На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97250


Наименование:


Курсовик Пальчиковая гимнастика, как средство формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические исследования проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 6
1.1 Значение и свойства мелкой моторики пальцев рук 6
1.2 Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников 10
Глава 2 Значение пальчиковой гимнастики на формирование мелкой моторики у старших дошкольников 15
2.1 Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики дошкольников 15
2.2 Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ 18
2.3 Группы пальчиковых игр и рекомендации по их проведению 25
Заключение 30


Введение

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Вместе с тем, на ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.
Следовательно, главной целью данной работы является: развитие мелкой моторики кистей рук у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
Исходя из этого, задачами данного исследования являются следующие:
1. Изучить проблему развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Исследовать взаимосвязь между уровнем развития моторных функций и другими психическими процессами, а также готовностью к обучению в школе.
3. Определить значение пальчиковой гимнастики в процессе формирования мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.


Глава 1 Психолого-педагогические исследования проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1 Значение и свойства мелкой моторики пальцев рук

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики:
1. Движения рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций - мышления, памяти, внимания.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи - фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры - участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-скептических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследования Г. Л. Розенгард - Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.
Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика - речь - восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающи........

Список использованных источников

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. - Тула: Арктоус, 1996.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. - №4. - 2007.
4. Красильникова Н.А. Пальчиковые игры для детей «Веселое путешествие» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - №5. - 2008.
5. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.
6. Медова Н.А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - №3. - 2005.
7. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. - К. : ГИППВ, 1998.
8. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.
9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (дидактический материал). - М., 1985.
10. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. -(С. 60-64.)
11. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры - сказки. // Логопед. - №2. - 2008.
12. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. - СПб., 2000.
13. Сидоренко Л.А. Мои пальчики расскажут. // Дошкольное воспитание. - №7. - 2008.
14. Сидоренко Л.А. Новые пальчиковые игры и упражнения для дошкольников. // Логопед. - №3. - 2008.
15. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - (С. 34-36.)
16. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. - М. : 2004.-20с.
17. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6-10 лет). - М., 2000.
18. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. - Ярославль, 2000.
19. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
20. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения (из личного опыта). // Дефектология. - №5. - 2000.
21. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
22. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. - М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
23. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 - 3 года). - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
24. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. >25. Дошколенок .ru Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. >26. Все для детского сада [Электронный ресурс]. >27. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. >




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.