На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97491


Наименование:


Диплом ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 2.6.2016. Сдан: 2013. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы валютного регулирования
.1 Понятие, содержание и принципы валютного регулирования
.2 Структура валютных правоотношений
Глава 2. Механизм валютного регулирования
.1 Понятие и структура механизма валютного регулирования
.2 Понятие и классификация валютных операций
.3 Формы и методы регулирования валютных операций
Глава 3. Особенности валютного контроля
.1 Органы и агенты валютного контроля
.2 Права и обязанности органов и агентов валютного контроля
.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства
Заключение
Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Валютные отношения возникли в результате развития международной торговли, которая порождает необходимость в обмене национальными валютами. Например, американские экспортеры, продающие товары во Франции, хотят получить за них доллары, а не франки, но ведь французские импортеры американских товаров имеют франки, а не доллары. Это - проблема, которая решается только благодаря тому, что французы меняют на валютном рынке франки на доллары. В сущности, это и есть основная операция в международных отношениях. Однако, чтобы понять как она осуществляется и какие и какие последствия возникают при ее многократном и массовом осуществлении, необходимо проследить экономическую логику возникновения и развития современной мировой валютной системы.
Интенсивное развитие трансграничного предпринимательства не только способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но и обостряет проблему выработки современных экономико-правовых инструментов регулирования валютных отношений. Отчасти интерес к данным проблемам обусловлен необходимостью формирования современной валютной политики России. Безусловно, ее параметры задаются сложными экономическими процессами. Вместе с тем в институциональном плане нельзя сбрасывать со счетов воздействие глобализации и влияние принципов международного права. К сожалению, начавшийся как локальный, финансовый кризис США до сих пор имеет нарастающий характер; его влияние ощутили на себе многие государства, а траектория его движения традиционна для всех ключевых игроков: сфера ипотечного кредитования, банковский сектор, фондовые и валютные рынки.
Актуальность темы исследования. Проведение экономических реформ в России повлекло за собой трансформацию ряда направлений как внутренней, так и внешней политики. Существенному изменению подверглось содержание различных правовых институтов, появились новые отрасли законодательства. Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла границы для перемещения товаров частнопредпринимательским структурам. В связи с этим параллельно с таким перемещением ввозиться и вывозиться стал особый вид товара - валюта и валютные ценности. Имея достаточно широкую поддержку со стороны государства, органы исполнительной власти получили реальную возможность контролировать деятельность по такому перемещению всех субъектов таможенных правоотношений. В системе государственного регулирования рыночной экономики валютная политика государства занимает двоякое положение - с одной стороны это часть государственной денежно-кредитной политики, а с другой неотъемлемая часть внешнеэкономической политики государства. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства. Валютный контроль - это составная часть валютного регулирования, инструмент валютной политики, а так же, как следствие, одна из сторон валютной деятельности.
В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране иностранная валюта весьма прочно вошла в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное укрепление российской валюты, вопросы, связанные с применением валютного законодательства, занимают важное место во многих отраслях экономики.
Цель исследования - всестороннее исследование правовых аспектов валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
К задачам исследования относятся:
1. Анализ понятия, содержания и принципов валютного регулирования.
. Изучение понятия и структуры механизма валютного регулирования.
3. Рассмотрение понятия и классификации валютных операций.
. Выявление форм и методов регулирования валютных операций.
. Характеристика органов и агентов валютного контроля, их прав и обязанностей.
. Определение специфики ответственности за нарушение валютного законодательства.
Объект исследования - общественные отношения в рамках валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие валютное регулирование и валютный контроль в РФ.
Методологической основой исследования явились системный, логический, исторический анализ, научные методы общей теории права и гражданского права.
Нормативной основой исследования являются нормы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, а также иные нормативные акты различного уровня и материалы судебно-арбитражной практики.
В процессе исследования использовались труды следующих правоведов: Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушкин В.А., Емелин А.В., Тосунян Г.А., Ерпылева Н.Ю., Карасева М.В., Лисицын А.Ю., Мотохин А.М., Родионова З.И., Шальнева М.С., Куницын С.Ю. и др.
Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-правовые основы валютного регулирования

