На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97875


Наименование:


Диплом АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ЕГИПТА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 14.6.2016. Сдан: 2014. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Накопление сведений о памятниках Египта, относящихся к эпохе Древнего Царства 7
ГЛАВА 2 Становление и развитие археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства в ХІХ - первой половине ХХ вв. 21
ГЛАВА 3Археологическое изучение египетских памятников эпохи Древнего Царства во второй половине ХХ века и на современном этапе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61






ВВЕДЕНИЕ


Древнеегипетская культура, оказавшая сильное влияние на развитие античной цивилизации, привлекала к себе внимание европейских путешественников и ученых с глубокой древности [2, с. 144]. На протяжении веков древнеегипетские памятники, в первую очередь пирамиды, вызывали неподдельный интерес у ученых. Доказательством тому могут служить многочисленные описания Египта и его древних памятников, начало которым положил древнегреческий ученый Геродотом еще в середине V в. до н. э. в своем труде под названием «История» [23, с. 3]. Интерес к истории и культуре Древнего Египта и его древностям особенно усилился в эпоху Возрождения, когда в Европе стали активно изучать историю и культуру древней Греции и Рима, тесно связанных с историей и культурой Древнего Востока. Один из крупнейших философов XVI в. Джордано Бруно высоко оценил в своих трудах значение древнеегипетской культуры, которая, по его мнению, была использована позднейшими народами древнего мира: древними евреями, греками и римлянами[2, с. 144-145]. Он был недалек от истины: так, например, греческие ученые и мыслители признавали себя учениками древних египтян [23, с. 3]. В XVIII в. европейские ученые, посетившие Египет, оставили описания сохранившихся памятников, относящихся к эпохе Древнего Царства.
Однако до начала XIX в. изучение египетских памятников эпохи Древнего Царства носило описательный характер. Археологическое изучение древнеегипетских памятников началось после похода французской армии во главе с генералом Наполеоном Бонапартом в Египет в 1798 г. [35, c. 91] В составе завоевательной экспедиции находилась группа ученых, которая собирала и описывала памятники египетской истории и культуры. Результатом работы ученых было издание 48-томного «Описания Египта», который ознакомил широкую европейскую аудиторию с памятниками этой страны [2, с. 144-145]. Кроме того, в 1822 г. французским ученым Жаком Франсуа Шампольоном был открыт ключ к расшифровке забытой древнеегипетской письменности[22, с. 467]. При этом он указал на необходимость изучения на месте (т.е. в Египте) всех вещественных остатков египетской цивилизации[2, с. 145].
Шампольона считают основоположником египтологии (отрасли востоковедения, которая занимается изучением истории древнеегипетской цивилизации, т. е. ее экономики, общественных отношений, государственности, культуры, религии и языка древних египтян). Однако сам он не был археологом[20, с. 527]. Зарождение археологического изучения Египта (т. е. изучения прошлого на основе материальных остатков деятельности человека[5, с. 25]) следует относить к работам, проводившимся в Египте в1830-80-х гг., и связанным с археологическими раскопками памятников Египта [2, с. 145].
Тема археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства нашла свое отражение в исследованиях, связанных с историей Древнего Египта. Так, разделы, посвященные истории изучения древнеегипетских памятников присутствуют в фундаментальных трудах, посвященных истории Древнего Востока [2; 36]. При этом авторы данных обобщающих трудов по истории Древнего Востока подчеркивают важную роль археологических источников, полученных в результате археологического изучения (прежде всего, раскопок) для исторической науки [2, с. 159-160; 36, с. 23]. В то же время, историческая направленность фундаментальных трудов не дает возможности в полной мере рассмотреть историю именно археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства.
Эта проблема решается в трудах исследователей, занимавшихся историей изучения памятников древности вообще [1; 17; 33] и Древнего Египта в частности [13; 27; 35]. Также тема археологического изучения древнеегипетских памятников затронута в исследовании, посвященном истории их разграбления [39]. Таким образом, тема археологического изучения памятников Египта нашла свое отражение в специализированной литературе, что свидетельствует о ее разработанности, а продолжающееся исследование данной темы свидетельствует об ее актуальности. В то же время, концепции и оценки в многочисленных работах египтологов, занимавшихся эпохой Древнего Царства Египта, часто не совпадают, что связано с разницей в уровне развития археологической науки в различные исторические периоды, которые могли отделять друг от друга столетия. Все это порождает определенные сложности в ознакомлении с данной проблематикой. Возникает необходимость в систематизации, осмыслении и обобщении накопленных знаний, учете достижений последних десятилетий, сделанных в области археологии.
