На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века. Аграрная реформа, сущность и содержание. Методы и итоги реформы. Реформирование образования. Создание земств. Судебные новации. Реформы в промышленности. Оживление промышленности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


11
Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века...........................................................................................................................5
2. Аграрная реформа.............................................................................................10
2.1. Сущность реформы........................................................................................10
2.2. Содержание реформы....................................................................................12
2.3. Методы реформы............................................................................................16
2.4. Итоги реформы...............................................................................................17
3. Реформирование образования..........................................................................21
4. Создание земств.................................................................................................22
5. Судебные новации.............................................................................................23
6. Реформы в промышленной сфере....................................................................24
Заключение.............................................................................................................26
Список литературы................................................................................................28
Введение
Про-бле-ма ре-фор-ми-ро-ва-ния Рос-сий-ско-го го-су-дар-ст-ва в боль-шей или мень-шей сте-пе-ни за-бо-тит поч-ти ка-ж-до-го гра-ж-да-ни-на на-шей стра-ны. Во-про-сы преодоления пе-ре-ход-но-го пе-рио-да вы-зы-ва-ют, скажем, пря-мо про-ти-во-ре-чи-вые тол-ки...
Как изу-чить, по-нять со всей объ-ек-тив-но-стью ре-фор-ми-ст-ский курс сегодняшне-го ру-ко-во-дства стра-ны? Ведь уже дав-но под-ме-че-но, что ре-аль-ные резуль-та-ты ре-форм, как и наи-бо-лее объ-ек-тив-ные их оцен-ки, по-яв-ля-ют-ся не сра-зу, а спус-тя не-ко-то-рый про-ме-жу-ток вре-ме-ни. От-сю-да про-ис-те-ка-ет вся их труд-ность для пони-ма-ния в пе-ри-од, ко-гда ре-фор-мы толь-ко раз-вер-ты-ва-ют-ся, толь-ко на-би-ра-ют тем-пы.
Ме-ж-ду тем ис-то-ри-че-ский опыт пред-став-ля-ет со-бой не-ис-чер-пае-мый ис-точ-ник цен-ней-шей ин-фор-ма-ции: кон-крет-но ис-то-ри-че-ских при-ме-ров. Ес-ли речь идет о ре-фор-ма-тор-ской дея-тель-но-сти, то мож-но с уве-рен-но-стью ска-зать, что на ос-но-ве этих при-ме-ров мож-но в ка-кой-то ме-ре при-бли-зить-ся к по-ни-ма-нию ре-форм со-вре-мен-ных, а в оп-ре-де-лен-ных слу-ча-ях и пред-ска-зать, спрог-но-зи-ро-вать прин-ци-пи-аль-ные на-прав-ле-ния их раз-ви-тия в бу-ду-щем. Здесь уме-ст-но до-ба-вить, что, к со-жа-ле-нию, цен-ный ис-то-ри-че-ский опыт ино-гда ос-та-ет-ся не-вос-тре-бо-ван-ным: мы сно-ва и сно-ва по-вто-ря-ем ошиб-ки про-шло-го, что-бы на-ши по-том-ки в свою оче-редь и в свое вре-мя за-бы-ли об ошиб-ках на-ших. Быть мо-жет это замк-ну-тый круг? Не знаю, но хо-чет-ся ве-рить, что мак-си-маль-но ис-поль-зо-вать опыт пре-ды-ду-щих по-ко-ле-ний все-та-ки воз-мож-но. В этом клю-че я ре-шила ос-та-но-вить свой вы-бор на дан-ной те-ме.
Сто-ит упо-мя-нуть о том, на-сколь-ко хо-ро-шо дан-ная те-ма ис-сле-до-ва-на нау-кой. На мой взгляд, до-воль-но ос-но-ва-тель-но. При-чем осо-бен-но мно-го пуб-ли-ка-ций бы-ло сде-ла-но за по-след-ние 10 лет. Как я уже ска-зала, ин-те-рес к ре-фор-ма-то-рам про-шло-го по-вы-ша-ет-ся в свя-зи с не-уда-ча-ми (хо-чет-ся ве-рить вре-мен-ны-ми) ре-фор-ма-то-ров со-вре-мен-но-сти.
