На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97920


Наименование:


Курсовик Закрытые административно-территориальные образования в России: их особенности и проблемы развития экономики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Закрытые административно-территориальные образования: теоретические аспекты 5
1.1. История возникновения и развития ЗАТО 5
1.2. Понятие о закрытых административно-территориальных образованиях 7
1.3. Особый статус закрытых административно-территориальных образований 10
2. Состояние закрытых административно-территориальных образований в России 12
2.1. Роль градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии ЗАТО 12
2.2. Демографические характеристики ЗАТО 14
2.3. Особенности бюджетов ЗАТО 16
3. Перспективы развития закрытых административно-территориальных образований (на примере г. Железногорск) 20
Заключение 25
Список литературы 27


Введение

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) являются особенным элементом российской экономики. Они представляют собой единый социально-экономический комплекс: стратегически значимый для государства объект, часто имеющий повышенную опасность в силу использования ядерных и других опасных материалов, и населенный пункт, в котором проживают специалисты данного объекта. Комплекс имеет единую специально выделенную и охраняемую территорию, а также ряд ограничений для лиц, находящихся на этой территории, обусловленных режимами секретности и безопасности. Этот комплекс уникален - он имеет исторические, статусные, режимные, административно-территориальные, социально-экономические особенности.
Основная цель создания ЗАТО - обеспечение военной безопасности государства. В них расположены предприятия, производящие ядерное оружие, военные объекты, эксплуатирующие это оружие, а также объекты, связанные со стратегическим управлением вооруженными силами и космическими программами. Большая часть ЗАТО создана в 1950-1960-е годы.
За прошедшие 60 с лишним лет произошли значительные изменения во внешней по отношению к ЗАТО среде: изменилась страна, поменялись идеология, политика, экономика, закончилась «холодная война» (основной мотивирующий фактор для развития ядерной гонки вооружений). Закрытые города по многим формальным и неформальным отношениям стали ближе к региону своего нахождения (как субъекту Федерации, в котором они расположены, так и близлежащим территориям). Все больше заметна «открытость» ЗАТО - в информационном обмене; в сфере миграции; в экономических отношениях градообразующих предприятий и иных субъектов хозяйственной деятельности, находящихся на территории ЗАТО; в культурных и социальных отношениях и т.д.
Заметные изменения происходят и внутри самих ЗАТО. Военные части, оснащенные ядерным оружием, постепенно сокращаются. Градообразующие промышленные и научные предприятия в большей или меньшей степени переходят на выпуск продукции гражданского назначения, расширяются производственные контакты с иностранными партнерами, в ЗАТО развиваются иные виды экономической активности. Изменяется социально-экономическая ситуация в закрытых городах, изменяются их демографические характеристики. Неизменными остаются стратегическая значимость градообразующих объектов в ЗАТО для государства в целом и зависимость закрытых городов от градообразующих объектов.
Цель исследования курсовой работы - изучить закрытые административно-территориальные образования в России с точки зрения их особенностей и проблем развития экономики.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития ЗАТО;
2. Раскрыть понятие о ЗАТО;
3. Рассмотреть особый статус ЗАТО;
4. Определить роль градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии ЗАТО;
5. Привести демографические характеристики ЗАТО;
6. Проанализировать особенности бюджетов ЗАТО;
7. Определить перспективы развития ЗАТО (на примере г. Железногорск).
Предмет исследования - особенности и проблемы развития экономики.
Объект исследования - закрытые административно-территориальные образования в России.
Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия, периодические издания по теме исследования, Интернет-ресурсы.
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть (3 главы), заключение, список литературы.

