На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97758


Наименование:


Контрольная работа Экономические проблемы общества и виды экономических систем.

Информация:

Тип работы: Контрольная работа. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 9.6.2016. Сдан: 2015. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопрос №1
Ограниченность экономических ресурсов и безграничность потребностей
Потребности. Движущей силой человеческого общества являются потребности - объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития. Потребности настолько многообразны, что существует множество вариантов их классификации.
Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей - материальные, духовные и социальные. По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные. Представители неоклассической экономической науки (в частности, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные.
В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога Абрахама Маслоу (1908-1970), в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных: физиологические, потребности в безопасности, в социальных связях, в приобретении определенного социального статуса, в самовыражении личности.
Две первые группы потребностей согласно А. Маслоу - низшего порядка, две последние - высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не возникает потребностей высшего порядка.
Закон возвышения потребностей. Систематизацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абстрактных и конкретных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Однако следует помнить, что любая классификация потребностей достаточно условна, поскольку все потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальные запросы формируются не только под воздействием функций жизнедеятельности человека, но и в значительной мере под влиянием уровня экономического и научно-технического развития общества, духовных и социальных ориентиров.
В свою очередь, особые, специфические для каждого человека и социального слоя духовные, интеллектуальные и социальные потребности складываются под воздействием материальных потребностей и особенно степени их удовлетворения.
Потребности людей имеют исторический характер. Их размер и способы удовлетворения зависят от того, в каких общественно-исторических условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались отдельные люди, социальные слои и общество в целом.
Потребности динамичны: они изменяются под воздействием общественного прогресса, интенсивности обмена информацией, совершенствования самого человека. Непрерывное изменение потребностей в количественном и качественном отношении, их возрастание в процессе эволюции человеческого общества характеризуются как закон возвышения потребностей.
На протяжении многих сотен и тысяч лет рост и изменение потребностей происходили плавно, относительно невысокими темпами. В современных условиях темпы их роста существенно ускорились. Одновременно с этим наблюдаются социальная равномерность возвышения потребностей, появление потребностей высшего порядка у все более широких слоев населения.
Ресурсы. Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы. Современная экономическая наука выделяет среди них четыре главных вида: земля, труд, капитал, предпринимательство.
Земля - важнейший экономический ресурс. Она включает в себя все полезное, что дано природой: месторождения полезных ископаемых, леса, поля, пашни, водные ресурсы и т.д. Человек использует их по-разному: пахотные земли - для производства сельскохозяйственных культур; пастбища - для разведения животных; участки, богатые полезными ископаемыми, - для развития добывающей промышленности; моря и реки - для рыболовства и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов являются ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности.
Труд - второй важнейший экономический ресурс хозяйственной деятельности человека. Он представляет собой интеллектуальную или физическую деятельность, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем. Его продолжительность определяется физиологическими возможностями человека, а также требованиями морального и социального характера, т.е. необходимостью удовлетворения духовных потребностей людей.
Капитал - это экономический ресурс, созданный человеком для производства товаров и услуг. Капитал выступает в различных формах. Он называется основным, если материализован в зданиях, сооружениях, оборудовании и функционирует в течение длительного времени и по частям переносит свою стоимость в стоимость создаваемого с его помощью продукта. Капитал, материализованный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся полностью за один производственный цикл и целиком переносящий в стоимость готового продукта свою стоимость, называется оборотным.
Предпринимательство - особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности использовать все другие экономические ресурсы в целях достижения коммерческого успеха, - является специфическим экономическим ресурсом. Оно охватывает производственную, посредническую, торговую, инновационную, консультативную и другие виды инициативной деятельности.

В основе экономического устройства любого общества лежат два основных факта: потребности людей безграничны, а экономические ресурсы ограничены. Причем ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она состоит в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общество, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».

Вопрос №2
Экономические проблемы общества и виды экономических систем.

