На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97136


Наименование:


Диплом Анализ организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг(на материалах ОАО АИКБ «Татфондбанк»)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: 87.67.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в современных условиях развития экономики 6
1.1. Рынок ценных бумаг и необходимость его регулирования на современном этапе 6
1.2. Организация государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ 16
1.3. Нормативно-правовая база надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ 26
2. Анализ организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг(на материалах ОАО АИКБ «Татфондбанк») 34
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Татфондбанк» как профессионального участника РЦБ 34
2.2. Надзор за деятельностью банка ОАО «Татфондбанк» как эмитента 46
2.3. Оценка деятельности ОАО АИКБ «Татфондбанк» на рынке акций, облигаций 49
3. Направления совершенствования механизмов государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ 57
3.1. Проблемы организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ в кризисных условиях функционирования экономики 57
3.2. Предложения по совершенствованию организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг 71
Заключение 81
Список использованных источников 86


Введение

С того момента как Россия вступила на рыночный путь развития - рынок ценных бумаг занял лидирующее место среди институтов новой экономики. В настоящее время на рынке ценных бумаг торгуются акции представляющие разные сектора экономики. Востребованность рынка ценных бумаг экономикой не вызывает сомнений. Пенсионные накопления, сбережения населения, страховые резервы попадают на рынок в виде портфельных инвестиций. За свою небольшую, но насыщенную историю российский рынок стал одним из лидеров по росту капитализации среди развивающихся рынков, при этом оставаясь самым волантильным.
Фондовый рынок представляет собой широкую индустрию по привлечению денежных средств, размещению капитала, а также трансформации сбережений населения, в том числе пенсионных, в инвестиции. Эмиссионные механизмы играют ключевую роль при формировании фондового рынка, предопределяя его глубину, содержат требования к инструментам и их «поставщикам». Путем корректировки требований к процедуре эмиссии и обращения ценных бумаг государство может на ранней стадии повлиять на дальнейшую структуру рынка. Поэтому, преследуя цель привлечения долгосрочных инвестиций в экономику, стоит учитывать важность процедур эмиссии и обращения ценных бумаг.
В современной зарубежной научной литературе теория эффективности рынка разработана в достаточной степени для рынков акций, и с практической стороны применима только на иностранных фондовых рынках. Данной тематике посвящены работы зарубежных авторов. Фундаментальное значение для формирования теоретических основ функционирования рынка ценных бумаг имеют работы К.А.Волкова, Б.Б. Рубцова, К.Ю. Ратникова, С.В. Лосева, В.В. Шахова. В них содержатся попытки стандартизировать и упростить механизм применения финансовых инструментов на фондовом рынке, используя международный опыт.
Проблема изучения процессов организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг на современном этапе изменений не достаточно освещена в работах указанных авторов.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются процессы организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг, предметом - проблемы организации надзора за деятельностью участников на российском рынке ценных бумаг и пути их решения.
Целью исследования является раскрытие специфики организации надзора за деятельностью участников и разработка рекомендаций по совершенствованию организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в кризисных условиях функционирования экономики.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить организация государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ
- провести анализ организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг на примере ОАО «Татфондбанк;
- проанализировать операции и деятельность банка на рынке ценных бумах с целью оценки эффективности;
- проанализировать положение банка как эмитента рынка ценных бумаг;
- показать проблемы организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ в кризисных условиях функционирования экономики;
- разработать рекомендаций по совершенствованию организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в кризисных условиях функционирования экономики.
Практической основой стала содержащаяся в открытом доступе статистическая и аналитическая информация. При написании работы также использовались законодательные акты Российской Федерации, обзоры и доклады крупных консалтинговых компаний и инвестиционных банков.
Работа структурно отвечает цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрываются основные принципы и особенности надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг и его регулирование государством. Даются понятие ценной бумаги, исследуются подходы ученых к вопросам классификации ценных бумаг. Определяются характерные черты фондового рынка акций последних лет. Анализируется нормативно-правовая база надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ
Во второй главе проанализирована организация надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг на примере ОАО «Татфондбанк Исследуются активные и пассивные операции и деятельность банка на рынке ценных бумах с целью оценки эффективности.
В третьей главе исследуются проблемы в сфере регулирования финансовых рынков и разработаны рекомендаций по совершенствованию организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в кризисных условиях функционирования экономики
В заключении даются выводы и подведены итоги исследования.


1. Теоретические основы организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в современных условиях развития экономики
1.1. Рынок ценных бумаг и необходимость его регулирования на современном этапе

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов[3, C. 31].
Финансовые рынки осуществляют практически все те же функции, что и их товарно-сырьевые аналоги - они обеспечивают участников всей необходимой информацией о спросе и предложении на ресурсы и формируют рыночные цены этих ресурсов. Реализация этих функций позволяет финансовым рынкам создавать возможности выбора для потребителей, способствовать управлению рисками, воздействовать на управление компаниями.
Вследствие большого разнообразия видов и форм различных финансовых инструментов, а также способов торговли ими, существуют различные финансовые рынки. Их можно классифицировать по нескольким признакам.
Структура финансового рынка в целом предоставлена на рис. 1.1.1[3, C. 38].
Рынок ценных бумаг - это та часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия и обращение ценных бумаг.
По мнению М.И. Петрова рынок ценных бумаг «в общем виде можно определить как совокупность, систему экономических отношений, возникающих между лицами, которые в установленном законодательством порядке наделены правом на осуществление финансовых операций в отношении оборачивающихся на рынке объектов (ценных бумаг)» [15, с. 5].