В данной дипломной работе эпоха Древнего Царства Египта определяется 2-й четвертью XXVIII - серединой XXIII вв. до н. э. Это связано с тем, что единого мнения о древнеегипетской хронологии нет, и даты правления тех или иных фараонов Древнего Египта, относящихся к династиям эпохи Древнего Царства, существенно отличаются в различных источниках [38, с. 6].Так, например, эпоха Древнего Царства некоторыми исследователями определяется как 2778 - 2263 гг. до н. э. [4, с. 176], другими - около 2780 - 2260 гг. до н. э. [34, с. 10-11], третьими вообще как 2800 - 2250 гг. до н. э. [16, с. 25]. Именно эта хронологическая неопределенность порождает необходимость использовать более общие рамки для определения эпохи Древнего Царства Египта в данной дипломной работе.
Целью данной дипломной работы является выявление и характеристика особенностей процесса археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего царства на различных исторических этапах.
Для достижения поставленной цели, решаются следующие задачи:
- анализируются работы авторов по исследуемой теме;
- выделяются несколько этапов в истории археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего царства;
- выявляются особенности выделенных этапов в истории изучения древнеегипетских памятников эпохи Древнего Царства;
- характеризуется период накопления сведений о памятниках Египта, относящихся к эпохе Древнего Царства, связанный с периодом, хронологические рамки которого V в. до н.э. -конец XVIII вв. н.э.;
- анализируется первоначальный этап археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства (XIX - первая половина XX вв.), связанный с раскопками наиболее известных памятников, выявляются и анализируются характерные для него способы археологического изучения;
- выявляются и характеризуются особенности следующего этапа археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства, который охватывает вторую половинуXX - начало XXIвв. и связан с дальнейшим изучением не только уже известных, но и новых памятников, усовершенствованием методологии археологических исследований.
Объектом исследования выступает история изучения археологических памятников Египта эпохи Древнего царства.
Предметом исследования является процесс изучения памятников археологии Египта эпохи Древнего царства и его особенности в различные исторические эпохи.
Для достижения поставленной цели и решения задач, связанных с ее достижением, в данной работе используются такие методы, как:
- Анализ существующей литературы по данной проблематике;
- Синтез данных, полученных путем анализа и связанных с процессом археологического изучения памятников Египта, относящихся к эпохе Древнего Царства;
- Обобщение полученной информации методом дедукции для выявление особенностей процесса археологического изучения памятников Египта эпохи Древнего Царства на различных исторических этапах.


ГЛАВА 1 Накопление сведений опамятниках Египта,
относящихся к эпохе Древнего Царства


Археологическому изучению памятников Египта эпохи Древнего Царства предшествовал длительный период накопления сведений об этих памятниках, осуществляемый путешественниками, историками и другими исследователями. Одним из первых путешественников, оставивших свидетельства о памятниках эпохи Древнего Царства, был древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Он первым описал пирамиду фараона Хеопса (или Хуфу) [35, c. 37]. Причем приводил данные, касающиеся процесса ее постройки: время, затраченное на ее строительство, количество истраченных средств на еду для рабочих и строителей и т.д. [11, c. 119].
Кроме того, Геродот сообщает о создателях других больших пирамид, последователях Хеопса фараонах Хефрене и Микерине [24, c. 34] (приложение, рисунок 1.1.). При этом Геродот приводит сведения об их местоположении и размерах, указывая, что он сам проводил измерительные работы [11, c. 120-121].
Упоминания о пирамидах встречаются также в произведениях и других писателей древности. Так, например, Диодор Сицилийский, живший в Ів. до н. э., упоминал о больших пирамидах в Гизе и относил их к семи чудесам мира, так как они «поражают всех, кому довелось их увидеть, своим размером и красотой» [14, c. 95].
Диодор Сицилийский пишет также и о том, что ни среди историков, ни среди самих египтян нет единого мнения в вопросе о происхождении пирамид. По его словам, это связано с тем, что в качестве царей, построивших эти пирамиды, упоминаются не только имена Хеопс и Хефрен, но и Армей, Амасис и Инар [24, c. 35-36]. Кроме того, Диодор пишет о том, что, хотя Хеопс и Хефрен и приказали построить пирамиды, которые должны были служить для них гробницами, однако ни один из них не был там погребен. По словам Диодора, это было связано с тем, что народ, обреченный на тяжкий изнуряющий труд при возведении пирамид и возмущенный жестокостью этих царей, поклялся, что тела их будут вытащены из гробниц и разорваны на куски. Оба царя, которых осведомили об этом, перед смертью поручили друзьям похоронить их в другом надежном и тайном месте [14, c. 95-96]. Подобные сведения Диодора не могли не послужить пищей для размышления археологам будущего, которые в своих исследованиях не могли не опираться на произведения древнегреческих классиков.
Упоминания о пирамидах, относящихся к эпохе Древнего Царства, встречаются и у других ученых древности. Так, Страбон, побывавший в Египте в Ів. до н.э., также описал Великие пирамиды в своем труде «География». При этом он пишет, что в одной из пирамид есть камень, который можно вынимать и за ним открывается проход в гробницу царя [32, c. 744-745].