Основные экономические проблемы общества
Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага < ru/education/library/fulltext/econom/glossary.htm>, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Общество в целом не может получить все нужные товары < ru/education/library/fulltext/econom/glossary.htm> и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.
Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Основные экономические системы
Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Традиционная экономическая система
Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.
Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.
Характерные черты экономик традиционного типа:
§ Слабое развитие техники и технологий производства;
§ Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
§ Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
§ Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.
Рыночная экономическая система
Основные особенности капиталистической экономики:
§ Частная собственность < college/pravovedenie/pravo-sobstvennosti.html>
§ Свобода предпринимательского выбора
§ Конкуренция < student/ekonomicheskaya-teoriya/konkurenciya.html>
§ Опора на рыночную систему
§ Ограниченная роль государства
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью < college/pravovedenie/pravo-sobstvennosti.html> на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения < student/ekonomicheskaya-teoriya/spros-i-predlozhenie.html>.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя < student/ekonomicheskaya-teoriya/teoriya-povedeniya-potrebitelya.html> и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкимииздержками < student/ekonomicheskaya-teoriya/izderzhki-proizvodstva.html>, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Командная экономическая система
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики < student/nac-ekonomika/rynochnaya-ekonomika.html>. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Смешанная экономическая система
Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную < student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html>, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Вопрос№3
Понятие рынка и его основные элементы
Составной частью системы рыночной экономики является рынок труда. Рынок труда - совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. отношений между реальными и потенциальными продавцами и покупателями труда. Важнейшим элементом рынка труда является спрос на труд, который определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на труд придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень и мобильность в быстро меняющихся экономических условиях. Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места. Предложение труда отражает численность и состав способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам). Предложение труда определяется численностью трудоспособного населения, его здоровьем, активностью, уровнем образования, мобильностью, возможной величиной заработной платы, а также национальными традициями. На рынке труда формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, и на этой основе определяется уровень заработной платы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть различной: 1. трудодефицитной, когда спрос превышает предложение; 2. трудоизбыточной, когда превышает предложение, и на рынке труда имеется большая численность безработных; 3. равновесной, когда спрос соответствует предложению. В экономике труда рассматривается несколько моделей рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и др. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется тем, что имеется, во-первых, большое количество конкурирующих фирм-работодателей, во - вторых, большая численность работников, предлагающих свой труд, и, в-третьих, ни работодатели, ни работники не диктуют ставки оплаты труда. Монопсонический рынок труда характеризуется монополией покупателя. В силу географических или иных факторов и при имеющейся специальности и квалификации работник не может сменить место работы, а заработную плату диктует предприятие, на котором сосредоточено основная численность работников. Такая ситуация наблюдается чаще всего в малых городах при наличии там крупного предприятия. Участие профсоюзов на рынке труда ведет к увеличению спроса труда и повышению заработной платы, т. к. профсоюзы объединяют работников и защищают их интересы. Рынок труда находится в непрерывном движении. Рынок труда, адекватно реагирующий на изменение цен, спроса и предложения труда, обычно называют гибким. Различают количественную и функциональную гибкость рынка труда. Количественная гибкость рынка труда - это способность при расхождении спроса и предложения осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда. Затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени. Функциональная гибкость предусматривает использование гибких режимов труда и занятости, изменение системы оплаты труда, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения. Воздействие на рынок труда оказывают: государство, которое разрабатывает специальные меры, направленные на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста. Под сегментацией рынка труда понимают структуру спроса и предложения рабочей силы в следующих аспектах: 1. демографическом (по полу и возрасту); 2. профессиональном (по специальностям и уровню квалификации); 3. региональном (доля регионов в спросе и предложении рабочей силы). Сегментарный рынок труда - это рынок с четко обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда). Различают первичный и вторичный рынки труда, различающиеся приоритетностью сферы деятельности, надежностью занятости и уровнем материальной обеспеченности. Первичный рынок труда характеризуют стабильная занятость и надежность положения работника; высокий уровень заработной платы; возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице; использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников; наличие сильных и эффективных профсоюзов. При этом субъектами первичного рынка труда могут быть работники разной квалификации без которых не может обойтись производство. Вторичный рынок труда характеризуется чертами прямо противоположными: велика текучесть кадров и нестабильна занятость; низкий уровень заработной платы; практически не существует продвижения по служебной лестнице; технология производства трудоемка и примитивна; отсутствуют или бездействуют профсоюзы. Первичный и вторичный рынки труда могут существовать одновременно на одном предприятии. Связано это, во-первых, с различием применяемых технологий, во-вторых, производство подтверждено конъюнктурным спадам и подъемам, что позволяет содержать постоянных и временных работников. Между первичным и вторичным рынками существуют определенные барьеры для мобильности рабочей силы. Национальные рынки труда формируются под воздействием ряда факторов, таких как уровень экономического и человеческого развития, традиции и др. Например, в США рынок труда отличается высокими ставками заработной платы, высокой мобильностью экономически активного населения и низкими гарантиями занятости. Традиционный японский рынок труда характеризуется наоборот высокими гарантиями занятости, при более низких ставках оплаты и невысокой мобильности населения. Рынок труда в России в 90-е годы отличается крайне низкими ставками оплаты труда (часто значительно ниже прожиточного уровня), низкой мобильностью трудовых ресурсов, что связано с плохо развитым рынком жилья, высоким уровнем скрытой безработицы и теневой занятости.

