На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97951


Наименование:


Курсовик Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 15.6.2016. Сдан: 2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды референдума ………………………………………….5
1.1. Понятие референдума ………………………………………………………5
1.2. Виды референдумов ………………………………………………………...7
Глава 2. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Российской Федерации …………………………………………………………15
2.1. Выдвижение инициативы проведения референдума ……………………15
2.2. Назначение референдума …………………………………………………..22
2.3. Формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума ……………………………………………………………………..24
2.4. Голосование и определение результатов референдума …………………30
Глава 3. Проблемы правового регулирования и практики реализации референдума в Российской Федерации ………………………………………..38
Заключение ………………………………………………………………………45
Список использованной литературы …………………………………………..47


Введение
За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Целью курсовой работы является стремление наиболее детально рассмотреть проблемы института референдума в Российской Федерации, затронуть наиболее важные стороны этого мероприятия и исходя из этого сделать соответствующие выводы.
Данная работа состоит из введения, трех вопросов, подразделяющихся в свою очередь на ряд под вопросов, заключения и списка использованной литературы.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. рассмотреть генезис конституционно-правового референдума в России;
2. раскрыть процедуру проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях;
3. проанализировать современные проблемы содержания и применения конституционно-правового института референдума в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института референдума.
Предмет исследования - конституционно-правовой институт референдума в современной России.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического.
Основу теоретической базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в области конституционного права: Лучин В.О., Мазуров А.В., Синцов Г.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.Ф., Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. и т.д.


Глава I. Понятие и виды референдума
1.1. Понятие референдума
Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Референдум - один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неоднократно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях авторитарных режимов - в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, притом единственной, грозило тюремное заключение).
Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.
Референдум и выборы - это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение воли народа. Субъективный состав - граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.
Основными признаками референдума являются:
1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.
Таким образом, референдум, как форма непосредственной демократии, явление далеко не новое. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.