Еще одним произведением эпохи Античности, в котором упоминаются египетские памятники эпохи Древнего Царства, является труд Плиния Старшего «Естествознание», написанный в І в. н.э. Плиний описывает пирамиды как гробницы царей, которые выставляли напоказ свое богатство, в то же время, скрывая его внутри пирамид, чтобы оно не досталось преемникам или соперникам[31, c. 129-130]. Приводит Плиний Старший и описание размеров Сфинкса, а так же мнение о том, что он, как и пирамиды, является гробницей царя [3, c. 12] (приложение, рисунок 1.2.).
Дальнейшее накопление сведений об археологических памятниках Египта эпохи Древнего Царства происходило в период арабского владычества над Египтом, которое началось с 642 г. [15, c. 29]. Одним из первых арабских ученых, описавших пирамиды эпохи Древнего Царства в Гизе был арабский ученый Альбумасар, живший в787-886 гг., получивший позднее известность в Европе в качестве астронома. Он написал статью о пирамидах, в которой утверждал, что данные сооружения были построены еще до великого потопа с целью найти в них спасение от грозящей катастрофы, в ходе которой будет уничтожено все живое [35, c. 47-48].
В Х в. арабский историк Масуди дает описание трех пирамид Нила, т. е. пирамид в Гизе. Он не приводит размеров пирамид, но сообщает другие подробности. Так, по словам Масуди, Перед первой пирамидой, очевидно пирамидой Хуфу, находится зал с колоннами, построенными из каменных плит, соединенных свинцом; в другой, западной (вероятно, пирамиде Хафра), имеется тридцать помещений для священных символов и талисманов из сапфира, для оружия из нержавеющего металла и предметов из гибкого небьющегося стекла. В третьей пирамиде, цветной (т. е. пирамиде Менкаура, поскольку нижняя ее часть была выложена плитами из розового гранита), покоились тела мертвых священнослужителей в саркофагах из черного гранита и рядом с каждым лежала книга, в которую были записаны таинства его профессии и его деяния при жизни [15, c. 32].
Также Масуди сообщает, что, когда в 820 г. халиф аль - Мамун пришел в Египет и осмотрел пирамиды, он приказал разрушить одну из них, чтобы узнать, что скрыто внутри нее [24, c. 39]. В результате был сделан пролом, который виден и теперь [43, c. 16]. Масуди пишет, что толщина стены была равна 20 локтям, а в конце ее, в углублении, был обнаружен бассейн, наполненный чеканными золотыми монетами. При этом бассейн был сделан из изумруда и по приказу аль - Мамуна его перенесли в сокровищницу халифа [24, c. 39].
Историк аль - Кайси, живший в XII в., записал устный рассказ, в котором находка аль - Мамуна выглядит по-другому. В рассказе говорится, что в узком проходе, который пробил аль - Мамун, был найден гроб, похожий на статую мужчины, высеченную из зеленого камня. Когда этот гроб принесли к халифу и сняли крышку, под ней оказалось тело мужчины в золотых доспехах, украшенных драгоценными камнями, в руке он держал меч, а на лбу у него лежал рубин величиной с куриное яйцо; и халиф взял этот камень себе. При этом аль-Кайси утверждает, что собственными глазами видел этот гроб. В то же время, ни о каких находках аль - Мамуна в пирамидах ни в одном из источников его поры не упоминается, что ставит под сомнение сообщения арабских историков о несметных сокровищах найденных халифом [15, c. 40].
Еще одним арабским автором, который писал о двух больших пирамидах был багдадский врач Абд аль - Лятифа, живший в 1161-1231гг. [35, c. 49]. Он описал размеры камней, из которых были построены пирамиды, отмечая при этом то, с какой тщательностью они были подобраны и уложены [24, c. 42]. Также аль - Лятиф осмотрел Сфинкса и обследовал развалины древнеегипетского города Мемфиса. Кроме того, он оставил замечание о странных иероглифических надписях, увиденных им на облицовочных каменных плитах Великой пирамиды [35, c. 49].
Вслед за арабскими авторами эти сведения подтверждают и путешественники-христиане. Так, Вильгельм де Болдензеле в 1336 г. писал, что обнаружил много надписей на Великой пирамиде, а Кириак Анконский, в 1440 г. совершивший восхождение на нее же, так же обнаружил там надписи.