Не-об-хо-ди-мо ос-та-но-вит-ся на ком-по-зи-ции работы: в ее струк-ту-ре на пер-вый план вы-хо-дит гла-ва, по-свя-щен-ная аг-рар-ной ре-фор-ме П. А. Сто-лы-пи-на. И это, на мой взгляд, спра-вед-ли-во, т. к. имен-но аг-рар-ная ре-фор-ма рас-по-ло-же-на в са-мом цен-тре про-грам-мы столы-пин-ских пре-об-ра-зо-ва-ний, яв-ля-ет-ся ос-нов-ной ее со-став-ной ча-стью. В пе-ча-ти час-то мож-но встре-тить сло-во-со-че-та-ние “сто-лы-пин-ская ре-фор-ма”, под ко-то-рой разумеется, лишь аг-рар-ная ре-фор-ма. Но так как мы име-ем де-ло с про-грам-мой, т. е. сво-его ро-да упо-ря-до-чен-ной сис-те-мой, то со-вер-шен-но не-об-хо-ди-мо рас-смот-реть аг-рар-ную ре-фор-му в ее не-раз-рыв-ной свя-зи с не-ко-то-ры-ми дру-ги-ми на-прав-ле-ния-ми ре-фор-ми-ро-ва-ния, а так-же с про-бле-ма-ми которые, так или ина-че име-ют к ней от-но-ше-ние: к при-ме-ру, во-прос о со-от-но-ше-нии ре-фор-мы и Ду-мы.
В до-пол-не-ние я хо-тела бы ска-зать не-сколь-ко слов о прин-ци-пах, ко-то-рые я мыс-лен-но за-ло-жила в курсовую работу, и по-пы-талась, на-сколь-ко это уда-лось, реа-ли-зо-вать на прак-ти-ке. Пер-вый прин-цип это связь с со-вре-мен-но-стью. Не-ко-то-рые про-бле-мы, рас-смот-рен-ные в курсовой работе, име-ют свои пря-мые ана-ло-ги в на-стоя-щем. Вто-рой, ис-поль-зо-ва-ние ис-то-ри-че-ских па-рал-ле-лей ре-фор-мы 1906г., к примеру, ре-фор-мы 1861г., а так-же их крат-кая срав-ни-тель-ная ха-рак-те-ри-сти-ка. Это по-зво-лит, на мой взгляд, рас-смот-реть про-бле-му, не вы-ры-вая ее из ис-то-ри-че-ско-го кон-тек-ста, а в тес-ной свя-зи с ним.
1. Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века дава-ла почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выраже-нии. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира[2, с. 34].
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Доро-ги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустри-альные города и земледельческие губернии - с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономи-ческая политика правительства. Одной из составных частей экономи-ческой политики стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностран-ных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были изба-вить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, бы-ло немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней пре-обладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промыш-ленности и сельского хозяйства.
Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства[6, с. 40].
Социально - классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.
Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.
С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в МВД предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство… ".[3, с. 77]
Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором. В 1902 году - гроднецким губернатором.
В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как "Столыпинская реформа".
В марте 1903 года П. А. Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.
В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов) и реформистской, являющейся, по своей сути, аграрной реформой.
