На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 97989


Наименование:


Диплом Создание и использование информационныхресурсов по экономике в библиотеках(на примере справочно-информационных подразделений Банка России)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.06.2016. Сдан: 2016. Страниц: 140. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат………………………………………………………………….. 2
Список условных сокращений…………………………………………. 5
Введение…………………………………………………………………. 6
1 Информационные ресурсы по экономике……………………………. 10
1.1 Особенности информационных ресурсов по экономике……. 10
1.2 Группы потребителей экономической информации………… 16
1.3 Формирование фактографических, документных, библиографических ресурсов по экономике…………………..… 21
1.4 Опыт работы российских библиотек по использованию информационных ресурсов по экономике………………………… 35
2 Создание и использование информационных ресурсов по экономике на примере справочно-информационных подразделений Банка России 43
2.1 Деятельность Справочно-информационного центра Банка России……………………………………..……..………………… 43
2.2 Опыт работы справочно-информационных подразделений территориальных учреждений Банка России……………………... 50
2.3 Формирование и использование информационных ресурсов по экономике в СИФ (Библиотеке) ГУ Банка России по Пермскому краю…………..………………………….……………. 59
2.4 Мнения пользователей об обеспечении информационными ресурсами по экономике (результаты анкетирования в ГУ Банка России по Пермскому краю)………………………………………. 75
2.5 Результаты анкетирования сотрудников Библиотек территориальных учреждений Банка России……………………. 90
Заключение……………………………………………………………….. 109
Рекомендации, выработанные в ходе дипломного исследования ….… 111
Cписок использованных источников ……………………………………. 112

Введение
Актуальность темы. Развитие информационных технологий, эволюция новых носителей информации, методов хранения и доступа к ней привело к появлению большого количества различных информационных продуктов. Как следствие этого - усложнилась проблема поиска необходимой информации. Современному менеджеру информационных ресурсов необходимо умение ориентироваться в информационных продуктах, услугах отечественного рынка, информационных ресурсах по экономике («бизнес - информации», «деловой информации»), а также создавать ресурсы на основе анализа и синтеза сведений, полученных из разных источников.
Разработанность темы. Большой вклад в изучение ИР по экономике, экономической информации внесли Г. Ф. Гордукалова [18], Г. Г. Семенова [64; 65; 66]. Исследования в этой области проводили А. Б. Антопольский [3], В. В. Брежнева [7], Т. Н. Жаворонкова [24], А. И. Исаченкова [29]. «Справочник информационного работника» [70] представляет деятельность НТБ и информационных служб предприятий. Методику поиска ИР по экономике отражают пособия И. Б. Михновой [44], Г. Б. Паршуковой [47].
Публиковались результаты практической деятельности сотрудников ГПНТБ России М. В. Головановой [16; 17], В. Н. Гусевой [19], Г. А. Евстигнеевой [21], В. Б. Петровского [48; 49; 50], О. Н. Путилиной [56; 57; 58]. Анализ практического опыта библиотек в этом направлении представлен обзорными статьями Е. Д. Жабко [23], И. Б. Михновой [41; 42; 43], В. А. Шурпакова [80; 81; 82].
Статьи Н. И. Бузмаковой [10], Е. А. Кочановой [33; 34], Е. Н. Протопоповой [54; 55], В. Г. Свирюковой [62], Н. Л. Струковой [72] и других специалистов представляют региональный опыт библиотек, занимающихся удовлетворением информационных потребностей новых экономических структур.
Объект исследования - информационные ресурсы по экономике.
Предмет исследования - создание и использование информационных ресурсов по экономике в библиотеках.
Цель дипломной работы - исследовать особенности формирования и использования информационных ресурсов по экономике в библиотеках для оптимизации этих процессов.
Задачи исследования:
а) изучить теоретические вопросы, касающиеся терминологии, структуры экономики и информационных ресурсов в области экономики;
б) проанализировать профильные периодические издания;
в) обобщить результаты анкетирования
г) провести анализ собранной информации
д) выявить возникающие проблемы;
е) показать возможные пути дальнейшего развития информационных структур.
Гипотезы:
1. Развитие корпоративного портала Интранета Банка России, внедрение системы ИРБИС в большинство библиотечных структур территориальных учреждений Банка России позволит создать единую базу данных электронных изданий по экономике.
2. Быстрое развитие информационных технологий, повсеместное внедрение Интернета, ИРБИС, переход на использование информации в электронном виде приведет к значительному сокращению сотрудников справочно-информационных фондов в территориальных учреждениях Банка России.
Базы исследования: справочно-информационный фонд Главного управления Банка России по Пермскому краю, справочно-информационные подразделения территориальных учреждений Банка России, Справочно-информационный центр Департамента исследований и информации Банка России.
Методы сбора и обработки материала:
1. анализ научных публикаций;
2. метод сравнения;
3. метод анализа;
4. метод синтеза;
5. метод обобщения;
6. анкетирование;
7. статистические методы.