Вопрос№4
Сущность денег и их основные функции.
Сущность денег
Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним.
Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.
Экономическое понятие “товар” подразумевает любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собственного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.
Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:
· он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
· он должен удовлетворять определенным потребностям, то есть обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
· он должен обладать стоимостью. Стоимость товара - это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.
Только совокупность всех этих трех условий делает продукт товаром. Отсутствие любого из них означает, что данные продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать - тогда этот продукт товаром не является.
Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.
На начальном этапе экономики России обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров и услуг обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи или не всегда продавец и покупатель находили друг друга. В последствии на рынке стали постепенно появляться местные товары или услуги, которые начали пользоваться всеобщей потребляемостью и обмениваемостью.
При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.
Деньги обладают абсолютной ликвидностью. Ликвидность - это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.
С экономической точки зрения деньги являются особым товаром и их можно определить как средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров. А товар - это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.
Используя деньги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стоимости всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их между собой.
Основные функции денег
Деньги проявляют себя через свои функции.
Обычно выделяют следующие четыре основные функции денег:
· мера стоимости - при помощи денег субъекты измеряют и соизмеряют стоимость всех;
· средство накопления (тезаврации) - деньги покидают сферу обращения и оседают в домашних сейфах и на счетах в банках;
· средство обращения - деньги, выполняя функцию средства обращения, стали капиталом, т.е. стоимостью, приносящей доход, создав тем самым условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений;
· средство платежа - Деньги выступают как средство уплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве.
Часто выделяют и пятую функцию денег - функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.
Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.
Особенности функций денег на мировом рынке
Практическая реализация функции мировых денег - это по сути реализация тех же трех основных функций, но в рамках международного рынка, а не национального, и с учетом его специфических особенностей. Выделение и обособление этой функции обосновывается существующими различиями международного и национального товарных рынков в условиях неполноценных денег. Т.е. доллары и рубли выполняют те же три функции, но в разной степени, определенной уровнем доверия и их распространенности. С постепенным отходом от золотого обеспечения в качестве мировых денег стали использоваться деньги наиболее сильных держав, совершающих наибольшее количество сделок на международном товарном рынке и рынке капиталов, а также обладающие наибольшим доверием. Скорее следует говорить не о существовании функции мировых денег, а о признании некоторых национальных денег в качестве мировых.
Взаимосвязь этих функций
Несмотря на различие функций денег, между ними существует взаимосвязь и единство, обуславливающиеся сущностью.
Функция меры стоимости реализуется в функции средства обращения и средства платежа. Вместе с тем деньги могут попеременно выполнять функции средства обращения и средства платежа, а также служить средством накопления. В свою очередь денежные накопления могут быть использованы как средство обращения или средство платежа.
Вопрос№5
Количество денег в обращении
Какое же количество денег должно быть в обращении? Существует множество вариантов количественной теории денег. Основоположниками теории денег были Ш. Монтескье, Д. Локк и Д. Юм. Они определяли стоимость золотых и серебряных денег их количеством и утверждали, что чем больше в трате денег, тем выше товарные цены. Большинство экономистов запада пользуется математическим выражением, предложенным американским экономистом И. Фишером:

MV = PQ,

где, M - денежная масса;
V - скорость обращения;
P - уровень товарных цен;
Q - количество обращающихся товаров.