2. Аграрная реформа

2.1. Сущность реформы
Мы уже упо-ми-на-ли о том, что во гла-ву уг-ла сво-их пре-об-ра-зо-ва-ний Сто-лы-пин ста-вил из-ме-не-ния в сфе-ре эко-но-ми-ки. С че-го на-чать в ней? Пре-мьер был убе-ж-ден, и его вы-сту-п-ле-ния сви-де-тель-ст-ву-ют об этом, что на-чи-нать не-об-хо-ди-мо с аг-рар-ной ре-фор-мы. И сам Сто-лы-пин, и его оп-по-нен-ты под-чер-ки-ва-ли глав-ную за-да-чи ре-фор-мы соз-дать бо-га-тое кре-сть-ян-ст-во, про-ник-ну-тое иде-ей соб-ст-вен-но-сти и по-то-му не ну-ж-даю-щее-ся в ре-во-лю-ции, вы-сту-паю-щее как опо-ра пра-ви-тель-ст-ву. Здесь чет-ко про-сту-па-ют по-ли-ти-че-ские со-об-ра-же-ния аг-рар-ной ре-фор-мы: без кре-сть-ян-ст-ва ни-ка-кая ре-во-лю-ция в Рос-сии бы-ла не-воз-мож-на. 5 де-каб-ря 1908 го-да в ре-чи о “зе-мель-ном за-ко-но-про-ек-те и зем-ле-уст-рой-ст-ве кре-сть-ян” Сто-лы-пин ут-вер-ждал, что “на-столь-ко ну-жен для пе-ре-уст-рой-ст-ва на-ше-го цар-ст-ва, пе-ре-уст-рой-ст-ва его на креп-ких мо-нар-хи-че-ских ус-то-ях, креп-кий лич-ный соб-ст-вен-ник, на-столь-ко он яв-ля-ет-ся пре-гра-дой для раз-ви-тия ре-во-лю-ци-он-но-го дви-же-ния, вид-но из тру-дов по-след-не-го съез-да со-циа-ли-стов ре-во-лю-цио-не-ров, быв-ше-го в Лон-до-не в сен-тяб-ре на-стоя-ще-го го-да... вот то, что он по-ста-но-вил: пра-ви-тель-ст-во, по-да-вив по-пыт-ку от-кры-то-го вос-ста-ния и за-хва-та зе-мель в де-рев-не, по-ста-ви-ло се-бе це-лью рас-пы-лить кре-сть-ян-ст-во уси-лен-ным на-са-ж-де-ни-ем лич-ной ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти или ху-тор-ским хо-зяй-ст-вом. Вся-кий ус-пех пра-ви-тель-ст-ва в этом на-прав-ле-нии на-но-сит серь-ез-ный ущерб де-лу ре-во-лю-ции".[3, с. 84].
Кро-ме по-ли-ти-че-ских уст-рем-ле-ний, в за-кон 9 но-яб-ря 1906 пра-ви-тель-ст-во за-ло-жи-ло и эко-но-ми-че-ский смысл. Сто-лы-пин ут-вер-ждал в ре-чи пе-ред Го-су-дар-ст-вен-ным Со-ве-том 15 мар-та 1910, что “...имен-но этим за-ко-ном за-ло-жен фун-да-мент, ос-но-ва-ние но-во-го со-ци-аль-но эко-но-ми-че-ско-го кре-сть-ян-ско-го строя”. Эко-но-ми-че-ские ас-пек-ты ре-форм ос-но-вы-ва-лись на том, что без нор-маль-но-го аг-рар-но-го фун-да-мен-та, без про-цве-таю-ще-го сель-ско-го хо-зяй-ст-ва, без вы-пле-ски-ва-ния из се-ла на ры-нок тру-да мил-лио-нов быв-ших кре-сть-ян, де-ше-вой ра-бо-чей си-лы, про-мыш-лен-ность Рос-сии бу-дет об-ре-че-на на чах-лую жизнь при по-сто-ян-ной “под-корм-ке” в ви-де ка-зен-ных за-ка-зов.