Рис.1.1.1. Структура финансового рынка

В связи с этим можно отметить, что отношения, связанные с применением ценных бумаг, относятся к сфере гражданско-правового регулирования и, следовательно, к ним (ценным бумагам) более приемлем термин «сделки», а не «финансовые операции».
Е.А. Суханов определяет рынок ценных бумаг как «совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг» [18, с. 11]. Аналогичное суждение высказано В.А. Беловым при изложении методических аспектов изучения спецкурса о ценных бумагах [5].
Согласно ст. 1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1] (далее - ФЗ о РЦБ) это - во-первых, отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента; во-вторых, отношения, возникающие при обращении иных ценных бумаг (т.е. неэмиссионных ценных бумаг) в случаях предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, рынок ценных бумаг это - совокупность отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг (в случаях предусмотренных федеральными законами) между его субъектами.
По своему экономическому содержанию рынок ценных бумаг представляет собой систему, обеспечивающую условия для обмена финансовыми активами. С одной стороны, это система отношений совладения и кредита, выраженных через эмиссию ценных бумаг, которые имеют соб­ственную стоимость и могут продаваться, покупаться и как-то иначе использоваться в качестве финансовых инструментов. С другой стороны, это система элементов, опосредующих взаимодействие участников операций с данными финансовыми инструментами.
Продвижение национальной экономики Российской Федерации невозможно без формирования мощного рынка ценных бумаг, который вобрал бы в себя наиболее оптимальные основы мирового опыта в этой сфере. Использование ценных бумаг дает много возможностей для аккумуляции сбережений, что формируются во всех сферах экономической деятельности.
А. Галанов отмечал, что ценные бумаги отражают отношения, которые складываются на рынке по поводу передачи денег и товаров. Ценная бумага - форма фиксации этих отношений. Поскольку и деньги, и товары в современных условиях суть разных форм существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить как форму существования капитала, отличную от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход [5, C. 44].
Понятие ценной бумаги многогранно, поскольку сами экономические отношения, которые выражают его, очень сложны, постоянно видоизменяются и развиваются, что находит свое выражение во все новых формах существования ценных бумаг. С этим определением стоит согласиться.
Совокупность экономических, юридических (наличие обязательных реквизитов) и технических (определенный формат, способ печатания и т.д.) характеристик и представляет собой понятие «ценная бумага».
С экономической точки зрения, как было отмечено Я. Миркиным, ценная бумага это, прежде всего, особая инвестиционная стоимость: отражающая имущественные, заемные, обязательственные отношения между участниками фондового рынка; самостоятельно обращающаяся (т.е. вне оборота базисной авансированной стоимости) на рынке и поэтому имеющая собственный курс; обладающая необходимыми, отмеченными выше, инвестиционными свойствами[13, C. 20].
В качестве важнейших видов ценных бумаг выступают акции, облигации, государственные и муниципальные ценные бумаги (которые также могут принимать форму облигаций), депозитные и сберегательные сертификаты, закладные, векселя, чеки, складские свидетельства.
Общая классификация ценных бумаг приведена в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Классификация видов ценных бумаг
Долговые Титулы собственности
Долговые обязательства (облигации, нота, вексель и т.п.) Право собственности на активы (простые и привилегированные акции, конвертируемые облигации)

Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные Бессрочные
Сроком погашения до 1 года Сроком погашения от 1 до 5 лет Сроком погашения свыше 5 лет Фондовые инструменты без срока погашения - акции, бессрочные облигации.