1. Закрытые административно-территориальные образования: теоретические аспекты

1.1. История возникновения и развития ЗАТО

Закрытые административно-территориальные образования стали появляться после окончания Второй мировой войны. Необходимость их создания диктовались гонкой вооружений и не желанием на равных противостоять США, а для этого было необходимо ядерное оружие. Первые ЗАТО представляли собой шахты по добычи урановой руды, впоследствии относительно недалеко от этих шахт стали образовываться поселения, в которые привлекались ученые для работы над ядерным оружием, строители и еще люди некоторых профессий. Большинство ЗАТО были созданы в период с 1945 по 1960. ЗАТО делятся на два вида - это ЗАТО в которых находились ракеты с ядерными боеголовками они расположены вдоль границы, создавая ядерный оборонительный щит, и ЗАТО ядерной промышленности они находятся в глубине территорий.
Все без исключения ЗАТО были сверх секретными объектами. В связи с этим ни каких органов управления на их территории не было в ранний период возник принцип «завод-город» то есть все вопросы решались, конечно же, наверху, а исполнение их осуществлял по сути директор завода [14].
Все подобные поселения находились в ведении двух министерств: Первого главного управления (ПГУ) и Наркомата внутренних дел (НКВД). В связи с этим можно сделать вывод, что ЗАТО имели «сверх централизованную систему управления с собственными правилами поведения». Обеспечивался железный контроль за всей жизнью и деятельностью жителей этих образований с использованием как сил как военных и милиции, так и КГБ.
Но со временим первые ЗАТО росли и крепли, в связи с этим появилась острая необходимость создания органов местного самоуправления, так как имеющиеся органы управления не могли удовлетворить все потребности: в жилье, пенсионном обеспечении, городского благоустройства и т.д. «Для разрешения ряда вопросов, вытекающих из требований законодательства и постановлений органов власти, были созданы при заводах ЗАТО административно-распорядительные и жилищно-коммуникационные отделы». В эти отделы входили подразделение финансово-налоговые, народного образования, здравоохранения и социального образования, натуральных государственных поставок, городского благоустройства и торговли.
В отделах были созданы политотделы через которые осуществлялось управление за их деятельностью. С принятием указа Президиума Верховного совета РСФСР от 17 марта 1954 года «О преобразовании некоторых населенных пунктов в города областного подчинения и рабочие поселки». Согласно этому указу ряд закрытых образований (например, Свердломск-44 (Новоуральск), Свердловск-45 (Лесной), Златоуст-20 (Трехгорный), Челябинск-40 (Челябинск-65, Озерск)) получили статус городов и рабочих поселков, а значит, и формировать органы местной власти - городские Советы Депутатов, но несмотря на это система «завод-город» продолжала действовать и фактически возглавлял ЗАТО директор завода, а следовательно и осуществлял управление [7].
Силовые структуры в ЗАТО управляются, как и все органы исполнительной власти из центра, например органы милиции ЗАТО подчинялись Восьмому главному управлению. Особенностью управления ЗАТО можно назвать то, что во многом управление шло по средствам ведомственных актов которые хранились в строжайшей секретности и не подлежали опубликованию. Некоторые из них засекречены до сих пор. Можно только догадываться как действовали силовые структуры так как к строительству закрытых городов привлекались и заключенные системы ГУЛАГ, а обеспечить их полную подконтрольность в условиях города требовало достаточно больших сил и неимоверной слаженности действий. Так же можно выделить и ту особенность, что в советский период множество ученых привлекались для работы в закрытых городах и что их положение было регламентировано, очевидно существовали какие-то нормативные акты, которые запрещали им выезд за границу и после окончания работы в ЗАТО, даже больше запрещался выезд из ЗАТО в течение 10 лет. Режим полнейшей секретности был во всем и касался абсолютно всего, что касалось закрытых городов, но несмотря на это люди стремились туда попасть из-за льгот которые предоставлялись проживающим в ЗАТО [12].

1.2. Понятие о закрытых административно-территориальных образованиях

Изначально закрытые административно-территориальные образования создавались с целью стимулирования работы предприятий, так или иначе связанных с системой безопасности страны. Расположенные на определенной территории предприятия и города-спутники получили от государства значительные налоговые послабления, после чего и приклеился к ним ярлык «российские оффшорные зоны». Нельзя, однако, недооценивать первоначальную ценность ЗАТО для государства - их громадный оборонный потенциал.
Так, первый специализированный нормативно-правовой акт российских законодателей в отношении ЗАТО, в котором, собственно говоря, и появляется впервые данная аббревиатура - Федеральный Закон N 3297-1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14 июля 1992 года (далее закон «О ЗАТО»), - прямо указывает на особое положение ЗАТО среди иных территориальных образований в Российской Федерации.
Закрытым административно-территориальным образованием, согласно этому закону, признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, включающий специальные условия проживания граждан [13].
Поэтому можно выделить, как минимум, 3 отличительных признака ЗАТО:
1) Наличие органов местного самоуправления;
2) Расположение в пределах закрытого образования промышленного предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
3) Специальные условия проживания граждан.
Наличие у территориального образования одного или двух из этих признаков не означает, что рассматриваемое территориальное образование - ЗАТО. Для того, чтобы присвоить образованию статус ЗАТО, необходимо соответствие всем трем признакам, а также специальное решение Президента Российской Федерации, так как данный вопрос находится в исключительной компетенции Президента. Согласно ст.2 п.2. ФЗ «О ЗАТО», только Президент Российской Федерации принимает решение о создании, упразднении ЗАТО и изменении его границ. Впрочем, порядок упразднения ЗАТО и изменения его границ так до конца и не был оформлен в российском законодательстве. В литературе по проблемам государственного управления отмечалось лишь, что при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования необходимо определить этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, изменения специальных условий проживания граждан, изменения административно-территориального деления, а также виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения бывшего ЗАТО [2].
Следовательно, в число первоочередных задач государства в отношении закрытых образований в ближайшие годы должна войти четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта. Поспешность принятия решений по реорганизации оборонных предприятий и отдельных «оборонных» городов даже в государстве, привыкшем к частым переворотам, может оказаться трагической.
Говоря о разделе территории и перекройке гра........


Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // официальный сайт компании «Консультант Плюс» (дата обращения 15.08.15)
2. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. - М.: КноРус, 2012. - 334 с.
3. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. - 464 с.
4. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2014. - № 2. - С. 26-30.
5. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.
6. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.
7. Козьева И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: КНОРУС, 2012. - 346 с.
8. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состоя­ние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. - М.: Высшее образование, 2012. - 540 с. - (Основы наук).
9. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2012. - 254 с.
10. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. - М.: КноРус, 2012. - 320 с.
11. Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. - 464 с.
12. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с.
13. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. - 340 с.
14. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА - М, 2010. - 400 с.
15. Соловьева Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе/Т.В. Соловьева // Известия Уральского государственного университета. - 2014. - № 49. - С. 153-162.
16. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. - М. КНОРУС, 2011. - 352 с.
17. Федоляк В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны/ В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 3-7.
18. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - (Высшее образование).
19. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В. Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.
20. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011. - 456 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.