На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97901


Наименование:


Курсовик Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.6.2016. Сдан: 2016. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………….….…3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы психологической подготовки ребенка к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению…….……6
1.2.Виды готовности детей к школе……………………………………………..9
1.3. Проблема психологической подготовки детей к школе в педагогике и психологии………………………………………………………………………14
Глава 2. Практический аспект подготовки к школьному обучению
2.1. Анализ методов диагностики готовности к школьному обучению……..23
2.2. Содержание программ подготовки к школьному обучению…………….30
Заключение ………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39



Введение
В настоящее время по данным современных исследований более 50% детей на момент поступления в школу оказываются неготовыми. Это связано с недостаточно развитой эмоционально - волевой сферой личности ребенка.
От уровня подготовленности ребенка к школьному обучению зависит то, насколько эффективным будет процесс обучения.
В современной психологии пока нет четкого определения понятия «готовности». Разные исследователи трактуют это понятие по-разному.
Безруких Л. М. считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Венгер Л. А. определяет понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).
Изучением психологической подготовки ребенка к школе занимались такие ученые как Божович Л. И., Венгер Л. А., Запорожец А. В., В.С.Мухина, Фридман Л. М., Безруких М. М., Кравцова Е. Е. и многие другие.
Авторы исследований сходятся в мнении о том, что психологическая готовность к обучению в школе является образованием многокомпонентным и требует комплексного подхода в изучении.
В своих работах ученые выделяют и анализируют объем знаний, умений и навыков, необходимых ребенку при переходе на школьную ступень. Так же авторами разработаны комплексные методики изучения готовности ребенка к обучению в школе.
На основании вышесказанного считаем тему данной работы актуальной в настоящее время.
Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей психологической подготовки детей к школе.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет - процесс психологической подготовки детей к обучению в школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы определили задачи:
1) провести теоретический анализ современной научной литературы по проблеме исследования;
2) выявить особенности психологической подготовки к обучению в школе;
3) определить основные диагностические методы, содержание подготовки к обучению в школе.
Практическая значимость данного исследования.
Материал курсовой работы возможен в использовании при подготовке педагогов, при изучении ими проблемы подготовки детей к школьному обучению, в форме семинаров, практических занятий.


1. Теоретический аспект проблемы психологической подготовки ребенка к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению
В наше время проблема подготовки к школе подрастающего поколения приобретает наибольшую актуальность. В системе дошкольного образования эта задача является одной из важнейших. Проблему подготовки к школе изучили такие зарубежные ученые как Гетпер Г. (1936), Керн А. (1954), Штребель С. (1957), Штрасек Я. (1970). Однако, анализируя труды этих ученых, приходим к выводу о том, что их исследования в основном было направленно на создание тестовых заданий для определения особенностей того или иного психического процесса при подготовке к школе.
Эти исследования послужили основой для изучения индивидуальных путей обучения ребенка, для поиска наиболее эффективных средств развития интеллектуальных способностей ребенка.
В отличие от зарубежных коллег, отечественные ученые глубоко проработали и изучили теоретическую сторону проблемы подготовки к обучению в школе. Среди них такие ученые как Выготский Л. С., Эльконин Л. И., Гальперин П. И., Салмина И. Г., Кравцова Е. Е..
В современной науке нет единого определения понятия готовности к обучению в школе.
Анастази А. определяет понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
Шванцара И. говорит о том, что школьная зрелость это достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». Ученый так же выделяет компоненты готовности к школе: умственный, социальный и эмоциональный.
В научных исследованиях 60 - х годов Божович Л. И. говорила, что готовность к обучению в школе формируется из достаточного уровня развития мыслительных операций, достаточного познавательного интереса, умения регулировать свою деятельность и определенной социальной позиции - позиции ученика.
Нежнова Т. А. говорит о том, что социальная позиция развивается потому что принимается субъектом, то есть становится потребностью к формированию. [27]
Леонтьев А. Н. подчеркивает, что деятельность ребенка в связи со сменой социальной позиции является движущей силой развития ребенка. [24]
Такой же точки зрения придерживался и Запорожец А. В.. он говорил, что, «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.». [28]
В современном психологическом словаре психологическая готовность к обучению в школе трактуется следующим образом: это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. В состав данного комплекса входят мотивационная готовность к обучению в школе (положительное отношение ребенка к учебной форме деятельности), волевая готовность (определенный уровень рзвития произвольности поведения), умственная готовность (запас знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе), а так же сформированность навыков, необходимых для взаимоотношений и общения со взрослыми и сверстниками [14]
Мухина В. С. приходит к выводу о том, что готовность к обучению в школе заключается в желании и осознании ребенком необходимости учения, сформированной мотивации к учению. Мотивация у ребенка возникает в результате социального созревания ребенка и внутреннего противоречия. [19]
В своих исследованиях Эльконин Д. Б. подчеркивает, что готовность ребенка к школьному обучению - «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [22]
Венгер Л. А. наиболее полно раскрыл понятие готовности к обучению в школе. Под готовностью он понимал достаточный запас знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы. Уровень развития элементов может быть различным. Среди подобных элементов он выделяет личностную готовность, волевую и интеллектуальную.[28]
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что готовность к обучению в школе процесс многоплановый, включающий несколько компонентов, а так же требующий комплексного психолого - педагогического изучения.

1.2. Виды готовности к школе
В предыдущем параграфе мы указывали, что нет единого определения понятии психологической готовности к обучению в школе. Так же учеными исследователями данного вопроса была выделена разная структура психологической готовности к обучению.
Ученые Божович Л. И., Дубровина И. В., Запорожец А. В., Кравцова Е. Е., Салмина Н. Г., Витцлак Г., Шванцара И. и другие предлагают различные структуры психологической готовности к обучению в школе. [15]
Шванцара И. включает в понятие психологической готовности к школе умственный социальный и эмоциональный компоненты.
Витцлак Г. выделяет следующие составляющие: достаточный уровень умственного развития, способность концентрироваться, выносливость, стремление к достижению цели, развитие способности к обучению.
Отечественные исследователи психологи подходят к определению структуры понятия ,исходя из определения психологической готовности к обучению в школе как многопланового образования.
Данной точки зрения придерживаются ученые Божович Л. И., Запорожец А. В.. Божович Л. И. выделяет несколько компонентов, н........


Список литературы
1. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. - Волгоград, 1998
2. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 240 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст./ Психологогич. Ин-т Рос. Ак. Обр. Под. Ред. А.А.Леонтьева, А.В. Запорожца.- 1995.
5. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12.
6. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.- 121 стр.
7. Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования// Современные проблемы науки и образования. - 2005.
8. Григорьева Г.Г. Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования[Электронный ресурс] // URL: < ?id=7355>
9. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Электронный ресурс] // URL: >10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - 244 с. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
11. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. - 528 стр.
12. Ильина М.Н.Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер,2004.
13. Калинина, Р.Р.Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.
14. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. "Психологическая готовность к школе" (Москва, 1987).
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 176 с.
18. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.: Социс, 1995.
19. Мухина В.С. Детская психология, М. 1985 - 315 с.
20. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. - М.: Просвещение - Владос, 1994.
21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996 - 148 с.
22. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста" под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.
23. Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования. - М.: наука, 2008, с. 4-19.
24. Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291 с.
25. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000.
26. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
27. Тропина Т. Д. Проблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // URL: < articles/599933/>
28. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 - летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. - №3. (53 -57 стр.).
29. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений /Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
30. Усова А.Л. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение. 1998.
31. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 - 253 с.
32. Черданцева А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект [Текст] / А. П. Черданцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 90-92.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.