Государственные Муниципальные Негосударственные
Выпущенные от имени РФ Выпущенные от имени субъекта РФ Выпущенные от имени муниципального образования Корпоративные Иностранных эмитентов Частные
Многообразие присутствующих на рынке ценных бумаг зависит от их роли в системе общественного воспроизводства, степени развития разделения труда, состояния макроэкономики и финансового рынка, участия государства в их эмитировании и т.п.
Реализация функций фондового рынка обеспечивается различными категориями его участников в процессе их взаимодействия. Рассматри­вая всю совокупность участников, в одну группу можно объединить эми­тентов и инвесторов, в другую - профессиональных участников, т.е. посредников рынка ценных бумаг, составляющих элементы его инфра­структуры.
Эмитентом может выступать государство в лице органов централь­ной или местной власти и негосударственные предприятия и организа­ции, относящиеся к производственному или финансовому сектору и существующие чаще всего в организационно-правовой форме акционер­ного общества. К инвесторам относятся юридические или физические лица, осуществляющие вложения в ценные бумаги. В качестве инвесто­ра может фигурировать и государство, но основными вкладчиками на российском фондовом рынке являются физические лица, т.е. преобла­дает индивидуальный инвестор, а главным эмитентом является государ­ство.
Отношения между эмитентом и инвестором строятся следующим образом: инвестору ценные бумаги принадлежат на праве собственнос­ти (или ином вещном праве), а эмитент несет перед ним обязательства по осуществлению прав, удостоверяемых ценной бумагой. Особая роль принадлежит институциональным инвесторам, таким специализирован­ным кредитно-финансовым институтам, как коммерческие и инвести­ционные банки, страховые компании, пенсионные и взаимные фонды. Сосредоточение у них значительного объема ценных бумаг способствует большей стабильности и устойчивости фондового рынка[14, С.13].
К категории профессиональных участников рынка ценных бумаг принадлежат организации и лица, обеспечивающие заключение и исполнение операций (сделок) с ценными бумагами между эмитентами и инвесторами, а также между и внутри групп самих профессиональных участников.
В их состав входят организаторы торговли ценными бумагами. Они могут существовать в форме биржи или небиржевой организации и предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок. Торговлю в системе организатора торгов могут проводить только ее члены. К профессиональным участникам относятся также брокеры, дилеры, фондовые управляющие, расчетно-клиринговые организации, депозитарии и регистраторы. Брокером может быть юридическое лицо, действующее на основании договора, поручения или ко­миссии за счет клиента. Чаще всего это брокерская компания. Дилер - юридическое лицо, совершающее операции купли-продажи ценных бу­маг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. Фондовый управляющий совершает операции с ценными бу­магами в интересах клиента от своего имени и за вознаграждение в тече­ние определенного срока. В расчетно-клиринговой организации в ходе сверки и корректировки информации по заключенным во время торгов сделкам определяются и зачитываются взаимные обязательства сторон по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) переходу прав собственности на ценные бумаги. Регистраторы занимаются деятель­ностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, которая заключа­ется в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных о реестре, т.е. списке владельцев ценных бумаг на определенную дату.
Осуществляя операции с переданными ему на время ценными бумагами клиентов, профессиональный участник получает статус номинального держателя - лица, на которое в реестре записано некоторое коли­чество бумаг, собственником коих он не является.
На развитом рынке ценных бумаг обязательным является присутствие такого финансового посредника, как инвестиционный банк, играющий основную роль в процессе эмиссии ценных бумаг и выступающий важнейшим экспертом финансового рынка. Он одновременно выполняет функции поставщика и потребителя долгосрочных активов на рынке капиталов, сводя вместе инвесторов и эмитентов. Инвестиционный банк оказывает клиентам услуги по решению следующих задач[14, С.16]:
-корпоративного финансирования;
-долгосрочного финансового планирования;
-размещения или приобретения ценных бумаг;
-маркетинга по ценным бумагам;
-управления фондами;
-организации слияний.
Корпоративное финансирование представляет собой содействие в привлечении капитала для финансирования инвестиционных проектов, нахождение стратегических партнеров по внедрению новых технологий рынков или методов управления, размещение акций и создание рынка для эмитируемых бумаг. Инвестиционные банки участвуют в создании коллективных инвестиционных фондов для объединения инвесторами своих средств и вложения их сразу во многие ценные бумаги в целях диверсификации рисков и повышения ликвидности капитала. Они осуществляют управление этими фондами. В развитых странах инвестиционные банки владеют местами на всех основных фондовых биржах и имеют доступ к внебиржевому рынку. Если инвестиционный банк выступает в качестве агента одной из сторон в сделке по покупке или продаже зарегистрированных на бирже ценных бумаг, он действует как брокер. Если же банк покупает и продает эти бумаги за свой счет, вклады­вая собственный капитал и рискуя им, он действует как дилер. В России в настоящее время не существует развитого института инвестиционных банков. Функции, аналогичные тем, которые в США и некоторых дру­гих странах возложены на инвестиционные банки, у нас в стране выпол­няют универсальные коммерческие банки. Однако инвестиционный банкинг в связи с неразвитостью финансового рынка, ограниченным на­бором финансовых инструментов, отсутствием институциональных ин­весторов еще не получил у нас достаточного развития.
Розничным называют сегмент фондового рынка, охватывающий взаимоотношения эмитентов и инвесторов с профессиональными посредниками. Оптовый сегмент включает отношения между профессиональны­ми торговцами[14, С.17].
С учетом специфики эмитента фондовый рынок делится на рынок государственных бумаг и рынок корпоративных бумаг (ценных бумаг акционерных обществ). Если продолжить классификацию по видам бу­маг, следует выделить рынок акций к рынок облигаций. По признаку организатора торговли рынок делится на биржевой и небиржевой, по времени исполнения сделок - на спотовый и срочный. Исключительно важным является деление фондового рынка на первичный и вторичный.
