На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97640


Наименование:


Статья Институционализм как направление современной экономической теории.

Информация:

Тип работы: Статья. Добавлен: 7.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Лекция 1. Нормы, правила, институты
План:
1. Институционализм как направление современной экономической теории.
2. Экономическое поведение как принятие решений. Ограничения при принятии решений.
3. Норма и правило. Формальные и неформальные правила.
4. Институт как единица анализа. Функции институтов.

1. Институционализм как направление современной экономической теории
Теоретические предпосылки институциональной экономики
основные теоретические источники институциональной экономики
«старый» институционализм неоклассическая теория
- Т. Веблен - Дж. Коммонс - У. Митчелл - Менгер, Визер, Бенбавер (школа маржинализма) - А. Маршалл (теория спроса и предложения) - Дж. Хикс - Паретто - Р. Дебрэ
отличия отличия
собственно «старый» институционализм институциональная экономика неоклассическая теория институциональная экономика
1. Исходный пункт 1. Положение о рациональности поведения индивидов
двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической экономической теории с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр рациональность основана на полной информативности субъектов, на положении о гибкости цен, свободном рынке, об отсутствии когнитивных ограничений (познавательных) рациональность носит ограниченный характер по следующим причинам: 1) асимметрия информации 2) ограничены познавательные способности индивидов, вследствие чего возникает оппортунистическое поведение
2. Методы исследования 2. Совершенная конкуренция
индуктивный метод в исследовании (от эмпирического к теоретическому) дедуктивный метод (от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни) рынок работает без вмешательства государства и других структур. Согласно Вальрасу, рынок работает как аукцион в отличии от неоклассиков, институциональная теория считает, что покупатели, не обладающие полной информацией о товаре, могут попасть в ловушку неблагоприятного отбора, вследствие этого может потерпеть моральный риск и убытки, следовательно рынки не являются совершенно конкурентными
3. Что изучает 3. Положение о равновесии
изучает в основном коллективные действия людей, действия крупных сообществ (в первую очередь профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида изучает поведение индивидов, который сам решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть равновесие всегда существует, оно единственно и совпадает с эффективным распределением ресурсов равновесие может иметь место, но не может быть эффективного распределения ресурсов
4. Предпочтения индивидов
носят экзогенный характер (внешние факторы не влияют на предпочтения) потребности формируются внешней средой и, в частности, системой институтов


Основные направления современного институционализма


Институциональная экономика - это теория, которая опирается, в основном, на неоклассическую парадигму, более того, она распространяет принципы неоклассического анализа на другие сферы деятельности человека, а именно, на семью, государство, образование, право и на социологию. В таком виде неоинституциональная теория выступает разновидностью экономического империализма.
Например, семья - это контракт между супругами. Ресурсы, на основе которых возникает этот союз являются объектами экономического выбора (Г. Беккер). Например, общество и изучение политики, распространение неоклассических принципов на них можно найти в работах Дж. Бьюкеннена. На основе работ этого автора формируется теория общественного выбора.
В чем суть экономического империализма?

традиционные методы микроэкономики используются для анализа общественных отношений

исходным для этого анализа является положение о рациональном индивиде

любые отношения между людьми - это взаимовыгодный обмен

контрактная парадигма контрактная парадигма как подход к анализу экономики реализуется в неоинституциональной экономике через анализ неоинституциональной среды
выбор тех или иных правил, регулирующих поведение индивидов. Правила бывают экономические, социальные, правовые институциональная среда изучается также в теории прав собственности. При этом, объектом в этой теории выступают организации или фирмы, которые действуют в частном секторе экономики обеспечивающая взаимодействия людей в общественном секторе, изучается теория общественного выбора


Модель принципал-агент
-она изучает предварительные предпосылки контрактов (ex ante)

побудительные мотивы участников контрактов
Теория трансакционных издержек. Она изучает реализованные соглашения или ex post. На этом этапе главная проблема - оппортунистическое поведение участников.
в узком смысле - невыполнение условий контрактов
На первый план ставит не оппортунистическое поведение, а те управленческие структуры, которые должны предотвратить оппортунистическое поведение.
это способ организации взаимодействия индивидов, основанный на том или ином пучке прав собственности.
Выводы:
1) Институциональная экономика

опирается на неоклассику опровергает её положения

2) Институциональная экономика в качестве единицы анализа берет институт, при этом, понятие института отличается от трактовки традиционных институционалистов;
3) Институциональная экономика расширяет предмет изучения экономического поведения людей за пределы собственно экономики.


