На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97966


Наименование:


Реферат ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 15.6.2016. Сдан: 2015. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План

Введение 3
§1. Причины церковного раскола. Состояние русской церкви в I половине XVII века 5
§2. Сущность реформ патриарха Никона 8
§3. Последствия и значение церковных преобразований для культурного и общественного развития России 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33


Введение

Церковь. Как много мы о ней знаем? С детства мы наслышаны о ней. Но не каждый знает, что та церковь, которую мы видим сейчас в нашей стране была другой. В этой работе я хочу изучить этот вопрос, а конкретно: раскол церкви. Причины этого и последствия.
Церковный раскол - тема, достаточно актуальная для российского государства, так как история России неразрывно связана с историей русской Церкви. Любые социальные и политические события так или иначе отражались на событиях, происходивших в Церкви. Изучением церковной реформы и ее последствий для русской духовной культуры занимались историки, социологи, церковные деятели, однако полного представления об этом явлении в истории России нет.
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.
Серьезное изучение реформы и ее последствий отечественными историками и богословами стало особенно глубоким только через 200 лет после ее осуществления.
Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжёлых времён в истории России - Смутное время - также не могло не сказаться на её положении. Волнение в обществе привело к его расколу, далее последовал раскол Церкви.
Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии придаётся большое значение. Н.М. Никольский охарактеризовал патриарха Никона, его реформаторскую деятельность и отношение к противникам церковных реформ совершенно в строгом соответствии с исторической правдой. И с данной им характеристикой полностью солидаризировались другие советские ученые, исследующие старообрядчество и русское сектантство. Как отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятения умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная ещё в конце XIX века была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал о "широкой гласной протопопской оппозиции" патриарху. С. Зеньковский полагал, что изменения обрядов потрясло современников. Оно "было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви".
Совсем недавно была предложена иная трактовка начального периода раскола. Американский историк Георг Михельс, проанализировав ранние источники старообрядчества, пришёл к выводу, что церковная реформа поначалу не вызвала широкого протеста в народной среде и что русское общество в массе своей оставалось равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к правке литургических книг. Против Никона выступала только небольшая группа лиц, не оказавшая заметного влияния на современников.
Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы. Движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».


