На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Правительство и его правовой статус, организационная структура, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров, материально - финансовое обеспечение. Основные задачи, цели и этапы деятельности Правительства РФ в законотворческом процессе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение

Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе является одним из приоритетных направлений деятельности этого органа государственной власти. Это объективно вытекает из конституционного статуса Правительства России, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти на федеральном уровне решать важнейшие вопросы управления страной. Основываясь на положениях ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" конкретизировал полномочия высшего органа исполнительной власти России. При этом наряду с перечнем общих полномочий Правительства России, выражающихся в реализации им внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществлении предоставленного ему права законодательной инициативы (ст. 13), указанный Федеральный конституционный закон достаточно полно определяет содержание его полномочий в целом ряде сфер государственной жизни. Вполне понятно, что для успешной реализации столь объемных задач Правительству Российской Федерации невозможно оставаться исключительно в роли органа, выполняющего решения главы государства и парламента страны. Правительство России должно обладать возможностью активно влиять на содержание внутренней и внешней политики государства. Поэтому наделение его достаточно большими полномочиями в законотворческом процессе - вполне оправданное явление.
Социально-экономическая направленность большинства рассматриваемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, а также особенности конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации обусловливают необходимость принятия мер по обеспечению системности и содержательного единства законотворческого процесса. В настоящее время все заметней тенденция совершенствования внутриорганизационной деятельности по участию Правительства в законотворческом процессе. Однако осуществление Правительством Российской Федерации столь объемных и ответственных полномочий не может производиться в произвольном порядке, без учета многих обстоятельств как объективного, так и субъективного характера.
В настоящей работе автор попытался определить основные задачи, цели и этапы деятельности Правительства РФ в законотворческом процессе. Содержание затронутого вопроса раскрывается в значительном числе нормативных актов, а также в непосредственной деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Основная роль в законопроектной деятельности Правительства РФ отведена Минюсту РФ, который отвечает за обеспечение законопроектной деятельности Правительства.
Исследование поставленной темы основывается на материалах деятельности Правительства РФ, Минюста РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, а также монографиях и научных публикациях по настоящей теме.
В настоящее время Правительство РФ и Минюст РФ констатируют по результатам собственной деятельности значительное повышение общественной и государственной важности законопроектной деятельности Правительства РФ как одного из направлений осуществления исполнительной власти. Того же мнения поддерживаются и все авторы рассмотренных в настоящей работе научных трудов. Однако на практике тема еще не полностью раскрыта и много проблем практического характера остается не решенным.
На основании всего изложенного автором и была выбрана обозначенная выше тема для исследования в дипломной работе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав с разделением на параграфы и заключения.
1. Нормативно-правовая база организации и деятельности
Правительства РФ

Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства - орган государственной власти, которая призвана, с одной стороны, воспринимать (отражать) потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.
Если в Конституции Российской Федерации Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // РГ. 1993. № 237. сказано (ст. 110), что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации", то Федеральный конституционный закон определил, что "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации".
Это - емкая юридическая формула. Можно полагать, что она означает следующее:
а) Правительство Российской Федерации есть орган государственной власти Российской Федерации;
б) Правительство Российской Федерации - особый исполнительный орган, находящийся в силу своей природы в специфических взаимоотношениях с другими государственными органами;
в) Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом подтверждено и развито положение Конституции Российской Федерации об актуальности единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и роли в ней Правительства Российской Федерации Налоговая реформа продолжается // Бизнес Академия. 2003. № 9. С. 24..
Правительство Российской Федерации, наряду и совместно с другими органами государственной власти, осуществляет власть, принадлежащую многонациональному народу Российской Федерации; значит, его нельзя принижать ни в отношениях с Президентом Российской Федерации, ни в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации (его обеими палатами), ни в отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении Евдокимов В. Б. О проекте концепции взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с палатами Федерального Собрания Российской Федерации при осуществлении законотворческой деятельности // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. № 2. С. 50..
Правительство как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров, материально - финансовое обеспечение и другие атрибуты.
