На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97322


Наименование:


Курсовик Сущность инновации и инновационного процесса

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.5.2016. Сдан: 2014. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Инновационные процессы представляют собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складываются из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этих процессов появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационных процессов большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инновационные процессы - это создание таких систем, которые позволят в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы региона и страны в целом. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.
Инновационные процессы призваны обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Цель исследования. Целью курсовой работы выступает комплексное и всестороннее, тщательное рассмотрение теоретических и статистических аспектов инноваций и инновационных процессов в Белгородской области: понятие, сущность, методы статистического изучения, анализ и оценка.
Задачи исследования. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить основные теоретические аспекты инноваций и инновационных процессов, дать их определение, выявить методы статистического изучения инновационной деятельности и показатели оценки уровня инновационной активности в Белгородской области;
2) произвести статистическую оценку структуры инвестиций в инновационную деятельность в Белгородской области, обеспечить анализ затрат на технологические инновации организаций по видам экономической деятельности, оценить современное состояние инновационных процессов в Белгородской области;
3) определить дальнейшие направления улучшения инновационной деятельности в Белгородской области.
Объект исследования. Объектом проводимого исследования является инновации и инновационные процессы в Белгородской области.
Предмет исследования. Предметом исследования в рамках курсовой работы является статистический анализ инновационных процессов как неотъемлемое условие развития рыночной системы.
Методологические основы и методы исследования. Методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных ученых в области статистики, экономики научно-технического прогресса, теории инноваций, инновационного менеджмента, науковедения, компьютерной обработки данных, рекомендации международных экономических и статистических организаций.
При решении поставленных в курсовой работе задач использованы статистические методы корреляционного, регрессионного, факторного индексного анализа, табличные и графические методы представления статистических данных. Для обработки статистической информации были использованы пакеты прикладных программ Statistica, электронные таблицы Microsoft Excel.
Информационная база исследования. Составили данные государственной статистической отчетности в сфере науки и инноваций, статистические, аналитические, нормативные и методические материалы Федеральной службы государственной статистики, Роспатента, Государственного университета - Высшей школы экономики, Центра исследований и статистики науки, других научных организаций.
Основной информационной базой данной темы послужили законы и постановления правительства РФ и Белгородской области.
Хронологический материал (период) исследования. Практический материал в курсовой работе проанализирован за период с 2011 по 2015 год.
Структура курсовой работы: введение, первая глава (теоретическая часть), вторая глава (аналитическая часть), третий раздел (проблемно-практическая часть), заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы определения сущности инноваций и инновационного процесса

1.1. Понятие и сущность инновации и инновационных процессов

В современных условиях развития экономики довольно часто употребляется термин инновация (инновационные технологии). Для того чтобы с уверенностью говорить об этом направлении, необходимо четко представлять что же это такое. Существует множество понятий и определений инноваций.
Инновации - это успешно реализованные новшества (внедренные), которые являются конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Они характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем1. Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем2.
Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. В общем виде система управление развитием наноиндустрии распространяется на все вовлеченные в нее научно-производственные структуры, учреждения, организации и требует тесного, эшелонированного, конструктивного взаимодействия через соответствующие рабочие группы, формирующиеся в указанных структурах, учреждениях, организациях.
И. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта.
Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность), при этом она обязательно должна отвечать запросам потребителей1.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами. Конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса. Инновационная деятельность может так же сыграть и отрицательную роль в том случае если вся деятельность будет направлена лишь на достижение главных целей организаций, поэтому инновационный менеджмент выступает как эффективное использование и управление инновациями с целью их успешной реализации.
В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях.
Инновационные процессы (ИП) - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационные процессы охватывают создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя. Инновационные процессы могут осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом. По охвату и масштабу они могут быть кластерными (межотраслевыми) и отраслевыми.
Инновационные процессы включают в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационных процессов.
К этим элементам относятся: инициация инновации; маркетинг инновации; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия (распространение) инновации.
В процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности; конструкторское и технологическое выражение идеи; экспериментальный, опытный и серийный образцы; новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя; новый социально-экономический эффект. Все это относится к основному ИП. Кроме того выделяют процессы обслуживания (обеспечения) и процессы регулирования.
Процессы регулирования: государственное (федеральное); отраслевое; региональное; муниципальное; корпоративное.
Основной процесс: создание, распространение (диффузия) и потребление (рутинизация) новшеств; разработка и реализация инновационных проектов; инвестиционные процессы.
Процесс обслуживания (инфраструктура) включает в себя: коммерческое, правовое и организационное, информационно-технологическое и образовательное; финансовое и материально-техническое; набор и подготовка кадров; консультационное обслуживание.
По характеру продвижения новшества различают также три логические формы основного инновационного процесса: простые внутриорганизационные или внутрифирменные (натуральные), простые межорганизационные или межфирменные (товарные) и расширенные.
Простые внутриорганизационные инновационные процессы предполагают создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простых межорганизационных (товарных) инновационных процессах новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационных процессов означает отделение функции создателя и производителя новшества (функции новатора) от функции его потребления (функции инноватора).
В условиях товарных инновационных процессов действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: создатель или производитель (новатор) и потребитель или пользователь (инноватор) новшества.
Расширенные инновационные процессы проявляются в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемых товаров. Инновационные процессы имеют черты дискретности и непрерывности, цикличности, нестабильности и неопределенности.
Следует учесть, что движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - «свободу производства и предпринимательство»1.
Участники инновационных процессов - совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных, отраслевых и муниципальных учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса.
Таким образом, инновация - это успешно реализованное новшество (внедренное), которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. А инновационные процессы (ИП) - это совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии).