Дей-ст-ви-тель-но, со-глас-но кон-цеп-ции Сто-лы-пи-на, мо-дер-ни-за-ция стра-ны тре-бо-ва-ла не-сколь-ких ус-ло-вий: пер-вое сде-лать кре-сть-ян пол-но-вла-ст-ны-ми соб-ст-вен-ни-ка-ми, что-бы “креп-кие и силь-ные”, ос-во-бо-див-шись от опе-ки об-щи-ны, мог-ли обой-ти “убо-гих и пья-ных”. И вто-рое, до-бить-ся уси-лен-но-го рос-та про-мыш-лен-но-сти, под-кре-п-лен-но-го раз-ви-ти-ем внут-рен-не-го рын-ка.
Аг-рар-ная ре-фор-ма вклю-ча-ла в се-бя ряд взаи-мо-свя-зан-ных про-блем. Упор был не на об-щи-ну, а на еди-но-лич-но-го соб-ст-вен-ни-ка. Не-со-мнен-но, это был пол-ный раз-рыв с идео-ло-ги-ей ре-фор-мы 1861 го-да, ко-гда упор был сде-лан имен-но на кре-сть-ян-скую об-щи-ну как на глав-ную опо-ру, ба-зу са-мо-дер-жа-вия и, со-от-вет-ст-вен-но, го-су-дар-ст-вен-но-сти в це-лом.
Раз-ру-ше-нию кре-сть-ян-ской об-щи-ны спо-соб-ст-во-вал не толь-ко указ от 9 но-яб-ря 1906 го-да, но и дру-гие за-ко-ны 1909-1911 гг., пре-ду-смат-ри-ваю-щие рос-пуск об-щи-ны и воз-мож-ность его про-ве-де-ния ре-ше-ни-ем про-сто-го боль-шин-ст-ва, а не 2/3, как это бы-ло рань-ше. По-сле при-ня-тия ука-за 9 но-яб-ря Го-су-дар-ст-вен-ной Ду-мой он по-сту-пил на об-су-ж-де-ние Го-су-дар-ст-вен-но-го со-ве-та и так-же был при-нят, по-сле че-го стал име-но-вать-ся за-ко-ном 14 ию-ня 1910 го-да. В этой гла-ве мы не мо-жем рас-смот-реть со-дер-жа-ние этих двух за-ко-нов здесь уме-ст-но из-ло-жить их сущ-ность, ос-нов-ные чер-ты. По сво-ему эко-но-ми-че-ско-му со-дер-жа-нию это бы-ли, без-ус-лов-но, ли-бе-раль-ные бур-жу-аз-ные за-ко-ны, спо-соб-ст-вую-щие раз-ви-тию ка-пи-та-лиз-ма в де-рев-не и, сле-до-ва-тель-но, про-грес-сив-ные. Раз-ные ис-сле-до-ва-те-ли да-ют раз-лич-ную сущ-но-ст-ную ха-рак-те-ри-сти-ку этих за-ко-нов.
Так, со-глас-но кон-цеп-ции А. Я. Авреха, за-кон “обес-пе-чи-вал про-гресс по худ-ше-му, прус-ско-му об-раз-цу, то-гда как ре-во-лю-ци-он-ный путь от-кры-вал “зе-ле-ную ули-цу” “аме-ри-кан-ско-му”, фер-мер-ско-му пу-ти, мак-си-маль-но эф-фек-тив-но-му и бы-ст-ро-му, в рам-ках бур-жу-аз-но-го об-ще-ст-ва”.