2001 год принес новые явления в складывающуюся в современной России модель постреволюционной экономико-политической стабилизации. Если в 2000 году в Государственной Думе уже сложилась ситуация фактического доминирования исполнительной власти, которая могла рассчитывать на поддержку пропрезидентской фракции и на поддержку правых или левых (в зависимости от характера законопроекта), то теперь в нижней палате формируется устойчивое проправительственное большинство. Теперь практически любой правительственный законопроект может рассчитывать на поддержку в парламенте, что имеет важное значение для дальнейшего функционирования политического режима Экономические реформы в России: итого и перспективы // Бизнес Академия. 2003. № 2-3. С. 16.. С одной стороны, резко ослабевает роль политического торга вокруг каждого конкретного законопроекта, что обеспечивает устойчивость и последовательность осуществления избранного правительством курса. С другой стороны, формируется стандартная для стабильных демократических обществ система взаимоотношений власти (имеющей большинство в парламента) и оппозиции (парламентского меньшинства).
Статья 2 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ от 17.12.1997г. "О Правительстве РФ" СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712. в качестве правовой основы деятельности Правительства РФ установила следующее: "Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации".
Правовая основа представляет собой систему юридических норм, в соответствии и во исполнение которых организуется и функционирует государственный или общественный орган, та или иная структура жизнедеятельности Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001. С. 204.. Термин "правовая" означает, что эта основа должна быть: достаточно социологически обусловлена (потребностями и интересами, идеалами и ценностями развития общества), четко нормативно выражена (через целенаправленную и логически согласованную систему правовых норм) и практически реализована (реально использоваться в практике управления и общественной жизнедеятельности).
Правовая основа деятельности предполагает, что все правовые акты и организационные действия Правительства Российской Федерации осуществляются на базе соответствующих материальных и процессуальных правовых норм.
Правовую основу деятельности Правительства составляют четыре взаимосвязанных и соподчиненных группы нормативных правовых актов:
а) Конституция Российской Федерации - учредительный документ демократического, правового, федеративного, социального, светского государства с республиканской формой правления;
б) федеральные конституционные законы, часть которых названа в Конституции и которые призваны уточнять и развивать ее положения;
в) федеральные законы, регулирующие основные вопросы жизнедеятельности российского государства и общества;
г) нормативные указы Президента Российской Федерации, которые он полномочен принимать в соответствии с Конституцией (ст. ст. 80, 83, 84, 87, 88). В частности, в области охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ст. 80); по вопросам формирования и работы Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 83); назначения референдума (ст. 84); введения военного положения (ст. 87); введения чрезвычайного положения (ст. 88) и по другим вопросам.
Структура правовой основы деятельности Правительства Российской Федерации является сложной, по некоторым вопросам неопределенной и противоречивой Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: вопросы конституционной теории и практики. М. 2003. С. 6.. До сих пор не принят ряд федеральных конституционных законов, не всегда совпадают по целям и содержанию федеральные законы и нормативные указы Президента Российской Федерации, в результате чего созданы условия для решения многих вопросов "по усмотрению" Исполнение решений Европейского суда по правам человека: современные проблемы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 11. С. 31..
Вместе с тем состояние правовой основы деятельности Правительства Российской Федерации во многом зависит и от него самого. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации Правительству принадлежит право законодательной инициативы. Кроме того, эта же статья предусматривает (п. 3), что "законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".
Таким образом, наряду с исполнением и применением правовой основы (системы действующих законов и иных нормативных правовых актов) одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации выступают совершенствование и развитие этой правовой основы, обеспечение ее рациональности и эффективности. Федеральный конституционный закон "О Правительстве". Комментарий. Под. ред. Окунькова Л.А. М. 1999. С. 106.
Конституция РФ как Основной закон Российской Федерации устанавливает конституционные начала организации и деятельности Правительства РФ. Нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения по созданию и деятельности Правительства РФ, соотношению с иными органами государственной власти РФ, сосредоточены в Главе 6 Конституции РФ.
Нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу на территории РФ. Из этого следует, что Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ", федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать нормам Конституции РФ История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М. 2003. С. 49..
Как уже было отмечено выше, Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации (п. 1 ст. 110 Конституции РФ) Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. Отв. ред. Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. М. 1996. С. 46.. Структура Правительства РФ также устанавливается Конституцией РФ и состоит из: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Указанная структура показывает содержательные признаки Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть РФ. Однако помимо вышеперечисленных элементов структуры Правительства РФ, для работы последнего создаются также иные органы государственной власти, обеспечивающие деятельность Правительства РФ и непосредственно реализующие исполнительную власть в РФ. К числу первых относится Аппарат Правительства РФ. Ко вторым органам государственной власти относятся федеральные министерства и подведомственные им органы.