.1 Понятие, содержание и принципы валютного регулирования

Регламентация отношений в области аккумулирования, распределения, использования денежных фондов страны невозможна без стабилизации валютного регулирования и контроля.
Валютная политика любого государства преследует цель по стабилизации курса национальной валюты, обеспечению ее конвертируемости, защите внутреннего валютного рынка, обеспечению бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма, пресечению незаконного вывоза капиталов за рубеж, поддержанию стабильности платежного баланса страны.
Выбранный государством курс валютной политики предопределяет направления валютного регулирования отношений, складывающихся в данной сфере.
Валютное регулирование в Российской Федерации в современном его понимании стало осуществляться с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Отмена существовавшей ранее монополии государства на проведение валютных операций и наделение хозяйствующих субъектов правом самостоятельного ведения внешнеторговой деятельности в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века привели к резкому сокращению золотовалютного резерва страны, оттоку капитала за рубеж.
По оценкам специалистов, в первой половине 90-х гг. XX в. только на законных основаниях из страны вывозилось 12 - 24 млрд. долл. в год, которые так и не были возвращены на территорию Российской Федерации. Упадок национальной экономики, дестабилизация финансовой системы, внутреннего законодательства не привлекали иностранный капитал, в том числе в виде инвестиций. Все эти причины не позволили государству проводить столь либеральную валютную политику и предопределили важность регулирования данного процесса на законодательном уровне.
Участие России в деятельности специализированных международных организаций, глобализация торговых связей послужили предпосылкой для разработки и принятия ряда законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих отношения в области внешней торговли.
Так, нормы Закона РФ от 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" уже не соответствовали требованиям времени, и в 2003 г. был разработан и принят новый Закон о валютном регулировании.
В чем же заключается валютное регулирование? Из теории права вам известно, что правовое регулирование есть упорядочение посредством норм права разнообразных общественных отношений.
Валютное регулирование выражается в установлении государством порядка и правил осуществления валютных операций. Иными словами, государство устанавливает рамки (правовой режим) осуществления валютных операций. Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения федеральной власти. Это означает, что высший законодательный орган власти принимает законы в данной сфере, а подзаконное регулирование осуществляется соответствующими государственными органами, названными в законе.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) в ред. от 06.12.2011 г.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Основы организации и осуществления валютного регулирования определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение).
Закон о валютном регулировании устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее - органы и агенты валютного контроля).
Итак, нормы Закона о валютном регулировании призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением валютных операций, которые в науке условно принято называть валютными правоотношениями.
Особенностью валютного регулирования является его комплексная природа. Названный Закон и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты попутно регламентируют отношения, опосредуемые валютными.
Регламентация валютных отношений не ограничивается нормами данного Закона и в зависимости от вида валютной операции, правового статуса участников таких отношений может регулироваться нормами иных отраслей права, в том числе финансового. Например, правоотношения, связанные с проведением валютных операций, опосредующих аккумулирование, распределение и использование бюджетных фондов государства, будут регулироваться как нормами названного Закона , так и бюджетным законодательством.
Таким образом, валютные правоотношения - разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового.
На это обстоятельство уже указывали ученые. Вопросы валютного регулирования и валютного контроля неоднократно становились предметом исследования, вышло в свет несколько учебных пособий по валютному праву.
Понятие валютного контроля нормативно не закреплено.
Профессор В.И. Новоселов предложил рассматривать данную категорию как "деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при совершении валютных операций".
В науке валютный контроль рассматривается также в качестве системы организационных, правовых мероприятий, направленных на обеспечение законности и целесообразности проведения валютных операций. По сути, это своеобразный мониторинг соблюдения всеми участниками валютных правоотношений норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
На наш взгляд, "валютный контроль" не охватывается категорией "валютное регулирование" в полном объеме, так как валютное регулирование - это способ воздействия на общественные отношения, возникающие по поводу осуществления валютных операций, т.е. правовое регламентирование, а валютный контроль - это одна из форм деятельности государства по реализации права, т.е. применение права. Эти виды деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы, но являются относительно самостоятельными.
Следует поддержать точку зрения Ж.У. Курмангалиева о том, что валютное регулирование является межотраслевым правовым институтом, объектом которого выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления валютных операций. При этом в данное понятие следует включать не только правомерное поведение субъектов, но и противоправное.
К тому же следует отметить, что механизм валютного регулирования состоит не только из правового регулирования, он складывается из правового и экономического воздействия на субъекты валютных правоотношений. В свою очередь, рынок, согласно точке зрения И.И. Столярова, "это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда... не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества".
Поэтому категории "валютное регулирование" необходимо дать более общее определение. Так, под валютным регулированием следует понимать систему государственного регулирования осуществления валютных сделок посредством юридических и экономических мер воздействия на них. При этом государственное валютное регулирование не должно являться предписанием, навязывающим какие-либо виды деятельности, они должны предоставлять человеку и гражданину возможность заниматься любой деятельностью по своему усмотрению (разумеется, в рамках закона).
Сущность валютного регулирования не может быть определена однозначно как финансово-правовое регулирование, так как в его содержание в различном объеме включается регулирующее воздействие норм финансового, административного, уголовного и гражданского права, а также международного частного права, из чего напрашивается вывод, что валютное регулирование носит комплексный характер, пронизывающий весь спектр общественных отношений современного государства.
Таким образом, валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