1.2. Виды референдумов
Понятие "референдум" раскрывается более детально при изучении видов, на которые классифицируются референдумы. Каждый из них имеет не только формальные отличия, но и юридические. Именно от видов референдумов зависит обязательность применения на практике решений, принятых на референдуме.
Существует несколько классификаций референдума. На мой взгляд, наиболее удачной является классификация, данная В.В. Комаровой[1, с. 207-231] . В основу этой классификации положены их отличия по содержанию, характеристике субъекта и объекта референдума, а также по правовой силе решений, принятых на референдуме.
По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные.
Обязательный референдум это референдум, проводимый в соответствии с точно установленными в конституции или специальном законе условиями, несоблюдение которых означает принятие нелегитимного решения. Иначе проведение таких референдумов обязательно.
Референдум бывает факультативным, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей по законопроектам или по принятым уже законам, согласно порядку, указанному в конституции. При этом конституции отдельных стран иногда предусматривают, что инициатива такого голосования исходит не только от избирателей, но и от части депутатов парламента или от главы государства (президента).
Факультативные референдумы в современном их значении проводятся, в отличие от обязательных, по тем вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время как обязательные проводятся в четко определенных законом случаях. Таким образом, факультативные референдумы предполагают избирательность применения этой формы волеизъявления к тем или иным проблемам общественной жизни. В таком виде данный вид референдума закреплен законодательством большинства стран мира, в том числе России. В ряде государств (Швейцария, Испания, Япония и др.) обязательный референдум проводится по вопросу принятия и изменения конституции.
Основой для классификации референдумов может являться их инициатор. Референдумы могут быть инициированы государственным органом (главой государства, правительством, парламентом или частью парламента, местными органами власти) и гражданами, обладающими избирательными правами. По предложению избирателей референдум имеет две формы петиционный и отклоняющий, в форме «народного вето».
Петиционный референдум это голосование, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию по принятию соответствующего закона, или решения определенного вопроса путем референдума. Следовательно, петиционный референдум можно разделить на два вида: законодательный (по принятию соответствующего закона) и обычный (решения определенного вопроса путем референдума).
Существует два вида петиционного референдума: прямой и косвенный. Для прямой инициативы характерно наличие необходимого количества подписей избирателей под «инициативной» петицией, которой достаточно для вынесения вопроса непосредственно на референдум. Косвенная инициатива требует еще и предварительного обсуждения вопросов, выносимых на референдум законодательным органом.
Местный референдум (референдум муниципального образования) назначается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и в сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не более 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом (п. 3-4 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
По предмету (или по содержанию) различают следующие виды референдумов: конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые. Эти референдумы отличаются как по кругу субъектов инициативы проведения, так и по процедуре проведения. Цели референдумов определены их названием.
К международно-правовым относят референдумы, где решаются вопросы, связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами. Например, референдумы по вступлению в ЕС, референдум о вступлении Испании в НАТО, на референдум выносился Маастрихтский договор во Франции, Дании и Ирландии.
К административно-правовым относят референдумы, на которые выносятся вопросы государственно-управленческих проблем. Например, референдум 1988 г. В Швейцарии об ограничении численности иностранцев, которым разрешается постоянно проживать в стране. В 1989 году на Филиппинах проводился референдум о предоставлении автономии южным провинциям.
Поскольку международно-правовые и административно-правовые референдумы проводятся значительно реже, остановимся на характеристике конституционного и законодательного референдумов.
На конституционный референдум выносятся проекты конституции, поправки к ним, изменение статей или положений конституции, а также принятие конституционных законов. Конституционный референдум это наивысшее проявление народовластия. Принятие конституции на референдуме служит одобрением принципов государственного и общественного строя, прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина. Практически во всех конституциях демократических государств закреплены положения о конституционных референдумах.
Таким образом, конституционным признается референдум, на котором рассматриваются вопросы, связанные с принятием основного закона или внесением изменений в действующую конституцию. Законодательный референдум организуется для принятия обычного закона, затрагивающего интересы населения (или поправок к нему).
Вопрос о процедуре принятия новой конституции или внесении в нее изменений имеет принципиальное политическое и правовое значение. Он непосредственно связан с такими основополагающими началами любого демократического государства, как народовластие и верховенство права. Конституция должна быть принята или изменена способом, который не вызывает ни малейшего упрека или сомнения в его легитимности. В то же время государство, как правило, избирает тот способ, который наиболее полно отвечает не только юридическим требованиям, но и конкретной политико-экономической обстановке, историческим или национальным традициям.
В теории конституционного права по порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются так же, как и обычные законы таких теперь немного; вторые с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации…), т.е. сознательно создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституций, хотя решающее значение здесь имеют политические условия. Для конституционного референдума устанавливаются более жесткие требования к кругу субъектов его инициирования и процедуре проведения.
Избрав модель «жесткой» конституции, российский законодатель не только не установил более сложного порядка проведения конституционного референдума, а, напротив, расширил круг субъектов выдвижения инициативы проведения конституционного референдума по сравнению с законодательным (кроме определенного числа граждан РФ и федеральных органов государственной власти, конституционный референдум также назначается по инициативе Конституционного Собрания) при том, что для подведения итогов как конституционного, так и законодательного референдума установлены одни и те же правила (ст. 14, ч. 5-7 ст. 80 Закона «О референдуме» 2004 г.).
Юридическое разграничение референдумов на конституционный и законодательный применяется не во всех правовых системах.
Выделяются еще два вида референдума по предмету (или по содержанию)[2, с.15]. Это административно-территориальные (такой референдум предусмотрен во Франции на уровне коммун, в Испании предусмотрен референдум об одобрении статуса автономии, в Италии при слиянии существующих областей и создании новых, аналогичное положение закреплено в уставах некоторых субъектов РФ) и референдумы по финансовым вопросам (часто проводятся в Швейцарии при выделении кредитов выше определенной суммы).
По территориальному признаку различают общегосударственные, региональные и местные референдумы.
Общегосударственные (общенациональные) референдумы проводятся на всей территории государства, в голосовании принимает участие весь избирательный корпус.
Региональные референдумы это референдумы, проводимые на территории отдельного субъекта федерации (республики, кантона, штата, земли, области, провинции), либо в пределах административно-территориальной единицы верхнего уровня унитарного государства (области, провинции).
Местные референдумы проводятся в границах территорий муниципальных образований.
На общенациональные референдумы могут выноситься вопросы общенационального значения: например, для принятия новой Конституции, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении на всенародное голосование ее проекта (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ); для утверждения международных договоров, имеющих неопределенную продолжительность действия и не подлежащих денонсированию, предусматривающих вступление в члены международных организаций, влекущих за собой многостороннюю унификацию закона (п. «d» ст. 141 Конституции Швейцарии). В США в общенациональном масштабе референдумы не применяются, но на уровне штатов и местных территориальных сообществ используются довольно широко.
Местные референдумы организуются для решения государственных вопросов локального значения в пределах той или иной части государства соответственно его административно-территориальному делению. Их особенностью является то, что они проводится только по вопросам, имеющим важное значение для данных территорий.
Конституция РФ (ст. 130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 3, 22) предусматривают местный референдум как форму непосредственной демократии.
По последствиям (по юридической силе) решений референдумов выделяют императивный и консультативный референдумы. Деление референдумов на императивные и консультативные является одним из важнейших, принципиальных вопросов классификации этой формы непосредственной демократии, в ее основе лежит различие последствий проведения референдума, или, иными словами, правовая сила его решений.
Решение императивного референдума имеет высший, окончательный и конкретный характер. Оно обязательно для исполнения всеми гражданами, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и др. Это означает:
1) решение императивного референдума не только не нуждается в каком-либо утверждении, но даже не предусматривает какого-либо воздействия на него любого из органов государственной власти, органов местного самоуправления, кроме органа, обязанного его опубликовать для всеобщего сведения;
2) решение императивного рефе........


Список использованной литературы
1. Комарова В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. - М., 2004.-с. 346
2. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб.пособие. М.,1998.- c. 267
3. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)
4. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. -№ 21. -с. 230.
5. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. -№ 9.- с. 349.
6. Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 2003.- с. 187.
7. Ст. 61 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004.- № 27.- Ст. 2710
8. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н. - М.: Юристъ, 1999.
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - с. 520.
10. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. - с. 208.
11. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. / Отв. ред. Страшун Б.А. - М.: БЕК, 1999. - с.764.
12. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - с.408.
13. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. - М.: Юрид. лит., 1997. - с.310 .
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - с. 520.
15. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. лит. 1996.- с. 532
16. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997.№ 6.
17. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М: Юристъ, 2000.- с. 492.
18. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. - с. 800.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.