Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97777


Наименование:


Диплом механизмы психологической защиты студентов ГУОР г. Иркутска на 1 и 4 курсе.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.6.2016. Сдан: 2014. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития психологических механизмов личности, оптимизирующих ее взаимодействия с социальной средой, по праву занимает центральное место в отечественной и зарубежной психологии. Научный интерес к ее изучению основан на многогранности феноменологии личности, междисциплинарном статусе проблемы.
В последнее время все большее число авторов обращается к изучению феномена психологической защиты как важного механизма регуляции поведения и деятельности человека. Особое значение психологическая защита приобретает в юношеском возрасте. Это объясняется особенностями, характерными для данного периода жизни индивида.
Между тем, процессы, происходящие в настоящее время в стране, придают разработке этой проблематики особую актуальность. Ситуация развития личности в современном российском обществе характеризуется крайней нестабильностью, связанной с произошедшими социально-экономическими и политическими изменениями. Ломка привычных, годами установившихся стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают сопротивляемость личности к деструктивным влияниям.
Кроме того необходима научная рефлексия относительно используемых подходов в работе со студентами, новых форм образовательной деятельности, адекватных требованиям современной социополитической и социоэкономической ситуации в России.
Проведенный теоретический анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в современной отечественной науке накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многомерность и противоречивость данного феномена (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, А.М. Штыпель). В то же время, остается невыясненным вопрос о том, какие механизмы личности позволяют ей конструктивно противостоять агрессивной среде, защищая себя, свою целостность, свою внутреннюю свободу, и каковы пути оптимизации самозащитных усилий личности.
Поиск путей оптимизации самозащитных усилий личности связан с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала.
Таким образом, проблема психологической защиты широко изучена, рассмотрены различные подходы к механизмам психологической защиты, однако остается недостаточно изученным этот вопрос среди студентов, получающих физкультурное образование.
Объект исследования: система психологической защиты личности.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты студентов ГУОР, получающих физкультурное образование.
Цель исследования: определить особенности механизмов психологической защиты студентов ГУОР г. Иркутска, получающих физкультурное образование, и разработать программу по оптимизации механизмов психологической защиты для студентов 1 курса ГУОР г. Иркутска.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к проблеме психологической защиты личности в научно-методической литературе.
2) Изучить механизмы психологической защиты студентов ГУОР г. Иркутска на 1 и 4 курсе.
3) Составить программу по оптимизации механизмов психологической защиты для студентов 1 курса ГУОР г. Иркутска.
Гипотеза исследования: построена на предположении о том, что механизмы психологической защиты студентов ГУОР, на 1 и 4 курсе имеют свои особенности.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Психологическое тестирование.
4) Математико-статистические методы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие психологической защиты личности

