На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98095


Наименование:


Диплом Игровая технология как средство формирования у младших школьников психологической готовности к усвоению учебного материала

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.6.2016. Сдан: 2016. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3
Тезаурус…………………………………………………………………………....7
Глава 1. Теоретические аспекты игровой технологии как средства формирования психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала
1.1.Общая характеристика психологической готовности.........................8
1.2.Возрастные особенности психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала…………………………..…….18
1.3. Игровая технология как средство формирования у младших школьников психологической готовности к усвоению учебного материала……………………………………………………………….....29
Глава 2. Практический аспект: апробация сборника развивающих игр, направленных на формирование психологической готовности к усвоению учебного материала
2.1. Констатирующий этап. Выявление уровня готовности младших школьников к усвоению учебного материала …………….……......…..39
2. 2. Формирующий этап. Составление сборника развивающих игр для детей младшего школьного возраста………………………………….....42
2. 3. Контрольный этап. Описание частичной апробации развивающих игр и интерпретация результатов исследования………………………..54
Заключение………………………………………………………………………58
Список информационных источников……………………………………........60
Приложение……………………………………………………………………...62


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы среднего образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности.
Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в главе 1, пункте 1.6.4 отмечается: «Cоздание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в главе 1, пункте 7.5 отмечается: «Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»
В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы подражание вступило в парадигму информация. Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Анализ литературы показывает, что одной из проблем является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе средств и методов обучения в рамках начальной школы.
В процессе изучения различных подходов к формированию психологической готовности к усвоению учебного материала возникла идея применения игровых технологий.
Таким образом, сопоставительный анализ педагогической теории в аспекте формирования психологической готовности к усвоению материала с потребностями практики в начальной школе позволили увидеть следующее противоречие: есть потребность в формировании у младших школьников психологической готовности к усвоению учебного материала, однако в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания игровым технологиям, способствующим формированию психологической готовности к усвоению материала младших школьников.
Проблема: каким образом игровая технология будет способствовать формированию психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала?
Объект: процесс формирования психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала.
Предмет: игровая технология как средство формирования психологической готовности младших школьников через составление сборника развивающих игр.
Цель: составление и частичная апробация сборника развивающих игр, способствующего процессу формирования психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала.
Гипотеза: если учитель в системе будет использовать развивающие игры, то это будет способствовать формированию психологической готовности младших школьников к усвоению учебного материала.
Исходя из осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть теоретический аспект формирования психологической готовности младших школьников и использования игровой технологии.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня готовности младших школьников к усвоению учебного материала и провести его на практике.
4. Составить и частично апробировать сборник развивающих игр, направленных на формирование готовности к усвоению учебного материала
5. Провести сравнительный анализ входной и итоговой диагностики.
В работе акцентируется внимание на изучении возможностей и эффективности применения игровых технологий в целях формирования психологической готовности к усвоению учебного материала.
Теоретико - методологической основой исследования психологической готовности послужили труды: Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой, основные положения реализации игровых технологий рассматривают в своих исследованиях - В.А.Кривова, Л.Н.Матросова, Т.М.Сорокина, С.И.Тюнникова, отмечавшие, что игровые технологии способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы учеников.
Выпускная квалификационная работа состоит из: титульного листа, содержания, введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка информационных источников, приложения.
База исследования МАОУ «Криулинская СОШ» , 1 класс.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа.


ТЕЗАУРУС


Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. [1]
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школы. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. [14]
Игра - форма учебно - воспитательной деятельности, имитирующая те, или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию, специально предназначенное для реализации целей обучения. [21]
Усвоение учебного материала - показывает качество владения обучаемым учебным материалом.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


1.1 Общая характеристика психологической готовности

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И. Шванцара определяет школьную зрелость, как «достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе. И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. [7, с. 38]
Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.»
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей и развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически дошкольными способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.
Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития младшего школьника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими
трудностями.
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. Успехи ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
Интеллектуальная готовность. Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его умственного инвентаря, который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения.
Психологическая готовность - это очень объемное понятие, которое включает в себя большое количество аспектов, в том числе и психологическую готовность к усвоению учебного материала.
Усвоение учебного материала - показывает качество владения обучаемым учебным материалом. Различают пять уровней усвоения учебного материала:
Нулевой уровень (понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
Первый уровень (oпознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
Второй уровень (воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).
Третий уровень (применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
Четвертый уровень (творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.
Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов.
Оказалось, что младшим школьникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением.
Ребенок может многое. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития школьника.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельности. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.
Однако в каждом классе, наверное, есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге к числу отстающих, слабо успевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
1. дифференцированное восприятие;
2. аналитическое мышление;
3. рациональный подход к действительности;
4. логическое запоминание;
5. интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Личностная и социально-психологическая готовность. Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни? «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг».
Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью учением. «Хочу учиться, чтобы как папа», «Люблю писать», «Научусь читать». И это стремление естественно, связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким не уверенным в себе детям. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же внимания, терпения, теплоты, времени придется уделить потом этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.
Однако пребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее делают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещать школу он может по разным мотивам, в том числе ........


Список информационных источников
Основная литература
1. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 2005 г.
2. Мухина В.С. Детская психология, Москва. 2006 г.
3. Готов ли ребёнок к школе, Безруких М.М., 2004 < 2014080179483/gotov-li-rebenok-k-shkole-bezrukih-m-m-2004.html>
4. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребенка к школе, Белова Т.В., Солнцева В.А., 2005 < 2014080179482/gotov-li-rebenok-k-obucheniu-v-pervom-klasse-vopros-opredelenie-psihologicheskoi-gotovnosti-rebenka-k-shkole-belova-t-v-solnceva-v-a-2005.html>
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 2003 г.
Дополнительная литература
6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1997 г.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.
8. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 2000 г.
9. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
10. Зимняя А. Н. Педагогическая психология - М., 2000.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
12. Кулачина И.Ю. Возрастная психология, Москва. 1991 г.
13. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.
14. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.3.
15. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.
17. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.
18. Эльконин Д. Б. Детская психология - М: Учпедгиз , 1999 г.
19. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г.
20. Словарь - справочник по педагогике. В. А. Мижериков. Под ред. П. И. Пидкасистого
Интернет- источники
21. < >
22. < lib/pidkasistyj_pedagogika/5.shtml>
23. < >
24. < >
25. < 3/it.htm>





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.