Анализ научных публикаций позволит сделать вывод о состоянии информационных ресурсов по экономике и имеющихся тенденциях. При анализе и обобщении полученных данных будут использованы статистические методы. Сравнение и обобщение полученных данных даст возможность получить подтверждение или опровергнуть выдвинутые гипотезы, выявить закономерности или новые тенденции. Анкетирование покажет деятельность Библиотек изнутри (анкета для специалистов) и снаружи (анкета для пользователей), выявит их роль и значение.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что предпринята попытка дать комплексный анализ создания и использования информационных ресурсов по экономике библиотеками и справочно-информационными подразделениями Банка России. Впервые проведено социологическое исследование по созданию и использованию данных ресурсов специалистами Банка России. Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности библиотек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Справочно-информационный фонд (Библиотека) Главного управления Банка России по Пермскому краю является необходимой частью единого информационно-технологического комплекса, выполняющего задачи информационного обеспечения специалистов банка.
2. Наиболее эффективным способом исследования деятельности библиотек по формированию ИР в области экономики является технология информационного мониторинга.
3.Для успешной деятельности Библиотеке необходимо стремиться к установлению связей делового сотрудничества как внутри, так и вне банковской инфраструктуры. Всё большее значение приобретают кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов экономического профиля.
Структура дипломной работы: обусловлена логикой исследования и его содержательными аспектами. Она состоит из списка условных сокращений, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во «Введении» обоснованы актуальность и разработанность темы, определены объект, предмет, задачи, базы и методы исследования, цель дипломной работы, раскрыты научно-практическая значимость и структура работы.
В первой главе охарактеризованы особенности информационных ресурсов по экономике, группы потребителей экономической информации, формирование фактографических, документных, библиографических ресурсов по экономике. Представлен опыт работы российских библиотек по их использованию.
Во второй главе представлены результаты прикладного социологического исследования, проведенного в ГУ Банка России по Пермскому краю и среди сотрудников ТУ Банка России.
В «Заключении» подводятся итоги, выводы и рекомендации.

Глава 1 Информационные ресурсы по экономике
1.1 Особенности информационных ресурсов по экономике
«Информационные ресурсы (ИР) - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, БД и других информационных системах)» [3, с. 12].
ИР обладают особенностями, которые значительно влияют на все процессы их формирования и обеспечения доступности. Это:
1. нерасходуемость, неисчерпаемость ИР при обмене и продаже;
2. постоянный рост объема потока;
3. изменчивость состава ИР в соответствии с информационными потребностями общества, и, следовательно, динамизм продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;
4. сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и её полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее [18].
Обеспечение доступности ИР является основной целью деятельности любой библиотеки. С развитием информационных технологий коренным образом изменились процессы формирования и использования ИР. Появились новые возможности:
а) компактного хранения больших объемов информации;
б) оперативного поиска;
в) доступа к удаленным ресурсам;
г) фиксации на одном носителе различной по характеру информации;
д) объединения библиографических и полнотекстовых БД;
е) появления БД, содержащих как библиографическую, так и фактографическую информацию.
Характеризуя особенности ИР по экономике, Г. Ф Гордукалова. указывает на содержательные изменения, произошедшие в отечественном документном потоке:
1. Сформировались и выделились новые тематические направления - маркетинг (из проблем сбыта продукции), биржевая торговля (ранее она отражалась только в литературе о внешней торговле), рынок ценных бумаг, банкротство фирм, инвестиции, конкуренция, реинжиниринг и т.д.
2. Возросли темпы развития многих направлений, например, экономическое районирование, финансы, кредит и др.
3. Очевиден существенный перевес практических направлений экономической информации: на долю проблем микроэкономики приходится более 60% потока книжных изданий [18].
Г. Ф. Гордукалова [18], Т. Н. Жаворонкова [24] отмечают использование при описании информационных ресурсов в области экономики новых видообразующих понятий: «деловая информация», «коммерческая информация», «конъюнктурная информация», «финансовая информация», «биржевая информация», «фондовая информация», «маркетинговая информация» и иных, которые пока четко не очерчены, взаимно пересекаются, но широко используются специалистами.
«Деловая информация - самый широкий круг актуальных сведений о хозяйствующих субъектах в области микроэкономики» [83, с. 224].
Г. Г. Семёнова рассматривает «коммерческую информацию» как разновидность деловой и дает определение понятию «деловая коммерческая информация» как «…информации о производителях, о товарной массе, о финансах, о рынке ценных бумаг, о капиталах, о рабочей силе» [66, с. 106].
«Коммерческую информацию» представляют в качестве деловой информации, связанной «с предпринимательской, чаще торговой деятельностью, способной повлиять на состояние сегмента рынка или положения конкретного предприятия на рынке» [83, с. 224].
Т. Н. Жаворонкова дает своё определение «коммерческой информации»: «…это информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях» [24, с. 28].
«Конъюнктурная информация» в её широком понимании - любая информация, изменяющая положение на рынке, - ценовая, ассортиментная, сведения о руководителях предприятий и др. При употреблении в узком смысле и более точном значении - разновидность актуальной коммерческой информации, характеризующей состояние рынка, - текущие цены, лидеры рынка и другие субъекты экономики» [83, с. 224].
«Биржевая и финансовая информация - это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учётных ставках, рынке товаров и капиталов, о ценах контрактов на покупку стандартных партий товаров или пакетов ценных бумаг и т. д.» [70, с. 149]. «Биржевая информация отражает динамику торгов, включая архивные и текущие котировки ценных бумаг, цены предложения, спроса и сделок» [83, с. 224].
Понятие «фондовая информация» употребляется реже, «по наполнению близко родовому понятию «биржевая информация», относящемуся только к торгам на фондовых биржах» [83, с. 224].