В психологической литературе существует большое многообразие понятий психологической защиты. Лишь В.И. Журбин в 1990 году в своей работе «Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса» представил более десяти определений психологической защиты [4]. Такое разнообразие вызвано тем, что содержание понятия определяется научной парадигмой, в которой работает исследователь. В такой ситуации целесообразно обратиться к истории возникновения этого понятия.
Впервые термин психологическая защита был введён З. Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы». С этим феноменом З. Фрейд столкнулся в то время, когда занимался терапевтической практикой излечения истерии гипнозом. Но результаты такого лечения были ненадёжными. Из-за чего З. Фрейд обратился к технике «настаивания» И. Бернгейма. Суть этого метода заключалась в том, чтобы в бодрствующем состоянии пробудить воспоминания об испытанном сомнамбулизме. Применяя эту технику, З. Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказывали пациенты на попытки врача привести в сознание бессознательные воспоминания. З. Фрейд указывал в своих работах, что ощущалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного, и для выздоровления необходимо избавиться от этого сопротивления. На основе феноменов сопротивления З. Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления» [18, 19].
В последующих работах З. Фрейд подразумевал под психологической защитой в первую очередь вытеснение, так как это был первый механизм защиты, обнаруженный им. Но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с вытеснением, специальные обозначения для других механизмов защиты.
Последнее высказывание З. Фрейда по этой теме встречается в работе 1937 года «Крайний и бескрайний анализ». В этой работе защита впервые представлена как общее наименование всех тех механизмов, которые ослабляют внутренний и внешний конфликт и регулируют поведение индивида [3].
Позднее, дочь З. Фрейда, А. Фрейд, автор классического труда «Я и защитные механизмы», развившая теорию своего отца, подчеркивала, что защитные механизмы бессознательны, и они отвергают требования инстинкта[17].
Итак, из всего выше сказанного можно понять, что психологическая защита - это бессознательный психический процесс, который призван защищать сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, путём применения специальных механизмов защиты, тем самым регулируя его поведение.
Однако сами механизмы несут в себе опасность. Так как механизмы защиты при возникновении конфликта искажают восприятие реальности (при внешнем конфликте) или предоставляют нам лишь неполные и искажённые сведения нашего Оно (при внутреннем конфликте).
И пусть при внешнем конфликте, некоторое время можно спасаться бегством и избеганием такой ситуации, чтобы позднее, окрепнув, снять угрозу активным изменением реальности. То при внутреннем конфликте, человек переводит этот конфликт из сознания в бессознательность, тем самым просто ограничивая своё сознание от неприятных мыслей. Этот конфликт может находиться в бессознательном в заторможенном состоянии и никак себя не проявлять. Но при неблагоприятных условиях этот конфликт может проявляться, оказывая травмирующее влияние на состояние человека.
Кроме того, эти механизмы, оказав помощь в период кризиса, не снимают свои заслоны. Я взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций [2].
В таких ситуациях человек начинает себя вести неадекватно. Общение может начать снижаться. Защитный стиль жизни становится формой жизни, таким образом, идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации, что может привести к психическим расстройствам тяжелой степени [12].
Таким образом, с научной точки зрения психологическая защита - это бессознательная система регуляции психики, ограждающая человека от травмирующих переживаний в стрессовых ситуациях. Она помогает ему сохранить самоуважение, уменьшить эмоциональное напряжение и приспособиться к сложным жизненным ситуациям за счет искажения реальной информации. Психологическая защита относится к тем сложным процессам, которые затрагивают мотивационную сферу личности, формируют ее устойчивые способы поведения и разрешения конфликтов, лежат в основе аномальных черт характера и акцентуаций, определяют психосоматические расстройства и состояние здоровья личности. Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка. Такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику, приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности. Именно с ситуациями конфликта, травмы, стресса соотносится феномен психологической защиты, имеющей бессознательную природу, механизмы которой как раз направлены на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики.

