На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97684


Наименование:


Диплом Конституционно-правовые основы социальной политики в России

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 7.6.2016. Сдан: 2015. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
1. Исторические и теоретические основы России как социального государства 5
§ 1. Предпосылки формирования социального государства в России 5
§ 2. Социальная направленность Российского государства 10
2. Конституционно-правовые основы социальной политики в России 16
§ 1. Cтруктура конституционного строя 16
§ 2. Право на охрану труда 18
§ 3. Право на охрану здоровья 26
§ 4. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства 28
§ 5. Социальное обеспечение 36
§ 6. Право на жилище 45
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Специальная литература 54
Материалы судебной практики 56


Введение
Российская Федерация - страна с многовековой историей. Этапы её становления оставили большой отпечаток на повседневной жизни её сограждан. Социальная основа непременно является одним из основополагающих факторов, влияющих на права граждан.
Актуальность темы настоящей дипломной работы видится по следующим основным аспектам.
Во-первых, в настоящее время в области изучения теории и практики социального государства написано огромное множество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако ни в одном исследовании обстоятельно не был рассмотрен вопрос о том, в какой исторический период развития российской государственности стали зарождаться отдельные предпосылки социального государства, какие причины послужили для их формирования.
Во-вторых, Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В науке уделяется внимание социальным правам, их гарантиям, но в указанных исследованиях отсутствует четкое определение социального государства, его признаков, основополагающих принципов. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования.
Практическая значимость данной темы заключается в необходимости изучения и последующего применения в практике итогов проделанной работы с целью разъяснения ведущих принципов Конституции Российской Федерации.
Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом. Оно построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).
Одной из черт современного государства является забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, пенсионерах. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.
Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом исходя из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Средством государства, противостоящим социальному неравенству, является социальное обеспечение.
Наиболее характерные черты социального государства отражены в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Сказанное подтверждает актуальность темы работы и указывает на необходимость ее дальнейшего исследования.
Цель работы - исследовать Российскую Федерацию как социальное государство.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки формирования социального государства в России;
- проанализировать социальную направленность Российского государства;
- охарактеризовать конституционно-правовые основы социальной политики в России: право на отдых; защиту материнства, детства и семьи; социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Исторические и теоретические основы России как социального государства
§ 1. Предпосылки формирования социального государства в России
Несмотря на общность цивилизационного пути с другими странами, Россия имеет свой исторический опыт становления социальной государственности, свою политическую историю и путь экономического развития, которые определяют особенности современной социальной политики. Как известно, социальное государство может возникнуть лишь на определенном этапе экономического развития, для чего ему и нужны определенные условия и предпосылки.
Существует мнение, что в России предпосылки социального государства появились еще в IX в., когда с формированием государственности и принятием в 988 г. на Руси христианства основным направлением социальной помощи стала княжеская благотворительность. Интересной особенностью было то, что княжеская благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного устройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: в ней в большей степени нуждался нищелюбец, чем сам нищий. Так относились к ней и князья, многие из которых восхвалялись летописцами за их нищелюбие.
Одной из первичных форм благотворительности в древние времена было общественное призрение. Несмотря на то, что в современном русском языке слово «призрение» не употребляется, история становления и развития системы социальной государственности в России начинается именно с общественного призрения.
Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья были склонны ставить благотворительность под покровительство церкви, т.е. духовенству.
Так, князь Владимир Святой под влиянием православного учения в 966 г. издал Устав (закон), в котором общественное призрение поручил попечению и надзору духовенства в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур. Кроме того, князь Владимир учредил училища для детей «знатных», «среднего состояния» и «убогих» людей, создал «богадельни», учредил народные праздники, заботясь при этом, прежде всего, о «прокормлении» «убогих», сирот, вдов и вдовцов. Есть косвенные свидетельства тому, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы.
Далее князь Владимир Святой, способствовал распространению на Руси грамотности, прежде всего это было связано с крещением. Не имея в своем государстве профессиональных учителей, которые могли бы обучить народ письменности, князь Владимир Святой пригласил мастеров из Византии и Болгарии. Через несколько поколений, благодаря трудам мастеров, на Руси появились свои мастера письменности, слова и знатоки литературы.
Владимир Святой также был основателем каменного строительства, под его покровительством начали основываться новые города, а ведь города это отличная социальная модель жизни граждан с очень развитой инфраструктурой.
Со временем, социальная деятельность постепенно стала постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.
При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует, прежде всего, монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ.
Забота духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.
Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов.
Необходимо отметить, что никогда впоследствии, в течение всей остальной части нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. В этот период общественная помощь ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства.