С 90-х годов XX века достаточно широко используются термины «деловые люди», «деловая информация», «деловое издание», «деловая книга», «деловая пресса», «деловые региональные издания». Эти термины нашли применение в современных процессах функционирования ИР. Появился рынок деловой информации, коммерческие центры деловой информации.
А. Б. Антопольский при анализе информационных ресурсов в сфере экономики и финансов использует понятия «финансово-экономическая информация», «деловая информация», «бизнес-информация» [3].
По мнению О. Н. Путилиной в определение понятия «бизнес информация» входит информация «о производителях, поставщиках и потребителях сырья, технологий, товаров и услуг; сведения о номенклатуре и объемах производства, о ценах, о спросе, о предложениях; всевозможные статистические данные, сведения о социальной, политической, экономической ситуации в стране и в мире; тенденциях развития экономики, науки, техники и т. п. и, конечно, далеко не в последнюю очередь, правовая, нормативная и законодательная информация» [57].
Определение понятия «экономическая информация» является дискуссионным. Можно выделить несколько точек зрения, рассматривая сущность экономической информации. Термин «экономическая информация» в разных определениях означает:
1. одна из разновидностей информации в целом;
2. важная составная часть научной информации;
3. информация об экономических отношениях и процессах общественного производства;
4. производственная информация;
5. подсистема экономического управления [66].
Многообразие мнений по вопросу определения понятия «экономическая информация» исследователи считают результатом одноаспектного подхода разных авторов к трактовке данного термина.
Г. Г. Семенова пришла к выводу, что «под экономической информацией можно понимать информацию, являющуюся результатом экономической деятельности, которая призвана содействовать развитию экономической науки, хозяйственной практики, экономического образования путем наиболее полного удовлетворения информационных потребностей потребителей в документальной, фактографической и библиографической информации» [66, с. 32].
Рассмотренные термины используются в публикациях при описании информационных ресурсов в области экономики.
Для эффективного применения экономической информации важно представить некоторые особенности её формирования:
1. Генерацию наиболее достоверной экономической информации осуществляют учреждения, ответственные за управление конкретными сферами микроэкономики, - статистические, налоговые, таможенные, биржевые, банковские учреждения. Они обеспечивают распространение значимых для общественного пользования сведений о конкретных экономических процессах [66; 83].
2. Создатели и издатели экономической информации могут сосредоточивать значительные информационные ресурсы, регулировать доступ к ним на каких-либо условиях. Но большая часть сведений закрыта для внешних пользователей, является коммерческим секретом предприятий и частных лиц. При этом открытые акционерные общества обязаны публиковать ежегодные отчеты с показателями баланса в открытой печати [3; 83].
3. «Наибольшая часть данных в микроэкономике устаревает уже к моменту их подготовки, поэтому для неё важны «сверхоперативные» информационные системы. Развитие средств связи привело к появлению целой группы источников оперативной информации об экономической жизни в стране и мире: они передают данные биржевых торгов и деловые новости в режиме реального времени или с «информационной паузой» в несколько секунд» [83, с. 225].
4. Особую значимость для специалистов имеют сводные показатели о состоянии отраслевой и региональной экономики, обзорно-аналитические документы.
5. Многоаспектную и достаточно полную информацию по отдельным темам содержат специализированные сайты организаций, поддерживающие отдельные направления микроэкономики (страхование, реклама, маркетинг и т. д.). Узкая специализация сайта позволяет объединить разнородные массивы полезных сведений и своевременно актуализировать БД.
6. Сайты конкретных предприятий являются значимыми источниками экономической информации: всё чаще они представляют не только рекламную, но и отчетно-финансовую информацию, описывают историю создания, организационную структуру предприятия, предлагают каталоги выпускаемой продукции, фиксируют важнейшие события в жизни предприятия, публикации о нём [83].
Для экономической информации характерны:
а) большие объемы;
б) многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т. д.);
в) многообразие источников и потребителей;
г) значительный удельный вес логических операций при её обработке [70].
Особенности документного потока по экономике обусловлены спецификой экономической науки, хозяйственной практики, возникновением рынка ценных бумаг и необходимостью ознакомления с ним широких слоев населения. В стране появилось большое количество законодательных актов в области экономики. Введено в обращение много новых терминов по маркетингу, менеджменту, банковскому делу и др. Значительно расширился круг учреждений, занимающихся подготовкой и выпуском литературы по экономике. Начиная исследование, мы рассмотрели основные характеристики ИР по экономике, особенности формирования потока документов, отметили разнообразие существующих определений и подходов к информации в экономической деятельности. Не менее важным компонентом информационного обеспечения в области экономики являются потребители информации.
1.2 Группы потребителей экономической информации
Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания, предназначенных для пользователей экономической информации. В качестве основного критерия дифференциации потребителей экономической информации можно использовать такой признак как сферы экономической деятельности.
В области экономической науки выделяются следующие группы потребителей информации: экономисты-теоретики; экономисты-историки; экономисты, разрабатывающие современные комплексные экономические проблемы.
В сфере экономической практики заметное место занимают: работники органов государственной власти и государственного управления; экономисты; бизнесмены; специалисты по маркетингу, менеджменту; инженерно-технические работники; юристы-практики; работники различных отраслей народного хозяйства; фермеры и другие производители сельскохозяйственной продукции.
В области экономического образования основными являются следующие группы потребителей экономической информации: преподаватели; аспиранты; учащиеся (вузов, коммерческих объединений, школ бизнеса, средних школ и др.).