Средневековые паломники, которые осматривали Великие пирамиды, приписывали сооружение пирамид Иосифу, сыну Иакова. Согласно легенде, Иосиф намеревался хранить в них хлеб в урожайные годы в предвидении голода, который он предсказал, толкуя сон фараона. Они называют их «житницами Иосифа» или «житницами фараона». С этой легендой были знакомы уже в IV в. Юлий Гонорий и Руфин, а в конце V в. Стефан Византийский, труды которых изучались некоторыми паломниками. Среди тех, кто упоминает о пирамидах, как житницах в описаниях своих путешествий, следует назвать Вениамина Тудельского (1173 г.), затем почти два века спустя (1336 г.) врача из Льежа Жана де Мандевиля, Сиголи (1384-1385 гг.), барона из Шампани дАнглюра, совершившего паломничество к святым местам в 1395 г., шевалье Жильбера де Лануа, посланника герцога Бургундского и бургомистра Монса, и Жоржа Ленгерапа, которые отпра­вились туда в XV в., примерно в 1422 и 1485 гг. [24, c. 43-45].
В то же время, существовали и те, кто не был согласен с такой точкой зрения. Так, в IX в. патриарх яковитов Антиохий, напротив, опровергает ее, когда пишет о пирамидах: «Это отнюдь не житницы Иосифа, как думают, а потрясающие мавзолеи, воздвигнутые над гробницами древних царей; они наклонны и массивны, а вовсе не полые и пустые внутри» [24, c. 44].
В последней трети XIV в. в Западной Европе получила распространение рукописная книга, в которой описывались страны Ближнего Востока и в том числе Египет. Она называлась «Путешествия Джона Мандевиля» и позднее (в последней трети XV в.) стали выходить ее печатные издания во Франции, Германии и Англии. Автором ее считают английского рыцаря Джона Мандевиля [35, c. 50]. По другим данным, ее автором был французский врач из Льежа Жан де Бургонь, живший в конце XIV в. [15, c. 40]. Автор книги в XIV в. отправился «за море» и посетил много различных стран Ближнего Востока, в том числе и Египет. В своем труде он дал характеристику географического положения и климатических условий Египта, изложил некоторые легенды и факты. Заслуживает упоминания сведения о «зернохранилищах Иосифа», т.е. пирамидах. Мандевиль пишет, что каждое «зернохранилище» имеет ворота для входа внутрь, немного возвышающееся над землей. В верхней части «зернохранилищ» на наружной стороне автор увидел много надписей на различных языках. Интересно то, что приводя версию о пирамидах, как о «житницах Иосифа», Мандевиль пишет и о том, что «некоторые люди говорят, что они являлись погребениями великих властителей, правивших когда-то». Однако сам он отвергает эту версию как неправдоподобную, так как если бы они являлись погребениями, они не были бы пустыми внутри и не имели бы ворот для входа внутрь, поскольку, по мнению автора, могилы и погребения не делаются ни такими великими, ни такими высокими [35, c. 51-53].
В 1395 г. барон из Шампани д’Англюр совершил паломничество к святым местам, в результате которого сохранились его записи о путешествии. В своем рассказе сеньор д’Англюр восхищается обширной площадью квадратных оснований пирамид, поражается их высотой и геометрической красотой. Кроме того, он отмечает, что пирамиды сооружены из широких и огромных обтесанных камней, которые хорошо подогнаны друг к другу. При этом д’Англюр стал свидетелем разрушения пирамид руками рабочих-каменщиков, которые срывали большие отесанные плиты, образующие облицовку пирамид и спускали их вниз [24, c. 45-46]. Д’Англюр отмечает, что из этих плит и камней издавна воздвигали большую часть самых прекрасных зданий в Каире [15, c. 49]. При этом д’Англюр считал пирамиды житницами, предназначались для того, чтобы хранить в них зерно в предвидении будущих неурожайных лет в Египте, предсказанных Иосифом при истолковании сна фараона. Относительно того, что находится внутри них, он ничего не мог сказать «ибо входы в них замурованы, а перед ними находятся очень большие гробницы. Нам сказали, что это памятник некоему сарацину и что входы в гробницы были замурованы потому, что там обычно делали фальшивые монеты. Совсем внизу, на уровне земли, имеется отверстие, уходящее под одну из житниц и не достигающее роста человека. В отверстии этом очень темно и дурно пахнет из-за обитающих там животных» [24, c. 45-46].
Здравые суждения об истинном назначении пирамид стали складываться вновь в конце XV в. Так, когда в 1486 г. уроженец Майнца Брейденбах осмотрел пирамиды, он заявил, что, по его мнению, это не житницы, построенные Иосифом, а гробницы древних царей, т.к. они в основном состоят из сплошной каменной кладки.
В 1512 г. к султану в Египет были отправлены два посольства - одно от короля Франции, другое от Венецианской республики - с целью завязать торговые и дружеские отношения, а также обеспечить безопасность паломникам, отправляющимся в святую землю. Во главе миссии, посланной французским королем Людовиком XII, стоял посол АндрэЛеруа; среди членов миссии находился брат Жан Тено, настоятель францисканского монастыря в Ангулеме, который через 11 лет написал отчет о своем путешествии. Этот монах прочел рассказы древних авторов о пирамидах; он узнал в них гробницы египетских царей и одно из чудес мира. Самую большую из них он приписал царю Хеопсу, в чем был абсолютно прав. Кроме того, Жан Тено побывал не только на ее вершине пирамиды Хеопса, но и внутри, с господином Субраном, мэтром Франсуа де Бон Жаном и многими другими.