Исходя из вышеперечисленной организации структуры Правительства РФ и создается нормативно-правовая база, на основании которой осуществляет свою деятельность Правительство РФ и подведомственные ему органы.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих общие вопросы организации и деятельности Правительства РФ как государственного органа, осуществляющего исполнительную власть РФ, относятся:
1. Указ Президента РФ от 19.07.2004г. № 927 "Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации" СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.,
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.,
3. Указ Президента РФ от 11.07.2004г. № 868 "Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.,
4. Указ Президента РФ от 20.05.2004г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.,
5. Указ Президента РФ от 07.09.2004г. № 1146 "Вопросы главного управления специальных программ Президента Российской Федерации" СЗ РФ. 2004. № 37. Ст. 3712.,
6. Указ Президента РФ от 11.03.2003г. № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.,
7. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005г. № 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.,
8. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002г. № 803 "О совершенствовании организации исполнения федеральных законов" СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4582.,
9. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004г. № 260 "О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации" СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.,
10. Постановление Правительства РФ от 16.04.2004г. № 215 "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации" СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1658.,
11. Указ Президента РФ от 11.03.2003г. № 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.,
Все перечисленные нормативные акты в той или иной степени непосредственно затрагивают деятельность Правительства РФ и иных органов исполнительной власти РФ. Из этого следует:
В положении "Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации" особого внимания заслуживает раскрытие понятия "исполнительная власть Российской Федерации".
Проведенное Конституцией Российской Федерации разделение осуществления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) определило, что исполнительная власть соотносится с законодательной и призвана обеспечивать, прежде всего, практическую реализацию Конституции и законов Российской Федерации. Отсюда логично проистекают и взаимоотношения органов исполнительной власти с органами судебной власти Некоторые итоги работы главного контрольного управления Президента Российской Федерации в 2003 году // Президентский контроль. 2004. № 4. С. 12..
Как было указано выше, перечисленные нормативные акты характеризуют лишь институциональную содержательную правовую природу Правительства РФ, раскрывают его сущностные признаки, функции в качестве государственного органа.
Однако деятельность Правительства РФ в процессе участия в осуществлении государственной власти (в том числе законопроектная деятельность Правительства РФ) раскрывается дополнительно и из содержания нормативных правовых актов, регулирующих непосредственную текущую деятельность Правительства РФ в целом, его структурных элементов и иных органов исполнительной власти РФ.
В числе данных нормативных актов выделяется целый спектр законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере делопроизводства.
Основным законом, регулирующим порядок создания и исполь-зования информации (информационных ресурсов), является Федеральный закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.. Закон устанавливает правовой режим создания, хранения и использова-ния информационных ресурсов, в частности:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
категории информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
В Законе следующим образом определены его основные понятия -- "документированная информация" и "информационные ресурсы".
документированная информация (документ) -- зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные ресурсы -- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
Документирование информации -- обязательное условие для включения информации в информационные ресурсы - в соответствии с положениями закона должно осуществляться в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов, безопасность Российской Федерации.
Информационные ресурсы могут быть государственной и негосударственной собственностью и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347. направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Закон призван обеспечить защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Закон определяет объекты и субъекты международного информационного обмена. Объектами международного информационного обмена могут быть документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена, а субъектами -- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица.
Закон устанавливает право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена, вводит ограничения на вывоз документированной информации, определяет порядок зашиты конфиденциальной информации и рассматривает другие вопросы международного информационного обмена.
Правовые основы стандартизации в РФ устанавливает Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002г. "О техническом регулировании" СЗ РФ. 2002. № 52 (Часть 1). Ст. 5140.. Стандартизация в соответствии с законом - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Закон определяет порядок проведения работ по стандартизации, виды документов по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение положений закона, порядок финансирования работ по стандартизации и др.
Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности.
Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (с изменениями от 24 июля 1998 г.) регулирует вопросы использования государственного языка в документах. В соответствии с этим законом официальное делопроизводство может вестись на государственном языке Российской Федерации - русском, государственных языках республик и иных языках народов Российской Федерации, определяемых законодательством республик. Официальная переписка между государственными органами, организациями, учреждениями и предприятиями субъектов Российской Федерации с адресатами в Российской Федерации ведется на русском языке.
Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан, направленные в государственные органы Российской Федерации, даются на языке обращения и только в случае невозможности дать ответ на языке обращения - на русском языке.
В промышленности, связи, на транспорте и в энергетике на всей территории России применяется русский язык. Другие языки могут применяться только при наличии соответствующего международного или межреспубликанского договора. Закон устанавливает также нормы использования языка в судебной, внешнеполитической, внешнеэкономической и других сферах деятельности.
Одним из реквизитов документа является эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания). Использование товарных знаков, в том числе и в официальной документации, определяется законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара» от 23 сентября 1992г. № 3520-1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740..
Ряд законодательных актов Российской Федерации регулирует вопросы использования информации, относимой к государственной тайне, и иной конфиденциальной информации. В частности, закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485 регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
К государственной тайне Закон относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень сведении, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну, порядок защиты государственной тайны, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и др. Законом установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: "секретно", "совершенно секретно", "особой важности", - а также порядок проставления на документах грифа секретности.
Наряду с законодательными актами существенное значение в процессе деятельности Правительства РФ и иных государственных органов занимают акты Президента РФ и самого Правительства РФ.
Правовые акты, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации, развивают положения, зафиксированные в законодательных актах по вопросам информации и документации.
27 декабря 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации" СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 123..
Ряд указов Президента Российской Федерации направлен на обес-печение защиты информации:
Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации регулируют вопросы подготовки, издания, государственной регистрации и введения в действие указов Президента и нормативных правовых актов, издаваемых органами государственного управления.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ устанавливается Указом Президента РФ № 763 от 23.05.1996г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663..
Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.10.2004г. "Об архивном деле в РФ" регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, управлениями, службами, агентствами), являются ведомственными нормативными актами и в зависимости от сферы действия могут быть общими, отраслевыми и межотраслевыми. Нормативные правовые акты общего характера рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, акты отраслевого характера действуют в рамках одной отрасли, межотраслевые -- нескольких или всех отраслей.
Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций № 536 от 08.11.2005г. утверждена Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти РГ. 2006. № 24.. Указанная инструкция устанавливает общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти - министерствах, службах, агентствах.
Типовой инструкцией установлены правила подготовки и оформления документов в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти. В частности широко рассмотрена процедура подготовки и оформления проектов законодательных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Правительства РФ и Президента РФ. Устанавливаются конкретные требования к подготовке и оформлению проектов законодательных актов: органы, уполномоченные на разработку проектов, технические требования к оформлению, реквизиты, требования к оформлению пояснительной записки к проекту законодательного акта.
Федеральные органы исполнительной власти организуют и ведут делопроизводство на основе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233., индивидуальных инструкций по делопроизводству, регламентов федеральных органов исполнительной власти, других нормативно-методических документов и Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Индивидуальные инструкции по делопроизводству утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти после согласования с Федеральным архивным агентством.
Положения Типовой инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.
Автоматизированные технологии обработки документной информации, применяемые в федеральном органе исполнительной власти, должны отвечать требованиям инструкции по делопроизводству этого органа.
Правила работы с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, установлены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 СЗ РФ. 2005. № 30 (Часть 2). Ст. 3165..
Существенное значение в процессе законопроектной деятельности Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти РФ занимают государственные стандарты на документацию.
В соответствии с ГОСТ 1.0-92 стандарт -- это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный признанным органом (или предприятием), устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Все государственные стандарты, действующие на территории России, объединены в единую Национальную систему стандартизации - иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.
В государственных стандартах на документы закреплены требования к форме (формуляру-образцу) документа, бланкам документов, составу реквизитов и их оформлению, правила унификации и стандартизации документов и применения унифицированных систем документации, используемая в документационном обеспечении терминология, требования к техническим средствам обработки информации и др.
К основной группе государственных стандартов в сфере делопроизводства можно отнести ГОСТ Р 51141-98. "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".
Таким образом, нормативно-правовая база деятельности Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти представляет собой достаточно емкий массив законодательных и подзаконных нормативов и требований к деятельности перечисленных органов по подготовке и оформлению проектов законодательных актов. Установление содержания деятельности Правительства РФ невозможно без установления содержания нормативного регулирования в данной сфере. Таким образом, законодательная и подзаконная база составляют правовую основу и сущностное содержание осуществления Правительством РФ законопроектной деятельности.