Г. По-пов рас-смат-ри-ва-ет сущ-ность сто-лы-пин-ской аг-рар-ной ре-фор-мы и, сле-до-ва-тель-но, сущ-ность ее ос-нов-ных нор-ма-тив-ных ак-тов, по-ино-му. Вот ход его рас-су-ж-де-ний. Еще Ле-нин счи-тал, что ре-фор-ма Сто-лы-пи-на прус-ский путь раз-ви-тия ка-пи-та-лиз-ма, не-что, вы-год-ное по-ме-щи-кам. Но ведь опо-ра прус-ско-го пу-ти юн-ке-ра, по-ме-щи-чьи хо-зяй-ст-ва. Сто-лы-пин же ис-кал опо-ру сре-ди бо-га-то-го кре-сть-ян-ст-ва. Ле-нин до-пус-тил ту же ошиб-ку, что и Чер-ны-шев-ский, ко-то-рый счи-тал ре-фор-му 1861 го-да по-ме-щичь-ей. На са-мом де-ле все кон-крет-ные ре-ше-ния ре-фор-мы 1861 го-да от-ве-ча-ли в пер-вую оче-редь ин-те-ре-сам со-хра-не-ния ца-ря и его бю-ро-кра-тии. И Сто-лы-пин то-же ду-мал о со-хра-не-нии бю-ро-кра-тии в ши-ро-ком смыс-ле сло-ва, о со-хра-не-нии рос-сий-ско-го го-су-дар-ст-ва. В 1861 го-ду с этой це-лью от-верг-ли и по-ме-щи-чий ва-ри-ант ре-фор-мы (ос-во-бо-дить кре-сть-ян без зем-ли) и кре-сть-ян-ский ва-ри-ант (ос-во-бо-дить, от-дав кре-сть-я-нам всю зем-лю). Вы-бра-ли об-щин-ный ва-ри-ант ос-во-бо-ж-де-ния. Имен-но он по-зво-лил со-хра-нить го-су-дар-ст-вен-ную ма-ши-ну Рос-сии и Рос-сий-скую им-пе-рию. Уже то-гда ста-ло яс-но, что ца-ря боль-ше ин-те-ре-су-ет рос-сий-ское го-су-дар-ст-во, чем по-ме-щи-ки. Сто-лы-пин то-же ис-кал путь сохранения, пре-ж-де все-го рос-сий-ско-го го-су-дар-ст-во, ко-то-рое он ото-жде-ст-в-лял с пра-ви-тель-ст-вом и ца-рем. Сто-лы-пин бли-же не к юн-кер-ско-му, а к аме-ри-кан-ско-му пу-ти. В США Лин-кольн от-крыл до-ро-гу на за-пад всем, же-лав-шим стать фер-ме-ра-ми. Поч-ти то же пы-тал-ся сде-лать Сто-лы-пин, толь-ко до-ро-гу он от-крыл на Вос-ток. По су-ще-ст-ву он пы-тал-ся со-еди-нить аме-ри-кан-ский путь раз-ви-тия эко-но-ми-ки ка-пи-та-лиз-ма с со-хра-не-ни-ем ап-па-ра-та бю-ро-кра-тии са-мо-дер-жа-вия[5, с. 22]
2.2. Содержание реформы
Кон-крет-ные ме-ры аг-рар-ной ре-фор-мы Сто-лы-пи-на дос-та-точ-но хо-ро-шо из-вест-ны. Со-глас-но 1 ста-тьи за-ко-на 14 ию-ня 1910 го-да “ка-ж-дый до-мо-хо-зя-ин, вла-дею-щий на-дель-ной зем-лею на об-щин-ном пра-ве, мо-жет во вся-кое вре-мя тре-бо-вать ук-ре-п-ле-ния за со-бой в лич-ную соб-ст-вен-ность, при-чи-таю-щей-ся ему час-ти из оз-на-чен-ной зем-ли”. Бо-лее то-го, за-кон раз-ре-шил ему ос-та-вить за со-бой из-лиш-ки, ес-ли он за них за-пла-тит об-щи-не по бо-лее низ-кой вы-куп-ной це-не 1861г. По тре-бо-ва-нию вы-де-лив-ших-ся, об-щи-на бы-ла обя-за-на вы-де-лить им вза-мен че-рез-по-ло-сых зе-мель от-дель-ный ком-пакт-ный уча-сток от-руб. До-пол-не-ни-ем к за-ко-ну 14 ию-ня 1910 го-да был при-ня-тый обеи-ми па-ла-та-ми 29 мая 1911 го-да за-кон о зем-ле-уст-рой-ст-ве. В со-от-вет-ст-вии с ним, для про-ве-де-ния зем-ле-уст-рой-ст-ва не тре-бо-ва-лось пред-ва-ри-тель-но-го ук-ре-п-ле-ния зем-ли за дво-ро-хо-зяе-ва-ми. Се-ле-ния, где бы-ли про-ве-де-ны зем-ле-уст-рои-тель-ные ра-бо-ты, ав-то-ма-ти-че-ски объ-яв-ля-лись пе-ре-шед-ши-ми к на-след-ст-вен-но под-вор-но-му вла-де-нию. Зем-ле-уст-рои-тель-ные ко-мис-сии бы-ли на-де-ле-ны ши-ро-ки-ми пол-но-мо-чия-ми, ко-то-рые они пус-ка-ли в ход, что-бы на-са-дить как мож-но боль-ше ху-то-ров и от-ру-бов.