Первичный рынок представляет собой рынок размещения новых эмиссий (выпусков) ценных бумаг. Он является рынком эмитентов и инвесторов, его основная функция реализуется в аккумуляции денеж­ных средств и их перераспределении. В странах с развитой экономикой Доля первичного рынка не превышает 5-15%, его ресурсы используют­ся для регулирования структуры капитала корпораций и размещения бумаг в ходе слияний и поглощений фирм. В структуре российского фон­дового рынка первичный рынок преобладает, что связано с его возник­новением в процессе приватизации, служившей основным способом Разгосударствления собственности, и со сложностями размещения по­зорных эмиссий акционерными предприятиями.
На первичном фондовом рынке в развитых странах ведущая роль принадлежит инвестиционным банкам, участвующим в размещении акций путем, как публичной эмиссии, так и в частном (или прямом) виде. Публичная эмиссия - это открытое предложение ценных бумаг широкому кругу инвесторов при обязательной публикации проспекта эмиссии. Частное размещение предполагает предложение ценных бумаг ограни­ченному числу так называемых квалифицированных покупателей, в со­став которых входят различные финансовые институты и другие стра­тегические инвесторы.
Участвуя в открытом размещении, инвестиционный банк является андеррайтером выпуска, несущим в определенном объеме ответствен­ность за распространение эмиссии. При твердом андеррайтинге банк покупает у эмитента весь выпуск по установленной цене и затем перепро­дает ценные бумаги инвесторам по более высокой цене, принимая на себя весь риск в случае неудачного размещения. Андеррайтинг на лучших ус­ловиях означает, что банк содействует размещению, но не гарантирует выпуск и не имеет обязательств по полному размещению эмиссии.
При частном размещении задачей инвестиционного банка становит­ся поиск покупателя и заключение с ним сделки по поручению клиен­та. К его преимуществам относятся экономия времени из-за отсутствия подготовки проспекта эмиссии и ожидания регистрации и затрат на га­рантирование размещения, более свободные условия договора между эмитентом и инвестором. В целом участие специализированного инвес­тиционного посредника при любом способе размещения ведет к суще­ственной экономии для эмитента, что делает финансовые инструменты более доступными для потенциального покупателя.
Обращение ценных бумаг происходит на вторичном рынке в виде их первой и последующих перепродаж. Основными участниками здесь выступают профессионалы, значительную долю которых представляют спекулянты, т.е. готовые принять на себя риск торговцы, чьи действия на рынке придают ему большую ликвидность. В процессе перераспреде­ления собственности происходит постоянная структурная перестройка экономики. Слабое развитие вторичного рынка затрудняет перепрода­жу бумаг и в целом ослабляет стимулы вложений в них, существенно ограничивая возможности привлечения финансовых ресурсов в реаль­ный сектор[10, С.14].
Вторичный рынок делят на организованный и неорганизованный. Организованный рынок представлен прежде всего фондовой биржей - в классическом виде специально оборудованного строения или в виде компьютерной сети с подключенными к ней терминалами участников торгов. Неорганизованный рынок (розничный, «уличный», называемый еще торговлей «через прилавок») представлен множеством торговцев, он характеризуется отсутствием единого курса одних и тех же бумаг и относительно небольшими объемами сделок, заключаемых инвестором непос­редственно с торговцем за пределами торговой системы (например, через банк).
Важнейшей характеристикой вторичного рынка является ликвид­ность, отражающая не только объем торгов, но также многообразие сде­лок, число торгуемых бумаг и количество профессиональных торговцев. В условиях высокой ликвидности разрыв между ценой предложения и спроса на рынке ценных бумаг (спрэд) является минимальным при не­значительном колебании цен от сделки к сделке, что обеспечивается высокой концентрацией спроса и предложения. Это способствует уста­новлению цены, которая воспринимается держателями бумаг и потен­циальными покупателями как справедливая. Она стимулирует актив­ную куплю-продажу.
Значение рынка ценных бумаг для поддержания экономического ро­ста раскрывается в его функциях. К основным из них относятся[14, С.18]:
- инвестиционная, сущность которой заключается в мобилизации накоплений и сбережений и перераспределении их в виде инвестицион­ных ресурсов между отраслями и сферами экономики;
- страховая, обеспечивающая перераспределение рисков и выравни­вание цен в ходе торговли активами разного вида на основе использова­ния срочных инструментов рынка ценных бумаг;
- информационная, отражающая влияние информации о ходе регу­лярных торгов ценными бумагами на организованных рынках на уро­вень деловой активности и обратное влияние экономической конъюнк­туры на котировки ценных бумаг.
К функциям рынка ценных бумаг можно отнести и функции, прису­щие любому рынку: коммерческую, ценовую, регулирующую. Иногда выделяют функции перераспределения собственности, повышения лик­видности долга и др.
Таким образом, рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитные институты и фондовая биржа) аккумулирующая денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производственное и непроизводственное вложение капиталов. Различают первичный рынок ценных бумаг, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа (обращение) ранее выпущенных ценных бумаг.
Таким образом, можно отметить необходимость регулирования рынка ценных бумаг и надзора за его участниками:
1. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение инвестиций. Через него в основном осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшую доходность за счет высокой рентабельности.
2. Фондовый рынок придает массовый характер инвестиционному процессу, обеспечивая возможность приобретения ценных бумаг.
3. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и у профессиональных посредников ускоряет инвестиционный процесс.
4. Рынок ценных бумаг выступает в роли финансового барометра, чутко реагируя на изменения социально-политической обстановки.