Дальнейшая дифференциация потребителей экономической информации осуществляется по отрасли, в которой они работают, специальности, образованию, профилю учреждений, в которых они трудятся [65].
С переходом на рыночную экономику особое внимание работниками библиотек и информационных центров стало уделяться обслуживанию предпринимателей, управленческого персонала предприятий: менеджеров и маркетологов, сотрудников банков, правоведов [40].
Наиболее перспективным сектором экономики, обладающим огромным потенциалом, было признано малое предпринимательство. Обеспечить бизнесменам информационный комфорт, возможность расширения делового сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами стало важной задачей библиотек [33].
Потребители информации различаются по своим социальным статусам: групповой принадлежности, профессиональной ориентации, организационно-правовой структуре отдельной организации, социальной роли, осуществляемой ими в обществе, и другим характеристикам. Именно степень и глубина этих различий и определяют возникающие информационные потребности [54].
Подробное, на протяжении нескольких лет, исследование предпринимателей районных центров Брянской области проводили Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева [54; 55]. По результатам анкетирования были получены сведения о возрастной структуре, образовательном статусе респондентов; об имеющемся деловом опыте. Получился своеобразный «портрет бизнесмена в библиотечном интерьере» [43].
В возрастной структуре преобладает самая трудоспособная группа от 31 до 50-ти лет - 71%. Большей частью руководят малыми предприятиями мужчины - 58% опрошенных. Руководители малых предприятий преимущественно имеют среднее образование, 38% - высшее [54; 55].
Деятельность значительной части респондентов в 2003 году была связана с торговлей (56%) и сферой услуг (29%). По результатам повторного опроса в 2007 г. из 200 предпринимателей 17-ти районов области занято в промышленном производстве (36%), строительстве (3,5%), сфере услуг (17,5%), торговле (11%), фермерском хозяйстве (32%). Сравнение данных опросов выявило изменение направления деятельности респондентов, их деловых интересов, и, как следствие, изменились информационные запросы пользователей.
В рейтинге основных видов необходимой для предпринимателей информации лидирует информация о налогообложении, далее официальная, документы органов власти, нормативно-правовая, о кредитах и инвестициях, ценовая и коммерческая, информация о проведении проверок.
В вопросе рейтинга остальной информации мнения респондентов разделились. Для предпринимателей, занятых в производственной сфере, имеющих высшее техническое или среднее профессиональное образование, на одном из первых мест находится информация об оборудовании и технологиях. Результаты рейтинга необходимой информации могут не совпадать в разных районах. Так, предприниматели в основном занятые торговлей, на третье место поставили ценовую информацию по области и России. Библиотекам следует учитывать районную специфику при планировании и осуществлении информационного обеспечения предпринимателей [55].
Отмечается связь образования и уровня информационных потребностей. Чем выше образовательный уровень предпринимателя, тем разнообразнее его потребности в информационно-аналитических продуктах. Бизнесмены с высшим образованием более активно используют Интернет, для них характерно получение информации на профессиональном уровне. Большинство предпринимателей со средним образованием не применяет новые технологии в бизнесе [24; 43; 55].
По отношению к использованию информационных технологий, потребителей можно условно разделить на 2 категории. «Первая - это те, кто не знают, не хотят и не умеют работать с новыми технологиями. А также не доверяют и не хотят пользоваться услугами библиотек. Вторая - те, кто не умеют работать на компьютере с некоторыми программами, не имеют офисной техники, они обращаются за помощью в центры деловой информации при библиотеках» [32, с. 13].
Зачастую предприниматели не могут сразу четко обозначить круг своих интересов, легко сформулировать тему. Такие пользователи нуждаются в содействии библиотекаря для выявления и раскрытия их информационных потребностей. Результаты анкетирования позволяют каждой библиотеке определить приоритеты в поддержке малого предпринимательства. При этом возрастает роль библиотек как главных информационных центров.
В последнее время в группе предпринимателей содержание базовых информационных потребностей постепенно стабилизируется. Результаты социологического опроса руководителей малых и средних фирм показывают, что им необходима информация о внутренних и зарубежных рынках сбыта, конкретных поставщиках товара, о новых технологиях, хозяйственном законодательстве, новых методах управления и организации производства. По своему профилю деятельности они готовы читать литературу любого типа, активно использовать сетевые информационные ресурсы, предпочтение отдаётся обзорной информации [22; 24; 33; 70].
Характерной особенностью библиографической информации по экономике является обращение к ней профессионалов, работающих в различных областях знания и практической деятельности, специалистов, пытающихся переквалифицироваться. Непрофессиональные библиографические потребности в области экономики «вырастают на основе повседневных интересов читателей к экономической литературе как к предмету необходимой ориентации в экономических понятиях и категориях, интересующих все слои населения (цена товара, его качество, акция, облигация, вексель, дивиденд и др.)» [64, c. 11].
Отмечается резкое увеличение читательской активности среди потребителей экономической информации почти всех демографических групп. Среди читателей экономической литературы в публичной библиотеке - школьники, студенты, пенсионеры, а также предприниматели малого и среднего бизнеса, специалисты. Для них наиболее значима нормативно-правовая, учебная, справочная, а также деловая, в том числе конъюнктурная информация. Увеличилось количество запросов на публикации о менеджменте, подборе кадров, о маркетинговых исследованиях и экономическом анализе хозяйственной деятельности фирм [18].