2. Структура Правительства РФ

Как установлено ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.
Из перечисленных положений Федерального конституционного закона следует, что Правительство РФ является структурно единым государственным органом без выделения самостоятельных структурных элементов. Однако с учетом перечисленного Правительство РФ обладает конституционно закрепленным составом, в котором выделяются члены Правительства РФ - Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры Укрепляя российскую государственность // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 3. С. 31..
Начиная с 22 декабря 1992 года действовал Закон РФ № 4174-1 от 22.12.1992г. "О Совете Министров - Правительстве РФ" Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 14.. На основании данного закона и в соответствии с Конституцией РФ 1993 года Совет Министров - Правительство РФ осуществляло свою деятельность вплоть до 01.01.1998г. - момента вступления в силу Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ".
Закон РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ" установил, что Совет министров - Правительство РФ является органом исполнительной власти РФ, подотчетным Съезду народных депутатов РФ, Верховному Совету РФ и Президенту РФ. Совет Министров осуществлял свою деятельность в качестве коллегиального органа. Законом на основании и в соответствии с Конституцией РФ устанавливались структура Совета Министров РФ, компетенция, порядок деятельности и отношения Совета Министров РФ с другими государственными органами.
Состав Совета министров на основании Закона 1992 года значительно отличался от состава Правительства РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом 1997 года О влиянии постановлений Конституционного суда РФ на институт пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вынесенных в порядке гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 11. С. 11.. Во-первых, в состав Совета Министров входили лица:
в соответствии с требованиями самого закона (Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации, первые заместители Председателя Совета Министров, заместители Председателя Совета Министров, министры, председатели государственных комитетов Российской Федерации)
по должности (председатели правительств республик в составе Российской Федерации, а также Руководитель Аппарата Совета Министров Российской Федерации)
включенные в состав Совета Министров РФ Президентом по представлению Председателя Совета Министров (руководители других центральных органов государственного управления, подведомственных Правительству Российской Федерации).
Во-вторых, состав Совета Министров, как видно из приведенного перечня, не являлся постоянным и мог изменяться Президентом РФ путем включения или удаления из состава Совета Министров РФ лиц, относящихся к третьей перечисленной группе.
Председатель Совета Министров Российской Федерации назначался на должность Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации. Назначение Председателя Совета Министров Российской Федерации утверждалось Съездом народных депутатов Российской Федерации.
При несогласии Верховного Совета Российской Федерации с представленной Президентом Российской Федерации кандидатурой на должность Председателя Совета Министров Российской Федерации или не утверждении ее Съездом народных депутатов Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе был назначить временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Российской Федерации на срок до трех месяцев и до истечения этого срока обязан был представить Верховному Совету Российской Федерации другую кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Первые заместители Председателя Совета Министров Российской Федерации, заместители Председателя Совета Министров Российской Федерации, министры Российской Федерации, председатели государственных комитетов Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Единое правовое пространство - важный шаг на пути построения правового государства // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. № 2. С. 23.. Министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации, министр внутренних дел Российской Федерации назначались на должность Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации Статья 9 Закона о "Совете Министров - Правительстве РФ"..
Руководители других центральных органов государственного управления, подведомственных Правительству Российской Федерации, назначались на должность и освобождались от должности членов Совета Министров Российской Федерации Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Вишняков ВТ. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право, 1997. № 8. С. 27..
Правительство Российской Федерации действовало в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагало свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Российской Федерации нового состава.
Статья 24 Закона РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ" предусматривала вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Совета Министров РФ. На заседаниях Совета Министров Российской Федерации решались наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально - культурного строительства. Исключительно на заседаниях Совета Министров Российской Федерации Комментарий к Конституции РФ (постатейный). Под. ред. Окунькова Л.А. М. 1996. С. 58.:
рассматривались вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета Российской Федерации, а также формирования и использования государственных внебюджетных фондов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;
рассматривались проекты программ экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов;
рассматривались предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг и пределах увеличения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
устанавливалась номенклатура продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены;
рассматривались предложения об установлении и изменении ставок налогообложения;
рассматривались проекты годовых программ приватизации объектов государственной собственности и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации;
принимались решения о подготовке и представлении Президенту Российской Федерации предложений об образовании, реорганизации и ликвидации министерств и государственных комитетов Российской Федерации;
принимались решения о подписании международных межправительственных договоров;
принимались решения о подписании соглашений с Советами Министров республик в составе Российской Федерации, администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга по вопросам, предусмотренным законодательством.