1.2. Организация государственного регулирования и надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ

В настоящее время регулирование рынка ценных бумаг направлено на то, чтобы усилить его рыночные качества. Каждый пункт регулирования должен проверяться на то, чтобы он двигал рынок в направлении улучшения его главных качеств. Существуют аксиомы рынка ценных бумаг. Если эти аксиомы нарушить - это будет уже не рынок. Это будет какая-либо административная система, но она не сможет выполнять те задачи, которые может выполнять именно рынок ценных бумаг: - генерировать информацию о том, куда общество должно вкладывать капитал, в каких отраслях и предприятиях производится продукция, относительно более важная людям, нужда в какой продукции уже отпала. Это свойство рынка часто обозначают как обслуживание "межотраслевых переливов капитала". Это, собственно, и отличает рыночную экономику от плановой, где приоритеты предприятий и отраслей в получении капитала планируют.
Важной информацией при этом является и та, в какой стране вложения в экономику являются более прибыльными при равных рисках (или в какой стране при данной прибыльности риски больше).
- обеспечивать сбор капитала для предприятий, в нем нуждающихся, и о которых общество думает, что они будут приносить ему пользу - то есть будут прибыльно торговать своей продукцией. Важным является также и то, что рынок дает возможность сбора капитала и со стороны иностранных инвесторов, если те сочтут, что вложения в данный национальный рынок более прибыльны при равных рисках, чем в рынки других стран (или в данной стране при равной прибыльности риски меньше);
- давать возможности для создания населением и бизнесом сбережений, при этом для разных категорий населения и бизнесов есть возможность выбрать приемлемое для них соотношение риска и доходности;
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.
Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование. Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее[1].
Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения[3].
К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций[6].
Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:
-создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг,
-защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц,
-обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов,
-стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка,
-использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы) [2].
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
-создание нормативной базы функционирования рынка, которая ставит функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
-отбор профессиональных участников рынка;
-контроль соблюдения выполнения участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
-систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг[5].
Основные из принципов:
- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и
инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой;
- выделение из всех видов цепных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован;
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
- необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;
- разделение полномочий между регулирующими органами, т.е. нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;
- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) [4].
Особую роль в системе регулирования рцб играет инфраструктура.
Регулятивная инфраструктура - это одна из систем, обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:
1. Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации).
2. Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее).
3. Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг).
В процессе правового регулирования правоотношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, государство ориентируется на имеющий долгую историю и доказавший свою эффективность опыт развитых стран.
На примере Сингапура, Канады, Германии, Ирландии и др. в стране осуществлена идея создания мегарегулятора на финансовом рынке с целью унификации подходов к мониторингу финансовой системы в целом.
В 2013 г.произошло упразднение ФСФР России с переходом всех ее функций и полномочий к Центробанку, а также с передачей ряда полномочий от Минфина России и от Правительства РФ в сфере нормативного регулирования.
Построение такого мегарегулятора - сложный и комплексный процесс. Если проанализировать изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ), то кроме фактически зеркального переноса функций ФСФР на Центробанк нет проработанной структуры, которая могла бы дать ясное понимание того, каким образом будет функционировать новый мегарегулятор. И хотя дальнейшее развитие данного института и предполагает принятие дополнительных законодательных актов, в настоящее время мы можем только предполагать, насколько эффективной будет данная система. Пока вопросы, связанные с регулированием ценных бумаг, продолжают решаться на базе инфраструктуры бывшей ФСФР.
И здесь, пожалуй, стоит остановиться на примере Великобритании, где совсем недавно произошли аналогичные изменения, но с более проработанным механизмом их внедрения и реализации. 1 апреля 2013 года вступил в силу Закон о финансовых услугах (The Financial Services Act 2012), который внес множество изменений в регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании. Закон упразднил Службу финансового надзора (The Financial Services Authority (FSA)) и переложил полномочия по регулированию и надзору в сфере финансовых рынков на Банк Англии. Причем, реформирование всей внутренней структуры Банка было проработано и внедрено уже на момент упразднения Службы финансового надзора, а не после.
В структуре Банка Англии появились новые органы и структуры: орган пруденциального регулирования (ОПР) (The Prudential Regulation Authority (PRA)), ответственный за регулирование в отношении депозитариев, страховых компаний и крупных инвестиционных компаний; орган по финансовому поведению (ОФП) (The Financial Conduct Authority (FCA)), который отвечает за надлежащее функционирование финансовых рынков и регулирование деятельности всех компаний финансового сектора.
Сам Банк Англии продолжает выполнять свои полномочия по поддержанию финансовой стабильности в Великобритании, и в целях усиления данного направления был создан Комитет по финансовой политике (Financial Policy Committee) для осуществления макропруденциального надзора и регулирования, в целях минимизации и исключения системного риска для финансовой системы в целом. Также на Банк Англии была возложена обязанность по регулированию таких инфраструктур финансового рынка, как центральные контрагенты и клиринговые системы. Отдельное взаимодействие детально прописано между Банком Англии и Казначейством в отношении вопросов, связанных с урегулированием финансового кризиса.
