На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Общее состояние системы международных отношений. Понятие и сущность национальных интересов государства, основные средства и методы реализации. Национальные интересы России в разных сферах жизнедеятельности государства на современном этапе ее развития.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

Введение………..……………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность национальных интересов государства……….5
1.1 Понятие национальных интересов государства…………………………5
1.2 Средства и методы реализации национальных интересов…….............10
2 Национальные интересы России на современном этапе развития
общества………………………………………………………..…………….14
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………25
Введение

Категория «национальный интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий теории социологических наук. Сама сфера национальных отношений нередко рассматривается, как своеобразное поле социального конфликта и взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого и осуществляется (или не осуществляется) их реализация. В то же время проблема содержания понятия «национальный интерес» остается дискуссионной в отечественной и зарубежной социологии.
В представленной работе будут исследованы теоретические и практические аспекты одной из наиболее важных тем современной социологической науки, касающейся изучения национальных интересов России на современном этапе развития общества. Актуальность исследования выбранной темы предопределена тем, что в современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека и их максимальное обеспечение. Следует отметить, что национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения, минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых основывается существование всего общества любой страны в современных условиях.
Цель данной работы - исследовать национальные интересы России на современном этапе развития общества. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность национальных интересов;
- изучить национальные интересы России в разных сферах жизнедеятельности государства на современном этапе развития общества;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы являются национальные интересы России на современном этапе развития общества с точки зрения современной социологической науки. Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по защите своих национальных интересов в современных условиях.
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод (всестороннее познание объекта и предмета исследования), метод анализа и синтеза, системный метод (анализ общественных отношений, как единого целого и выявление в ней роли и места национальных интересов страны), метод обобщения полученных знаний.
Теоретической основой представленной курсовой работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению национальных интересов России на современном этапе развития общества. Это такие авторы как Кравченко А.И., Токарская Н.М., Фролов С.С., Лавриненко В.Н., Григорьев С.И., Эфендиев Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г. и др.
Законодательной основой данной работы выступают - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300).
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.
Основная часть представленной работы состоит из двух разделов:
- первый раздел включает в себя два параграфа, посвященных теоретическому исследованию понятия и сущности национальных интересов страны;
- второй раздел данной работы посвящен изучению национальных интересов России на современном этапе развития общества.
Работа изложена на 25 страницах, для написания работы использовано 12 научных источников, в том числе два - законодательных.
1 Понятие и сущность национальных интересов государства

1.1 Понятие национальных интересов государства

Национальные интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебн. пособ. / Г.А. Голубева - М., Гардарики, 2004. - с. 125
Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:
- геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;
- положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
- общее состояние системы международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.
При изучении национальных интересов государства четко просматриваются два ее аспекта: внутренний, основанный на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных социальных слоев и групп, и внешний. Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально- государственных интересов. Общность или сопряженность национальных интересов воспринимается ими, как нечто данное и само собой разумеющееся. По всей видимости, это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем, а также «органических» этапов исторического развития общества. Здесь сказываются также глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующие от любой политической силы и движения безусловного следования сложившимся представлениям о национально-государственных интересах страны. Иначе у них просто нет шансов на сколько-нибудь массовую поддержку и влияние. Общая социология: учебное пособие / под ред. Э.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с.68
Ситуация, наблюдаемая в современной России, принципиально отличается от описанной выше. Наша страна переживает процесс радикальных преобразований при отсутствии четко зафиксированного их вектора. Состояние общественных умов крайне хаотично и подвержено достаточно беззастенчивому манипулированию. Ни о гражданском обществе (в строгом значении этого слова), ни о политической культуре в нашей стране говорить вообще не приходится. Но все это как раз и, придает проблеме изучения национально-государственных интересов России особую актуальность, причем при рассмотрении ее внутреннего и внешнего аспектов акцент должен быть сделан на внутреннем - на осознании реальности неких общих интересов, стоящих выше интересов различных классов, социальных слоев и групп.