Одним из первых писаных русских законов, включающим в себя подобие социальной программы, была Русская Правда. Несмотря на то, что Русская Правда закрепляла социальное неравенство, всесторонне защищала интересы господствующего класса, утверждала неполноправие женщин, как в имущественной, так и в частной сфере, в целом Русская Правда отражает начало процесса оформления законодательства от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
В целом, особенность правового положения личности в древнерусском обществе состояла в том, что отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием у него собственности. Человек, лишенный собственности, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось - собственной личностью.
В дальнейшем, вследствие стремительного роста нищенства по причине появления все большего количества «притворных нищих» и «ленивых прошак», государство и церковь стали с ним бороться: в законодательстве, а также в церковных уставах XVI - XVII вв. стали появляться статьи, определявшие порядок «разбора» (классификации) нищих по нуждам: действительно нуждавшиеся в призрении и лечении подлежали отправке в монастырские богадельные заведения, а не желавшие работать тунеядцы подвергались различным наказаниям.
Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих.
В итоге по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства «убогих», престарелых, сирот; второе - усиление масштабов общественного призрения при поощрении благотворительной деятельности церкви.
Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта. Так зародилась еще одна форма помощи нуждающимся - частная благотворительность.
Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного призрения.
В царствование Ивана IV Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в Указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.
Собранный Иваном Грозным Стоглавый собор 1551 г. констатировал попечение о бедных делом общества, которое в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры.
Уже в разделении способов призрения отрицается первичная форма благотворительности - раздача милостыни без разбору и намечается уже некоторая система борьбы с нищенством. Такие взгляды, по сравнению с теми, по которым милостыня раздавалась всем нищим без различия, представляют уже значительный шаг вперед, так как в них отражается не одно только стремление благотворителя душу свою спасти праведным делом, но и принести общественную пользу, посодействовать улучшению общежития в государстве.
Описывая в целом период княжеского правления, важно отметить, что к первичным предпосылкам социального государства в России относятся появление системы общественного призрения, создание различного рода учреждений для попечения бедных и других нуждающихся, появление стремления к индивидуализации или адресности социальной помощи, к рациональному подходу к формам и методам социальной работы и к предупреждению обнищания людей, возникновение первых источников права, регулирующих деятельность государства в социальной сфере.
Несмотря на то, что основной причиной появления предпосылок социального государства стало принятие Русью христианского вероучения, в целом на протяжении всей истории обязанности государства по социальному обеспечению ограничивались лишь задачей поддержания общественного порядка.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. В основе становления социального государства на Руси, значительную роль сыграла церковь. Политика, проводимая князьями, влияла на появление церкви как института, что повлекло за собой, множество благоприятных последствий. Одними из таких последствий была, заботы нищих и немощных людей, где они могли получить малую часть поддержки для себя. Данный фактор не всегда был в таком виде, это явилось следствием действий князей, по поддержке малоимущего народа. Данная политика дала о себе знать, во времена монголо-татарского ига, когда раздробленное государство, не могло в полной мере заботиться о гражданах, эту роль сыграла церковь, вставая на защиту слабых и обездоленных.
Как было сказано ранее, на самых первых этапах развития социального государства, очень большую роль сыграла церковь, и именно она дала людям некоторую социальную поддержку.
§ 2. Социальная направленность Российского государства
Слово «социальный» - латинское и в переводе означает «общественный; имеющий отношение к общественному строю». Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. Сущность социального государства Штейн определил так: «Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство». По мнению С.П. Булавина, характерной чертой подлинно демократического правового государства является проведение эффективной социальной политики, основанной на приоритете прав человека как основной ценности гражданского общества, принципах социальной справедливости и защищенности.
В юридической литературе высказываются различные точки зрения о понятии социального государства.
По мнению С.А. Авакьяна, «мы еще далеки от «настоящего» социального государства, ст. 7 Конституции РФ можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства не только на ближайшие годы, но и десятилетия». При исследовании понятия социального государства В.Е. Чиркин отмечает, что «современное социальное государство по своей природе выступает как социально-политический арбитр в обществе. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром». И.А. Алебастрова полагает, что термин «социальное государство» «прошел долгий путь развития и продолжает развиваться. Одинаково нежелательными и опасными являются как необдуманное гипертрофирование социальной функции государства, так и ее недооценка». В.Г. Баев и А.Е. Шуняева приходят к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам.
Понятие «социальное государство» несет в себе огромный созидательный потенциал и имеет большую привлекательность для общественного сознания, но вместе с тем это и одно из самых «загадочных» понятий российской Конституции. Понятно, что предметным полем деятельности социального государства является осуществление социальной политики, которая складывается из таких направлений, как занятость населения, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение жильем и др. При этом Конституция России не дает ответа о конкретных параметрах социального государства. Дело в особенности самих социальных проблем - в их постоянной динамике, взаимосвязанной с экономическими и политическими процессами. Следует согласиться с мнением А.В. Сигарева, что «социальным может быть названо такое государство, которое способно гибко и адекватно реагировать на возникающие социальные проблемы, находить компромиссные решения, воспринимать и учитывать общественное мнение, объяснять обществу свои действия».
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значе­нии этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Исходными положениями современных правовых представлений о достойном уровне жизни как основе социального государства является статья 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров, деспотических режимов и международных террор........