В соответствии с этим уравнением, уровень цен на товары (услуги) определяется по формуле P = MV?Q, т.е. произведением массы денежных знаков на скорость их обращения, деленным на количество товаров. Количество денег в обращении (объем денежной массы) - это M = PQ?V. На основании уравнения Фишера делается вывод, что ценность денег обратно пропорциональна их количеству. Уравнение обмена И. Фишера MV = PQ позволяет в первом приближении объяснить феномен инфляции (с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного обращения). Инфляция - это обесценение денег, сопровождаемое ростом товарных цен. Совершенно ясно, что увеличение показателя M (при неизменности V и Q) должно сопровождаться ростом P.
Выше уже отмечалось, что широкое развитие кредита привело к появлению таких разновидностей бумажных денег, как вексель и банкнота. В XX в. широкое хождение получили чеки. Хотя, строго говоря, чеки не являются бумажными деньгами. Если, например, вы обладатель вклада то, выписывая чек, вы даете поручение банку перечислить деньги с вашего вклада (депозита). Следовательно, чек - это безналичные деньги. Чековые расчеты экономят наличные деньги, находящиеся в обращении. Современное денежное обращение - это почти на 90% безналичное обращение. С учетом этого необходимо подчеркнуть, что показатель М в уравнении обмена Фишера отражает не только количество наличных (кредитно-бумажных и металлических разменных) денег, но и безналичную денежную массу (чековые депозиты).
Уравнение обмена MV = PQ используется как в классической количественной теории денег, так и в современной количественной теории денег, виднейшим представителем которой является американский экономист М. Фридмен, родоначальник монетаризма как одного из направлений в экономической теории.
Подводя общий итог анализу возникновения денег, важно обратить внимание еще на одну роль, которую играют деньги в рыночном хозяйстве. Обмен, о котором так много было сказано выше, связан с определенными издержками. Деньги помогают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен. Поэтому деньгами в разных странах и регионах становился на самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степени способствовал облегчению обмена. Назначение денег - не приносить пользу, подобную удовлетворению потребностей в еде, питье и т.п., а экономить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы трансакционные издержки, если бы, развитие обмена началось и закончилось бартером.
И, наконец, с появлением новых разновидностей денег - кредитных карточек, электронных денег, вообще развитием безналичного денежного обращения, когда деньги нельзя "потрогать", становится яснее мысль Ф. Хайека: деньги - это наиболее абстрактный институт развитой цивилизации, от которых зависит торговля и через которые проявляются последствия индивидуальных действий. Поэтому деньги, подчеркивает Ф. Хайек, которые мы ежедневно пускаем в ход, остаются вещью совершенно не постижимой.
Изучение экономической теории поможет вдумчивому читателю освободиться от обыденных представлений о деньгах и не дать увлечь себя безрассудным фантазиям, например, о возможности ликвидации денег в светлом коммунистическом обществе, как это предполагалось в теориях социалистов-утопистов.

Вопрос№6
Спрос и факторы на него влияющие

Спрос и факторы, его определяющие
Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Иными словами экономический спрос на товар означает желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами).
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего он зависит от цены. Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса. Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Закон спроса - при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос. Такая зависимость может быть объяснена с помощью двух эффектов:
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, если цена яблок снизилась с 20 руб. до 10 руб., то покупатель на свой постоянный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг яблок. А если он не желает покупать больше этого товара, то он «высвобожденные» деньги может направить на покупку дополнительного количества другого товара. Понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и т.п. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 2, а 4, 6 или 9 кг.
Различают два понятия - величина спроса и сам спрос. При этом величина спроса меняется под воздействием ценового фактора (то есть цены данного товара). Сам спрос меняется под воздействием неценовых факторов (к неценовым факторам относятся: доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, цены товаров-заменителей (субститутов) и цены товаров дополняющих (комплементов), количество потребителей). На графике изменение величины спроса отражается движением по кривой спроса вверх-вниз, а изменение самого спроса отражается смещением кривой спроса влево-вправо.
Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, то есть цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Она ограничивается доходом покупателя и остается фиксированной, так как он больше заплатить за этот товар не может.