Во главе дипломатической миссии Венецианской республики стоял посол Доменико Тревизан. В составе его свиты находился Захария Пагани, который, описывая посещение пирамид, сообщает о самой большой из них, ставшей, как он полагал, доступной совсем недавно. При ее посещении он обнаружил, что внутри нее стоит открытый и пустой саркофаг из порфира, что заставляло многих думать, что в пирамиде был погребен египетский царь. Таким образом, члены посольских миссий были одними из первых европейцев, кто проник внутрь пирамиды [24, c. 46-47].
В 1544 г. была издана «Космография» Себастьяна Мюнстера. Автором ее был немец из Пфальца, бывший монах. Хоть сам он в Египте не был, но как ученый-географ добыл о нем достаточно сведений из старых сочинений, и, что самое главное, приложил первый современный чертеж пирамиды [15, c. 47].
В 1548 г. французский король снова отправил на восток посольство, возглавляемое господином Арамоном. Один из его секретарей, Жан Шено, описал свое путешествие. Он посетил пирамиды, взобрался на самую большую из них и даже проник внутрь. Он рассказывает, что видел там каменный «чан», и, по словам его проводников, это и была могила фараона. Затем он пишет, что возле осмотренной им пирамиды стоят еще две, не такие большие, и в них меньше уступов и нет входа. Это доказывает, что на этих двух последних пирамидах в ту пору еще сохранилась большая часть облицовки [24, c. 48].
В 1546 г. появился еще один печатный чертеж пирамид, который был сделан по описанию настоящего очевидца. Его опубликовал итальянский архитектор Себастиано Серлио в книге о памятниках древнего зодчества, которую он издал в Антверпене. Впервые был изображен и Большой сфинкс, хоть и весьма своеобразно: в книге похож на даму с немного загадочной улыбкой, причесанную по тогдашней моде и даже с бюстом. Рядом видна Великая пирамида, в которой виден и большой пролом, пробитый халифом аль-Мамуном [15, c. 47-48].
В 1550 г. Бартоломеус де Салиньяк вновь повторяет легенду о житницах фараона. Но вскоре Пьер Белой, доктор парижского медицинского факультета, опубликовал описание своего путешествия на Восток, в котором он опровергает это нелепое толкование назначения пирамид, основываясь, в частности, на том, что в самой большой пирамиде он видел камеру, где стоял огромный саркофаг из черного мрамора. Кроме того, он уверяет, что третья пирамида так хорошо сохранилась, словно она только что сооружена.
В 1554 г. пирамиды посетил францисканец из Ангулема, АндрэТеве, духовник Екатерины Медичи. Ему также удалось проникнуть в Великую пирамиду. В изданном им труде он дает весьма точные зарисовки некото­рых из них. Теве считает, что это были гробницы царей, т.к. он сам лично видел водной из пирамид большой мраморный камень, обтесанный в виде гробницы [24, c. 48-49].
В 1581 году пирамиды посетил Жан Палерн, посланник французского короля Генриха III. Палерн совершил вход внутрь Великой пирамиды, где после спуска по наклонному коридору обнаружил саркофаг. В пирамиду Хафра, по словам Палерна, не было входа и не нашлось внутренних помещений. По его описанию, поверхность пирамиды была частично отполирована и не имела ступеней, так что подняться на ее вершину, которая кончалась острием, не было возможности [15, c. 51].
В 1591 г. Проспер Алпини, известный врач и натуралист, долгое время состоявший в качестве атташе при консуле Венецианской республики в Египте, поднялся на Великую пирамиду и измерил длину одной из ее сторон. Он рассказывал, что внутри пирамиды им был обнаружен ящик из черного мрамора без крышки, а у входа в большую галерею - колодцы. Далее он писал, что в 1584 г. Ибрагим-паша расширил подступы к пирамиде, чтобы заняться поисками сокровищ. Также он отмечал, что поверхность второй и третьей пирамид совершенно гладкая и там нет ступеней, но которым можно было бы подниматься, что свидетельствует о том, что облицовка на них все еще присутствовала [24, c. 49].
В 1610 году в путешествие по странам Ближнего Востока -Турции, Палестине и Египту - отправился английский поэт и путешественник Георг Сэндис, живший в 1578-1644 гг. [15, c. 59]. Сэндис в своих записках отказывается верить тому, что пирамиды созданы иудеями в качестве житниц, так как иудеи обычно сооружали свои здания из кирпича. Кроме того, он считал, что гробница Хеопса помещается в верхней камере, облицованной гранитом [24, c. 49-50]. Примечательно, что в течение пос­ледующих ста лет записки Сэндиса переиздавались, по меньшей мере, восемь раз [15, c. 59].