Среди постоянных пользователей Центра деловой информации Смоленской ОУБ Е. А. Кочанова особо отмечает студентов. «На них мы делаем большую ставку, поскольку сегодня он студент, а завтра - специалист (бухгалтер, юрист, предприниматель). Мы их взращиваем для того, чтобы став специалистами, они к нам пришли уже за ответами на профессиональные вопросы» [33, с. 13].
Многие пользователи приходят в библиотеку только для того, чтобы получить доступ к Интернету, воспользоваться возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии. Выделяют новую группу пользователей, ориентирующуюся почти исключительно на сетевые ресурсы.
Повысился уровень подготовки пользователей библиотек, увеличились требования к качеству предоставляемых услуг и скорости выполнения запросов. Это особенно важно при получении экономической информации, когда её ценность теряется в считанные минуты, часы.
Таким образом, группы потребителей экономической информации значительны по своему составу. Информационные потребности этих пользователей динамичны, требуют мониторингового наблюдения. Сотрудник библиотеки способен сориентировать специалистов, пришедших в библиотеку, в выборе именно тех ресурсов, которые в первую очередь смогут удовлетворить их информационные потребности.

1.3 Формирование фактографических, документных,
библиографических ресурсов по экономике
С развитием рыночных отношений появились задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна полноценная предпринимательская деятельность. Эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.
Сотрудники ГПНТБ России одни из первых осознали необходимость предоставления "business-information", результатом чего стало расширение тематики комплектования, включение в фонды экономической, финансовой, юридической, справочной, конъюнктурно-коммерческой литературы и открытие в библиотеке Кабинета деловой информации (КДИ).
С момента создания КДИ, специалисты ГПНТБ России постоянно делятся своим опытом по организации модели библиотечного фонда [56; 57; 58], раскрывают особенности работы с электронными публикациями [17], формулируют принципы формирования электронной библиотеки [21], раскрывают подходы к организации справочно-поискового аппарата [16].
Сотрудники вновь созданных информационных структур пришли к единому выводу о необходимости целенаправленного комплектования фонда в соответствии с требованиями специалистов, на основе проведенных исследований [4; 9; 17; 22; 25; 34; 63].
В процессе подготовки экономической информации Г. Ф. Гордукалова [18], Т. Н. Жаворонкова [24], А. И. Исаченкова [29], Г. Г. Семенова [66] выделяют следующие структуры:
1. органы государственного управления;
2. аналитические и исследовательские организации;
3. организации - генераторы адресно-справочных баз данных.
4. агентства новостей и коммерческой информации;
5. редакции газет, журналов, специализированных деловых периодических изданий.
Для развития информационной базы библиотеки огромное значение имеет количество и содержание выписываемых периодических изданий. Они являются самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся экономическими вопросами [6; 29; 55; 66].
На периодические издания осуществляется подписка по каталогам агентства «Роспечать», каталогу российской прессы «Почта России, объединенному каталогу «Пресса России». Заключить договор на получение периодических изданий можно непосредственно с издательствами.
Ситуация в экономике страны очень изменчива, важным источником информации для пользователей являются газетные публикации. Ядро профильных газет - «Коммерсантъ», «Финансовая газета», «Экономическая газета», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Финансовые известия», «Деловой Урал» имеет свои электронные версии, архивы, широкую читательскую аудиторию.
Еженедельники газетного типа характеризуются высокой годовой продуктивностью, в сравнении с журнальными еженедельниками, они содержат больше фактографической информации.
Деловая еженедельная газета «Экономика и жизнь» содержит консультации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности (управлению затратами, экономике труда, налогообложению, праву и т.д.), комментарии законодательства, публикует тексты важнейших для бизнеса нормативных документов. Газета имеет широкий круг приложений: «Ваш партнер-консультант», «ЭЖ-Досье», «ЭЖ. Вопрос-ответ» и др.
Ежедневные газеты сообщают оперативные новости информационных агентств, дают комментарии. Среди них ежедневная общенациональная газета «Коммерсантъ», имеющая свои еженедельные тематические приложения («Коммерсантъ-ВЛАСТЬ», «Коммерсантъ-ДЕНЬГИ»). Эта газета (выходит с 1992 г.) публикует качественную и оперативную информацию о мировом и российском бизнесе, финансовые, политические и деловые новости, сообщения о главных событиях в обществе. Статьи содержат глубокий анализ и точные прогнозы ведущих экономистов.
Круг узкоотраслевых газет постоянно меняется. Стабильно выходит в свет газета «Российская торговля», публикующая результаты экспертизы качества товаров, освещающая опыт международной торговли. Еженедельные обзоры размещает газета «Налоги».
Особенностью многих газет является параллельный выход под единым названием общероссийского и регионального выпусков. Они различаются содержанием. Параллельные выпуски имеют «Коммерсантъ», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» [83].
Среди деловых журналов необходимо отметить появление специализированных периодических изданий и баз данных, публикующих официальные документы правительственных органов, законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям деятельности. К ним относятся журналы по проблемам государства и права, экономическому праву, правовым основам приватизации и рыночных отношений, международному праву, интеллектуальной собственности. Это такие журналы как "Закон", "Экономика и право", "Думский вестник", "Законность", "Вестник мэрии" и др. Правовых журналов в настоящее время около 80-ти, отмечается большое количество баз данных [24; 58].