Вопрос№7
Предложение и факторы на него влияющие

Предложение - это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.
Предложение является результатом производства и отражает желания и возможности производителя (продавца) произвести и реализовать свой товар.
Величина предложения - это максимальное количество товаров и услуг которое производители готовы и способны продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время. Величина предложения должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени.

На цену спроса влияют факторы:
1) ценовые - цена самого товара, цены ресурсов используемых в производстве товаров.
2) неценовой -это уровни технологий, цели фирмы, величина налогов и субсидий, цены на сопряженный товар, ожидание производителей, количество производителей товаров.
Таким образом, предложение является многофакторным.
Факторы определяющие величину предложения одновременно являются мотивацией предпринимательской деятельности:
1) зависимость от цены - описывается функцией Qs = f(p) , где p - цена,Qs - объем производства
Взаимосвязь между предложением и ценой находит отражение в законе предложения суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Прямая реакции - предложении на цену объясняется тем что производство достаточно быстро откликается на любые изменения происходящие на рынке. При повышении цены товаропроизводителей используют резервные мощности или вводят новые. Что приводит к увеличению предложения. Кроме того наличие тенденции спроса цен привлекает в данную отрасль других производителей что увеличивает спрос и предложение. В краткосрочном периоде увеличение предложение наступает немедленно за повышением цены. Все зависит от имеющихся производственных резервов. Поскольку расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде увеличение предложения практически всегда следует за повышением цен.
Важнейший фактор влияющий на величину предложения это цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, и таким образом чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения и наоборот,
Цена предложения - это минимальная цена по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар, чем ниже цена предложения тем меньше товаров поступит на рынок. Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, т к происходит насыщение рынка товаром. Главной причиной сокращения предложения является: 1) ограниченность ресурсов - следовательно кривая рыночного предложения - это кривая цены и предложения которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки. Таким образом кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продуктов.
Изменение предложения.
При изменении цены товара, соответствующая точка рыночной конъюнктуры перемещается вдоль кривой предложения, т е происходит изменение величины предложения. Неценовой фактор влияет на изменение всей функции предложения.
Факторы:
1) Издержки производства или производственные затраты.
Если производственные затраты низкие по сравнению с рыночными ценами , то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, то фирма производит товар в небольших количествах, переключает на другие продукты или даже покидают рынок. Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на экономические ресурсы. Очевидно что рост цен на ресурсы оказывает большое влияние на производственные затраты и уровень выпуска.
2) Технология производства - объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий и заканчивая обычной реорганизацией рабочего процесса. Совершенствование технологий позволяет производить большее количество продукции с меньшими затратами ресурсов. Технический прогресс также позволяет снижать количество ресурсов требующихся для одного и того же объема товара. Прогресс технологий позволяет производителям чего либо получать прибыль от производства большего числа машин, оборудования по той же цене.
3) Налоги и субсидии. Действия налогов и субсидий проявляются в разных направлениях. Повышение налогов приводит к росту издержек производства, увеличивая цену производства и снижаю спрос. Субсидии -дотации позволяют сокращать издержки производства за счет государства, способствую тем самым росту предложения.
4) Цены на сопряженные товары - предложение на рынке во многом зависит от наличия на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров по приемлемым ценам.
5) Ожидание производителей. Ожидание изменения цены продуктов в будущем также могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынке. Например, если производитель ожидает рост цен на свою продукцию, он может начинать увеличивать производственные мощности уже сегодня в надежде на последующее получение прибыли и придерживать товар до повышения цен. Информация о предполагаемом снижении цен может привести к росту предложения в настоящий момент и сокращению предложения в дальнейшем.
6) Число товаропроизводителей. Увеличение числа производителей данного товара приведет к росту предложения и наоборот.
7) Особый фактор на определенные виды продукции. Большое влияние оказывают особые факторы.