Около середины XVII в. впервые было опубликовано вполне объективное, подлинно научное исследование о пирамидах, автор которого в своих рассуждениях оперировал как историей, так и легендами. Этим автором был Джон Гривс, а его произведением «Пирамидография», вышедшая в Лондоне в 1646 г. Гривс, путешествовавший по Египту в 1638 и 1639 гг., с полным основанием приходит к выводу, что Великая пирамида была сооружена Хеопсом, вторая пирамида - Хефреном, или Хабрием, а третья - Микерином [24, c. 50-51].
Опираясь на свидетельства историков древности и принимая во внимание наличие саркофага в Великой пирамиде, Гривс утверждает, что эти памятники служили гробницами. Он справедливо предполагает, что их огромные размеры, так же как и обычай бальзамирования, объясняются стремлением обеспечить наибольшую сохранность останков погребенных там фараонов, что связано с представлением, будто душа переживает тело [15, c. 54].
Гривс также приводит данные, полученные им во время описания различных камер и галерей, которые он сам обследовал в Великой пирамиде. Он допускает, что именно халиф аль - Мамун проложил ход, который примыкает к гранитным блокам, преграждающим путь в верхний коридор, и позволяет обойти их. Он описывает этот коридор, так называемую камеру царицы, в которую ему удалось проникнуть, несмотря на груды обломков. Также он описал почти полностью заваленный колодец с выемками для ног и рук, большую галерею с выступами и сводом, передние камеры, стены которых были облицованы гранитом, и погребальную камеру, образованную шестью рядами кладки из гранита, перекрытую девятью плитами, которые несут на себе всю тяжесть верхней части пирамиды. Гривс занялся тщательным измерением этой камеры, остававшейся недоступной на протяжении многих веков. Кроме того, он обнаружил, что вентиляция в погребальной камере проложена в двух направлениях, а копоть, которую он заметил в северной камере, наводит его на мысль, что там когда-то стояли зажженные лампы [24, c. 51-52].
Гривс также тщательно измерил три пирамиды в Гизе. Полученные данные он округлял до шестидесятых долей фута и двенадцатой доли градуса - это были самые точные измерения на то время [15, c. 54].
Помимо этого Гривс обращает внимание на находящиеся в непосредственной близости от пирамиды базальтовые фундаменты, которые он считает остатками заупокойного храма. Также, упомянув и о других пирамидах, которые были меньших размеров, Гривс рассматривает разные методы строительства пирамид. Он полагает, что пирамиды строились следующим образом: посредине квадратного фундамента пирамиды возводили большую и широкую башню; эта башня была такой же высоты, какой должна была быть впоследствии сама пирамида. Затем по бокам башни выкладывали остальные части этого сооружения одну за другой до тех пор, пока не был уложен первый ряд. Такой метод сооружения ступенчатых пирамид мог действительно применяться для настоящих пирамид, массив которых состоит из высоких уступов. Правдоподобность рассуждений Гривса подтверждают наблюдения, сделанные немецким египтологом Людвигом Борхардтом в верхнем коридоре Великой пирамиды в первой трети ХХ в. [24, c. 52-53].
После опубликования книги Гривса путешествие к пирамидам совер­шили люди самых различных профессий и интересов - от служителей церкви и торговцев до дипломатов и офицеров разведки. Многие из них в описаниях своих путешествий упоминали о пирамидах, но они, как правило, ограничивались обычным описанием и цитатами из античных авторов [15, c. 55].
Некоторое исключение представляют из себя Жан де Тевено и Эдвард Мельтон. Так, Жан де Тевено, который в 1655 г. посетил и Египет, упоминает о камере в Великой пирамиде, предназначенной для фараона. Кроме того, он сообщает о подземном ходе, служившем, как ему сказали, для связи с примыкающими к нему сооружениями второй пирамиды.
Эдвард Мельтон, опубликовавший рассказ о своем путешествии, совершенном в 1661 г., как и многие, указывает в своем сочинении размеры Великой пирамиды. Однако он также приводит новую легенду, согласно которой пирамида эта никогда не имела вершины. На верхней ее площадке якобы стояла статуя и до сих пор еще видны отверстия, к которым она была прикреплена. В то же время Мельтон признается, что ему лично ее следов обнаружить не удалось [24, c. 53-54]. Кроме того, Мельтон сделал набросок пирамид, придав им, однако, слишком заостренные очертания [15, с. 53].
В конце XVII в. крупнейшими исследователями пирамид были де Карери и Бенуа де Майе. Де Карери, совершивший путешествие в Египет в 1693 г., утверждает, ссылаясь на писателей древности, что пирамиды были гробницами, но добавляет, что одновременно они предназначались и для астрономических целей. Кроме того, он пишет, что, по мнению арабов, в глубине колодца, находящегося внизу большой галереи пирамиды, имеется переход, ведущий к сфинксу [24, c. 55-56].
