На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97741


Наименование:


диплом Экспериментальная работа по формированию УУД младших школьников во время познавательной деятельности

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 9.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования познавательных УУД у младших школьников……………………………………………………………6
1.1Психолого-педагогические основы формирования познавательных УУД у младших школьников……………………………………………………….6
1.2 Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников………………………………………………………………………..13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию УУД младших школьников во время познавательной деятельности………………………….19
2.1 Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………....19
2.2 Реализация модели формированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников в исследовательской деятельности………………………………………………………………………31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………….......51


Введение
Начальная школа является важным этапом становления личности ребенка. Постепенно в процессе учения личностная установка ученика постепенно переакцентируется с ориентировки на положительный совместный результат деятельности - к ориентировке на сам процесс учения. У детей начинает формироваться неравнодушное отношение к своему делу, целеустремленность, трудолюбие, ценность «признания и уважения» к их главной «работе» - учебной деятельности. Они учатся делать выбор, работать в команде, аргументировать и согласовывать свои действия, при необходимости корректировать их; т.е., они обучаются «умению учиться» - ключевой компетенции начального образования, становление которой обеспечивается формированием совокупности «универсальных учебных действий».
Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это новый подход к интерпретации требований к результатам начального общего образования конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В методических материалах, разработанных данной группой авторов, акцентируется вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной деятельности. «В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения» [5, 11].
Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
Выявленная проблема по изучению возможностей в формировании у младших школьников познавательных универсальных учебных действий одновременно с освоением учащимися содержания начального курса предметов привели к выбору темы работы.
Объектом исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках.
Цель исследования - выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения в начальной школе будет происходить эффективнее, если учитывать педагогические условия:
· сосредоточенность, концентрация внимания младших школьников на изучаемом материале;
· собственная инициатива младших школьников «узнать больше»;
· положительные эмоциональные переживания младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт и выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках.
3. Определить диагностические методики по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ передового педагогического опыта;
- диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- статистическая обработка результатов диагностики.
Структура работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования познавательных УУД у младших школьников

1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательных УУД у младших школьников

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [35, с. 36].
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с. 14].
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
· Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
· Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению.
· Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
· Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения [2, с. 67].
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности [27, с. 29]
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (13; 27).
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Рассмотрим подробнее, каковы функции универсальных учебных действий. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области (13; 27-28);
- обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
- основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии) (13; 29).
- познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
Самоопределение. В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика - одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу.
Смыслообразование. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы - формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Нравственно-этическое оценивание. Третий блок - линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.
Регулятивные универсальные учебные действия. В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других УУД, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий.
Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).
В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления деятельности:
- адекватное восприятие себя;
- постановка цели деятельности;
- определение результата деятельности;
- соотношение результата с целью деятельности;
- выявление наличия ошибок в собственных действиях;
- описание прожитой ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации должно стать первоочередной задачей.
В федеральном государственном образовательном стандарте познавательные универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:
Умение сравнивать состоит из следующих действий:
- выд........

Список использованной литературы

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004.- С.34.
2. Александрова, Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 1-4.
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст]/ Ш.А.Амонашвили. - М.:Просвещение, 2000. - 321 с.
4. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. -№5.
5. Антонова, Г. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] / Г.П.Антонова// Вопросы психологии.- 2001.- № 4.- С. 42-50.
6. Березовин, К.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] / К.А.Березовин. - Минск, 2007. - 398 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович.-М.: Педагогика, 2007. - С.324.
8. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]/Д.Брунер. - М.: Просвещение, 2007.- С.423.
9. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]/ под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
10. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст]/ под ред. Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова- М.: Просвещение, 2006. - 442с.
11. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] /Т.В.Габай. - М.: Просвещение, 2008. - 398 с.
12. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В.Грачева. - Киров, 2003.- С.55.
13. Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников [Текст]/В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 2004. - 321 с.
14. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю.Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.
15. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. - 2013. - №5.
16. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст] / И.А.Зайцева. - Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
18. Кларин, М. В. Педагогические технологии в учебном процессе [Текст]/ М.В.Кларин.- М.: Наука, 2009. - 260с.
19. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст] / Т.В.Костаева// Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Вып.5. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2008.- С.28.
20. Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010.
21. Кудрина, С.В. Учебная деятельность младшего школьника. Диагностика. Формирование [Текст]/С.В.Кудрина.- СПб.: КАРО, 2004. - 224с.
22. Кукушкин, В.С. Педагогика начального образования [Текст] /В.С.Кукушкин, А.В.Болдырева-Варакина. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: МарТ, 2005. - 280 с.
23. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - М.: Просвещение, 2002.-С.55.
24. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов [Текст] /М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. - 299 с.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
26. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 2008.
27. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст]/ Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
28. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.- 2009.- №2.- С. 5.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2008.- С.228.
30. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст]/Н.В. Осипова// Управление начальной школой. - 2010. - №10.
31. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]/ И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
32. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Текст]/ Е.С.Полат.- М.: Медиа, 2007. -198с.
33. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
34. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности [Текст]/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 25.
35. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст]/В.В.Репкин//Начальная школа. - 2009. - №7. - С.19 - 24.
36. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/А.И, Савенков. - Самара: Учебная литература, 2007. - 208с.
37. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы [Текст] / Ф.К.Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2009. - 67с.
38. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К.Селевко. - М.: Просвещение, 2008. - 243 с.
39. Слинкина, О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса [Текст] /О.А.Слинкина. - М.: Просвещение, 2004. - С.234.
40. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст]/ Л.В.Трубайчук //Начальная школа. - 2005. - №9. -с. 36-40.
41. Усова, А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла[Текст]/А. В. Усова - Челябинск, ЧГПУ, 2002.
42. Формирование интереса к учению у школьников [Текст]/ под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 2006. - 534 с.
43. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2002. - 432 с.
44. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст]/О.Н.Хижнякова.- М.: Академия, 2006. - 280с.
45. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]/ Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2006. - 354 с.
46. Шигапова, Н. В. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов в проектной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир» [Текст]/Н. В. Шигапова, С. И. Бекетова. - Казань, 2011. - 154 с.
67.Шигапова Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности [Текст]/Н.В, Шигапова. - Казань:2012г.КФУ, 69с.
68. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И.Щукина.- М.: Просвещение, 2008.- С.334.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.