На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97957


Наименование:


Курсовик Специфика региональных комплексных программ, территориальныое планирование

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.6.2016. Сдан: 2016. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Цели и задачи территориального планирования регионов 6
1.1Предпосылки создания системы территориального планирования 6
1.2 Прогнозирование и планирование развития регионов 9
1.3 Специфика региональных комплексных программ, территориальныое планирование 14
2.2 Сущность стратегического планирования 20
2.3 Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством 22
3. Специфика Нижегородской области как объекта стратегического планирования развития территории 27
3.1 Характеристика и схема территориального планирования Нижегородской области 27
3.2 Муниципальные и целевые программы Нижегородской области 31
Заключение 34
Библиографический список 36


Введение
Пространственное (территориальное) измерение процессов развития национальной экономики имеет принципиальное значение для любой страны. Для России территориальное планирование приобретает особую значимость, учитывая факторы большой площади территории и разнообразие географических и климатических условий страны. Более того, территориальное планирование, с одной стороны, выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд и, таким образом, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в стране, в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании, поскольку обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов публичной власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства - в развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Эти прозрачность и предсказуемость являются также важной дополнительной гарантией прежде всего экономических прав российских граждан. Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального планирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально - экономического развития, в профильности и специализации территории. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны. Учитывая важность территориального планирования не только с точки зрения социально-экономического развития, но и с позиции обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России, государственная политика в сфере территориального планирования должна преследовать следующие стратегические цели: - обеспечение государственных гарантий предоставления определенного объема и набора социальных услуг всем гражданам Российской Федерации независимо от региона проживания, а также создание равных возможностей гражданам в реализации их прав и законных интересов; - сокращение различий в уровне социально-экономического развития и одновременное наращивание экономического потенциала субъектов Российской Федерации; - сбалансированное размещение производительных сил и расселение в стране. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления. Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации. Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления. Целью данной работы является оценка эффективности системы территориального планирования регионального развития на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по оценке эффективности системы территориального планирования регионального развития необходимо решение следующих задач: -Изучить теоретические основы территориального планирования на региональном уровне. -Рассмотреть понятие и принципы административно-территориального устройства - Изучить характеристику муниципального образования - Выполнить оценку экономического развития Нижнего Новгорода -Анализировать территориальное развитие города Нижнего Новгорода Объектом исследования выступает Нижний Новгород. Предметом исследования являются различные аспекты территориальной организации населения городского округа.1. Цели и задачи территориального планирования регионов
1.1Предпосылки создания системы территориального планирования

Проблемы правового регулирования городской застройки в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность. Создание объектов капитального строительства является одной из основных форм инвестиционной деятельности. Вместе с тем их создание - не самоцель: объекты капитального строительства направлены на удовлетворение определенных потребностей общества в увеличении производственных мощностей промышленных предприятий, удовлетворении потребностей населения в жилье, транспорте, социальном обслуживании и коммунальных услугах. Современный город - достаточно сложный организм, который включает не только здания и сооружения, но и сложные системы транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В отношениях, складывающихся в связи с застройкой городских территорий, участвуют многие субъекты: кроме застройщиков в данных отношениях участвуют государство, муниципальные образования, правообладатели существующих на определенной территории объектов, население соответствующих территорий. Создание нового объекта капитального строительства, как правило, затрагивает интересы всех субъектов данных отношений. Это свидетельствует о необходимости существования четких правил застройки территории города, которые должны обеспечивать защиту интересов всех участников складывающихся в ходе застройки отношений. Государственная политика в настоящее время направлена на создание системы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере застройки. Основной нормативный акт в данной сфере - Градостроительный кодекс РФ от 22 декабря 2004 г. N 190-ФЗ. Градостроительный кодекс РФ закрепляет принципы законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2), в числе которых указывает на обеспечение устойчивого развития территорий. Устойчивое развитие территорий определяется в ст. 1 Кодекса как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 Кодекса). Устойчивость как одно из необходимых свойств развития территорий подразумевает под собой стабильность, предсказуемость и определенность. К сожалению, к настоящему времени большинство городских поселений России столкнулись с проблемами, вызванными хаотичным (неустойчивым) развитием городских территорий. Так, нередки ситуации, когда в результате строительства объектов не учитываются потребности соответствующей территории в энергоресурсах, и ввод в эксплуатацию крупного объекта приводит к нехватке мощностей для строительства и эксплуатации других зданий и сооружений. Нередко в ходе строительства не уделяется должного внимания обеспеченности соответствующей территории объектами социальной инфраструктуры, и население нового микрорайона вынуждено пользоваться услугами больниц, школ, детских садов, находящихся на значительном расстоянии от места жительства. Возникают также ситуации, когда строительство объекта, на первый взгляд удачно вписывающегося в существующую застройку (с точки зрения архитектурного облика, обеспеченности коммуникациями, транспортной и социальной инфраструктурой, местоположения и пр.), существенно затрудняет дальнейшее развитие территории (в связи с этим в городах появился термин "точечная застройка", который определенно имеет негативный оттенок). Непредсказуемость развития территории влечет ошибки в оценке существующих объектов недвижимости. Каждый объект недвижимости уникален, и на его оценку влияет целый комплекс факторов, одним из которых является местоположение объекта. Так, гражданин может купить квартиру, руководствуясь тем, что в непосредственной близости от дома находится участок зеленых насаждений, где можно отдохнуть, погулять с детьми. Однако никто не может гарантировать этому гражданину, что через год-другой на данном участке не будет построен многоэтажный жилой дом, и приобретенная им квартира перестанет обладать тем признаком на основе которого он принимал решение о ее покупке. Другой комплекс проблем, вызванных неопределенностью в отношениях по застройке территорий городских поселений, связан с порядком принятия решений по вопросам градостроительной деятельности, и в первую очередь - по вопросам предоставления земельных участков под строительство. В ситуации, когда принятие решения о строительстве определенного объекта на земельном участке в составе городской территории зависит не только и не столько от объективных предпосылок к необходимости создания такого объекта, сколько от усмотрения конкретного чиновника, дающего разрешение на строительство, создается благоприятная почва для развития коррупции. В итоге можно наблюдать, как процесс городской застройки развивается вопреки потребностям населения территорий. Постепенно идет процесс совершенствования нормативно-правовой базы территориального планирования, который направлен как на решение технических вопросов, так и на углубление конструктивного подхода к обеспечению сочетания стратегического и территориального планирования . Однако еще остаются многие нерешенные вопросы. В настоящее время ведется работа над разработкой генеральной схемы территориального планирования России. Одновременно практически во всех субъектах Российской Федерации, а также на уровне муниципальных образований разрабатываются собственные схемы территориального планирования. Учитывая достаточно жесткую регламентацию разработки и согласования схем территориального планирования как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а также очевидно возникающий конфликт интересов между согласующими субъектами территориального планирования, сам процесс территориального планирования превращается в достаточно сложную и вялотекущую процедуру, даже несмотря на установленные сроки разработки схем территориального планирования. Кроме того, процесс разработки схем территориального планирования, в особенности в муниципальных образованиях, обусловлен относительной дороговизной разработки. Недостаточная способность разрабатываемых схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях устранить накопленные диспропорции пространственного развития страны и отдельных территорий, несогласованность на всех уровнях стратегических документов социально-экономического развития и документов территориального планирования требуют решения целого комплекса задач. Во-первых, необходимо разработать стратегические направления в сфере пространственного развития страны в целом и отдельных регионов. Во-вторых, требуют совершенствования правовые механизмы разработки и реализации схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Так, опыт формирования и реализации схем территориального планирования и стратегий социально-экономического развития субъектов РФ показал, что большинство из них разработаны без учета федеральных документов в этой сфере. Более того, большинство субъектов РФ объединены общими стратегическими задачами и горизонтальными связями между собой, однако их схемы территориального планирования согласованы между собой слабо. Изложенное позволяет судить о необходимости существования понятных и определенных правил, в соответствии с которыми должна развиваться городская территория; правил, которые будут иметь силу юридической нормы и несоответствие которым будет означать незаконность строительства объекта; правил, которые будут обеспечивать права населения соответствующей территории на благоприятные условия жизнедеятельности, позволять всем заинтересованным лицам оценивать перспективу развития территории.
1.2 Прогнозирование и планирование развития регионов
Цель регионального прогнозирования и планирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике. Прогнозы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации прогнозов следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во - вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно - технического прогресса и научно - технической революции. В - третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация. Таким образом, в условиях рыночной экономики при составлении прогнозов необходимо дать ответы на следующие вопросы: для кого осуществлять производство и реализацию; из чего осуществлять производство; каким образом должны осуществляться производство и реализация? В важную задачу прогнозирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем. Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий хар........

