На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97391


Наименование:


Курсовик ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.5.2016. Сдан: 2015. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста 6
1.1. Научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии 6
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 11
Краткие выводы по первой главе. 16
Глава 2. Теоретические подходы к изучению дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Сущность понятия «дивергентность» в психологии 18
2.2. Дивергентное мышление как основа развития творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста 23
Краткие выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Глоссарий 34

Введение

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью дивергентного мышления в целях активизации творческих способностей старших дошкольников, как фактора их личностного развития в современных условиях образования.
В настоящее время проблема интеллектуально-творческого развития дошкольников, как одного из основных критериев дивергентного мышления, становится весьма актуальной в связи с тем, что характерной чертой становления современной образовательной ситуации является развитие способности ее субъектов к познавательной деятельности. Основополагающими в этой стратегии является формирование устойчивой потребности в познаниях и творческих подход в решении различных задач, развитие способностей, направленных на создание свободного инициативного высказывания и развитие личностных характеристик ребенка.
В то же время, приходиться признать факт того, что для современных детей чаще характерна шаблонность, стандартность и поверхностность мышления, неумение проникать в сущность изучаемого факта и явления, неумение быстро и целенаправленно оперировать имеющимися знаниями для решения новых задач, реализовывать новые идеи, неординарно подходить к решению проблем в межпредметных областях. Принимая во внимание вероятные негативные последствия, к которым может привести не сформированность основных качеств дивергентного мышления у ребенка дошкольного возраста в будущей школьной и самостоятельной жизни, полагаем, что это достаточно значимая проблема современности, требующая активных поисков эффективного решения в педагогической практике.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к структуре образовательной программы. Содержание, которой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе познавательной и исследовательской, в форме творческой активности. Одной из структурных единиц, направленных на развитие личности ребенка, является образовательная область «Познавательное развитие», предполагающая развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и творческих способностей каждого ребенка.
Вопрос о дивергентном мышлении, как базовой черте личности, рассматривается педагогами и психологами на протяжении многих лет. В исследованиях Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Сложный характер дивергентного мышления раскрыт в работах Е.Г. Юдина, И.В. Блаунберга, указывавших на позитивное его значение в развитии интеллектуального творчества личности ребенка. В работах В.В. Давыдова, Ю.Н. Кулюткина, И. Матюшкина, Н.И. Полякова развитие творческого мышления у старших дошкольников, рассмотрено как основа дивергентного мышления.
Объект исследования: процесс развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности дивергентного мышления, в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности дивергентного мышления как фактор развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии.
2. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие «дивергентность мышления» в психолого-педагогической литературе.
4. Раскрыть роль дивергентного мышления в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, проведение эмпирического исследования, обоснование результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в приобретении автором опыта исследовательской деятельности по обозначенной проблеме. Данное исследование может служить основанием для написания выпускной квалификационной работы.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.
Во введении определена актуальность темы, цель, задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогических особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Во второй главе раскрывается теоретические подходы к изучению дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста и его роли в их развитии.
В заключении даются обобщенные выводы.
Список использованной литературы содержит 30 источников.
Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста
1.1. Научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии

Научное определение понятия «личность» одна из наиболее сложных категорий в психологии, используемая для сравнительной оценки специфических аспектов, психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия - следствие многогранности и сложности феномена личности. Каждое определение подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инструментарию для проверки данной теории.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Но теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени. В истории соответствующих исследований выделяют три периода.
Первый, берет начало от работ древних мыслителей. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения понятия «личность» были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его культуру, биологию, имущество, психологию и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в настоящее время, однако в психологии, данное определение представляется слишком широким.
В первые десятилетия ХIХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Которые первыми стали вести не только систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, но и делать общенаучные выводы о природе человеческой личности. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Недостаточность определения понятия «личность» состояла в том, что для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким, поскольку в него, не входили такие качества, которые при любых условиях всегда положительны, «нормальны».
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом-Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось данное Г. Оллпортом: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизических систем-черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».
В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного периода в развитии личности, от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых прослеживают развитие личности в течение всей жизни человека. Существенным основанием для деления теорий личности на типы, выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления.
Так, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была разработана теория черт, согласно которой, люди отличаются друг от друга по набору и степени разновидности у них независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования. Теория черт имела определённые недостатки, поскольку на основе знаний личностных черт практически невозможно точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами, так как оно зависит и от многих других условий.
Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории- поведенческая, где на социальные действия человека, оказывают влияние другие люди. Примером, является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом, согласно которой личностные факторы совместн........

Список использованной литературы

1 ФГОС приказа министерства образования и науки российской федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.№ 1155г. Москва.[сайт].URL: < document/499057887> (дата обращения 20.04.2015).
2 Арнхейм Р. Визуальное мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М. 1981. 98с.
3 Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления. М.: Просвещение. 2009. 114с.
4 Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: Просвещение, 2010.58с.
5 Блаунберг И.В., Юдина Е.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 274 с.
6 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1996. 464 с.
7 Выготский Л.С. Психология. М.: Лабиринт. 2000. 298 с.
8 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 80 с.
9 Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. 304 с.
10 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: РАН АПН, 2006. 264 с.
11 Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности Ежегодник РПО. Т. 8. Вып. 1. М.: МГПУ. 2002. 132 с.
12 Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Высшая а света. 2000. 97 с.
13 Круглова Н.Ф., Конопкин О.А., Панов В.И. Возможность регуляторно-когнитивной диагностики скрытой одарённости. М.: Ярославль. 2011. 94с.
14 Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Просвещение. 2012. 116 с.
15 Майданик И.А. Семантическая организация дивергентной мысли в процессе решения креативных исследовательских задач. М.: МГПУ, 2002. 190 с.
16 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер.2007. 388 с.
17 Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М.: МГУ. 1992. 110 с.
18 Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Воронеж, 2011. 65 с.
19 Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС. 2003. 345с.
20 Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение. 1976. 479с.
21 Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников. М. 1997. 262с.
22 Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 1. М.: АСТ Вече. 2000. 592с.
23 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 334 с.
24 Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Просвещение. 2010.92 с.
25 Свеницкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект. 2003. 336 с.
26 Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 2011.116с.
27 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Флинта. 2010. 254 с.
28 Эльконин Д.Б. Психология. М.: Педагогика, 1999. 319 с.
29 Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога Школа здоровья. 2011. № 1.24с.
30 Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта. 2010. 254 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.