыка и поэзия - это виды единого процесса эстетического освоения действительности, и все они связаны с развитием воображения, универсальной способности по отношению к любой деятельности.[7, c 90]
Исследования изучение психологических закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в том числе художественной.
Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дъяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер: типизация (создание целостного образа синтетического характера);комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);преувеличение или преуменьшение предметов и явлений; конструкция (создание целого по части);агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности); уподобление (использование аллегорий и символов) ........


Библиографический список

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 2003. - 240 с.
3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - С.3.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 2002.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
6. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2006. - 344 с.
7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 256 с.
8. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: МГУ, 2003. - 318 с.
10. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 2000.
11. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176с.
12. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1999. - 256с.
13. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2010. № 5. 136с.
14. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.
15. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27 с.
16. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: РАО, 1996. - 197 с.
17. Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. - М., 1999. - 31 с.
18. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 1999. - № 4.С.3
19. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000. - 423с.
20. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М.Просвещение, 2007.
21. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
22. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. - Орел: МП Простор, 2001. - 120 с.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
24. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008.
25. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения. - Киев, 2000. - 22 с.
26. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9, 10. - С.52-59.
27. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 2009. - 140с.
28. Листик Е.М., Курганова А.Е. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста //Психолог в детском саду. - 2012. - № 1. - С.67-77.
29. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С.6-14.
30. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работник5ов дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
31. Медведева Е.А., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 240 с.
32. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. - М., 2001.
33. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2001.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 688 с.
35. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 608 с.
36. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М., 2002. - С.109-111.
37. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-пресс, 1997. - 512с
38. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. - М., 2005.
39. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: МПУ, 2001. - 269 с.
40. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.