Вопрос№8
Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар эластичен по цене. Если при повышении цены данного товара резко сокращаются его покупки, то спрос на этот товар так же эластичен по цене.
Математически эластичность спроса может быть выражена в виде коэффициента эластичности (Ed).
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.
При анализе эластичности спроса по цене следует учитывать, что на этот показатель оказывают так же влияние наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Если два товара взаимозаменяемы, например, чай и кофе, то рост цены на кофе приведет к увеличению спроса на чай. Если коэффициент перекрестной эластичности двух товаров равен 0, то эти товары независимы, то есть изменение цены на один товар, никак не скажется на изменении спроса на другой товар.
Варианты эластичности спроса
1. Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция), то есть Ed > 2. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), то есть Ed 1. Обычно неэластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости.
3. Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество товара вырастает на 1% при снижении цены также на 1%, то есть Ed = 1.
4. Абсолютно эластичный спрос имеет место, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или
увеличивается до предела покупательских возможностей.
5. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, если любое изменение цены не влечет за собой никакого изменения количества требуемой продукции, то есть Ed = 0. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на него совершенно (абсолютно) неэластичный.
Кроме показателя эластичности спроса по цене используют показатель эластичности спроса по доходу, показывающий на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %.
Теперь рассмотрим эластичность предложения по цене.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1%. Отношение изменения предложения в процентах к относительной величине изменений цен выражает коэффициент эластичности предложения.
Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es.)
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности:
Es = 10 % : 5 % = 2.
В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:
1) если Es > 1 , предложение эластично;
2) если Es < 1, предложение неэластично;
3) если Е = 1 , эластичность единичная;
4) если Es = 0, абсолютно неэластичное предложение (на графике по оси абсцисс отложить величину предложения, а по оси ординат - цену товара, то такое предложение будет представлено вертикальной линией);
5) если Es = ?, совершенно эластичное предложение.


Вопрос№9
Равновесие рынка

Равновесие на денежном рынке
Денежная система РФ включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, регулирование денежного обращения. Денежный рынок на деле объединяет спрос и предложение денег. Спрос на деньги - это величина денежных средств, которую хранят хозяйственные агенты, то есть спрос на денежные запасы. Различают три вида спроса на деньги: спрос на деньги для совершения сделок, спрос на деньги со стороны активов и общий спрос на деньги.
Спрос на денежном рынке обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, спросом на наличные деньги для товарных сделок и оплаты услуг. Этот вид спроса называется спросом на деньги для совершения сделок или трансакционным спросом. Чем больше в стране произведено товаров и чем выше уровень цен, тем больше нужно денег, чтобы эти товары купить. Значит, величина трансакционного спроса изменяется пропорционально объему номинального (денежного) ВНП и не зависит от уровня процентной ставки. То есть спрос на деньги для совершения сделок находится в прямой зависимости от номинального ВНП.
Во-вторых, потребность в деньгах возникает тогда, когда люди хотят иметь деньги как средство сбережения, то есть как один из видов активов. Сюда могут относиться наличные деньги, деньги на бессрочных текущих счетах, деньги на срочных счетах, сертификаты, облигации, акции. Здесь речь идет о спросе на деньги со стороны активов или спекулятивном спросе. Спрос на деньги со стороны активов находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.
Общий спрос на деньги представляет собой сумму спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов.
Предложение денег осуществляется центральным банком страны и включает в себя как наличные, так и безналичные денежные средства (агрегаты). Например, в состав денежного агрегата М0 включают монеты и банкноты, а в состав денежного агрегата М1 включают монеты, чековые вклады, банкноты. Всего денежных агрегатов четыре.
Количество денег, необходимое для организации стабильного денежного обращения в стране в отсутствии инфляции можно рассчитать из формулы: MV = PQ
То есть количество денег (масса денег) в обращении находится в прямой зависимости от суммы цен товарной массы (величины номинального национального продукта) и обратно пропорциональна скорости обращения денег. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки увеличивают привлечение денег по вкладам.
Объединив спрос и предложение денег, мы можем представить денежный рынок и определить равновесную процентную ставку. Как и на рынке товаров, пересечение графиков спроса и предложения денег определяет цену равновесия, каковой является ставка процента - цена, уплачиваемая за использование денег.