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014) // Российская Газета. - 2014. - № 163.
2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская Газета. - 1995. - 5 апреля.
3. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1055 - 1086.
4. Конвенция о правах инвалидов (Принята 13.12.2006 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская Газета. - 2012. - 24 октября.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
11. Постановлению кабинета министров Республики Татарстан от 10.12.2014 №966
12. 11.Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

Специальная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. 1. - М.: Инфра-М, Норма, 2014.
2. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 20.
3. Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 17.
4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России Учебник (полный курс). Том 1. - М.: Профобразование, 2003.
5. Беломестных Л.Л. Права человека и их защита: В 3 т. Т. 1. - М.: Изд-во АЭФП, 2003.
6. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. - 2010. - № 6.
7. Мышко Ф.Г. Трудовое право : учебник / под ред. Ф.Г. Мышко. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : Закон и право, 2008.
8. М.В.Пресняков, С.Е.Чаннов Трудовое право : Учебник.- М.:Норма, 2015
9. Магницкая.Е.В Трудовое право : Учебное пособие.- Инфра-М, 2014
10. Трудовое право : учебник для академического бакалавриата / отв. ред.
Ю. П. Орловский ; ред.-сост. Е. С. Герасимова. - М. : Издательство Юрайт 2014.
11. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: КноРус, 2013.
12. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. - 2010. - Вып. 1(7).
13. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2012.
14. Егорова И.В. Словарь иностранных слов. - М.: Аделант, 2014.
15. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Юрайт, 2014.
16. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). - М.: Интел-Синтез, 2003.
17. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. - М.: Статут, 2013.
18. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Юстицинформ, 2007.
19. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М.: Дашков и Ко, 2012.
20. Сигарев А.В. Социальное государство как конституционно-правовая проблема // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 12.
21. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008. - № 12.
22. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. - М.: Наука, 2013.
23. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 2.

Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева"// Российская Газета. - 2014. - 19 февраля.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой"// Российская Газета. - 2010. - 17 июня.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина А.А. Планкина"// Российская Газета. - 2014. - 3 октября.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина""// Российская Газета. - 2014. - 9 июля





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.