2. Экономическое поведение как принятие решений. Ограничения при принятии решений

Г. Саймон обратил внимание на следующую проблему:
экономическая теория изучает

результат рационального выбора а должна изучать процесс выбора

понимается как максимизирующее поведение, т.е. близкое к обыденному пониманию; например, микроэкономика ставит такой вопрос: сколько страховых полисов на случай наводнения купит индивиднапример, каковы структурные условия, делающие покупку страхового полиса рациональной или привлекательной

Например, какой уровень заработной платы следует установить? При каких условиях работа должна выполняться на основе контракта о найме, а не контракта о продаже?
1. Модель «принципал-агент»: один из участников положительно относится к риску и принимает на себя ответственность (принципал). Второй участник отрицательно относится к риску, отказывается от него и не несет ответственность (агент). Первый получает прибыль (остаточный доход), а второй лишь заработную плату.
2. Модель «контракт о продаже»: в данном случае оба участника одинаково относятся к риску, оба принимают на себя риск и оба претендуют на остаточный доход. Между ними возникают отношения партнеров. Информация распределена симметрично, пучок прав собственности распределен равномерно.


Проблема ограниченной рациональности

рациональность

формальная рациональностьфункциональная

способность индивида максимизировать какую-либо функцию, т.е. максимизировать выгоду при минимуме затрат. Здесь содержанием выбора является только выбор средств без относительных целей, т.е. требования к целям не предъявляютсяздесь оптимизируются как средства, так и цели

Г. Саймон предложил третий тип рациональности - «ограниченная» рациональность:
1) интеллект человека имеет ограничения. Ограничения состоят в следующем:
а) человек экономит свой интеллект, действуя в тех или иных ситуациях согласно образцам;
б) интеллект человека действительно ограничен его когнитивными способностями, т.е. способностями к анализу, счету;
в) неравномерное распределение информации, т.е. рынки отсутствуют с совершенной конкуренцией. В результате этих двух обстоятельств индивид не может максимизировать поведение. Это значит, что он не может установить границы оптимума своего поведения.
Ограниченная рациональность как проблема поведения экономического субъекта разрешается с помощью институтов. То, что мы не можем сделать с помощью своего интеллекта, теперь можно достичь с помощью институтов.


Экономические агенты

экономическая деятельность (экономические действия)
ресурсные ограничения

целевая функция


потребитель предприятие государство
максимизация полезности максимизация прибыли экономические агенты экономический выбор альтернативные варианты использования ресурсов максимизация общественного блага предпосылки выбора (явные и неявные)
1) осознанный характер действий экономического агента 2) ограничения ресурсов
означает:
а) экономический агент должен обладать знанием (информация) для принятия решений, ставить цель и выбирать средства б) временные ограничения; в) когнитивные ограничения экономические агенты принимают решения (делают выбор) на основе неполной или ограниченной информации и ограниченных возможностей обработки этой информации. Ограничения принимают форму издержек, а издержки уменьшают благосостояние а) знания; б) нформация
Индивиды используют образцы поведения, чтобы снизить издержки

среди них выделяют

привычки, рутины, умения
или специально созданные знаковые системы
например
справочники, энциклопедии, инструкции
они позволяют экономить усилия для достижения их целевых функций

экономический агент следует шаблонам

механизмы следования правилам:
- принуждение;
- санкция - механизм, который гарантирует следование образцу поведения или шаблону
институты


3.Норма и правила. Формальные и неформальные правила


Институты и их функции в экономике

С точки зрения социологии, институты - форма согласования интересов индивидов, основанные на использовании традиционно сложившихся способов и ограничений хозяйственной деятельности и проявляющаяся как совокупность общепринятых и общеупотребляемых норм и правил.

С точки зрения теории разделения деятельности, институты - это формы отчуждения от индивидов их функций организации и контроля за своей деятельностью и структурирование этих функций в виде институций (установления) или организаций.


Информационная природа правил
Если информация, необходимая для принятия решений достаточна, бесплатна и получается мгновенно, правила для принятия решений не нужны.
Чтобы показать, почему возникают правила, воспользуемся понятием социальная норма. Это образец поведения.

Отклонение от нормы порождает наказание для нарушителей.