1.2. Методы статистического изучения инновационной деятельности

Статистика изучает количественные параметры явлений и процес­сов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворе­ние потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и иннова­ций является разработка определений и классификаций, системы соот­ветствующих показателей и методологии их исчисления.
Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного по­тенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью раз­работки такой экономической категории, которая бы отображала наи­более общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования сис­темы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.
Научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ре­сурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности. Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущ­ности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статис­тического анализа. ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об утверждении стратегии развития наноиндустрии на период до 2020 года [Текст] : Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. - 2011. - С. 15.
2. Закон Белгородской области «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» от 1 октября 2009 г. № 296 [Электронный ресурс]: режим доступа: < >3. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 18 января 2010 года №9-пп //Белгородские известия. - 2010.- 21 ноября.
4. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент [Текст] / Н.М. Авсянников. - Изд. 1-е. - М.; Наука, 2013, 12 с.
5. Анисимов Ю.П., Доходность инновационной деятельности: Монография / Ю.П. Анисимов, В.Б. Артеменко, О.А. Зайцева; Под ред. Ю.П. Анисимова. - Белгород: АОНО «ИММиФ». - 2002. - 192 с.
6. Бартракова Л.Г. Социально-экономическая статистика: учебник / Л.Г. Батракова. - М.: Логос, 2013. - 480 с.
7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2012. - С. 705.
8. Буров, В. П., Ломакин, А. Л., Морошкин, В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика [Текст] / В.П.Буров, А.Л.Ломакин, В.А. Морошник. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 67 c.
9. Воронов А. Конкуренция в XXI веке. / А. Воронов // Библиография. - 2011. - № 5. - С. 16.
10. Воробьев И.П. Экономика организации (предприятия) : курс лекций / И. П. Воробьев, Е.И. Сидорова. - Минск: Беларуская навука, 2012. - 408 с.
11. Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие для вузов. - М., Дашков и К, 2015. - 479 с.
12. Грибов, В.Д., Грузинов, В.П. Экономика предприятия [Тест] / В.Д.Грибов, В.П.Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 49 c.
13. Грищенко, В.А. Понятие и сущность инновационной деятельности [Текст] / В.А. Грищенко // Вопросы экономических наук.- Изд. 1-е.- М. : Наука, 2012. - 58-60 с.
14. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э., Коржубаев А.Г. и др. Научные основы стратегии социально-экономического развития // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. - С. 55, 62-64.
15. Друкер < wiki/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4> Питер, Бизнес и инновации [Текст] / Питер Друкер. - М.: Вильямс < w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2013. 56 c.
16. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. Завлина Н.И., Казанцева А.К., Мендели Л.Э.. - М.: ЦИСН, 1998. - С. 60.
17. Климина И.Д., Елшина Е.А. Поиск инноваций в сфере технологий. [ Текст] // И. Д. Климина, Е.А. Елшина // Решение проблем в сфере инноваций. - Новосибирск, 2012. - 80 c.
18. Кузнецов Б.В. Очерки модернизации российской промышленности. / Б. В. Кузнецов. - М., 2014.
19. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров. / Е.Б. Комлев // Библиография. - 2013. - № 3. - С. 26.
20. Лисин Б., Фридлянов В. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. - 2012. - № 7. - С. 25.
21. Основные показатели социально-экономического положения областей ЦФО в 2015 году / Ежеквартальный статистический бюллетень, - Белгород, - Белгородоблстат, - 2015 - 200 с.
22. Региональная статистика: учебник / Под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 624 с.
23. Статистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.Ф. Воронин, Ю.В. Жильцов, Н.Д. Эриашвили; под ред. В.Ф. Воронина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 624 с.
24. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: ЦИСН, 2013. - С. 30-31.
25. Социально-экономическое положение Белгородской области (ежемесячный доклад с приложением) / Периодическое издание Белгородоблстата. - Белгород, 2015.
26. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы, реализации / Б.М. Штульберг, В.Г.Введенский. - М.: Гелиос АРВ, 2013. - С. 17.
27. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 2013. - 10-14 c.
28. Экономическая статистика: учебник. / Под ред. Ю. Н. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФА-М, 2008. - 736 с.
29. . Ягудин, С.Ю. Финансирование инновационной деятельности в России [Текст] / С.Ю. Ягудин // Научно-информационный журнал «Экономические науки». М., - 2012. - № 62. - C. 34-36.
30 Яковец Ю.В. Научное наследие Н.Д. Кондратьева: современные оценки // Н.Д. Кондратьев. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 2012. С. 8-13.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.