С изменением объективных реальностей, потребностей общества в сфере международного общения может меняться и содержание национальных интересов. В действительности же при определении конкретного содержания национальных интересов необходимо исходить из существования в объективной реальности, как относительно стабильных (меняющихся лишь в течение десятилетий), так и переменных, подверженным частым сменам, величин.
Наиболее сложно найти «формулу» национального интереса для общества, меняющего парадигму собственного развития или же расколотому по социальному, этническому или географическому признаку, иначе говоря, для общества, где не сложился или разрушился консенсус большинства по коренным вопросам его жизни и развития. Смена парадигмы внутреннего развития - переход от тоталитаризма к демократии, например, хотя может и не сказываться на геополитическом положении государства, также вызывает пересмотр взглядов на содержание его национальных интересов. Так, для тоталитарного государства свойственно стремление к максимально высокой степени контроля над всеми сферами жизни общества, в том числе и экономической.
Безопасным и стабильным считается лишь такое развитие, которое обеспечивается собственными ресурсами, на базе полной (или частичной) автаркии. Переход к демократии и рыночной экономике, как правило, порождает стремления к открытости, участию в международном разделении труда, формированию отношений взаимозависимости в экономической сфере с другими государствами, которая в тоталитарном обществе воспринимается как односторонняя зависимость, угроза национальной безопасности. Проблема здесь состоит в том, что концепция национального интереса формулируется и может быть реализована только, как общенациональная доктрина, разделяемая и поддерживаемая большинством общества. Однако на практике такой полный консенсус труднодостижим по следующим причинам. Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев - М., 2002. - с.24
Во-первых, в оценке объективных параметров и реальностей, лежащих в основе определения национальных интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологические мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соответственно, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возможность поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию национальных интересов.
Во-вторых, на политический выбор государства влияют различные группы давления, отражающие объективно существующие в большинстве обществ расхождения в определении внешнеполитических приоритетов государства, содержании его национальных интересов. Подобные расхождения присущи и нормально развивающимся странам, они связаны, например, со спецификой интересов различных социальных, половозрастных, этнических, конфессиональных групп, различных фракций деловых кругов, особенностями развития отдельных регионов внутри государства и т.п.
Общенациональное согласие оказывается достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития государства, скажем ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы. Для определения степени целеустремленности действий государства на международной арене важна не только его абсолютная мощь (военная, экономическая), но и показатели наличия у него «национальной стратегии», опирающейся на четкое понимание национальных интересов, а также «национальной воли» - способности общества разделять и поддерживать понимание этих интересов. Соколова, В.А. Основы социологии: учеб.пособ. / В.А. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - с.161
Проблема соответствия национальных интересов, в том виде в каком они определяются государством, действительным интересам общества стала особенно острой в XX веке, который дал немало ярких примеров того, как попытки реализовывать найденную формулу национального интереса приводили к неудачам, а то и катастрофам. Одним из ярчайших примеров стал - Союз Советских Социалистических Республик (СССР), измотавший свои силы в "холодной войне", в значительной мере порожденной его стремлениями обеспечить единоличное торжество в мировом масштабе тех идей и принципов, на которых строилось само советское общество того времени.
Противоречия между объективными интересами общества (нации, народа) и концепцией национальных интересов (или доктриной, на основе которой определяется внешнеполитическая и военно-политическая стратегии) в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.