1.2. Механизмы психологической защиты личности

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. Психологическая защита - это ситуативные действия и приемы, снижающие эмоциональное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний [14].
Анализ, проведенный Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенниковым [13], позволил систематизировать и дать синтетические описания основных механизмов внутриличностной психологической защиты (МПЗ), которые были объединены в восемь групп, защищающих психику человека от травмирующего воздействия соответствующих восьми основных эмоций.
Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались следующие: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Все эти защитные механизмы представляют собой пути защиты от внутренней или внешней угроз. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают [14].
1. Вытеснение (подавление) - механизм, посредством которого неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним. Это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).
Особенности защитного поведения: бессознательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость.
Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.
2. Проекция - механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для непринятия других и принятия на этом фоне себя.
Особенности защитного поведения: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Как защитный механизм по своей теоретической значимости, проекция следует за вытеснением. Проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. Наконец, классический пример проекции - студент, не подготовившийся, как следует, к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции.
3. Замещение (смещенная агрессия) - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.
Особенности защитного поведения: требовательность к окружающим, скандальность, раздражительность, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины, просмотр соревнований или занятия боевыми видами спорта (бокс, борьба и т.д.), предпочтение литературы и фильмов со сценами насилия (боевики и т.д.), приверженность к деятельности, связанной с риском; тенденция к доминированию (может сочетаться с сентиментальностью).
Распространенный пример - ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
4. Интеллектуализация (рационализация) - механизм подмены чувственной основы логическими резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий с целью сформировать чувство субъективного контроля над ситуацией.
Особенности защитного поведения: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, дисциплинированность, любовь к порядку, предусмотрительность, индивидуализм.
Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи рационализации. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.
5. Реактивные образования (гиперкомпенсация) - это замена Ego нежелательных тенденций на противоположные. Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, мальчик боится проявлять свою симпатию к девочке) приводят к формированию противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т.п.
Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким.
6. Регрессия - избегание субъектом тревоги путем возвращения к онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей.
Особенности защитного поведения: слабохарактерность, податливость чужому влиянию, неумение доводить дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, в эмоционально напряженной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные движения (потирание рук, кручение пуговиц и т.д.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты.
Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
7. Отрицание - механизм, посредством которого отрицается некоторый причиняющий страдания опыт, некоторые импульсы или стороны себя. Информация, противоречащая установкам, не принимается.
Особенности защитного поведения: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.
Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях) [22].
8. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
Особенности защитного поведения: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности. К этому следует также отнести серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное и другое творчество.
Например, умный, но физически слабо развитый мальчик компенсирует свой недостаток тем, что интенсивно изучает шахматную игру и добивается в этой области заметных успехов. На какое-то время это успокаивает, но рано или поздно соматическое неблагополучие может привести к болезни, а плохая осанка и хилый вид помешают добиться взаимности в любви.
Согласно З. Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат [21].
Следует заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты, обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
По утверждению некоторых ученых (В. Г. Каменская, Р. М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами, использование которых снижает риск возникновения конфликта или его обострения, являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными - проекция и вытеснение [13].
Из всего выше сказанного можно заключить, что механизмы защиты существуют в различных формах, и первоначальная их функция защитить Я от нежелательных переживаний теми или иными способами. Однако, применение любого из этих механизмов расходует психологическую энергию, что ограничивает гибкость и силы Я. Но так как человек не способен полностью отказаться от механизмов защиты, то З. Фрейд выделяет наиболее более адекватный механизм защиты - сублимацию. Суть этого механизма заключается в выражении внутренних импульсов способом, который считается приемлемым обществом.
1.3. Психологические особенности юношеского возраста

Юность - важный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной жизни, завершения физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости. Границы юношества размыты: примерно от 15-16 лет до 18-21 года [11].
В этот период интеллектуальное развитие провоцирует бурный рост сознания и самосознания, что приводит к расширению сферы осознаваемого и углубления знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является открытие внутреннего мира, а так же изменение мотивации основных видов деятельности: т.е. виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают переходить на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития.
Рост самосознания, определяет рост требований лиц юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе, усиление степени их критичности и самокритичности, повышения требований к моральному облику и нравственным качествам своего микроокружения. Вследствие чего нередко у юношей и девушек возникает чувство одиночества.
На фоне этого происходит выраженная поло-ролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения [24].
В общении, у юношей и девушек формируются коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей [5].
В процессе учебной деятельности идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию [8].
Высокий уровень самосознания побуждает юношей и девушек систематизировать и обобщать свои знания о себе, что в свою очередь, приводит к самоопределению через самовоспитание. Последнее проходит через ряд психологических препятствий, свойственных данному возрастному периоду:
- стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;
- чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему;
- стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
- желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности [9].
Таким образом, специфика развития личности у лиц юношеского возраста связана с ростом уровня самосознания, который определяет уровень требований к окружающим людям и к самим себе, со становлением относительно устойчивого образа «Я» или «Я-концепцией», то есть целостного представления о самом себе. Но наряду с этим, данный возраст характеризуется рядом типичных проблем, решение которых является крайне актуальным для молодых людей. Прежде всего, необходимо отметить потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять свои возможности, свое назначение в жизни.
Кроме того, необходимо помнить, что юность это еще неполное становление личности в физическом и психологическом плане. На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт из-за незавершенности полного физического развития по всем параметрам, ощущения своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров), синдрома дисморфофобии, неустойчивости эмоциональной сферы, а также высокого уровня ситуативной тревожности и особенностей высшей нервной деятельности. В этот период формируется мировоззрение и строятся планы на будущее.