Также внесены изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", наиболее значимыми среди которых можно выделить следующие:
1. Значительные изменения затронули процедуру эмиссии ценных бумаг.
Теперь, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент вправе представить в регистрирующий орган документы, необходимые для осуществления государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска), для предварительного рассмотрения. При этом указанные документы могут быть представлены без их утверждения уполномоченным органом эмитента.
Также изменены требования к содержанию и структуре проспекта ценных бумаг. Так, в частности, проспект может быть разбит на основную часть (содержащую основную информацию об эмитенте) и дополнительную часть (включающую сведения о размещаемых ценных бумагах), регистрация которых может осуществляться в разное время.
Изменены некоторые условия размещения эмиссионных ценных бумаг. Законом установлено, что эмитент вправе продлить сроки размещения ценных бумаг путем внесения изменений в решение о выпуске. При этом общий срок размещения ценных бумаг с учетом продлений не может составлять более 3 лет. Ранее эмитенты были жестко ограничены годичным сроком.
Эмитент вправе отказаться от размещения ценных бумаг после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) и до начала их размещения, путем подачи соответствующего заявления.
Уточнен порядок приостановления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Изменены требования к биржевым облигациям. Так исключено требование о максимальном сроке исполнения обязательств по облигациям в три года. При этом биржа получила право устанавливать дополнительные условия, которым должны соответствовать биржевые облигации, а также требования к биржевым облигациям и (или) их эмитентам. Уточнены иные особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций.
Введена новая статья, регулирующая особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации и замены эмитента облигаций при его реорганизации.
2. Уточнены особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов.
В частности, теперь к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации могут быть допущены ценные бумаги иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в утвержденный ФСФР России перечень независимо от страны регистрации эмитента.
3. Добавлена статья, регулирующая особенности получения дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по именным облигациям, что корреспондирует с изменениями, внесенными в Законе об акционерных обществах в части порядка выплаты дивидендов.
4. Уточнены сроки передачи выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг, и депозитарием, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, своим депонентам.
5. Законодательно закреплено, что держатель реестра составляет два вида списков: список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, и список зарегистрированных лиц. Это связано с изменением, в том числе порядка выплаты дивидендов в Законе об акционерных обществах.
6. Установлен запрет депозитарию давать поручение на зачисление ценных бумаг российских эмитентов, выпущенных на территории Российской Федерации, на счет, открытый ему в иностранной организации как лицу, действующему в интересах других лиц.
7. Внесены отдельные корреспондирующие изменения в иные законы Российской Федерации.
Надзор за национальным рынком ценных бумаг представляет совокупность организационно-технических мероприятий направленных на своевременное выявление и пресечение нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, нормативных актов государственных регулирующих органов, а также правил и требований иных документов организатора торговли [11, с. 16].
Мы можем выделить следующие три составных элемента надзора за рынком ценных бумаг: информационно-аналитические средства мониторинга рынка, нормативно-правовые документы, определяющие противоправные действия на рынке ценных бумаг и формулирующие санкции за их допущение, и институты, осуществляющие надзор за рынком ценных бумаг.
Главной отличительной особенностью действующей в России модели регулирования национального фондового рынка, основанной на принципах мегарегулирования, является концентрация в рамках одного регулирующего органа (Центрального банка России) функций регулирования (правоустановления) и надзора (правоприменения) на российском фондовом рынке.
В соответствии с планами создания в России мегарегулятора с 10 декабря 2013 г. в структуре центрального аппарата Банка России было создано управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках. В этом подразделении сосредоточены четыре основных направления: противодействие инсайду, манипулированию, финансовым пирамидам и появлению фиктивных активов. Данные функции будут выполняться за счет создания системы пруденциального надзора за профучастниками финансового рынка (планируемая дата ее внедрения - 2016 г.).
Под пруденциальным надзором мы будем понимать систему нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации, а также систему мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов, а в случае их нарушения - исправить ситуацию.
Применительно к российскому фондовому рынку пруденциальный надзор представляет собой предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм. Пруденциальные нормы - это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для финансовых организаций (в том числе и для профессиональных участников рынка ценных бумаг) в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления рисками, защиты интересов инвесторов, акционеров и вкладчиков.
В настоящее время окончательная система пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг в России не создана.
Таким образом, к деятельности финансовых посредников применяются лишь три норматива пруденциального надзора:
- требования к собственным средствам профессионального участника рынка ценных бумаг;
- норматив R1 (размер максимально допустимой задолженности всех клиентов перед брокером);
- норматив R2 (размер максимально допустимой задолженности одного клиента перед брокером), который связан с маржинальными операциями.
При этом первый норматив (требования к собственным средствам) не может рассматриваться в полной мере как элемент пруденциального надзора.
Здесь можно согласиться с точкой зрения экс-председателя правления НАУФОР А. Тимофеева, который критически относится к данному нормативу: «существующие требования к собственным средствам профессионального участника рынка ценных бумаг можно воспринимать лишь как входной билет на финансовый рынок. Но ничего общего с финансовой стабильностью они, строго говоря, не имеют» [26].
Подготовленное экс-регулятором Положение о пруденциальном надзоре, с одной стороны, не отвечает требования развития российского рынка ценных бумаг, а с другой - не учитывает изменения, последующие после реформы системы регулирования отечественного финансового рынка и создания мегарегулятора.

