На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97910


Наименование:


Курсовик Социальные проблемы укрепления молодой семьи

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 15.6.2016. Сдан: 2014. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования семьи……………………………………………………………………….. 5
1.1. Анализ социального института семьи в социологии……………….. 5
1.2. Тенденции развития семьи в современном обществе……………… 12
1.3. Молодая семья как социально-демографическая группа………….. 17
Глава 2. Проблемы молодой семьи и пути их решения……………… 25
2.1. Экономические проблемы молодой семьи…………………………… 25
2.2. Социальные проблемы молодой семьи……………………………….. 30
2.3. Пути решения проблем молодой семьи………………………………. 39
Заключение………………………………………………………………….. 47
Список использованной литературы……………………………………. 49


Введение

Тема работы «Социальные проблемы укрепления молодой семьи» является актуальной, так как семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.
Интерес к семье поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа.
Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.
У истоков социологии семьи стояли европейские ученые - статистики Рилз и Ле Пле. Они предприняли попытку изучения влияния социальных факторов (индустриализации, урбанизации, образования и религии и др.) на формы семейного общежития, структуру семьи и ее экономическое благополучие. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. В центре внимания российской социологии находятся самые разнообразные проблемы семьи (социальные, экономические, демографические, культурные, бытовые), ее стабильности и развития.
Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), Е.М. Черняк (социология семьи) и др.
Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.
Так предметом исследования данной работы является решение социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Объект исследования - социальные проблемы молодых семей.
Цель исследования - определить формы и методы работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретико - методологические аспекты исследования семьи
2. изучить социальные и экономические проблемы молодых семей в современном обществе;
3. предложить пути решения проблем молодой семьи.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования семьи

1.1. Анализ социального института семьи в социологии

Очевидно, что возникновение и становление всех форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях возникновения брака и становления семьи как социального института.
Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту. Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества.
Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи. Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” -государство.
Наибольший вклад в становление исторического подхода к исследованию института семьи принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену - автору «Материнского права» (1861 г.), а также шотландскому юристу Мак-Леннану, написавшему книгу «Первобытный брак» (1865 г.).
И. Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».
Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский.
Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату.
Л. Морган, американский юрист и этнолог, занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах - «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» - он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Роду свойственна коллективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.
Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.
Известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу - автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству - парный брак; цивилизации - моногамия.
Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.
Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства - такова единственная цель пожизненного единобрачия. Моногамия - это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной.
Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:
- патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию;
- неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости;
- устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца;
Основав традицию изучения семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада, Ле Пле испытал влияние О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах», устойчивых при смене поколений, благодаря склонности к солидарности.
Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.
Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей жизни. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода. А. Шопенгауэр предложил собственную теорию жизни с женщиной, названную им самим тетрогамией, согласно которой мужчинам следует объединяться в пары и жить с одной лишь женщиной. Такой тройственный брак, по мнению философа, должен продолжаться лишь до тех пор, пока женщина способна производить на свет потомство.
Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм - родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.).
По мнению английского социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений в человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая два мира - природное и социальное. Культура, подчеркивал Б. Малиновский, сформировала новый тип человеческих связей - семью, институт, которому нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьезную опасность его разрушения - тенденцию к инцесту (половая связь между ближайшими родственниками) и восстанию против авторитета.
Русский философ XIX в. Вл. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.
Еще одна теория - «теория изначального бытования парной» семьи - ближе всего к сущности человека, его природе, в большей степени отвечает требованиям культуры. Речь идет о том, что каждый индивид имеет право на выбор брачного партнера в зависимости от своих возможностей и индивидуальных предпочтений.
В XIX в. возникает направление эмпирического изучения семьи - акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения.
Итак, из попытки изучения семьи были приложены ещё в древнем мире. В дальнейшем социологи разных стран внесли вклад в становление научных исследований семьи.
Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых нам представляются наиболее значительными следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликта, феминизм и символический интеракционизм. В рамках этих направлений проведен анализ состояния современной социологии семьи.
Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Это направление является восприемником классического позитивизма Конта, Дюркгейма и Вебера. Выдающиеся представители функционализма - П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет. За этот период семья в связи с развитием промышленного производства перестала быть совместным кооперативным трудовым объединением. Члены семьи стали трудиться вне дома. В промышленном обществе исчезло строгое сословное закрепление семейного статуса. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи - социализацию детей. Резко увеличилось число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.
С точки зрения функционализма, семья - стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым.
Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая - адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с целедостижением. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция интеграционная, она связывает все свои компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция - удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.
Феномен родства - это универсальное социальное явление, которое характеризуется биологическими кровными отношениями, полом, возрастом и т. д. Родственная единица имеет универсальные, устойчивые связи, связанные с упорядочением сексуальных отношений, заботой о детях.
Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисемейных отношений. Сторонники теории конфликта придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами семейного союза с одной стороны и семьей и обществом - с другой: семья рассматривается как микрокосмос, отражающий общественные конфликты. Семья -это место борьбы. При распределении материальных благ внутри семьи происходит столкновение интересов между ее членами. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.
По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты - показатель жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизиру........