Бенуа де Майе был генеральным консулом в Египте с 1692 по 1708 г., что позволило ему на протяжении долгого времени заниматься изучением внутреннего устройства и назначения пирамид [15, с. 56]. Он, как и многие другие, сильно преувеличивает высоту пирамиды, считая ее почти равной дли........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. 100 великих археологических открытий / Авт.-сост. А. Ю. Низовский. - М.: Вече, 2002. - 354 с.
2. Авдиев, В.И. История Древнего Востока / В. И. Авдиев. - Л.: Госполитиздат, 1953. - 703 с.
3. Барбарен, Ж. Загадка Большого сфинкса / - М.: Крон-Пресс, 1998. - 160 с.
4. Бикерман, Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и Античность / Э. Бикерман. - М.: Наука, 1975. - 336 с.
5. Брей, У., Трамп, Д. Археологический словарь / У. Брей, Трамп Д. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
6. Веркутте, Ж. В поисках потерянного Египта < books/0035.shtml> / Ж. Веркутте. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 176 с.
7. Вернер, М. Древний Египет: загадки и открытия. Чехословацкий институт египтологии: 30 лет деятельности в Египте / М. Вернер // Вестник древней истории. - 1991. - № 1. - С. 138-165.
8. Всемирная история: Каменный век / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Минск: Харвест; Москва, ООО Издательство АСТ, 2002. - 528 с.
9. Всемирная история. Первобытные культуры и цивилизации древно­сти / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Минск: Харвест, 2007. - 1584 с.
10. Гальперина, Г.А., Доброва, Е.В. Популярная история археологии / Г. А. Гальперина, Е. В. Доброва. - М.: Вече, 2002. - 512 с.
11. Геродот. История в девяти книгах / Отв. ред. С. Л. Утченко. - Л.: Наука, 1972. - 601 с.
12. Гонейм, М. З. Потерянная пирамида / М. З. Гонейм. - М.: Государственное издательство географической литературы, 1959 г. - 52 с.
13. Дженкинс, Н. - Ладья под пирамидой / Н. Дженкинс. - М.: Наука, 1986. - 127 с.
14. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Авт. сост. Строгецкий В. М. - Москва: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 755 с.
15. Замаровский, В. Их величества пирамиды / В. Замаровский - М.: Наука, 1986. - 432 с.
16. Кацнельсон, И. С. Египет. Страна и ее история / И. С. Кацнельсон // Культура Древнего Египта / Отв. ред. И. С. Кацнельсон. - М.: Наука, 1975. - С. 14-44.
17. Керрам, К. Боги, гробницы, ученые / К. Керрам. - М.: Наука, 1994. - 303 с.
18. Кинк, Х. А. Как строились египетские пирамиды / Х. А. Кинк. - М.: Наука, 1967. - 112 с.
19. Кинк, Х. А. О древнеегипетских каменных орудиях III - II тыс. до н. э. / Х. А. Кинк // Древний Египет и древняя Африка. - М.: Наука, 1967. - С. 74-80.
20. Коростовцев, М.А. Египтология / М. А. Коростовцев // Африка. Энциклопедический справочник. В 2 т. Т. 1. А-К / Гл. ред. А. Громыко. Ред. коллегия: В. М. Васев, А. М. Васильев, Н. И. Гаврилов и др. - М.: Сов.энциклопедия, 1986. - С. 527-528.
21. Коростовцев, М.А. Египтология / М. А. Коростовцев // Большая Советская энциклопедия (3-е изд.). В 30 т. Т. 9. Евклид-Ибсен / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия, 1972. - С. 59-61.
22. Коростовцев, М.А. Египтология / М. А. Коростовцев // Советская историческая энциклопедия. В 16 т. Т. 5. Двинск-Индонезия / Гл. ред. М. Е. Жуков. - М.: Сов.энциклопедия, 1964. - С. 467-471.
23. Культура Древнего Египта / Отв. ред. И. С. Кацнельсон. - М.: Наука, 1975. - 451 с.
24. Лауэр, Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид / Ж.-Ф. Лауэр. - М.: Наука, 1966. - 227 с.
25. Лебединский, В. В. Подводно-археологические исследования в Египте. История и современность / В. В. Лебединский // История и культура древнего и раннехристианского Египта. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М.Э. Матье и М.А. Коростовцева. - М., 2001. - С. 100-108.
26. Мерц, Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян / Б. Мерц. - М.: Терра - Книжный клуб, 1998. - 400 с.
27. Памятники Древнего Египта / Авт.-сост. А.В. Нестерова. - М.: Вече, 2003. - 208 с.
28. Перепелкин, Ю. Я. История древнего Египта / Ю. Я. Ререпелкин. - СПб.: «Летний Сад» - Журнал «Нева», 2000. - 560 с.
29. Петровский, Н., Матвеев В. Египет - сын тысячелетий / Н. Петровский, В. Матвеев. - Л.: Наука, 1959. - 288 с.
