На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97745


Наименование:


Курсовик МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА. ИГРУШКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ 5
1.1 Связная речь и ее особенности 5
1.2 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников 8
1.3 Игрушки и их влияние на развитие речи 11
1.4 Требования к подбору игрушек 13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 19
2.1 Характеристика описательной речи у детей по результатам констатирующего эксперимента 19
2.2 Методика экспериментального обучения детей описанию игрушек 24
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. [1; 246]
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Многие специалисты (воспитатели, логопеды, психологи), которые занимаются с детьми, рекомендуют использовать в своей работе различные игрушки.
Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых, а так же для развития связной речи.
Целью данного исследования является: выявление эффективности развития связной речи у детей на занятиях с использованием игрушек.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать результативность развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению значимости применения игрушек на занятиях по развитию связной речи дошкольников.
Установить зависимость уровня развития речи детей дошкольного возраста, обусловленную использованием игрушек.
Разработать рекомендации для воспитателей ДУ по применению игрушек на занятиях с дошкольниками.
Предметом изучения является методика развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек.
Объектом исследования служит связная речь детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Предположение о том, что использование игрушек повышает эффективность занятий по развитию связной речи.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА. ИГРУШКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

1.1 Связная речь и ее особенности

Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Он утверждал, что только при правильном обучении речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения. [25, 3]
Однако наибольшего расцвета методика развития речи детей, в общем, и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, СЛ.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными в области психолингвистики.
Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». [1, 353]
Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова стремились найти четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказываний. [34, 7]
Широкую известность получило исследование А.М Леушиной, в котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.
Формирование связной речи у детей раннего возраста и факторы ее развития изучались Е.И.Тихеевой (1937), Г.Л.Розенгарт-Пупко (1963) и Н.М.Аксариной. [1, 352]
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь. [28, 438]
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора . Речевые клише облегчают ведение диалога.
Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, тембр голоса), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность и последовательность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Л. В. Щерба и А. А. Леонтьев считали, что монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, описания игрушек, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем, помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

1.2 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников

Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь - инструмент общения, его главное средство.
Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие речи считалось приоритетным направлением в дошкольном воспитании еще со времен К.Д.Ушинского, прекрасно осознавшего, что только при условии правильного обучения речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения.
Современные подходы к воспитанию требуют от педагога постоянного самообразования и ответственного, осознанного критического отношения к применяемым методам и формам работы с детьми.
Общеизвестно, что речевое развитие отражает общее развитие ребенка. С первых дней жизни источником развития малыша является речевое общение. Общение со взрослым играет особую роль в познании, в приобретении ребенком навыков поведения, в том числе и речевого. Благодаря общению развивается личность ребенка, изменяются содержание и способы коммуникации, ее формы.
Накопление ребенком опыта и формирование речевых навыков порождает все новые потребности общения, при этом взрослый выступает для ребенка в качестве образца, "эталона", что очень важно учитывать тем, кто работает с детьми. Расширяются возможности ребенка, он овладевает функциями речи - коммуникативной, познавательной, регулятивной, планирующей.
На первом году жизни........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 560 с.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1992.-96с.
3. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А. Зарин - С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. - 138 с.
4. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.
6. Богуш, А.М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях / А.М. Богуш, Л.В. Крайнова, В.К. Лихолетова, В.В. Воронина: Учебное пособие - К.: Высшая школа, 1990. -221 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2005. - 60 с.
8. Выгодский, Л.И. Психология игры. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста / Л.И. Выгодский, Д.Б.Элькомин.- М.: Просвещение, 2004. - 398 с.
9. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2006. - N 9. - с. 28-34.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада/
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 132 с.
12. Любина, Г.А Развитие речи дошкольников в общении / Г.А. Любина, Н.С. Старжанская, Л.В. Финькевич, Н.А. Мнишкур: Пособие для педагогов дошк. уч. Мн.: Нар. Асвета, 1999. - 223 с.
13. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.
15. Смирнова, Е.О. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова, Е.Г.Шеина.
16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.