Таким образом, заседания Совета министров РФ составляли основную форму деятельности Правительства РФ. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции заседаний Совета Министров РФ, представляли наиболее важные направления регулирования общественных отношений, отнесенные к ведению Совета Министров РФ Об основных вопросах реализации государственной политики в сфере федеральной юстиции // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. № 3. С. 3..
Заседания Совета Министров Российской Федерации проводились не реже одного раза в квартал. Заседание Правительства Российской Федерации считалось правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей членов Правительства Российской Федерации.
Заседания Правительства Российской Федерации проходили под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. При его отсутствии заседания проводил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.
В заседаниях Правительства Российской Федерации мог участвовать вице - президент Российской Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации Там же. С. 61..
На заседаниях Правительства Российской Федерации решения принимались большинством голосов членов Правительства Российской Федерации. Главы администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов республиканского подчинения могли участвовать в рассмотрении вопросов Правительством Российской Федерации с правом совещательного голоса.
Порядок проведения заседаний Правительства Российской Федерации определялся Правительством Российской Федерации в утверждаемом им Регламенте.
Руководство текущей деятельностью Правительства РФ осуществлял Председатель Правительства РФ, на которого были возложены основные функции по организации работы Правительства РФ, руководству заседаниями. Однако это не отменяет того положения, что Совет Министров РФ являлся и в настоящее время является коллегиальным государственным органом Конституция Российской Федерации и построение демократического правового государства // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 12. С. 29.. Следовательно, все его решения принимались большинством голосов от общего числа членов Совета Министров Укрепляь государственные начала в жизни общества // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. № 2. С. 18..
Председатель Совета Министров Российской Федерации возглавлял Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации:
представлял Президенту Российской Федерации предложения по персональному составу Правительства Российской Федерации;
организовывал работу Правительства Российской Федерации и руководит его заседаниями;
распределял обязанности между первыми заместителями, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации и представлял Правительство Российской Федерации в международных отношениях;
в неотложных случаях издавал от имени Правительства Российской Федерации распоряжения по отдельным вопросам государственного управления, о чем информировал Правительство Российской Федерации.
В случае отсутствия Председателя Совета Министров Российской Федерации его обязанности должен был исполнять Первый заместитель.
Первые заместители, заместители Председателя Правительства Российской Федерации координировали в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных Правительству Российской Федерации органов государственного управления, контролировали их деятельность и давали им поручения, предварительно рассматривали предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации.
Закон, однако, предусмотрел, что заседания Совета Министров РФ должны проводиться не реже одного раза в квартал. При этом осуществление исполнительной власти в государстве требует существование органа, способного принимать решения наиболее часто. Основываясь на данных предположениях Закон РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ" предусмотрел существование постоянного органа Совета Министров Статья 25 Закона о "Совете Министров - Правительстве РФ"..
В качестве постоянного органа Совета Министров Российской Федерации действовал Президиум Совета Министров Российской Федерации в составе Председателя Совета Министров Российской Федерации, его первых заместителей, министра финансов, министра экономики, министра иностранных дел, министра обороны, министра безопасности, министра внутренних дел, председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. По представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Президент Российской Федерации мог включить в состав Президиума Совета Министров Российской Федерации и других членов Правительства Российской Федерации.
Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимались большинством голосов от общего числа его членов и издавались в форме постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации и не должны были противоречить решениям, принятым на заседаниях Совета Министров Российской Федерации Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М. 2001. С. 295..
Совет Министров Российской Федерации вправе был отменить любое решение Президиума Совета Министров Российской Федерации.
Совет министров Российской Федерации образовывал постоянные комиссии и определял их задачи, функции и порядок деятельности.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов решений Совета Министров и рассмотрения разногласий по таким проектам, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров Российской Федерации могли создаваться постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы Правительства Российской Федерации.