Вопрос№10
Предпринимательство, фирма и основные формы предприятий

Основные формы предприятий
В России участниками коммерческой деятельности являются, как пра­вило, экономически обособленные юридические лица, а на Западе вместо юридического лица говорят о фирме.
В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, но и существуют разнообразные их типы. Это связано с разнообразием способов экономии (минимизации) трансакционных издержек.
Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда имеет ту или иную организационно-правовую форму. С правовой точки зрения под фирмой (предприятием) подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства - капитал, землю и труд с целью производства товаров и услуг.
Наиболее распространенными в современном мировом хозяйстве являются:
1) единоличная (частнопредпринимательская) фирма;
2) партнерство (товарищество);
3) корпорация (акционерное общество).
Единоличная фирма. Единоличная фирма - это юридическое лицо, созданное одним учредителем, который владеет всеми ее активами и несет персональную и неограниченную ответственность по всем ее обязательствам.
Это старейшая форма организации бизнеса. Как следует из названия, такая фирма находится в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые ему факторы производства. Собственник частнопредпринимательской фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных факторов производства (ресурсов) заключают контракты. Сам он владеет наиболее важным ресурсом - физическим и человеческим капиталом (особыми интеллектуальными, предпринимательскими или другими способностями).
Целью частнопредпринимательской фирмы является максимизация прибыли собственника - дохода, оставшегося после осуществления платежей владельцам факторов. Частнопредпринимательские фирмы имеют ряд важных преимуществ, благодаря чему они получили широкое распространение в мире. К ним относятся:
1) простота организации;
2) свобода действий владельца фирмы (он самостоятелен в ведении всех своих дел);
3) сильная экономическая мотивация.
Недостатки единоличной фирмы:
1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
2)отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;
3) определенные налоговые проблемы;
4) трудности при передаче прав собственности;
5) неограниченная ответственность собственника.
На Западе единоличная фирма наиболее распространена в сельском хозяйстве.
Партнерство (товарищество). Партнерство (товарищество) - объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Это объединение лиц, а не капиталов. Эта фирма подобна единоличной собственности во всех отношениях, за исключением того, что в ней существует более чем один собственник. В полном товариществе все партнеры несут неограниченную ответственность. Они совместно отвечают по обязательствам товарищества. Лица, вступившие в уже существующее товарищество, несут ответственность наряду со старыми членами за все долги, в том числе и за возникшие до их вступления в данное товарищество.
В товариществах затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболее важные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедуры принятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяя партнеров на категории, соответствующие их роли в принятии различной степени важности решений. Она также определяет случаи, в которых партнер должен передать право принятия решения фирме.
Модифицированной формой полного товарищества является смешанное (коммандитное) товарищество. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своим имуществом (полные товарищи или комплементарии), имеются один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладом в капитал общества (коммандитисты или вкладчики). Делами в коммандитном товариществе ведают, как правило, комплементарии. Они руководят обществом и представляют его интересы. Партнеры-вкладчики не участвуют в коммерческих операциях. Они являются, строго говоря, инвесторами товарищества. В нашей стране получила распространение такая форма партнерства как ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Общество с ограниченной ответственностью) - это такое объединение, которое формируется на основе заранее определенных вкладов пайщиков. Его члены (физические и юридические лица) не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуют лишь в пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная ответственность».
Возможно также учреждение общества с вкладами в форме материальных ценностей (автомобилей, земельных участков, лицензий).
Права членов общества реализуются на собраниях членов общества, которые проводятся не реже одного раза в год. Собрание имеет право принимать наиболее важные решения, в частно........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.