для других участников (для снижения издержек принятия решений) субъектов экономики
- почему они связаны между собой? потому, что нарушение правила хотя бы одним из субъектов создает условия неопределенности (ожидания участников не оправдываются) для других субъектов. Это означает, что ожидания участников не оправдываются.
Кроме того, самое главное, что участники экономических действий в условиях неопределенности утрачивают стимулы и мотивы к рациональному действию.
различаем стимул и мотив; мотив - внутренняя побудительная сила к действию; стимул - внешний инструмент, воздействует на мотив извне

Институты должны воспроизводить мотивы и стимулы к эффективному распределению ресурсов.
Таким образом, социальные нормы хотя и не ориентированы на результат в отличие от рациональности, но выполняют важную функцию для реализации рационального поведения, а именно, рациональность по своему содержанию всегда ориентирована на будущее (она связана с ожиданиями экономических агентов).
Чтобы это будущее было реализовано, а значит, рациональность была бы обеспечена, для этого необходима предсказуемость, прозрачность в поведении экономических агентов. Эту прозрачность и обеспечивают социальные нормы, но они будут это делать только в том случае, если она разделяется (признается) всеми участниками взаимодействия, т.е. нормы должны опираться всегда на одобрение или неодобрение того или иного поведения экономических агентов (или нормы) всеми участниками взаимодействия.
Структура нормы с точки зрения учебника автора А.Н. Олейника Структура правила с точки зрения автора учебника под ред. А.А. Аузана
1. Атрибут нормы 1. Описание условий, в которых индивид обязан следовать правилам
2. Условия 2. Описание образца действия
3. Цели действия нормы 3. Описание санкций или наказания, которые будут применены к индивиду в случае нарушения правила, или поощрений, которое также будет следовать
4. Фактор долженствования 4. Субъекты нормы или правила, адресаты нормы
5. Санкции 5. Субъект (гарант) правила или субъект санкций

Отсутствие фактора долженствования в структуре правила объясняется тем, что само понимание правила уже содержит внутри себя фактор долженствования.
Самое главное в отношении правила (нормы) - это то, что оно имеет всегда ограниченный характер, т.е., с точки зрения экономики, правило ограничивает выбор альтернативных вариантов использования ресурсов.
Здесь вступают в противоречие действия правил, норм (институтов) с одной стороны, и рациональности с другой.
Согласно институциональной экономике, у индивида есть другой выбор - следовать норме (правилу) или нет и этот выбор должен быть рациональным.
Чтобы решение о выборе «следовать/нарушить правило» было рациональным, нужно сравнить издержки/выгоды того или иного варианта.
Если агент, индивид, субъект видит, что его действие будет выгодно, но при этом запрещено правилом, то может возникнуть желание нарушить правило.
В случае, если нарушение правила приведет к частной выгоде, это означает, что выгода превысит издержки соблюдения правила или это означает, что выгоды от нарушения правила превысят соответствующие издержки. Рациональным будет для него нарушить правило, при этом возникает следующая ситуация: возникает проблема выявления нарушения и наказания нарушителя. Чтобы избежать выявления нарушения и наказания, индивид воспользуется такими нормами поведения, как обман, хитрость, дезинформация
Если индивид преследует собственный интерес, но, при этом, не ограничивается социальными нормами (морали, нравственности) и использует обман, хитрость, коварство, то его поведение можно назвать оппортунистическим. В самом широком смысле оппортунистическое поведение - это несоблюдение условий контракта.
Что такое оппортунистическое поведение по отношению к другим участникам взаимодействия? Это внешний эффект.
разграничиваем внешний эффект

в микроэкономике в институциональной экономике
это такие действия участников рынка, последствия которых отражаются на благосостоянии третьих лиц, т.е. те, кто не участвует в сделке внешние эффекты - те издержки, которые несут участники взаимодействия, вызванные тем, что один из участников нарушил правила; дополнительные издержки - это издержки, связанные с тем, что участники взаимодействий, ожидая определенное поведение от других (следование правилам) реально сталкиваются с другими образцами поведения (нарушение правил); величина этих издержек может превысить индивидуальную выгоду нарушителя правил; какую роль играют санкции? санкции - механизм распределения издержек и выгод между участниками взаимодействия
«отсутствующие» рынки - те последствия, которые несут участники сделки
если в цене товара не учитывается внешний эффект, то получается, что у одних выгода, а у других издержки; Может ли сам рынок решить проблему внешний эффектов? Решение проблемы внешних эффектов называется интернализация (превращение внешних эффектов во внутренние)
Классификация санкций

1) Формальные и неформальные;
2) Социальные и экономические;
3) Единовременные и длительные.
Различаем типы санкций с точки зрения механизма принуждения к выполнению правил. К ним относят:
1) общественное осуждение; оно состоит в неодобрении поступка нарушителя правил;
2) официальное порицание;
3) денежный штраф;
4) силовое прекращение начатого действия;
5) силовое принуждение к исполнению правила;
6) ограничение нарушителя в его правах;
7) лишение свободы;
8) смертная казнь.
Для классификации правил и санкций важным является тот, кто выступает гарантом правил. С этой точки зрения будем различать формальные и неформальные правила.