Как можно видеть из приведенных положений Закона РФ "О Совете Министров - Правительстве" в Правительстве РФ можно было вполне четко вычленить структурное деление Правительства РФ на его Председателя, иных членов Правительства, Президиум Совета Министров и постоянные и временные комиссии Правительства РФ. Все указанные субъекты имели право действовать от имени Правительства РФ, участвовать в подготовке решений по отдельным вопросам государственного управления и принятии указанных решений Архипова Л.Б. Основные задачи и функции Минюста России в деятельности по обеспечению единства правового пространства России // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. № 2. С. 20..
В итоге, хотя Законом и было провозглашено, что Совет Министров РФ является единым коллегиальным органом государственной власти, однако из дальнейших положений законодательства следовало совершенно обратное Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. Отв. ред. Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. М. 1996. С. 46.. Во-первых, как мы уже установили, Совет Министров РФ не был структурно единым органом. В его составе можно было выделить перечисленные структурные элементы. Во-вторых, данные структурные элементы обладали собственной компетенцией, вполне определенными функциями, целями и задачами. В-третьих, Председатель Правительства и Президиум Правительства обладали возможностью постоянного осуществления государственной властной деятельности в рамках Правительства РФ с правом принятия нормативных правовых актов от имени Правительства РФ.
Все вышеперечисленное в значительной мере снижало роль Правительства РФ в осуществлении государственной власти в качестве коллегиального органа.
Для обеспечения деятельности Совета Министров Российской Федерации действовал Аппарат Совета Министров Российской Федерации.
Аппарат Совета Министров возглавлял Руководитель, которых назначался на должность и освобождался от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации.
Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Правительства Российской Федерации определялись в соответствии с Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденным Советом Министров Российской Федерации.
Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально - бытового обеспечения работников Аппарата Правительства Российской Федерации, а также расходы на его содержание определялись Председателем Правительства Российской Федерации в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства Российской Федерации, утверждаемых Верховным Советом Российской Федерации.
Руководители основных структурных подразделений Аппарата Совета Министров Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Советом Министров Российской Федерации по представлению Руководителя Аппарата Совета Министров Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 года ввела новое наименование Правительство РФ без включения слов "Совет Министров". Частично был изменен состав Правительства РФ, в которое входят по настоящее время Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства и федеральные министры Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М. 2000. С. 72..
В связи с присвоением Правительству РФ нового конституционно-правового статуса Правительство РФ стало самостоятельным органом государственной власти, независимым от иных ветвей власти РФ и самостоятельно осуществляющим исполнительную власть в РФ.
Дальнейший этап формирования состава и структуры Правительства РФ связан с принятием Постановления Правительства РФ № 604 от 18.06.1998г. "Вопросы организации деятельности Правительства РФ" СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176. и принятием новой редакции данного Постановления Постановление Правительства РФ № 760 от 05.10.2000г. . Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации устанавливал основные правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий.
Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, должно было проводиться на заседаниях Правительства, Президиума Правительства, Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства было вправе образовать Президиум Правительства.
Заседания Президиума Правительства проводились по мере необходимости.
Решения Президиума Правительства должны были приниматься большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства.
Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.
Заседание Президиума назначалось Председателем Правительства, а в его отсутствие - Заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) В случае рассмотрения Президиумом Правительства проектов актов нормативного характера на заседание в обязательном порядке должен был быть приглашен Министр юстиции Российской Федерации.
Изменения, произошедшие в регулировании структуры и состава Правительства РФ в связи с изменениями 1998 и 2000 годов характеризуются стабилизацией структурного единства Правительства РФ как единого коллегиального органа государственной власти. Вопросы, разрешаемые Председателем Правительства РФ, Президиумом Правительства РФ, нашли в новых Постановлениях Правительства РФ о регламентах Правительства достаточно четкое регулирование и поставлены под контроль самого Правительства РФ.
Практика работы Правительства РФ начиная с принятия Регламента Правительства РФ 1998 года не знает примеров разрешения вопросов Правительства РФ единолично Председателем Правительства либо Президиумом Правительства РФ.
Окончательные изменения в составе Правительства РФ были закреплены Постановлением Правительства № 260 от 01.06.2004г. "О регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ" СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.. В редакции 2004 года Регламент Правительства РФ не предусматривает создание каких-либо структурных органов внутри Правительства РФ. Председатель Правительства, как и вытекает из содержания его должности и статуса является должностным лицом, осуществляющим организующим работу Правительства РФ.