.2 Структура валютных правоотношений
валютное регулирование правовое финансовое
Объектом валютных правоотношений является порядок проведения валютных операций. Правовой режим осуществления валютных операций зависит от направления валютного регулирования.
Непосредственными объектами (предметами) валютных правоотношений являются валюта и валютные ценности, перечень которых определен Законом о валютном регулировании (п. 1 ч. 1 ст. 1) .
Термин "валюта" охватывает несколько категорий:
) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Ценные бумаги представляют собой особую категорию валютного законодательства. Они поделены на два вида:
) внутренние;
) внешние.
К внутренним ценным бумагам относятся:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся, в соответствии с нормами Закона о валютном регулировании, к внутренним ценным бумагам.
Особым предметом валютных правоотношений являются валютные ценности, к которым действующий Закон о валютном регулировании причисляет иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Прежнее законодательство относило к валютным ценностям также драгоценные металлы и драгоценные камни, однако с 1998 г. специальным законом был установлен режим их обращения на территории государства и перемещения за пределы России. В связи с этим в Законе о валютном регулировании данная категория предметов в числе валютных ценностей не названа.
Субъектами валютных правоотношений являются:
) резиденты;
) нерезиденты.
Резидентами являются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. "в";
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезидентами являются (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в" ;
ж) иные лица, не указанные в числе резидентов.
Итак, перечень резидентов является закрытым в отличие от списка нерезидентов.
Особую категорию субъектов валютных правоотношений составляют резиденты, наделенные властными полномочиями по регулированию и контролю.
Таким образом, в зависимости от статуса субъекты валютных правоотношений могут быть поделены на две категории:
) властные субъекты;
) иные участники валютных правоотношений.
Среди властных субъектов в Законе о валютном регулировании названы органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля.
Иными участниками валютных правоотношений являются все остальные резиденты и нерезиденты.
Особенности правового статуса резидентов и нерезидентов могут повлиять на содержание валютных отношений, которое характеризуется набором корреспондирующих прав и обязанностей сторон, закрепленных в законе и направленных на осуществление валютных операций.

Глава 2. Механизм валютного регулирования

.1 Понятие и структура механизма валютного регулирования

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
Существующая система нормативно - правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно - правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).
Механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:
­ валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
­ валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
­ регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.
Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме.
Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71). Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.
Основной акт валютного законодательства - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции от 18 июля 2005 г. (далее - Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 "Общие положения"; глава 2 "Валютное регулирование"; глава 3 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки"; глава 4 "Валютный контроль" и глава 5 "Заключительные положения"). Закон содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее.
Акты валютного законодательства в широком смысле слова включают в себя наряду с законами и акты органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются.
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 3 - 6 ст. 4 Закона).
Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п. 1, 2 ст. 13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 3 ст. 14 Закона).
Акты валютного законодательства, принимаемые Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу. Такое положение вещей обусловлено тем фактом, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке.
Наряду с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль над их соблюдением. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функциями по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции.
Таким образом, валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии.

