На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97879


Наименование:


Курсовик Коррекция гиперактивности и нарушения внимания у дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 14.6.2016. Сдан: 2015. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы коррекции гиперактивности и нарушения внимания у дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью…………..5
1.1. Феномен гиперактивности и нарушения внимания у детей…………...5
1.2. Проявление синдрома дефицита в дошкольном возрасте……………..7
1.3. Характеристика детей с легкой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………….10
1.4. Условия коррекции гиперактивности и нарушения внимания………12
2. Организация коррекции гиперактивности и нарушения внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью………………………………15
2.1. Объект и условия организации коррекционной работы……………...15
2.2. Методики изучения проявлений гиперактивности и нарушения внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью…..16
2.3. Методика и результаты коррекционной работы……………………...29
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография ……………………………………………………………………41


ВВЕДЕНИЕ

Внимание имеет некоторые особенности (или свойства), ко­торые у разных людей проявляются в разной степени. Иногда человек настолько углубляется в работу или наблю­дение, что ничего другого не замечает. Это свойство внимания, заключающееся в выделении чего-то, на что направлено внима­ние, называется сосредоточенностью (или концентрацией).
Важным свойством внимания является его устойчивость, боль­шая сопротивляемость отвлечениям, благодаря этому человек может быть длительное время сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
Если на мгновение показать плакат с нарисованными на нем предметами, цифрами или буквами, то одни люди сумеют заме­тить (и назвать) большее число этих объектов, а другие - мень­шее. У первых больше так называемый объем внимания, т.е. количество предметов, воспринимаемых одновременно, у других он меньше. Если воспринимаемые объекты как-то связаны друг с другом (например, буквы объединены в слово), то число объектов, которое человек заметит, будет больше.
Цель курсовой работы - изучить коррекцию гиперактивности и нарушения внимания у дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы коррекции гиперактивности и нарушения внимания у дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью;
2) изучить организацию коррекции гиперактивности и нарушения внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования - дошкольники старших групп детского сада № 2 г. Кирова.
Предмет исследования - нарушения внимания дошкольников.
При написании курсовой работы использовались методы: монографический, экономико-статистический, наблюдения и др.
При выполнении данной работы были изучены труды по психологии таких авторов как Андреева Г.М., Марцинковская Т.Д., Емельянов Ю.Н., Немов Р.С., Зимняя И.А., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В., Рогов Е.И., а также многих других авторов.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

1.1. Феномен гиперактивности и нарушения внимания у детей

На человека непрерывно воздействует много предме­тов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредоточивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального. То есть мы всегда воспринимаем что-то, представляем что-то, размышляем и думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывается с вниманием.
Внимание - это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо [11].
Гиперактивность внимания - чрезмерное проявление внимания к какому-либо объекту или субъекту в процессе взаимодействия.
Объектом гиперактивного внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности. Внешне гиперактивное внимание выражается в специ­фической позе, особой мимике, в движениях. Поза обыч­но характеризуется торможением движений, направлен­ностью органов чувств на объект (если он дан в вос­приятии). При мимике сосредоточенности «в мире своих мыслей» происходит разведение осей глаз (говорят: «У человека отсутствующий взор») [4]. Отмечая роль внимания в отборе информации, которая становится предме­том переработки в сознании в различные интервалы времени, К.Д. Ушинский писал, что «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [6].
В отборе значимых, т.е. соответствующих данной деятельности индивида, воздействий и игнорировании (торможении) других несущественных, побочных, кон­курирующих воздействий состоит первая функция вни­мания. Другая важнейшая функция внимания - это удержание, сохранение в сознании образов, определен­ного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья важнейшая функция внимания - регуляция и контроль протекания деятельности [21]. С явлениями внимания связаны и такие сложные про­цессы, как ожидание, установка, апперцепция (т.е. за­висимость восприятия от прошлого опыта личности).
Физиологической основой внимания является совме­стная деятельность коры головного мозга и его подкор­ковых образований. Подкорковые образования при этом выполняют не только роль генераторов активности (ретикулярная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток, но и фильтров, облегчающих проведе­ние значимых раздражителей и одновременно блоки­рующих проведение незначимых воздействий.
Важную роль в динамике внимания играют явление оптимального очага возбуждения (открытое И.П. Пав­ловым) и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты (открытое А.А. Ухтомским). Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью и является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индук­ции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятель­ность других участков коры. Оптимальный очаг возбуж­дения динамичен. Изменение природы раздражителя или длительное его действие на одни и те же участки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки по закону последователь­ной индукции. Раздражители могут быть как первосигнальные (предметы, явления их необычность), так и второсигнальные - слова [17].
Ни один психический процесс не может протекать целена­правленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит раз­говоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов дохо­дят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность.
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительные изменения в окружающей среде, объясняется на­личием в больших полушариях мозга сети нервных путей, сое­диняющих ретикулярную формацию с разными участками ко­ры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуж­дают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с анализаторами (органами чувств) обусловливает появление ориентировочного рефлекса, являюще­гося первичной физиологической основой внимания.