Основные направления деятельности Правительства определяются Председателем Правительства РФ. Председатель Правительства организует работу Правительства, ведет заседания Правительства, систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и федеральных агентств (далее - иные федеральные органы исполнительной власти), органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам.
Председатель Правительства систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.
Важную роль в вопросах регулирования создания и деятельности Правительства РФ играет Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.. Указ устанавливает порядок образования федеральных органов исполнительной власти, в том числе Правительства РФ, статус должностных лиц - руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, а также статус самих органов исполнительной власти РФ. В соответствии с п. 8 рассматриваемого Указа Президента РФ Председатель Правительства Российской Федерации имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра обороны Российской Федерации.
Состав Правительства Российской Федерации - его Председатель, заместители Председателя, федеральные министры - призван обеспечивать осуществление исполнительной власти Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 110 Конституции Российской Федерации.
В отличие от ранее действовавших регламентов Правительства РФ, действующий регламент не предусматривает создание каких бы то ни было постоянных или временных комитетов в составе Правительства РФ. Председатель Правительства, как и Президиум Правительства, наделены правом принятия решений исключительно по оперативным вопросам в деятельности Правительства РФ.
Основной формой деятельности Правительства РФ Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" устанавливает проведение заседаний Правительства РФ. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц.
Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:
принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу;
рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;
рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;
принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
образуется Президиум Правительства Российской Федерации;
утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;
утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
Перечисленный список вопросов, отнесенных к исключительной компетенции заседаний Правительства РФ, в значительной мере расширен по сравнению с регламентами Правительства РФ 1993 года и 1998 (2000) годов. Однако нас в большей степени интересует лишь то, что вопрос о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную думу РФ рассматривается исключительно на заседаниях Правительства РФ.
Для более детального рассмотрения процесса законопроектной деятельности Правительства РФ не достаточно уделить внимание только деятельности непосредственно Правительства РФ, поскольку в данный процесс включены и иные органы государственной власти. Аппарат Правительства РФ, федеральные министерства участвуют в подготовке и оформлении законопроектов в соответствии с вопросами их деятельности Участие Министерства юстиции в совершенствовании конституционного законодательства // Бюллетень министерства юстиции. 2002. № 9. Ст. 13..
Министерство юстиции РФ, осуществляя полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе Пункт 7.1. Регламента Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Минюста РФ № 252 от 26.12.2005г. // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6..
Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства юстиции являются: разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства; планирование законопроектной деятельности Министерства; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов; разработка проектов федеральных законов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный документ подробно регулирует практически все вопросы, связанные с организацией законопроектной деятельности. Однако полагаем, что сформулированный в качестве приказа одного из министерств Российской Федерации, он не соответствует тому месту в системе нормативно-правовых актов, которое должен занимать в связи с регламентацией отношений, субъектами которых в процессе законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации становятся другие федеральные органы исполнительной власти страны. Представляется, что положения указанного документа должны быть оформлены в виде постановления Правительства Российской Федерации. Только в этом случае будет гарантировано осуществление всех сложных и ответственных мероприятий в рамках законотворческого процесса, проводимых под эгидой Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации создает ряд органов, предназначенных для участия в законопроектной деятельности. Реализуя положения своего Регламента, Правительство России действует, как показывает практика, в нескольких направлениях. Прежде всего, постановлениями Правительства Российской Федерации создаются коллегиальные органы для реализации правительственных полномочий в сфере законотворчества. При этом такие органы могут иметь достаточно узкие цели. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. № 1145 был сформирован Совет по вопросам подготовки проектов приоритетных нормативных правовых актов в экономической сфере при Правительстве Российской Федерации СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5071..
В других случаях Правительство России принимало решение о создании коллегиальных органов с более широкими задачами. Например, 01 февраля 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 93 образована Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и утверждено Положение о ней СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 773.. В интересах дальнейшего совершенствования своей законопроектной деятельности, а также повышения эффективности взаимодействия Правительства России с палатами Федерального Собрания, Правительство установило, что законопроекты, вносимые на заседания Правительства Российской Федерации, подлежат обязательному предварительному рассмотрению указанной Комиссией. В связи с большим объемом законопроектной работы представляется целесообразным организовать деятельность Комиссии по секциям, образованным в соответствии с основными сферами государственной и общественной жизни.
Классификация участников процесса планирования законопроектной деятель и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.