СССР, сложившийся не как обычное государство, ориентированное на обеспечение собственных интересов, а как база «мировой революции», руководимая Коммунистической Партией Советского Союза (КПСС), которая всегда исходила из того, что прочность советского строя находится в прямой зависимости от развития революционных процессов во всем мире, также был обречен на противостояние с другими государствами, народы которых не разделяли социалистических ценностей. Иначе говоря, интересы СССР в том виде, как они официально формулировались и реализовывались, несмотря на то, что они несколько десятилетий разделялись и принимались советским обществом, объективно были иллюзорными. Следование курсом, основанным на «пролетарском интернационализме», усугубляло противостояние в «холодной войне» с Соединенными Штатами Америки, что подрывало и уровень жизни советского населения, и шансы на его повышение, увеличивало степень опасности, связанной с ядерной угрозой и для СССР, и для всего мира. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2006 - с.139
Таким образом, можно заключить, что общество, природа которого порождает интересы, в принципе не реализуемые или же чреватые наступлением национальной трагедии, в основе своей нежизнеспособно. Представляется далеко не случайным, что попытка пересмотреть парадигмальное понимание интересов СССР на мировой арене, предпринятая М.С. Горбачевым, в конечном счете, завершилась распадом государства, крахом самой советской политической системы, ее стержня - КПСС. Эта попытка исходно была не связана с пересмотром парадигмы советской внешней политики, на уровне деклараций речь шла лишь об изменении средств реализации ее целей (без гонки вооружений, без военного противостояния блоков и т.д.).
И все же, принципиально важно подчеркнуть, что национально- государственные интересы неотделимы от всей истории страны, сколь бы древней и противоречивой она не была, от сложившихся на протяжении веков культуры, традиций, системы ценностей и духовного склада ее населения.
1.2 Средства и методы реализации национальных интересов

Сущностное содержание национальных интересов государства неразрывно связано со средствами и методами их реализации. Возможность найти альтернативы без подрыва основания, фундамента определенного типа общественного развития - это важнейший показатель соответствия этого развития общим, глобальным тенденциям мирового прогресса цивилизации. Следует отметить, что гибкость в определении содержания национальных интересов любого государства, выборе средств и методов их реализации становится особенно актуальной в современном мире. Это, прежде всего, обусловлено развитием региональной и глобальной взаимозависимости государств и народов в вопросах обеспечения военной безопасности, защиты экономических интересов, решении экологических проблем во всем мире и т.п. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебн. пособ. / Г.А. Голубева - М., Гардарики, 2004. - с. 126
С одной стороны, взаимозависимость вносит свои коррективы в выбор средств и методов обеспечения национально-государственных интересов. Современное оружие исключает возможность обеспечения безопасности народа и общества односторонними усилиями, а также недостаточным оказывается и участие в военных союзах. Безопасность одного государства неразрывно связывается со всеобщей безопасностью, обеспечиваемой коллективными усилиями всего мирового сообщества, обеспечением господства в международных отношениях силы права, а не права силы. Экономическая стабильность, включая устойчивость курса национальной валюты, также оказывается в зависимости от состояния международной экономики в целом. Сохранение среды обитания человека в отдельных государствах напрямую зависит от способности других проводить экологически рациональную политику.
Все это свидетельствует о том, что национальные интересы одного государства могут быть реализованы не односторонними, а совместными действиями нескольких государств, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты таких национально-государственных интересов все чаще становятся международные организации (такие как НАТО, Европейский Союз и т.п.), которым их государства-участники добровольно передают права и необходимые полномочия, вытекающие из своей суверенности, как субъектов межгосударственных отношений.