Важ-ным ин-ст-ру-мен-том раз-ру-ше-ния об-щи-ны и на-са-ж-де-ния мел-кой ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти был кре-дит-ный банк. По-сред-ст-вом не-го го-су-дар-ст-во по-мо-га-ло мно-гим кре-сть-ян-ским семь-ям в при-об-ре-те-нии зе-мель. Банк про-да-вал в кре-дит зем-ли, ску-п-лен-ные ра-нее у по-ме-щи-ков, или при-над-ле-жа-щие го-су-дар-ст-ву. При этом кре-дит для еди-но-лич-но-го хо-зяй-ст-ва был вдвое ни-же, чем по кре-ди-там об-щи-не. Ме-ж-ду 1905 и 1914 гг. в ру-ки кре-сть-ян пе-ре-шли та-ким пу-тем 9,5 млн. га зем-ли. Необходимо, однако, за-ме-тить, что ус-ло-вия про-даж бы-ли до-воль-но же-ст-ки-ми за про-сроч-ку пла-те-жей зем-ля у по-куп-щи-ка от-би-ра-лась и воз-вра-ща-лась в бан-ков-ский фонд для но-вой про-да-жи. По сви-де-тель-ст-ву Н. Вер-та, эта по-ли-ти-ка бы-ла весь-ма ра-зум-ной в от-но-ше-нии наи-бо-лее ра-бо-то-спо-соб-ной час-ти кре-сть-ян, она по-мог-ла им, но не мог-ла ре-шить аг-рар-ный во-прос в це-лом (кре-сть-я-не бед-ня-ки не мог-ли при-об-ре-сти зем-ли). Бо-лее то-го, вы-де-ле-ние в от-дель-ное хо-зяй-ст-во обыч-но не да-ва-ло уча-ст-ки, дос-та-точ-ные для эф-фек-тив-ной ра-бо-ты и да-же кре-ди-ты де-ла су-ще-ст-вен-но не ме-ня-ли, и Сто-лы-пин взял курс на пе-ре-се-ле-ние кре-сть-ян на сво-бод-ные го-су-дар-ст-вен-ные зем-ли. По мне-нию Н. Эй-дель-ма-на мас-со-вое пе-ре-се-ле-ние бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но для то-го, что-бы, не на-де-ляя кре-сть-ян по-ме-щичь-ей зем-лей (ра-ди-ка-лизм), обо-га-тить од-них кре-сть-ян за счет дру-гих, рас-пус-тив об-щи-ну и об-лег-чив пе-ре-ход то-го, что при-над-ле-жа-ло бед-ня-кам в соб-ст-вен-ность за-жи-точ-ных му-жи-ков. Ос-тав-ших-ся без зем-ли, дол-жен был в пер-вую очередь при-нять го-род, а во вто-рую ок-раи-ны, ку-да ор-га-ни-зу-ет-ся пе-ре-се-ле-ние. С этой точ-ки зре-ния Сто-лы-пин ста-рал-ся дос-тичь ком-про-мис-са об-ще-ст-вен-ных сил, что-бы, с од-ной сто-ро-ны, не ущем-лять за-кон-ных прав по-ме-щи-ков на зем-лю, а с дру-гой обес-пе-чить зем-лей наи-бо-лее соз-на-тель-ную часть кре-сть-ян-ст-ва, как пред-по-ла-га-лось, опо-ру са-мо-дер-жа-вия.