30. Петровский, Н., Белов, А. Страна БольшогоХапи / Н. Петровский, А. Белов. - Л.: Наука, 1973. - 394 с.
31. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Отв. ред. Ю. К. Колосовская. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
32. Страбон. География. В 17 книгах / Под общ.ред. С. Л. Утченко. - М.: Наука, 1964. - 955 с.
33. Струве, В. В. История Древнего Востока / В. В. Струве. - М.: Госполитиздат, 1941. - 525 с.
34. Сычев, Н. Книга династий / Н. Сычев. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. - 959 с.
35. Томсинов, В. А. Краткая история египтологии / В. А. Томсинов. - М.: Вече, 2004. - 320 с.
36. Тураев, Б.А. История Древнего Востока. Т. 1 / Б. А. Тураев. - Л.: ОГИЗ, 1936. - 379 с.
37. Федосик, В. А. Семь чудес света / В. А. Федосик. - Мн.: Беларусь, 2002. - 416 с.
38. Цаплин, М. Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир. Европа, Россия / М. Н. Цаплин. - Ростов-н/Д.: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2006. - 784 с.
39. Элебрахт, П. Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц / П. Элебрахт. - М.: Прогресс, 1984. - 223 с.
40. Тилдейсли, Дж. Египет. Возвращение утерянной цивилизации / Дж. Тилдейсли. - М.: Столица-Принт, 2007. - 320 с.
41. Альдред, С. Египтяне. Великие строители пирамид / С. Альдред. - М.: Центрполиграф, 2010. - 240 с.
42. Морэ, А. Во времена фараонов / А. Морэ. - М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1913. - 330 с.
43. Згурская, М. П. Древний Египет / М. П. Згурская. - М.: Центрполиграф, 2008 - 198 с.
44. Черезов, Е.В. Древнейшая летопись «Палермский камень» и документы Древнего царства Египта / Е. В. Черезов // Эмери, У. Б. Архаический Египет / Сост. А. С. Четверухин. - СПб.: Журнал «Нева» - «Летний Сад», 2001. - С. 310-330.
45. Флетчер, Д. В поисках Нефертити / Д. Флетчер. - М.: АСТ, 2008. - 413 с.
46. wiki/File:Pyramids_of_Egypt1.jpg?uselang=ru - дата доступа: 25.03.2014 г.
47. < wiki/File:Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg?uselang=ru> - дата доступа: 25.03.2014 г.
48. < wiki/File:Sakkara_01.jpg> - дата доступа 25.03.2014 г.
49. < wiki/File:Carl_Richard_Lepsius_%281810-1884%29.jpg?uselang=ru> - дата доступа: 25.03.2014 г.
50. muzei-mira.com/muzei_egipta/117-kairskiy-muzey.html - дата доступа: 25.03.2014 г.
51. < wiki/File:Gaston_Maspero.jpg?uselang=ru> - дата доступа: 25.03.2014 г.
52. < wiki/File:Flinders_Petrie.jpg?uselang=ru> - дата доступа: 25.03.2014 г.
53. < wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ghunaim.jpg> - дата доступа: 04.04.2014 г.
54. search/label/%D0%95%D0%B3%D0%B8% D0%BF%D0%B5%D1%82?updated-max=2013-06-01T20:23:00%2B03:00&max-results=20&start=60&by-date=false < search/label/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82?updated-max=2013-06-01T20:23:00%2B03:00&max-results=20&start=60&by-date=false> - датадоступа: 07.04.2014 г.
55. search/label/%D0%95%D0%B3%D0%B8% D0%BF%D0%B5%D1%82?updated-max=2012-11-29T14:05:00%2B02:00&max-results=20&start=100&by-date=false < search/label/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82?updated-max=2012-11-29T14:05:00%2B02:00&max-results=20&start=100&by-date=false> - датадоступа: 07.04.2014 г.
56. wiki/File:02_meidum_pyramid.jpg?uselang=ru - дата доступа: 10.04.2014 г.
57. wiki/File:Cairo,_Gizeh,_Pyramid_of_Menkaure,_Egypt,_Oct_2005.jpg?uselang=ru
58. wiki/File:Carsten_niebuhr_trimmed.png?uselang=ru - дата доступа: 10.04.2014 г.
59. wiki/File:Gizeh_Sonnenbarke_BW_2.jpg?uselang=ru
60. ar_602_001_saqqara_pyramid_sekhemkhet.html - дата доступа: 10.04.2014 г.
61. wiki/File:Bent_Pyramid_%28I_love_Naples%29.jpg?uselang=ru - дата доступа: 15.04.2014 г.
62. wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%97%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA_%D0%96%D0%B0%D0%B1%D0%B0.png - дата доступа 15.04.2014 г.
63. wiki/File:Neferirkare.jpg?uselang=ru -дата доступа: 15.04.2014 г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.