Журналов, раскрывающих проблемы теории и практики управления, меньше - всего около 20-ти, причем большинство из них появилось (или изменило свою направленность) в период развития рыночных отношений. К таким журналам относятся "Проблемы теории и практики управления", "Дайджест-директор", "Ракурс - управление: теория, практика, поиск", "Кадры", "Идеи для шефа" и др.
Наибольшее количество журналов (около 300) издаётся по экономике. Это журналы по общим и отраслевым вопросам экономики, акционированию и предпринимательству, банковскому делу и аудиту, налогообложению, а также еженедельники, представляющие финансовые рынки, рынки различных видов продукции и услуг.
Выпускаются такие журналы как:
а) «Банковские технологии», знакомящий с новыми информационными технологиями и стратегией развития в банках, и ежеквартальное приложение к нему - «Мир карточек», где публикуются аналитические обзоры и проблемные статьи о рынке пластиковых карточек (издательство «Бизнес и компьютер»);
б) «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», содержащий практическую информацию по различным аспектам маркетинга, теории и практике проведения маркетинговых исследований;
в) «Московское рекламное обозрение», дающее оперативную информацию о рекламном рынке Москвы: рейтинги и тарифы средств массовой информации, рекламные бюджеты ведущих рекламодателей, новости рекламного рынка (издательство New Communications World);
г) «Инвестиции в России», посвящен вопросам инвестиционных технологий и инвестиционной политике в России;
д) «Эксперт», публикует большой объем справочной и аналитической информации. В журнале регулярно публикуются данные проводимых им исследований, в том числе - цикл инвестиционных портретов регионов России, сведения о потребительских предпочтениях различных социальных групп, материалы по современному менеджменту, обзоры рынка страховых и аудиторских услуг [29; 70].
Среди агентств новостей и коммерческой информации выделяют Российское информационное агентство "Новости". Оно ежедневно распространяет актуальную фактографическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском и основных европейских языках по каналам связи, а также в виде печатных вестников, бюллетеней, справочников.
Оперативную биржевую и финансовую информацию можно найти на web-сайтах российских информационных агентств «Анализ, консультации и маркетинг» - AK&V (www.akm.ru), «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru), «Финмаркет» (www.finmarket.ru), «ПРАЙМ-ТАСС» (www.prime-tass.ru) [3].
Самый большой интерес для пользователей экономической информации представляют аналитические и исследовательские обзоры. Необходимо отметить значение таких информационно-аналитических ежегодников - "Бизнес-путеводитель по России" и "Бизнес-путеводитель по Москве" (на русском и английском языках), которые содержат аналитические обзоры по основным отраслям экономики с прогнозами тенденций на обозримую перспективу, дают анализ инвестиционного климата и инфраструктуры для ведения бизнеса, публикуют обзоры конъюнктуры потребительских рынков и т. д.
Заметное место на рынке бизнес-информации занимают адресно-справочные издания и базы данных. К стабильным поставщикам этой информации можно отнести "Агентство деловой информации": широко известные справочники "Бизнес-карта России", "Независимые производители товаров и услуг", "АСУ-Импульс", "Регистр WA-2" и др. [17].
Интерес для пользователя представляют еженедельные издания "Оптовик", "Товары со склада" и электронные справочники поставщиков и продавцов продукции (фирма "Полином"). Информация выявляется на основе рекламных объявлений и обновляется практически ежедневно.
Среди печатных справочных изданий пользуются известностью: "Продукция предприятий оборонных отраслей промышленности РФ", "Ваш деловой партнер" (издание Уральского центра деловой информации), "Экспортеры и импортеры России" и "Товары и услуги" Международного бюро информации и телекоммуникации и др.
Процессы в сфере экономики регулируются совокупностью нормативных официальных документов (законов, указов, постановлений, распоряжений, инструкций и т.д.), поэтому наличие их в фонде библиотеки обязательно. В области правовой информации действуют несколько фирм и компаний, поддерживающих и распространяющих справочно-правовые системы на коммерческой основе: ЗАО «КонсультантПлюс», НПП «Гарант-сервис», консорциум «КОДЕКС», компания «Референт», агентство INTRALEX и др. Кроме полнотекстовых БД нормативно-правовых документов, справочно-правовые системы, включают БД, содержащие законопроекты, международные правовые акты, комментарии к законодательству, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные и консультационные материалы [24].
За последнее десятилетие отмечается увеличение объема годового потока отечественных публикаций в области экономики. В настоящее время он составляет «более 40 000 документов, в том числе около 2000 новых книжных изданий ежегодно» [70, с. 88].
В соответствии с текущим спросом в области экономики оперативно изменяется документный поток. «Его хаотичность (дублирование, фрагментарность, рассеяние полезной информации) требует от библиографа знания ведущих авторов, коллективов, предшествующих изданий по теме, новых источников, форм и каналов распространения экономической информации» [70, с. 88].
Тематические планы издательств позволяют библиотекам планомерно комплектовать фонд новой литературой в области экономики.
Старейшими специализированными издательствами экономической литературы являются: «Финансы», «Международные отношения». Их отличает высокое качество издаваемых сборников законодательных актов, учебной литературы, практических пособий для предпринимателей.
Издательство «Экономика» является важнейшим специализированным издательством, отличающимся широтой тематики. Оно выпускает литературу по общим, специальным и отраслевым экономическим наукам. Издает научно-исследовательскую, учебную, справочную литературу. Выпускает большое количество переводной литературы.
