На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97594


Наименование:


диплом особенности образа «Я» и смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 7.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.97.

Описание (план):


Оглавление
Страница
Введение………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы образа «Я» и смысложизненной ориентации женщин с диагнозом онкологического заболевания в зрелом возрасте.………………………………………………………… 5
1.1.Понятие «зрелый возраст»……………………..………... 5
1.2. Развитие образа «Я» и «Я-концепции»……………….. 12
1.3. Психологические особенности переживания болезни с диагнозом онкозаболевание…………………………....…….. 26
1.4.Смысложизненные ориентации онкобольных….……….. 32
Глава 2 Эмпирическое исследование……………….............. 36
2.1. Методологические основы исследования………………. 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования….. 38
Заключение…………………………………………………….. 44
Библиография………………………………………………….. 46
Приложение……………………………………………………. 49

Введение

На современном этапе развития общества, не смотря на научно-технический прогресс, все больше появляется новых болезней, а «старые» приобретают «крепкий иммунитет». Так и онкологическое заболевание, по утверждению врачей, все чаще стало появляться в амбулаторных картах пациентов, а также из года в год приобретает омолаживающий характер. Все это говорит о том, что ежегодно, исходя из статистики, данный диагноз обнаруживается у большого количества людей и по возрастной характеристике каждый раз все моложе и моложе.
Однако обнаружение такого диагноза у человека влечет за собой некие изменения в образе жизни и взгляда на саму жизнь вообще, у него изменяются ориентиры в жизни. Также считается, что онкобольной это и тот, которого излечили. И поэтому для адаптации таких людей в обществе и в жизни вообще необходимо работать, проводить с ними психокоррекционные работы. В любом случае человек находится в кризисной ситуации. Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации.
Цель исследования: изучить особенности образа «Я» и смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.
Объект исследования: образ «Я» и смысложизненные ориентации.
Предмет исследования: особенности влияния образа «Я»на формирование смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.
Задачи: 1. Провести анализ литературы по теме исследования с целью выявления степени ее изученности.
2. изучить психологические особенности переживания болезни и смысложизненные ориентации людей с диагнозом онкозаболевание.
3. выявить влияния образа «Я» на смысложизненные ориентации женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что образ «Я» оказывает влияние на смысложизненные ориентации у онкологических больных женщин в зрелом возрасте.
Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы:
Обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Глава 1 Анализ проблемы смысложизненной ориентации женщин с диагнозом онкологического заболевания в зрелом возрасте
1.1.Понятие «зрелый возраст»

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и психологии развития. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте. Период зрелости по возрасту (40-45 - 55-60 лет) и по состоянию духа человека был назван древними греками порой акмэ, что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, тождественности себе. Отечественный психолог Н.Н. Рыбников (1928) предложил обозначить термином акмеология специальный раздел возрастной психологии - о периоде расцвета всех жизненных сил человека, изучающей зрелую личность [21, с.132].
Зрелая личность - личность, духовное и психическое развитие которой в основном достигло норм, соответствующих возрасту индивида. Это отражается в его поведении, в том числе и в таком его компоненте, как деятельность. В структуре зрелой личности функцию перспективных стратегических, жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, в создании ею новых объективированных форм ценностей.
В литературе отмечается то, что зрелость как качество в психическом развитии лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека, своего рода готовности к переходу на новую стадию (фазу, этап). Как ранее отмечалось, индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является, в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности.
В развитии личности важную роль играет возраст и в связи с этим обратим внимание на само понятие «возраст».
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи - это абсолютный и условный возраст [13, с.27].
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи, с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени условно и абсолютно в том смысле, Что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще [13, с.76].
Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста [13, с.84].
В литературных источниках можно встретить много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (следовательно, и по разным основаниям). Наиболее подробно стадии развития личности в период зрелости рассмотрены в эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона. Э. Эриксон выделяет раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). Схема периодизации индивидуального развития, предложенная В.В.Бунак, относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст - 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст - 29-35 лет для мужчин, 27-32 - для женщин. Зрелый период: первый возраст - 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст - 46-55 лет для мужчин, 41-50 - для женщин.
Одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости - это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость». Как правило, выделяют 3 стадии взрослости:
1. Ранняя взрослость от 20 до 40.
2. Средняя взрослость от 40 до 60.
3. Поздняя взрослость от 60 и старше [36, с.61].
По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости стоит выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения [11, с.7].
Большинство исследователей описывает процесс развития человека в зрелом возрасте как непрерывное нарастание функ­циональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций.
В связи с тем, что речь в нашей работе пойдет о болезнях, необходимо рассказать и о психофизиологической динамике зрелого возраста. Каждый из периодов развития зрелого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости - зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. По отношению к ранним фазам онтогенеза установлено, что рост и созревание разных тканей, органов и систем организма протекают разновременно (гетерохронно); порядок роста и созревания выражает определенные зависимости одних органов и систем от других. Существуют градиенты созревания, то есть разности в порядке и темпах развития (например, более быстрое созревание дистальной части нижней конечности сравнительно с проксимальной; опережающий по сравнению с туловищем рост головы; туловища по сравнению с конечностями; более раннее созревание проекционных путей головного мозга сравнительно с комиссуральными, а комиссуральных сравнительно с ассоциационными и т.д.).
Градиенты созревания различных органов и систем рассматриваются как проявление организации роста, его упорядочения и регуляции, поддержание постоянства в развиваю­щихся системах (так называемого гомеореза), поскольку скорости развития различных частей этих систем согласованы. Гетерохронность функционирования разных органов есть, следовательно, одно из проявлений целостности организма. В современной науке установлено, что не только созревание, но и старение характеризуется гетерохронностью функциональных сдвигов, в связи с чем инволюция лишь постепенно распростра­няется по разным системам и уровням жизнедеятельности организма как целого [27, с.187].
Важной характеристикой «зрелого возраста» является эмоциональное состояние самого человека. Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.п.). Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду акмэ, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя старым. В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить в себе способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения [7, с.43].
Таким образом, период зрелости характеризуется осознанием ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, а также тем, что в данный период в жизни человека происходят психофизические изменения, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние личности зрелого возраста.
1.2. Развитие образа «Я» в зрелом возрасте