1.2. Проявление синдрома дефицита в дошкольном возрасте

Воспитатели нередко жалуются на рассеянность дошкольников. Она заключается в том, что дети плохо сосредоточиваются на занятиях. При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рас­сеивается.
Различают два вида рассеянности. Первый вид - результат общей неустойчивости внимания. Им отличаются дети младшего возраста. Оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.п. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии при­вычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отли­чаются люди, увлеченные своим делом.
Переключение внимания - это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей [13]. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. При этом объекты сосредоточения вни­мания все время меняются, но деятельность остается той же самой - решение задачи. Такое переключение внимания при продолжительной деятельности предот­вращает быстрое развитие утомления и тем самым повы­шает устойчивость внимания. Однако слишком частое переключение также может приводить к быстрому утомлению и поэтому здесь необходимо выбрать оптималь­ный вариант.
Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение [5]. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.
Многие современные профессии (ткачихи, операторы, ремонтники-наладчики и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятель­ности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание. Большое значение имеет пере­ключение внимания и в учебном процессе. Необходи­мость переключения внимания дошкольников обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных учебных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на уроках, что предполагает смену видов и форм деятельности.
В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами [1]. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.
Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью [18]. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.
В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одно­временно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, оператор, управляющий движущимся объектом, должен наблюдать за показаниями приборов и следить за изме­няющейся окружающей обстановкой, осуществлять опе­рации контроля и управления. Это характерно и для деятельности рабочих-многостаночников, и для водите­лей, и для крановщиков, и для многих других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо рас­пределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключитель­ную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объяс­няя материал на занятии, преподаватель должен одновре­менно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал дошкольники, т.е. видеть группу.

1.3. Характеристика детей с легкой интеллектуальной недостаточностью

Реализация специфических возрастных возможностей психичес­кого развития происходит благодаря участию дошкольников в со­ответствующих возрасту видах деятельности - игре, речевом обще­нии, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руков........


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 376с.
2. Бодалев А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 2006. - 256с.
3. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: условия проведения // Школьные технологии, 2004, № 3. - С. 204-226.
4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2003. - 528 с.
5. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998. - 160 с.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько и др. - Минск: Университет, 2007. - 237 с.
7. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Лен. Гос. Ун., 2005. - 162 с.
8. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 2005. - С. 64-74.
9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 2006. - 373 с.
10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000. - 224 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 368 с.
12. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 315 с.
13. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты познания // Психология межличностного познания. - М.: Педагогика, 2004. - с.158-174.
14. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 512 с.
15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - Спб.: Питер, 2003. - 544 с.
16. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 2002. - 537 с.
17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
18. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб.: Иматон. - 2006. - 218 с.
19. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. - М., Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. завед: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 512 с.
21. Никольская И.М., Грановская Р.М. Грановская психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 507 с.
22. Обозов Н.Н Психологическая культура взаимных отношений. - М.: Знание, 2006. - 48 с.
23. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования; Учеб. пособ. для студ. вузов и практических работников. - М.: Сфера, 2005. - 448 с.
24. Основы социально-психологической теории. / Под редакцией А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 412 с.
25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ, 2004. - 216 с.
26. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Под ред. Р. Римской, С. Римского. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. - 376 с.
27. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2006. - 144 с.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 529с.
29. Сидоренко Е.В. Методы математической диагностики в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350с., ил.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.