Проблема ограничения, накладывающихся на процедуру рационального поведения
- ресурсные;
- когнитивные;
- информационные;
- институциональные
Институт - это совокупность правил и внешнего механизма принуждения индивидов к выполнению этих правил.
Институты ограничивают рациональный выбор благодаря содержанию в нем механизма принуждения к выполнению правила, причем, этот механизм должен носить принудительный характер.

Значение институтов для экономики
Каков критерий выбора институтов? Или: выбор между следованием норме и нарушением нормы? Это эффективность использования ресурсов.
Если институты способствуют повышению эффективности использования ресурсов, то они обеспечивают прирост стоимости и прирост благосостояния, при этом, под институтом понимают такое правило, которому следуют все участники.
Таким образом, если экономика неэффективна, ресурсы используются нерационально (снижение темпов роста, рост инфляции, повышение безработицы, уменьшение производительности труда, низкий коэффициент обновления основного капитала). Причина неэффективности экономики может быть двоякая: модель развития не соответствует уровню развития производительных сил; а во-вторых, институты либо неэффективны, либо не соответствуют модели экономического развития.
Механизм принуждения к исполнению правил (механизм функционирования санкций) позволяет разделить правила и институты (если этот механизм носит внутренний характер).
Институт
это совокупность

правил механизма принуждения
к исполнению правил
Экономическое значение институтов состоит в том, что они влияют на реальное поведение индивидов как экономических субъектов (под влиянием институтов мы принимаем экономические решения, например, Центральный Банк устанавливает ставку рефинансирования или плавающий курс национальной валюты).
Все правила, которые мы относим к разряду формальных, по существу являются формами регулирования экономики государством - это сознательные действия государства или его органов, которые направлены на изменение поведения экономических агентов.
Институты - инструмент влияния на экономику путем воздействия на решения экономических агентов. И здесь очень важно - почему вводимые правила не влияют на реальное поведение экономических агентов? Или влияют, но не так, как ожидалось или предполагалось? В связи с этим вопросом различают:
1) Институты, необходимые для определенной экономической системы (институт частной собственности, совершенной конкуренции, спецификации прав собственности, институт контрактных отношений, институт, обеспечивающий функционирование модели «принципал-агент»);
2) Институты, которые сформированы, но не функционирующие;
3) Институты сформированные, но которые функционируют в превратной форме (вывернуты наизнанку);
4) Институты, которые сформированы и функционируют (например, защита интеллектуальной собственности).
Некоторые авторы считают, что если институт не функционирует, то это не институт (почему?). Помните, для того, чтобы социальная норма работала как институт, необходимо, чтобы к требованиям нормы все участники взаимодействия выражали свое отношение (одобрение или не одобрение); или: в форме следования норме или нарушения ее, с готовностью нести издержки нарушения.
Есть институты, которые также воздействуют на экономику, но при этом не являются формами государственного регулирования, т.е. не являются инструментами экономической политики, но при этом эти институты также ограничивают действия экономических агентов, а значит, определяют эффективность использования ресурсов. [Дуглас Норт: «Проблема формирования промышленного капитала», «Англия и Испания в эпоху географических открытий»]