Более того, фактор взаимозависимости порождает новые интересы, выступающие реально вкупе с идеей мировой политики, это региональные и глобальные (общечеловеческие) интересы. Региональные интересы начинают развитие там и тогда, где набирают силу интеграционные процессы. Интересы интеграционного блока (такого, как, например, ЕС) не являются только лишь суммой национальных интересов государств-участников интеграции. Более того, между интересами последних могут возникать определенные коллизии, что, однако, не перечеркивает значения того, что на уровне мировой экономики, отношения к глобальным политическим и военным вопросам, коллективные интересы членов интеграционного объединения доминируют. Эти коллективные интересы - своего рода синтез совпадающих в основном национально-государственных интересов стран региона (Европы) в отношении тех проблем, которые могут быть решены их совместными усилиями более эффективно, чем на индивидуальной, обособленной основе. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с.86
Несколько сложнее дело обстоит с глобальными, общечеловеческими интересами людей всего мира. Теоретическое признание того, что у всей мировой цивилизации есть общий интерес в решении проблем экологии, демографии, энергетики, обеспечения безопасного устойчивого и стабильного мирового развития, и решении других глобальных проблем еще не означает возможности и способности отражения этих реальностей в конкретной, повседневной политике каждого государства. В принципе, в долгосрочной перспективе общества, неспособные отказаться от развития «за счет других» или от разрушения природы, и соответствующим образом скорректировать свои интересы, оказываются исторически обреченными на гибель. Но, с одной стороны, слишком велика сила конкретных обстоятельств для многих стран, заставляющая их исходить из текущих и конкретных проблем, а не долгосрочных соображений. С другой стороны, интересы решения глобальных проблем современности и, в конечном счете, выживания всего человечества, становясь составным элементом национально-государственного интереса каждой страны, неизбежно приобретают свою, национально-специфическую окраску, разнясь в своих национальных интерпретациях между собой. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.78
Так, ряд государств наиболее слаборазвитого «пояса» мира (такие как, страны Южной Африки) не могут при определении своих приоритетов игнорировать того, что под вопросом оказалось физическое выживание населения этого региона. В других государствах, потенциально способных внести большой вклад в решение общечеловеческих проблем и в принципе не игнорирующих общих, глобальных интересов, в силу сложного экономического положения страны (например, зона стран Содружества Независимых Государств) объективно нет возможности уделять должное внимание вопросам экологии, рационального использования ресурсов. Решению многих проблем развития, преодолению трудностей, связанных со сменой парадигмы развития обширных регионов мира, могли бы способствовать страны развитой зоны мира - Северной Америки, Западной Европы, индустриальных центров Азии. В той мере, в какой решение глобальных проблем отвечает их национальным интересам, они могли бы внести свой вклад в решение указанных проблем.
В то же время, казалось бы, наиболее логичный, с точки зрения общечеловеческих интересов, подобный путь решения проблем развития, модернизации, реконструкции и т.д., отнюдь не выглядит реалистичным по ряду причин. Прежде всего, он вступает в противоречие с приоритетами национального и регионального развития передовых стран, поскольку требует отвлечения значительных ресурсов, что трудно-совместимо с их национальными интересами (или национальными эгоизмами). Далее, такой путь подразумевает, что страны, столкнувшиеся с трудностями, будут развиваться за счет других, более развитых, что сформирует модель иждивенческо-зависимого развития. Само принятие помощи, даже оговоренной жесткими условиями, отнюдь не гарантирует эффективного ее использования. Если же оно будет эффективным, то окажется, что развитые страны создали новые экономические «центры силы», способные конкурировать с ними на мировых рынках, что опять-таки мало совместимо с их национальными интересами.
Таким образом, если национально-государственные интересы отдельных стран на региональных уровнях оказываются не просто совместимыми, но и взаимодополняющими друг друга в такой мере, что можно уже с полным основанием говорить об интересах, скажем, стран Европейского Союза, как вполне конкретной реальности, то на глобальном уровне все обстоит сложнее.
Идеальный вариант гармонии общечеловеческих, региональных и национальных интересов оказывается труднодостижимым, и баланс между ними складывается с большим трудом, а найденные компромиссы редко оказываются оптимальными для всех государств. В этой связи можно предположить, что если в прошлом содержание международной жизни определялось противоборством и взаимодействием национально-государственных интересов отдельных стран (например, «холодная война»), то уже сейчас, а тем более в ближайшие десятилетия оно будет определяться иным: поиском обще приемлемых балансов между национально-государственными, региональными и глобальными (общечеловеческими) интересами, противоборством по поводу конъюнктурного и ориентированного на перспективу их понимания, сфера которого проляжет не только и не столько на международной, сколько на национально-государственных аренах отдельных стран, и связана будет она с определением новых, более совершенных парадигм их развития. Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов - М., ИНФРА-М, 2002.- с.53
2 Национальные интересы России на современном этапе
развития общества

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Как правило, они носят долгосрочный характер и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.