1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. - М.: Торговая компания «Дашков и К», 2005. - С. 215 - 225.
2. .Жилкин С.Ф., Князева А.В. Стратегирование регионального планирования
3. Вестник Самарского государственного университета. 2006. N 8(48).
4. Чистобаев А.И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России. Проблемы государственной политики регионального развития //
5. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. С. 583.
6. . Падилья Сароса Л.Ю. О механизмах координации видов планирования и взаимодействии систем планирования // Городской альманах: вып.4. / науч. ред. Г.Ю. Ветров. - М.: Фонд «Институт экономики города, 2009. - С.139- 146.
7. . Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003.
8. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 18 октября 2007 года № 1608-р «О мероприятиях по развитию производительных сил муниципальных районов и городских округов на 2007-2010 гг.»
9. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: "Книга сервис", 2009. - 80 с.
10. Устав муниципального образования - Краснобаковский район Нижегородской области (с изменениями на 05.02.2007года).
11. . А.А. Васильев. - Н. Новгород: Гладкова О.В Система муниципального управления: Учебное., 2008. - 556 с.
12. А.И. Гаврилова Муниципальное управление: Учебное пособие. - Т.1. - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. - 347 с.
13. А.И. Гаврилова Муниципальное управление: Учебное пособие . - Т.2. - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. - 151 с.
14. Муравьев С.Н. Муниципальные финансы: Учебное пособие для преподавателя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.
15. . А. И Гаврилов, Н. Е Жигалова, А.П. Денисов Основы муниципального управления: учебник Отв. ред. А.И. Гаврилов. - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. - 312 с.
16. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.
17. . Распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.04.2006 №277-р «О развитии информатизации в Нижегородской области».
18. Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 "О Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"// СПС «Гарант»
19. . Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.
20. . Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы / Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2011. 123
21. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.
22. ВоронинА.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории. М., 2010.
23. . Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. 2010. Вып.2. С.8.
24. Ветлугин С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики
25. Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Проблемы современной экономики. 2011. № 1/2. С. 13-14. 23. Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2010. С. 337.
26. Костин В.А., Костина Н.Б. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. 43 с. 25. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Екатеринбург, 2011. С. 53.
27. Стратегическое планирование социально- экономического развития муниципальных образований в современных условиях
28. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2010. № 3. С. 16-17. 27.
29. Ломовой С.В. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. 2011. № 204(30). С. 3.
30. Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010. 608 с.
31. Харченко К.В. Стратегический план города: концептуальность как условие практической реализуемости // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 213
32. Филатов О.К. Управление развитием муниципального образования (Стратегическое планирование. Территориальное планирование): Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2010. С.67.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.