На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97694


Наименование:


диплом Развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 08.06.2016. Сдан: 2012. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность познавательной активности и ее проявление у детей…….. 7
1.2 Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте....... 12
1.3 Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей раннего возраста……………………………………… 18
1.4 Предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста………………………………………. 23
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика познавательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………….. 32
2.2 Опытно-практическая работа по развитию познавательной активности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности и ее результаты............................................................................................ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 54


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей, она определяет, “ведет” за собой психическое развитие. Именно в предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности, поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами - первая задача образовательного процесса в раннем возрасте. Предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым.
Предметная деятельность и познавательная активность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. К концу раннего детства важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом.
Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, то познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.
Познавательная активность важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).
Ребенка интересуют предметы и объекты окружающего мира, он стремится понять, как они используются в жизни, кому нужны, в каких связях друг с другом находятся. Это внутреннее состояние готовности ребенка к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующиеся в познавательных действиях и операциях, определенно детским психологом М.И.Лисиной как познавательная активность.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Исследовательская активность ребенка раннего возраста является основой для успешного интеллектуального развития дошкольников, она является важной составляющей познавательного и творческого развития личности.
Цель исследования: определить эффективность развития познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Предмет исследования: предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей раннего возраста;
2) изучить сущность познавательной активности и особенности ее проявления у детей;
3) изучить влияние предметной деятельности на развитие познавательной активности детей раннего возраста;
4) провести диагностику познавательной активности детей раннего возраста;
5) организовать опытную работу по развитию познавательной активности детей третьего года жизни и проанализировать ее результаты.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:
- создание предметно-развивающей среды;
- использование игр развивающих познавательную активность;
- целенаправленном руководстве развитием предметной деятельности детей третьего года жизни;
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Теоретической основой исследования являются труды таких ученых: Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой, Л.Н Галигузовой.


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность познавательной активности и ее проявление у детей

Познавательная активность, по словам Е.А.Лобановой [16], - важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).
Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.
Признание дошкольного возраста сенситивным не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Для этого необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса. При этом важнейшими условиями формирования познавательной активности детей, по мнению Е.А.Лобановой, являются внутренняя активность самого ребенка и грамотное руководство этой активностью со стороны педагога.
Е.О.Смирнова [21] отмечает, что в раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся “проблемой для ума”. Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающими, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Исследовательская активность ребенка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.
Как отмечает Е.О.Смирнова [25], предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы. Развитие психических процессов представляет собой целостный процесс, который характеризуется не столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их взаимосвязей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должно быть развитие и “тренировка” отдельных процессов - восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и, прежде всего - ведущей предметной деятельности, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи.
В целостной системе психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным.
А.А.Люблинская [17] указывает, что на протяжении первых трех лет жизни ребенка возникают новые многообразные потребности. Среди них особое значение имеют социальные потребности в активной познавательной деятельности и общении с людьми. В раннем возрасте активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Она мотивируется желанием ребенка узнать “что это такое?”. Такое отношение нельзя рассматривать как проявление подлинно познавательного интереса, однако результатом активности ребенка является то, что он обнаруживает новые качества предметов и устанавливает новые для него связи и отношения между ними.
Потребность ребенка в активной деятельности и ярко выраженное ориентировочно-исследовательское отношение к окружающему быстро формирует его познавательные чувства: сначала ребенок только удивляется новому, т.е. проявляет любопытство, а затем в дошкольном возрасте уже отчетливо проявляет любознательность, т.е. желание узнать то, что можно воспринять как новое, удивительное.
Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним социальные и педагогические.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Как отмечает Т.М. Землянухина [11], источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности ребенка.
Познавательная активность является природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех, и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.
В развитии любознательности детей дошкольного возраста, по мнению В.Г. Каменской [12], решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность. Именно она стимулирует возникновение познавательной установки. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, не обычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений, подчеркивает А.А. Люблинская [17]. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям.
Итак: познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интерес к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. И поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.

1.2. Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте

Ранний возраст - период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простейших причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развиваются его мышление, память, воображение.
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
По словам Л.С. Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития».[6]
Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.
Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы, и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.
Как отмечает Е.О. Смирнова [21], развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называются соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и прочее. Уже в конце младенчества дети начинают совершенствовать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и прочее. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно эти действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.
Как указывает Л.А.Венгер [4], в 2-2,5 года для ребенка, становится доступным зрительный подбор по образу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем, как отмечает Е.О. Смирнова [26], сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.
В раннем возрасте ребенок может достаточно точно определить форму, величину и цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, подчеркивает О.А. Шаграева [29], ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любым карандашом, или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.
На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Таким образом, могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет “как домик”, а круглые предметы “как мячик”. Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов, по мнению Л.Р.Болотиной [3], необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлением мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, - он связывает и соединяет их в своих практических действиях, отмечает С.А. Козлова [13].
В процессе предметной деятельности, как отмечал Д.Б.Эльконин [30], ребенок выполняет соотносящие и орудийные действия. В процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но и на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению - важный шаг в развитии мышления.
Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков и звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Этот опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практичеких-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции - интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.
Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.
Как отмечает Л.А.Венгер [4], мышление, как внутренняя психическая функция, вначале отстает о практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практической деятельности: ребенок “мыслит”, действуя одним предметом на другой, соотнося размеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий. Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием речи.
Овл........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.