Издательство «Финансы и статистика» вносит существенный вклад в поток экономической литературы, издавая статистические материалы, справочную литературу. Много внимания уделяется изданию учебников, учебных пособий, различных жанров производственно-экономической литературы. Продукция данного издательства адресована научным работникам - специалистам финансовой сферы, менеджерам, биржевикам, предпринимателям, студентам.
Издательства, созданные в 1990-е годы - «Бизнес-карта» и агентство «Бизнес-информ». Их основной продукт - представлен многотомными товарно-фирменными справочниками. Широко известны издательские дома «ИНФРА-М», «Приор», издающие организации «Дело» и «Центр». Они пополняют документный поток нормативно-правовой, учебной и профессиональной литературой. «ИНФРА-М» издает фундаментальные учебники в области макро- и микроэкономики.
В серии «СИ» выходят терминологические словари и справочные пособия. На выпуске законодательных актов в области торговли, таможенного дела, нормативов по охране труда специализируются «Приор» и «Ось-89». [24; 58]
Исследованием экономических проблем, изданием научных документов занимаются экономические институты Академии наук России. Например, Институт экономики РАН разрабатывает проблемы экономической теории в тесной связи с народнохозяйственной практикой, вопросами экономического развития страны. Разработкой экономических проблем занимаются научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств. Они изучают проблемы экономики и организации адекватных отраслей народного хозяйства в тесной связи с экономической практикой [66].
Преподаватели вузов России подготавливают учебные и научно-исследовательские издания по экономике. Ежегодно каждый из издательских центров высших учебных заведений выпускает от 18 до 120 учебных пособий актуальной тематики в области экономики [18].
В 1990-х гг. издательствами выпускались книги:
а) по отраслям экономики: «Высшее профессиональное образование: Экономика и управление», «Высшее профессиональное образование: Транспорт» («Академия»);
б) для системы образования: «Среднее профессиональное образование: Экономика и управление» («Академия»); «Высшее экономическое образование» («Омега-Л»);
в) научные: «Монографии, исследования: Экономика» (издательство Academia)
г) по истории и теории экономики: «Экономическая летопись России» (издательство «Экономическая летопись»); «10 книг, изменивших мир» (изд-во АСТ, АСТ Москва).
Широко представлены практические пособия для специалистов среди продукции ряда издательств:
1. издательство «Эксмо» - «Настольная книга специалиста», «Настольная книга главного бухгалтера», «Сделай себя сам», «Справочник: Руководителю и главному бухгалтеру» («Эксмо»), «Антикризисный менеджмент»;
2. издательство «Стандарты и качество» - «Бережливый менеджмент», «Деловое совершенство».
Выпускается много переводных изданий, знакомящих с зарубежным опытом успешного бизнеса по «разумному инвестированию», «финансовому оцениванию», «управлению качеством услуг» и другим темам. Данные издания представлены издательствами: «Альпина Бизнес Букс», «Добрая книга», «Эксмо», «Бизнеском», «Стандарты и качество», «Манн, Иванов и Фербер».
Отмечается увеличение объема, видового и содержательного разнообразия справочной литературы. В связи с интенсивным расширением круга используемых экономических терминов, а также массовой переподготовкой кадров в 1990-е годы широкую популярность приобрели словари экономической тематики. По характеру сведений они подразделяются на группы: толковые словари, языковые словари и словари-справочники. По отдельным направлениям составлены углубленные глоссарии [16; 18; 24; 44; 70].
Для экономистов и предпринимателей наибольший интерес представляют статистические справочники и БД:
а) статистические справочники Госкомстата России, отражающие официальные показатели по всем отраслям экономики. Эти данные включают экономическую и демографическую статистику, анализ отдельных показателей и эконо........


И. Б. Портрет бизнесмена в библиотечном интерьере / И. Б. Михнова // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 1. - С. 68-73.
44. Михнова, И. Б. Поручи поиск человеку : виртуальные справочные службы в современных библиотеках / И. Б. Михнова [и др.] - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 304 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).
45. Новикова, Н. В. Роль библиотек в формировании системы бизнес-образования / Н. В. Новикова // Библиосфера. - 2008. - № 1. - С. 24-27.
46. Орлова, О. Проводники права / О. Орлова, К. Кузьмин, М. Усачев // Библиотека. - 2006. - № 9. - С. 6-9.
47. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учеб.-метод. пособие / Г. Б. Паршукова. - СПб. : Профессия, 2009. - 224 с.
48. Петровский, В. Б. «Проблемы рыночной экономики» : вчера, сегодня, завтра / В. Б. Петровский // Науч. и техн. б-ки. - 2002. - № 6. - С. 98-105.
49. Петровский, В. Б. В ногу со временем. Ретроспективные библиографические указатели как важное направление библиографической работы ГПНТБ России / В. Б. Петровский // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 9. - С. 63-65.
50. Петровский, В. Б. Текущая библиографическая информация по экономике как составная часть научной поддержки национальных программ. / В. Б. Петровский // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 7. - С. 75-79.
51. Племнек, Н. Университетский фонд - фундамент развития экономики страны / Н. Племнек // Библиотека. - 2003. - № 6. - С. 41.
52. Плотникова, О. Информация как общественная необходимость / О. Плотникова // Библиотека. - 2006. - № 10. - С. 11-13.
53. Подчернин, В. М. Некоторые вопросы информационного обеспечения и информационно-аналитической деятельности / В. М. Подчернин // Библиосфера. - 2007. - № 1. - С. 21-32.