Образ Я - это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще - это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает. В целом, образ Я включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов Я: социальному, физическому или психологическому [5, с.41].
Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли. В рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» - это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я». Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли.
Физическое «Я». У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?...» Получается так: есть «Я» и есть физическое тело, в котором это «я» существует. Конечно, все не так просто. Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в приведенной стихотворной строчке содержится важная истина: каждый из нас ........


Библиография:

1. Адлер, А. Смысл жизни. // Философские науки. - 1998 - №1. - с.15-26.
2. Ананьев, Б.Г. Человек, как объект познания. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. - 340с.
3. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия. // Психологический журнал. - 1993. - № 14. - с.3- 16.
4. Асмолов, А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. - 1979. - № 6- с.35-46.
5. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986, 367 с.
6. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «буд­ничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997. - С. 29 - 33.
7. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-188 с.
8. Блинов, Н.Н. Некоторые гуманистические аспекты онкологии (докл.)//Вопр. онкол.-1996.-№3.-С. 108.
9. Блинов, Н.Н., Чулкова В.А. Роль психоонкологии в лечении онкологических больных // Вопр. онкол.- 1996.-№ 5.-С, 70-73.
10. Братусь, Б.С.Смысловая сфера личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. - С-Пб. 2000.
11. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии/Б.С. Братусь. //Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3-19.
12. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека. // Психологический журнал. - 1998.,Т.19. - №5. - с. 3-14.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестаматия./ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.
14. Выготский, Л.С. Проблема сознания // Собр.соч.: В 6-ти т. T.I. М., 1982.
15. Гульянова, Н.А.. О связи самоприятия и осознания Я - образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75
16. Дерябин, А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, 352 с.
17. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008, 315 с.
18. Коблер-Росс, О смерти и умирании.- Киев: София, 2001.
19. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1998.
20. Кон, И.С.. Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 1981 г., т.2., № 3, с.25-38
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464 с.
22. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - M.: Смысл, 1999.
23. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. № З. С.11-21.
24. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2005.- 583 с.
25. Непомнящая, Н.И. и др.. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии . 1980 г., № 1, с.20-30
26. Нешировский, В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. - Киев: Наукова думка, 1999.
27. Ротенберг, В. Образ Я и поведение. [электронный ресурс]. Режим доступа: hpppttp// www. zionet.co.il/ rvadim/ book. Htm.
28. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно -методический журнал.- 2002.- №4.- с.152-160.
29. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко.- СПб: Социально-психологический центр, 1996. - 352 с.
30. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
31. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен. - Спб.: Питер, 2003. - 860 с.
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997.- 608 с/
33. Чирков, В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция/В.И. Чирков. //Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 102-112.
34. Чудновский, В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность. // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997.
35. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. - 232с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.