Пе-ред тем как про-дол-жить ис-сле-до-ва-ние пе-ре-се-лен-че-ской по-ли-ти-ки П. А. Сто-лы-пи-на, не-об-хо-ди-мо, на наш взгляд, про-вес-ти по-верх-но-ст-ный анализ, за-слу-жи-ваю-щий вни-ма-ния ста-тьи кан-ди-да-та ис-то-ри-че-ских на-ук В. Пан-те-лее-ва “Си-бир-ская одис-сея Сто-лы-пи-на”.
В кон-це ав-гу-ста, на-ча-ле сен-тяб-ря 1910 го-да П. Сто-лы-пин и главноуправ-ляю-щий зем-ле-уст-рой-ст-вом и зем-ле-де-ли-ем А. Кри-во-ше-ин со-вер-ши-ли по-езд-ку по Си-би-ри. По окон-ча-нию де-ле-га-ции был со-став-лен от-чет, с уче-том ко-то-ро-го Сто-лы-пин и Кри-во-ше-ин вы-дви-ну-ли ком-плекс-ную про-грам-му при-ва-ти-за-ции си-бир-ской зем-ли. В ко-рот-кий срок был раз-ра-бо-тан па-кет за-ко-но-про-ек-тов и по-ста-нов-ле-ний, на-прав-лен-ных на вве-де-ние ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти на зем-лю в Си-би-ри. Уже в но-яб-ре 1910 го-да Глав-ное управ-ле-ние зем-ле-уст-рой-ст-ва и зем-ле-де-лия на-пра-ви-ло в Го-су-дар-ст-вен-ную ду-му глав-ней-ший из тех до-ку-мен-тов “По-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян и ино-род-цев на ка-зен-ных зем-лях си-бир-ских гу-бер-ний и об-лас-тей”. Суть его бы-ла весь-ма ре-ши-тель-на: без вся-ко-го вы-ку-па пре-дос-та-вить зем-лю си-бир-ским сель-ским обы-ва-те-лям в соб-ст-вен-ность[1, с. 34].
Про-ве-де-ние за-ко-но-про-ек-та в жизнь встре-ти-лось с не-ма-лы-ми труд-но-стя-ми:
Во-первых, зем-ле-уст-рои-тель-ные ра-бо-ты в Си-би-ри не за-вер-ши-лись (из-за не-хват-ки го-су-дар-ст-вен-ных зем-ле-ме-ров), а во-вторых, не хва-та-ло средств.
Как еще од-ну при-чи-ну мож-но вы-де-лить па-ра-док-саль-ную на пер-вый взгляд про-бле-му, ко-то-рая, как по-ка-за-ла ис-то-рия, име-ла очень важ-ные по-след-ст-вия для всей Рос-сий-ской им-пе-рии в це-лом: Си-бирь, бу-ду-чи “стра-ной кре-сть-ян-ской” за пра-вые пар-тии на вы-бо-рах в Го-су-дар-ст-вен-ную ду-му не го-ло-со-ва-ла(!). Со-став си-бир-ских де-пу-та-тов был пред-став-лен ис-клю-чи-тель-но оппозици-он-ны-ми то-гдаш-не-му по-ли-ти-че-ско-му ре-жи-му пар-тия-ми и ока-зал боль-шое влия-ние на ха-рак-тер и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.