54. Протопопова, Е. Н. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в малых городах / Е. Н. Протопопова // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 7. - С. 53-58.
55. Протопопова, Е. Н. Результаты анкетирования предпринимателей как инструмент совершенствования информационного обслуживания / Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 7. - С. 15-20.
56. Путилина, О. Н. Бизнес-информация. Как её организовать / О. Н. Путилина, Е. И. Сергеева // Библиотека. - 1996. - № 1. - С. 46-48.
57. Путилина, О. Н. Ресурсы бизнес-информации Кабинета деловой информации ГПНТБ России / О. Н. Путилина // Науч. и техн. б-ки. - 1998. - № 3. - С. 35-39.
58. Путилина, О. Н. Центр деловой литературы : бизнес-предложения / О. Н. Путилина // Библиотека. - 1998. - № 11. - С. 12-15.
59. Райков, А. Н. Какая информация нужна руководителю? / А. Н. Райков // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2003. - № 5. - С. 1-6.
60. Савельева, Н. П. Действенная помощь в выборе профессии / Н. П. Савельева // Мир библиогр. - 2007. - № 6. - С. 28-31.
61. Самохина, М. М. Интернет и аудитория современной библиотеки / М. М. Самохина // Библиография. - 2004. - № 4. - С. 67-71.
62. Свирюкова, В. Г. Информационные ресурсы научных библиотек Сибири и Дальнего Востока : базы данных / В. Г. Свирюкова, Е. Б. Соболева// Науч. и техн. б-ки. - 2002. - № 10. - С. 44-52.
63. Селиванова, Т. Знать, чтобы действовать : по материалам социологического исследования / Т. Селиванова // Библиотека. - 2007. - № 9. - С. 8-12.
64. Семёнова, Г. Г. Особенности информационных потребностей в экономике / Г. Г. Семёнова // Мир библиогр. - 1999. - № 2. - С.7-12.
65. Семёнова, Г. Г. Социально-экономическая информация : сущность и классификация / Г. Г. Семёнова // Библиография. - 1999. - № 4. - С. 8-14.
66. Семёнова, Г. Г. Экономическая библиография : учебник : в 2 ч. / Г. Г. Семёнова. - М. : МГУКИ, 2000. - 320 с.
67. Сергеева, Е. И. Библиотечно-информационный менеджмент: применение в бизнес-информации / Е. И. Сергеева // Науч. и техн. б-ки. - 1997. - № 2. - С. 31-34.
68. Сивуха, Е. Библиотека для бизнес-образования / Е. Сивуха // Дело К0. - 2009. - № 18. - С. 5.
69. Синева, Е. В. Мурманские библиотеки в информационном обеспечении деловой жизни области / Е. В. Синева. // Науч и техн. б-ки. - 1998. - № 2. - С. 56-61.
70. Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2007 - 584с.
71. Степанов, В. К. Библиографическое обслуживание в эпоху цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Библиография. - 2007. - № 2. - С. 22-41.
72. Струкова, Н. Ох, и тяжела забота воспитание бизнесмена / Н. Струкова // Библиотека. - 1998. - № 9. - С. 24-25.
73. Ступкин, В. В. Прогнозирование информационно-потребительской ситуации и качество функционирования систем библиотечно-информационного обеспечения / В. В. Ступкин // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 1. - С. 87-90.
74. Теплицкая, А. В. Библиографическая продукция РГБ и РНБ за 1992-2005 гг. : сравнительный анализ / А. В. Теплицкая, Н. К. Леликова // Библиография. - 2008. - № 1. - С. 18-27.
75. Тихонова, А. А. Справочно-информационное и библиотечное обслуживание в Банке России / А. А. Тихонова // Деньги и кредит. - 2007. - № 12. - С. 68-69.
76. Тихонова, А. А. Творческое сотрудничество Центрального банка РФ с Фундаментальной библиотекой ИНИОН РАН / А. А. Тихонова // Библиотечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века : материалы науч. конф., посвящ. 80-летию Фундам. б-ки ИНИОН. - М., 1999. - С. 100-102.
77. Ульева, Л. Знать, чтобы действовать / Л. Ульева // Библиотека. - 2008. - № 9. - С. 51-56.
78. Филиппова, Л. Н. Мы - городу, город - нам /Л. Н. Филиппова // Библиотека. - 2003. - № 8. - С. 45-48.
79. Цесарская, Г. Выбирая «правила игры», иметь в виду читателя / Г. Цесарская // Библиотека. - 1999. - № 5. - С. 33-35.
80. Шурпаков, В. А. Информационное обеспечение банковской деятельности / В. А. Шурпаков // Информ. ресурсы России. - 2001. - № 1. - С. 39-40.
81. Шурпаков, В. А. Обслуживаем банки и предпринимателей / В. А. Шурпаков // Библиография. - 2000. - № 3. - С. 50-52.
82. Шурпаков, В. А. Центр информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства ИНИОН РАН как форма комплексного информационно-библиотечного обслуживания / В. А. Шурпаков // Библиотечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века: материалы науч. конф., посвящ. 80-летию Фундам. б-ки ИНИОН. - М., 1999. - С. 94-99.
83. Электронные информационные ресурсы экономики // Электронные документы : создание и использование в публичных библиотеках : справочник - СПб., 2007. - С. 223-257.
84. Яшин, Н. А. Духовные богатства и «всемирная паутина» / Н. А. Яшин // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 9-11.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.