.2 Понятие и классификация валютных операций

В науке финансового права валютное регулирование принято рассматривать в контексте категории "правовой режим".
В соответствии с таким подходом выделяются три режима валютного регулирования:
) валютная монополия;
) система валютных ограничений;
) отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты).
С такой позиции валютное регулирование принято рассматривать в качестве правового режима осуществления валютных операций.
Перечень валютных операций законодательно закреплен. К ним относятся (п. 9 ч. 1 ст. 1
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 12.12.1993 г. в ред. от 30.12.2008 г. N 5-ФКЗ // Российская газета. N 237. 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федер. закон от 30.11.1994 г. в ред. от 30.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [федер. закон от 30.12.2001 г. в ред. 30.12.20122 г.] // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 13.06.1996г. N 63-ФЗ в ред. от 30.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - Ст. 2954.
5. О Правительстве Российской Федерации [Текст]: федер. конст. закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ в ред. от 03.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: федер. закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г. // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.
. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Текст]: федер. закон от 10.07.2002 г. в ред. от 29.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: федер. закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ в ред. от 28.07.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. N 19. Ст. 2716.
. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза [Электронный ресурс]: [решение от 27 ноября 2009 г. N 17]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ] - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
. О банке развития [Текст]: от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // "Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, N 22, ст. 2562.
. О банках и банковской деятельности [Текст]: закон от 02.12.1990 г. в ред. от 29.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.
13. О подписании Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 456-р // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2099.
. О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства" (вместе с "Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: письмо ФТС РФ от 10 января 2008 г. N 01-11/217 // Таможенный вестник. 2008. N 3.
. Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора [Текст]: постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2561.
. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: закон РФ от 09.10.1992 г. № 3615-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542. (документ утратил силу).
Научная и иная литература
17. Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. 12.00.14. М., 2002. - 78с.
. Вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СПС Консультант Плюс. 2012.
33. Гафарова Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ // Финансовое право. 2009. N 7. С.23-29.
18. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие / Отв. ред. И.И. Столяров. 2-е изд. М.: Дело, 2010. - 784с.
. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2008. - 784с.
. Губарева Т.И. Статус органов валютного регулирования и валютного контроля в свете проводимой административной реформы // Право и политика. 2007. N 12. С.12-19.
. Добрецов Г.Б.К вопросу об административной ответственности за валютные правонарушения. Практическое пособие. Красноярск, 2006. - 239с.
21. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушкин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2011. - 582с.
35. Емелин А.В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... к.ю.н.: 12.00.12. МГЮА. М., 2009. - 71с.
22. Емелин А.В., Тосунян Г.А. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособ. М., 2010. - 774с.
36. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2002. N 9. С.11-16.
. Ерпылева Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России : новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. 2006. N 4. С. 28 - 33.
37. Жолобов П.С. Особенности организации валютного регулирования в России // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012. N 9. С. 40 - 49.
38. Зубова Е. Некоторые аспекты регулирования валютных правоотношений // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012. N 3. С. 60 - 62.
24. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - 831с.
. Карпович О.Г. Преступления, посягающие на валютный контроль Российской Федерации: ст. 193 УК РФ // Внешнеторговое право. 2011. N 1. С. 24 - 27.
40. Корнийчук Г.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2005.
41. Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 5. С. 10 - 14.
42. Кучеров И.И. К вопросу о предмете и источниках международного валютного права // Финансовое право. 2011. N 1. С. 9 - 14.
43. Кучеров И.И. Современное состояние уголовно-правовой защиты сферы валютного регулирования // Российский следователь. 2011. N 1. С. 23 - 26.
. Лисицын А.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2. М.: АНО "Центр публично-правовых исследований", 2007. - 304с.
. Лисицын А.Ю. Ответственность за нарушение валютного законодательства: Научно-практический комментарий статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Финансовое право. 2009. N 6. С.23-29.
25. Любимова Р.Н. О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 2002. - № 7. С.23-28.
. Мотохин А.М., Родионова З.И. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития // Международные банковские операции. 2011. N 4. С. 101 - 107.
47. Неретин М.С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. С.33-38.
26. Обобщение практики по рассмотрению споров, связанных с применением валютного законодательства // СПС «Консультант Плюс».
27. Сапожников. Н.В. Ответственность в валютных правоотношениях // Законность. - 2001. - № 9. С.23-28.
. Селивановский А.С. Комментарий к Закону Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". - М.: АКДИ "Экономика и жизнь", 2005. - 212с.
48. Смирникова Ю.Л. Административная ответственность за нарушения валютного законодательства: коллизии правового регулирования и проблемы правоприменения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 3. С. 23 - 26.
49. Снегирев А.Г. Об упрощении процедур валютного контроля // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 4. С. 52 - 58.
29. Сухинин С.А. О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М.: «ДЕ-ЮРЕ», 2007. - 228с.
30. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Дело, 2008. - 783с.
. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М., 2004. - 494с.
32. Финансовое право: учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2006. - 832с.
. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 2008. - 694с.
. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2010. - 784с.
35. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учеб.-практ. пособ. М., 2007. - 590с.
50. Шальнева М.С., Куницын С.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль: проблемы взаиморасчетов в холдинговых компаниях // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 29. С. 33 - 38.
. Шестакова Е.В. Правовое регулирование валютных операций банков в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. - 68с.
37. Шубин Д. Санкции за нарушение валютного законодательства и общеправовые принципы юридической ответственности // ЭЖ-юрист. - - 2003. - № 38. - С.44-49.
. Янушко Р.Л. Правовое регулирование валютными ограничениями в Российской Федерации. Петрозаводск, 2006. - 56с.
Судебная практика
51. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N 15970/09 по делу N А40-31656/09-152-183 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 7.
. Постановление ФАС Северо-Западного округа [Электронный ресурс]: от 01.11.2010 по делу N А66-3164/2010 // СПС «Консультант Плюс».
. Постановление ФАС Северо-Западного округа [Электронный ресурс]: от 15 августа 2005 г. по делу № А52-662/2005/2 // СПС «Консультант Плюс».
. Постановление ФАС Северо-Западного округа [Электронный ресурс]: от 4 августа 2005 г. по делу № А44-1271/05-13-А // СПС «Консультант Плюс».



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.