Функции институтов
1. Координирующая (координационная) - это родовая функция институтов.
Каков механизм выполнения функции?
- во-первых, институт ограничивает доступ к ресурсам, и следовательно, к вариантам использования ресурсов; ограничивая и доступ к ресурсам, и варианты использования, институты тем самым предписывают участникам взаимодействия только один способ поведения.
В чем заключается координирующая функция? Институты обеспечивают снижение неопределенности во взаимодействиях индивидов, делают это взаимодействие прозрачным, а поведение контрагентов - предсказуемым. Это позволяет принимать долгосрочные экономические решения (здесь: доверие, эмпатия, честность).
Государство по своему усмотрению может перераспределить пучки прав собственности. Это создает ситуацию неопределенности, и следовательно, дополнительные издержки, т.е. институт может как способствовать, так и блокировать развитие.
2. Распределительная функция тесно связана с координацией, а именно, когда институты выполняют координацию, то обязательным условием этого явления является распределение информации между участниками взаимодействия, в первую очередь - информация о содержании институтов или правил.
Следствием нарушения координации является возникновение дополнительных издержек для тех, кто знает правила, а затем и тех, кто не знает о них.
Если институты выполняют распределительную функцию, то участники одинаково владеют информацией и возникает координирующий эффект, издержки прогнозирования поведения других агентов минимизируются. Если координирующий эффект имеет место, то это значит, что снижается неопределенность внешней среды.
Любой институт, в конце концов, влияя на поведение экономических агентов, влияет не только на распределение информации между агентами, но и на распределение ресурсов. Инструмент, с помощью которого институт выполняет эту функцию, состоит из издержек и выгод. Издержки нарушения правила растут, выгоды уменьшаются. Издержки увеличиваются, выгоды падают. Это побуждает участников провести новую аллокацию (распределение) ресурсов. Если выгоды растут от следования правилам, то ресурсы будут также распределены в пользу того варианта использования ресурсов, который регулируется этим правилом. С помощью механизма издержек и выгод эта функция реализуется.
Классификация правил поведения (по В. Ванбергу)




Лекция 2. Трансакционный подход в институциональном анализе
План:
1. Природа трансакционных издержек. Понятие трансакций и виды трансакций
2. Классификация трансакционных издержек
3. Количественный анализ трансакционных издержек. Трансакционный сектор в экономике
4. Экономическое значение трансакционных издержек

1. Природа трансакционных издержек. Понятие трансакций и виды трансакций

Впервые понятие трансакционных издержек встречается в работе Р.Коуза «Фирма, рынок и право». Чтобы понять природу трансакционных издержек, Коуз сравнивает издержки и выгоды - это универсальные категории, которые являются результатом хозяйственной деятельности.
различают материальное с помощью органов чувств идеальное мысленно представляемое знаковая систма существуемое в форме логических понятий отношения и вещи, которые вданном отношении выступают не сами собой, а лишь представителями других вещей, предметов и отношений

Понятие трансакционных издержек Коуз выводит в связи с анализом общественного разделения труда. Он считает, что трансакционные издержки (выгоды) противостоят выгодам от специализации и общественного разделения труда.
Существуют два процесса в экономике:

обособленность - дает стимул индивиду для рационального использования ресурсов - издержки обособленности существуют для защиты обособленности общественное разделение труда и специализация - развитие орудий труда, совершенствующаяся организация производства
обособленность - изолированность от других хозяйствующих субъектов, замкнутость

Природа трансакционных издержек связана с разделением труда. Издержки возникают от взаимодействия (основа взаимодействия - разделение труда). Трансакционные издержки противостоят выгодам от взаимодействия.
Но: одновременно трансакционные издержки - это и издержки защиты обособленности. С точки зрения физической метафоры (Коуз), трансакционные издержки представляют затруднения во взаимодействии индивидов.
Противопоставляем два типа экономики

экономика на основе рынка совершенной конкуренции - экономика с минимальными или нулевыми трансакционными издержками экономика без совершенной конкуренции - трансакционные издержки положительные

Трансакция - сделка, связанная с передачей пучка прав собственности в процессе обмена.

Различают

сделку на рынке (акт обмена) трансакцию

Трансакция - движение правомочий на основе определенных правил и институтов от одного индивида к другому.

Различие

соглашение трансакция
объектом взаимодействия
являются сами правила
(институты)

Объектом сделки являются правомочия на основе правил.
Соглашение - условие трансакции.

Типы трансакций по Дж. Коммонсу:
1. Трансакция сделки - процесс фактического отчуждения и присвоения прав собственности, основанное на обоюдном согласии участников и их свободном выборе. Любая рыночная трансакция - трансакция сделки.
2. Трансакция управления - это такая сделка, в которой один из участников обладает правом принимать решение, а другой лишен этого права; на основе этого исходного положения возникают отношения - управление. Или, трансакция управления - это сделка, когда право принимать решение принадлежит одной стороне, поведение ассиметрично, так как асимметрично распределены пучки прав.
3. По трансакции рационирования сохраняется асимметричность распределения пучка прав между участниками этого отношения, но субъект принятия решений представляет некую коллективную организацию.
Трансакция рационирования не обязательно включает функцию управления. Происходит автоматическое дей........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.