Список использованной литературы

1. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2007. - 188 c.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Журнал-вестник московского университета. - 2008. - № 5. - 239 c.
3. Антонов А.И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г.. Ч. II. . - 2004. - С. 15-25.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.
5. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс. 2002. № 7.- 145 c.
6. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М.: Просвещение, 2003. - 85 c.
7. Буров С.Н. Брачно-семейные отношения. - М.: Экзамен, 2006. - 127 c.
8. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. - 2008. - № 88. - С. 4-9.
9. Вишневский А.Г., Захаров С.В., Иванова Е.И. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. - 2008. - № 88. - С. 4-9.
10. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. - 2008. № 2/8. - С. 25-30.
11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008. - 144 с.
12. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005. - 130 с.
13. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008. - 183 c.
14. Голод С.И. Стабильность семьи. - М.: Наука, 2004. - 136 с.
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 220 с.
16. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). - М.: МГСУ, 2004. - 175 с.
17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. 450 с.
18. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Просвещение, 2006. - 117c.
19. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. - М.: «Академия», 2008 - 279 c.
20. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации. Ч. 2. - М.: Юнити, 2005. - 225 c.
21. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. - М.: Наука, 2003. - 217 с.
22. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2004. - 224 c.
23. Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Социум, 2003. - 152 c.
24. Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире: Сб. науч. статей /Под ред. П.Д. Павленка. - М.: МГУС, 2004. - 312 с.
25. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С. И. Социология. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. - 672 с.
26. Козырев Г.И. Социология: 100 вопросов - 100 ответов / Г.И. Козырев. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 190 с.
27. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 512 с.
28. Кузнецова И.М. Семейное право. Изд. «Феникс», 2008. - 118 с.
29. Лисовский В., Вебер Л. и др. Книга молодой семьи. - Л.: Лениздат, 2004. - 242 с.
30. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2007. - 350 с.
31. Медков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России - итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4.
32. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции 7-8 апреля 2005 г. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. - 215 с.
33. Панкова Л.М. Для будущих супругов. - М.: Просвещение, 2006. - 122 с.
34. Проблемы семьи и современной политики» Вып. 3 М.: Наука, 2003. - 178 с.
35. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - 870 с.
36. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 15-22.
37. Савинов Л.И. Семьеведение - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. - 358 с.
38. Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 573 с.
39. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Под редакцией В.П. Малыхина. - М.: Юнити, 2007. - 298 с.
40. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
41. Социология семьи. Под ред. проф. А.И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
42. Справочное пособие по социальной работе М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
43. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 2007. - 173 с.
44. Фененко Ю.В. Социология. - М.: Проспект, 2008. - 354 с.
45. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Логос, 2007. - 302 с.
46. Холостова Е.И. «Социальная работа с семьей». Издательский дом «Дашков и К»., 2008. - 193 с.
47. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб. пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2005. - 615 с.
48. Черняк Е.М. Социология семьи:. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 240 с.
49. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. - 400 с.
50. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: МГСУ, 2007. - 147 с.
51. Шмелева Н.Б., Донина О.И., Шубович М.М. Профессионально- педагогические основы деятельности социального работника с семьей: Учеб. пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2005. - 478 с.
52. Юркевич Н.Г., Красовский А.С. Этика и психология семейной жизни. - Мн.: Нар. Совета, 2003. - 189 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.