1.4. Механизмы психологические защиты в юношеском возрасте

Согласно результатам исследованиям проведённых Тулупьевой Т.В. и Улезко Е.Н. [15,16], в юношеском возрасте присутствуют все виды психологической защиты, однако степень выраженности их неодинакова. В юношеском возрасте наиболее выражен такой вид психологической защиты, как проекция. Преобладание этого защитного механизма говорит о том, что в юношеском возрасте более характерно приписывание другим людям неосознаваемых и неприемлемых для личности чувств и мыслей. Тулупьева Т.В. предполагает, что это связано с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздействия на ребенка - воспитанием на примере, а также с характерным для этого возраста выборе юношей или девушкой определенного идеала для себя. Однако Механизмы психологической защиты редко работают обособленно, чаще один механизм поддерживает работу другого [15].
В плане полового различия, у юношей в этот период преобладают защитные механизмы внутренней направленности, такие как: вытеснение, рационализация. У девушек наоборот преобладают механизмы внешней направленности - реактивное образование, регрессия.
Преобладание механизмов защиты внутренней направленности у юношей обусловлено тем, что в нашей культуре мальчиков с раннего детства учат не показывать своих чувств, поэтому юноши учатся их скрывать и не показывать окружающим. Со временем вытеснение, как вид защиты, позволяющий выключать из сознания неприемлемые чувства и импульсы, становится одним из основных видов защиты. Юноши интенсивнее, чем девушки, используют рационализацию как механизм психологической защиты. Они чаще, чем девушки, строят убедительные (в первую очередь для самих себя) доводы для оправдания собственного поведения, стремятся использовать только ту часть информации, которая представляет их поведение как хорошо контролируемое.
Девушки же чаще используют механизмы защиты внешней направленности потому, что в нашей культуре в процессе воспитания девочкам объясняется, что они должны выражать социально одобряемые чувства и эмоции. Со временем девушки научаются скрывать осуждаемые импульсы и чувства, заменяя их на противоположные. Возможно, что девушки чаще скрывают от самих себя мотивы собственного поведения, чем от окружающих.
Что касается остальных механизмов защиты, то Тулупьева Т.В. даёт психологические портреты юношей и девушек по активному защитному механизму [15].
Компенсация. Юноши с активной компенсацией характеризуются инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Обладают плохим самоконтролем, слабо способны придать своей энергии конструктивное направление. Такие юноши ориентируются на групповое мнение, предпочитают работать вместе с другими людьми. Если у девушек компенсация является ведущим типом защиты, то они прямолинейны, наивны, непосредственны, оптимистичны, легко относятся к жизни.
Отрицание. Юноши и девушки с активным отрицанием характеризуются демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они склонны к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму. Такие представители юношеского возраста решительны, смелы, имеют тягу к острым ощущениям, не теряются при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывают о неудачах, не делая необходимых выводов, не предрасположены к страхам.
Замещение. Если замещение является ведущим механизмом психологической защиты, то такие юноши и девушки характеризуются неуравновешенностью реакций, возбудимостью. Им нравится доминировать, контролировать, критиковать других людей. Могут быть завистливы, характеризуются подозрительностью, им свойственно большое самомнение. Их интересы обращены на самих себя. Такие юноши и девушки обладают плохим самоконтролем, как правило, не могут организовать себя на выполнение какого-либо дела. У них наблюдается пониженная интервальность в области межличностных отношений.
Вытеснение. Если вытеснение является ведущим типом защиты, то такие юноши характеризуются подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Девушки с активным вытеснением неуравновешенны, обладают низким самоконтролем, спокойны, склонны к самоанализу. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок.
Проекция. Активная проекция у юношей связана с возбудимой и педантичной акцентуацией. Такие юноши характеризуются, угрюмостью, гневливостью, склонностью к трениям и конфликтам, в которых сами и являются активной,........





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.