1.3. Нормативно-правовая база надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг в РФ

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, осуществляющее свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии либо в соответствии с законодательными актами и осуществляют виды деятельности, перечисленные в Главе 2 Закона № 39-ФЗ.
До сих пор нет четкого содержание понятия «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг», что не только затрудняет изучение статуса профессиональных участников рынка, но и приводит к возникновению на практике конфликтных ситуаций, также недостаточно исследованы особенности профессиональной деятельности, правовое положение как профессиональных участников рынка ценных бумаг в целом, так и брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, держателей реестра в отдельности. Необходимо отметить, что с 1 января 2013 и с 1 января 2014 года были исключены из перечня видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Закона № 39-ФЗ клиринговая деятельность и деятельность по организации торговли соответственно.
Стоит отметить, что Закон № 39-ФЗ долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных. В 2011 году были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности (такие как Федеральные Законы «Об организованных торгах», «О клиринге и клиринговой деятельности» и др.).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признавались утратившими силу с 1 января 2014 года, в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже.
Таким образом, с 1 января 2014 года организатор торговли на рынке ценных бумаг перестал быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не распространялись на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому, большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.
Закон закрепляет дополнительные к установленным иными Федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов [4].
Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами [5].
В настоящее время деятельность саморегулируемых организаций осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
В данном законе саморегулируемым организациям на рынке ценных бумаг посвящена глава 13.
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» < legislation_39_1.html> на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг в зависимости от видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» < legislation_39_1.html>.
Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» < legislation_46.html>.
Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам».
Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».
Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если она соответствует следующим требованиям:
Организация учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Если же число членов СРО стало менее десяти, ЦБ приостанавливает деятельность СРО на срок до 3-х месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями закона, ЦБ прекращает деятельность данной СРО.
В представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится ни одно из следующих положений:
- возможность дискриминации прав клиентов, которые пользуются услугами членов организации, а также дискриминация членов организации;
- необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
- ограничения, которые препятствуют развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- регулирование вопросов, которые не относятся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности СРО;
- предоставление недостоверной или неполной информации.
Государственное регулирование деятельности СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет Центральный банк < goto/?durl= goto/7adbf227cd0ec26fd9f6ced69b7006/> России (ранее - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)). ЦБ ведет реестр СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Целями деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:
1. Развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг.
2. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, которые способствуют эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
3. Осуществление надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
4. Защита законных прав и интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами саморегулируемой организации.
5. Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
6. Обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций рцб:
СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением своими членами принятых СРО правил и стандартов.
Создает и поддерживает эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявляет и пресекает нарушения требований законодательства РФ, а также внутренних документов саморегулируемой организации.
Осуществляет обучение < goto/?durl= goto/e583077b630ec26fd9f6c814d4b7c0/> граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), принимает квалификационные экзамены и выдает квалификационные аттестаты.
Организует информационное и методическое обеспечение своих членов.
СРО вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - членов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников РЦБ).
Преимущества СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг:
СРО осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
Членство в СРО ведет к взаимной поддержке ее членов;
СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников - членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности рынка ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть членом нескольких саморегулируемых организаций различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством.
Для того, чтобы быть принятым в члены СРО рынка ценных бумаг, лицо, желающее вступить в СРО обязано подать заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и внутренними документами саморегулируемой организации.
После получения заявления СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг обязана в течение срока, не превышающего двух месяцев, осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. По окончании проверки должностные лица и специалисты саморегулируемой организации, составляют письменное заключение. Это письменное заключение направляется на рассмотрение в коллегиальный орган управления СРО, который по итогам рассмотрения представленных документов должен в трехдневный срок с момента рассмотрения утвердить заявление или отказать в его утверждении.
Условиями членства в СРО являются также внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО < about_sro/indemnification_fund_sro>.
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг для реализации своих полномочий на территории субъектов РФ имеет право, с предварительным согласованием с ЦБ РФ, создавать свои филиалы и представительства. Она обязана осуществлять контроль за деятельностью своих филиалов и представительств, а также несет ответственность за их деятельность < >.
И так, по сравнению с действующей системой регулирования фондового рынка в развитых странах, российский рынок ценных бумаг находится на стадии становления и отличается повышенным вниманием и контролем со стороны государственных органов. Однако последние реформы законодательства показывают, что в Российской Федерации происходят комплексные изменения в нормативно-правовом регулировании правоотношений на рынке ценных бумаг, направленные на:
- улучшение инфраструктуры внутреннего рынка;
- снятие административных барьеров для эмитентов, желающих предложить свои акции неопределенному кругу лиц; гармонизацию национального права со стандартами, принятыми на развитых зарубежных фондовых рынках;
- создание благоприятных и конкурентных условий для оборота ценных бумаг на организованных торгах фондовых бирж.
Таким образом, можно сказать, что изменений в сфере регулирования рынка ценных бумаг много, они затрагивают как частноправовую, так и публично-правовую сферы, носят комплексный характер и при отсутствии подобной правоприменительной практики потребуют усилий со стороны всех участников рынка для их дальнейшего эффективного внедрения.
2. Анализ организации надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг(на материалах ОАО АИКБ «Татфондбанк»)
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Татфондбанк» как профессионального участника РЦБ

ОАО АИКБ «Татфондбанк» был учрежден в форме акционерного общества закрытого типа в августе 1994 года. В июле 1995 года общим собранием акционеров принято решение о преобразовании Банка в акционерное общество открытого типа, с июня 1997 года Банк действует в форме открытого акционерного общества. Руководство всей текущей деятельностью Банка осуществляет единоличный исполнительный орган - Председатель Правления Мусин Роберт Ренатович.
Банк предоставляет полный спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам, сотрудничает с хозяйствующими субъектами любой формы собственности во всех отраслях экономики.
При кредитовании юридических лиц используются разнообразные инструменты, среди которых кредит, кредитная линия - «лимит задолженности» или «лимит выдачи», «овердрафт». В Банке широко представлены все виды розничных операций: депозитные и кредитные операции, денежные переводы и платежи, операции с пластиковыми картами, операции с драгоценными монетами. Юридическим и физическим лицам Банк предлагает услугу дистанционного банковского обслуживания.
Имея лицензию Центрального банка РФ на совершение банковских операций в иностранной валюте, Банк проводит все виды операций, совершаемых на валютном рынке.
Развитые корреспондентские отношения с российскими и зарубежными банками позволяют Банку оперативно производить расчеты и осуществлять платежи, в том числе проводить международные расчеты.
ОАО АИКБ «Татфондбанк» обладает развитой региональной сетью. Обособленные подразделения Банка расположены в ключевых городах и районах Республики Татарстан, а также за ее пределами. По состоянию на 1 января 2015 года региональная сеть Банка представлена 99 обособленными подразделениями, включая 12 филиалов.
Среди приоритетных направлений деятельности банка - кредитование физических и юридических лиц. Кредитный портфель банка на 1 мая 2015 года составляет 92,2 млрд. рублей.
Надежность банка подтверждена кредитными рейтингами международных агентств Moody’s Investors Service и Standard & Poors, а также рейтингами отечественных агентств АК&M и Национального Рейтингового Агентства.
ОАО «АИКБ «Татфондбанк» является членом:
- Банковской Ассоциации Татарстана;
- Ассоциации российских банков с 20.06.2006 №1539;
- Московской межбанковской валютной биржи;
- Торгово-Промышленных Палат Республики Тат........


Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994 (в ред. 22.10.2014)
2. Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: < document/cons_doc_LAW_165248/?frame=1> (дата обращения 15.03.2015).
3. Федеральный закон от 23.07.2013 года № 251-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: document/cons_doc_LAW_165438 / < document/cons_doc_LAW_165438%20/>(дата обращения 17.03.2015).
4. Брейли Р, Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2011.- 344с.
5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х т.: Пер. с англ./ Под ред. В.В.Ковалева. - СПб: Экономическая школа, 2013.- 280с.
6. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./ Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 290с.
7. Галанова В.А., Басова А. И., Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 352с.
8. Звягинцева Н. А. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: путь к мегарегулятору // Экономика и экономические науки. - 2013. - № 5 (91). - С. 27-33
9. Зельцер А.Б. Оценка инвестиционной привлекательности акций, обращающихся на российском фондовом рынке: Автореф.дисс.... к.э.н. - Новосибирск, 2009.
10. Институциональная структура российского рынка акций / Под ред. Е.Н. Алифановой. - Ростов-н/Д: Рост.гос.экон.ун-т (РИНХ), 2012.
11. Волков К.А. Стандарт деятельности по андеррайтингу и предоставления других услуг, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг. «Национальная фондовая ассоциация»
12. Касимов Ю. Ф. Введение в теорию оптимального портфеля ценных бумаг. - М.: Анкил. 2011.
13. Кичигин Ю.А. Оценка финансовых элементов капитала // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2013, № 8 - С. 28
14. Князев В.И. // Рынок ценных бумаг. № 86, март 2014. - с. 34-38.
15. Ковалев В.В. «Введение в финансовый менеджмент», М., Финансы и статистика, 2012 г.
16. Миркин Я.М. Российский рынок ценных бумаг: влияние фундаментальных факторов, приоритеты и механизм развития. Дисс. на соиск.уч.степ. д.э.н. - М., 2003. URL: _docs/doctor003.pdf (дата обращения 24.01.2015)
17. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие/Финансовая академия при Правительстве РФ. Отделение дистанционного (заочного) обучения и экстерната. Кафедра ценных бумаг и финансового инжиниринга. - М., 2010 г.
18. Митин Ю.П. Влияние мировых экономических индикаторов на динамику российского фондового рынка в 1999-2010 гг.: Автореф. дисс. ... к.э.н. - СПб., 2011. URL: files/upload/disser/eco/2011/avtoref-Mitin.pdf (дата обращения 20.02.2015)
19. Перова М. Американские портфельные инвестиции за рубежом.// Мировая экономика и международные отношения, 2013 г. № 7.
20. Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2013. С. 72.
21. Ратников К.Ю. Новый способ приватизации и продажи акций за рубежом: Американские и глобальные депозитарные расписки. М.:Статут 2010 г.
22. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. Издательство «Экзамен» Москва. 2013 г.
23. Стефанишин С., Козловский В. Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. - 2012. - № 5. - С. 54.
24. Стратегия на рынке акций 2013. URL: www.sbrf.ru/common/img/uploaded/c_list/secum/download /2011/Q4_2011sm.pdf (дата обращения 15.03.2015)
25. Суханов Е.А. Вступительная статья к работе В. Белова «Ценные бумаги в российском гражданском праве». М., 2013. С.3.
26. Сухановский Ю.А. Причины и последствия мирового финансового кризиса. Сборник научных трудов Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Выпуск XXI/ Под общ.ред. В.С. Балабанова - М.: Российская Академия предпринимательства. Агентство печати «Наука и образование» 2013.- №12 - 0,3 п.л.
27. Информация о типовых нарушениях, выявленных в ходе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Официальный сайт Банка России. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-RL: sbrfr/print.aspx?file=contributors/financialmarket/market_ professional_operators/violations.htm&pid=financialmarket&sid=ITM_48719 < sbrfr/print.aspx?file=contributors/financialmarket/market_%20%20professional_operators/violations.htm&pid=financialmarket&sid=ITM_48719> (дата обращения 18.03.2015).
28. Федорова Е.А., Назарова Ю.Н. Факторы, влияющие на изменение индекса РТС российского фондового рынка // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 1. URL: fin/2010/1/03_11/03_11%20.pdf (дата обращения 22.02.2015)
29. Филимошин П. О новых стандартах эмиссии ценных бумаг//CORSEC.RU - ваш корпоративный секретарь. 2012. URL: o-novyx-standartax-emissii-cennyx-bumag (дата обращения 29.04.2015)
30. Якорева А. Монополистом больше // Expert.ru - журнал «Эксперт». 2011. URL: 2011/11/8/monopolistom-bolshe/ (дата обращения 08.02.2015)




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.