На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97750


Наименование:


Курсовик Курсовая работа по дисциплине Теория отраслевых рынков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.6.2016. Сдан: 2014. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Что понимают под ценовой дискриминацией? 5
1.1. Понятие ценовой дискриминации 5
1.2. Предпосылки возникновения ценовой дискриминации 6
1.3. Условия, необходимые, для проведения ценовой дискриминации 10
2. Виды ценовой дискриминации 12
2.1. Ценовая дискриминация первого рода 12
2.1. Ценовая дискриминация второго рода 16
2.2.1. Пример 1. Количественные скидки 18
2.2.2. Пример 2. Качественная дискриминация 19
2.2.3. Пример 3. Связанные продажи 20
2.2.4. Пример 4. Продажа товаров наборами 21
2.2.5. Пример 5. Временная дискриминация 22
2.3. Ценовая дискриминация третьего рода 25
2.3.1. Пример 1. Скидки определенным категориям потребителей 27
2.3.2. Пример 2. Ценовая дискриминация при установлении цен на академические журналы 28
2.3.3. Пример 3. Экспорт как метод ценовой дискриминации третьей степени 28
2.3.4. Пример 4. Географическая ценовая дискриминация 29
3. Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния 31
Заключение 34
Раздел 1. Определение оптимальных размеров предприятия 35
Раздел 2. Определение степенной рыночной концентрации 39
Раздел 3. Определение типа отраслевого рынка 44
Раздел 4. Позиционирование предприятия на рынке 50
Раздел 5. Анализ конкурентных типов взаимодействия фирм 55
Список литературы 62


Введение
Цена в условиях рыночной экономики - один из важнейших факторов, определяющих прибыльность предприятия. Следовательно, ценовая политика - общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию, и система мер, направленных на это, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.
Динамический характер современной экономики наполняет новым содержанием функционирование большинства предприятий. Одной из задач является приспособление к рыночному механизму хозяйствования. С усилением конкуренции со стороны иностранных и отечественных компаний, фирмам приходится прибегать к различным ценовым и неценовым стратегиям. В данном контексте использование инструментов ценовой дискриминации приобретает большую практическую ценность.
Как известно, основной целью деятельности фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара. Методы же ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.
Проблема применения ценовой дискриминации является актуальной в наше время, так как ценовая дискриминация окружает нас практически везде, будь то поход в кино, проезд в автобусе или ином транспорте, покупка товаров или плата за коммунальные услуги.
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: определение понятия и сущности ценовой дискриминации, рассмотрение видов ценовой дискриминации, последствий ценовой дискриминации, практики использования ценовой дискриминации.


1. Что понимают под ценовой дискриминацией?
1.1. Понятие ценовой дискриминации
Большинство фирм устанавливает, как правило, на свои товары не одну-единственную цену, а целую систему ценовых модификаций в зависимости от одинаковых рыночных условий. Часто фирма приспосабливает свои базовые цены к специфическим особенностям отдельных потребителей, модификациям продукта или различиям стандартов. Но о ценовой дискриминации принято говорить только в том случае, когда фирма предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы.
Ценовая дискриминация (лат. discriminatio - различие) - это поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Ценовая дискриминация существует там, где два или более схожих товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками.
Исходя из приведённого выше определения, под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.
Первым привлек внимание к явлению ценовой дискриминации Жюль Дюпюи в своей, ставшей классической, работе «О мере полезности гражданских сооружений», опубликованной в 1844 г. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: «Один и тот же товар… продается по разным ценам» разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах.
Вопрос о ценовой дискриминации ставился и Д. Ларднером. Он анализировал ценовую дискриминацию с несколько иных позиций, если говорить современным языком - с позиций теории фирмы. Он доказывал, что ценовая дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль».
Дальнейшее развитие теория ценовой дискриминации получила в работах английского экономиста Артура Пигу. В своей книге «Экономическая теория благосостояния», Пигу дал более глубокий, чем его предшественники, анализ ценовой дискриминации, выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделил три ее вида (степени).


1.2. Предпосылки возникновения ценовой дискриминации
Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили! Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.
Для этого необходимо прежде всего формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.
На этом фундаменте главная причина, выравнивающая цены, - конкуренция. Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.
И так, все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.
Предпосылки возникновения ценовой дискриминации:
1. Если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством
и ценами. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.
2. Если можно сегментировать рынок - разбить покупателей
на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса
по цене. Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).
Факторами сегментации покупателей могут выступать:
· пространственные (продажа в городе и деревне, в разных районах города и т.п.);
· временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона);
· доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т.п. для разных социальных групп);
· объем потребляемого блага (минимальная партия и т.п.);
· социальный статус потребителей (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.п.).
3. Если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.
Цены могут различаться в зависимости от:
­ качества товара или услуги;
­ объема потребления (скидки оптовым покупателям);
­ дохода покупателя, если он известен продавцу;
­ времени покупки (дневное, ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это - билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.


1.3. Условия, необходимые, для проведения ценовой дискриминации
Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.
1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.
Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса, что впоследствии прояснят примеры.
3. Первоначальный покупатель не может пере­продавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, Происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это, верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восп­риимчивы к ценовой дискриминации.
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.
Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.
Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное.


2. Виды ценовой дискриминации
2.1. Ценовая дискриминация первого рода
Ценовая дискриминация первой степени (англ. first-degree price discrimination), или совершенная ценовая дискриминация (англ. perfect price discrimination), означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.
Как уже было упомянуто, возможностей для существования совершенной ценовой дискриминации в реальной жизни практически нет. Чтобы рассмотреть этот вид ценовой дискриминации более подробно, необходимо предположить, что отсутствует арбитраж, и производитель обладает полной информацией о каждом из потребителей своей продукции, ему известны кривые спроса каждого потребителя (т. е. он знает их готовность платить). Так как в реальности это вряд ли возможно, то ценовая дискриминация первой степени является по большей части теоретической ситуацией.
Если производитель устанавливает единую цену на свою продукцию, то он использует линейную схему ценообразования, т.е. линейный тариф T1(q)=p*q. T1(q) - это общая сумма денег, которую должен уплатить потребитель в зависимости от покупаемого количества. Прибыль монополии будет равна П=pmqm-C(qm), что отражено на рисунке 1:

Рисунок 1.
Если же монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию, то он увеличивает свою прибыль еще больше за счёт потребителей, захватывая потребительский излишек целиком или частично. При ценовой дискриминации первой степени он будет получать весь тот излишек, который существовал бы на совершенно конкурентном рынке. Каждую единицу продукта при этом он будет каждому покупателю продавать по той максимальной цене, которую тот готов заплатить за данную ед........

Список литературы
1. Ф.Х. Аширов, В.Б. Алексеенко, Т.Б. Иванова. Основы экономической теории и практики. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. - 408 с.
2. А.А. Белогребень, Н.М. Улицкая. Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков. - М., 2013. - 32 с.
3. В.В. Булатов. Очерки современной экономической теории и практики. - М.: Наука, 2007. - 232 с.
4. Г.Р. Вечканова, Г.С. Вечканов Микроэкономика 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
5. А. Гладченко статья «Ценовая дискриминация», 2008.
6. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование / В.Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2008. 480 с.
7. А. Кичатов Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. - М., 2006. - 147 с.
8. Савицкая, Е.В. Курс лекций по микроэкономике / Е.В.Савицкая. - М.: МФТИ, 2004. - 248 с.
9. Д. Хайман Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 131 с.
10. А.Д. Чудаков Цены и ценообразование - М.: Инфра, 2003.
11. 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.