§1. Причины церковного раскола. Состояние русской церкви в I половине XVII века

В истории России и русской православной церкви первая половина XVII века является особой и своеобразной стадией. Эта стадия знаменована ростом могущества церкви, ростом ее притязаний не только в экономической сфере, но и во внутриполитической жизни страны. Большую роль в этом сыграло установление патриаршества, поэтому несколько слов следует сказать именно об этом.
Фактически после Смуты церковь становится крупнейшей экономической, политической и идеологической силой. Ее богатства были огромны. Православная церковь России была разветвленной идеологической организацией. Она охватывала всю территорию страны, которая увеличилась в XVII веке более всего за счет освоения русским народом Сибири. Основными ячейками этой организации оставались храмы (церкви) и монастыри. В стране в 80-х годах XVII века насчитывалось около 15 тыс. церквей (включая церкви монастырей), в том числе в Сибири - несколько более 150. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами местной религиозной общины, городской или сельской. Кроме приходских существовали еще соборные церкви (соборы) и у отдельных крупных феодалов - домовые церкви. Но соборов было мало (видимо, менее 200), так как они имелись только в значительных городах (в каждом, за исключением Москвы, - по одному) и «степенных» монастырях. Службу в храмах и установленные обряды исполняло белое духовенство - попы, дьяконы, дьячки и пономари, в соборных храмах - протопопы, протодьяконы, попы, дьяконы, дьячки и пономари. Эти церкви и занятое в них белое духовенство играли главную роль в сохранении и воспроизводстве религиозной веры.
Основным звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, то есть церковные власти, ведавшие духовенством на территории епархии и всей России. Освоение Сибири, возвращение в середине XVII века Смоленской области, воссоединение Украины с Россией и рост численности православного населения за счет «новокрещенов» из нерусских народностей повлекли за собой увеличение количества епархий, то есть областных организаций церкви.
Интересы всех групп духовенства как сословия по большей части совпадали. Все служители культа, начиная от сельского дьячка и кончая патриархом, были заинтересованы, в том числе материально, в сохранении сложившейся церковной организации, ее идеологического влияния на жизнь общества. Однако и в этой организации, в обществе в целом приходское духовенство, служители соборных церквей, монастыри, архиерейские и патриарший дома занимали неодинаковое место, что определяло во многом социальное положение этих групп духовенства и их мирские интересы.
Царская власть пыталась урезать привилегии церковных владений и привлечь их к несению государственных повинностей. Но после возвращения из польского плена патриарха Филарета (1619 год), отца нового царя Михаила Романова, положение церкви даже стало укрепляться.
Все это вызывало недовольство дворянства и верхушки горожан - купцов, которые требовали использовать церковную казну и тем самым облегчить тяжесть лежавших на них государственных повинностей.
Нарастание финансовых трудностей и усиление недовольства, которое стало особенно заметным после неудачной русско-польской войны 1632-1634 годов, вынудили правительство царя Михаила Федоровича пойти на отдельные уступки рядовой массе светских феодалов и посадам. Но основные требования этих общественных сил были удовлетворены уже при царе Алексее Михайловиче после восстания в Москве в 1648 году, в котором помимо посадских людей и стрельцов приняли участие оказавшиеся в столице рядовые светские феодалы. Следствием этого восстания и других выступлений горожан в 1648-1649 годы были созыв земского собора и принятие нового свода законов - Соборного уложения 1649 года. В 1648-1649 годы церковь лишилась также важных судебных и административных привилегий.
Расхождение интересов царской и церковной властей было подготовлено и событиями в духовной жизни русского общества. Эти события обнаруживали, с одной стороны, необходимость перемен в церкви, которые бы усилили ее идеологическое влияние, а с другой - неспособность церковной власти осуществить такие перемены.
Таким образом, в обстановке широкого недовольства церковью перед ней с особенной силой встал вопрос об укреплении своего авторитета и влияния на массы. Церковные власти пытались рядом указов воздействовать на возмущавшее народ поведение «духовных пастырей».
Помимо внутренних причин необходимость реформы церкви вызывалась чаще еще и причинами внешнеполитического характера. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году выдвигало задачу объединения русской и украинской церквей, но их разделяли накопившиеся за несколько веков различия в обрядах и правилах. Унификация церковных норм была нужна и для осуществления далеко идущих замыслов в отношении православных народов Балканского полуострова, находившихся под владычеством султанской Турции. Без упорядочения церковной жизни в Российском государстве нельзя было рассчитывать на успех церковно-политического влияния вне его пределов.


§2. Сущность реформ патриарха Никона

Судьба Никона необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 году в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода «от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы». Отец его был крестьянином, по некоторым сведениям - мордвином по национальности.
Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.
Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьянская закалка. Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Кстати, много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молод........


Список используемой литературы

1. Алексей Михайлович. Переписка с патриархом Никоном / Памятники литературы Древней Руси. Кн.1 //Художественная литература. М., 1988.
2. Житие протопопа Аввакума / Памятники литературы Древней Руси. Кн.2 // Художественная литература. М., 1988.
3. Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И.Субботина. Кн.1 // М., 1874.
4. Памятники древнерусской литературы // Наука. М., 1976.
5. Андреев И. Строптивый патриарх // Россия XXI. М., №2, 2000.
6. Антощенко А.В. Ключевский о церковном расколе в России XVII века // Отечественная история. М., №3, 1999.
7. Зеньковский С. Третий Рим // Знание-сила. М., №10, №11, 1993.
8. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович // Репринт. М., 1999.
9. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия // Церковь. №1, 1992.
10. Михайлова Н. Расколы: древние и новые // Москва. М., №12, 1996.
11. Якобсон В.М. Хроники раскола // Просвещение. М., 1984.
12. Томсинов < person/1548981/> В. Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича / Русское юридическое наследие < context/detail/id/1336924/> // Зеркало. М., 2011.
13. Кожурин < authors/section/273534/> К.Я. Боярыня Морозова / Жизнь замечательных людей < series/14710> // Молодая гвардия < issuer/5369>. М., 2012.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.