На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98180


Наименование:


Курсовик Взаимосвязь обучения и воспитания личности в старших классах

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.6.2016. Сдан: 2015. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Личность и формирование личностных качеств в процессе воспитания 5
1.2 Возрастные особенности личности в старших классах 9
1.3 Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 17
2.1 Взаимосвязь обучения и воспитания 17
2.2 Взаимосвязь развития и воспитания личности 21
2.3 Взаимосвязь развития и обучения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27


ВВЕДЕНИЕ

Личностное разви­тие человека несет на себе печать его возрастных и инди­видуальных особенностей, которые необходимо учиты­вать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз­можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наибо­лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышле­ния и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичес­кое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых личность овладевает различными компонентами общественного опыта. Для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося нужно включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать его.
Без знания глубинных закономерностей воспитания трудно рассчитывать на его совершенствование. Реальная жизнь показывает, что только познание закономерностей и противоречий развития и становления личности дает необходимую теоретико-методологическую основу для осуществления практических мер по успешному воспитанию и управлению этим процессом на истинно научной основе. И, напротив, игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе формирования и воспитания личности может нанести серьезный, а порой и непоправимый ущерб в деле воспитания молодежи.
Что же следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитательной работы, придает ей глубокую содержательную и методическую осмысленность
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспита­ния.
Неразрывное единство обучения и воспитания в узком смысле в целостном педагогическом процессе, которое также следует считать одной из закономерностей воспитания.
Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, обучению, развитию и совершенствованию личности.
Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особеннос­тей ребят и того, что интересует их в том или ином воз­расте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.
Таким образом, актуальность проблемы определила цель данной работы: изучить и раскрыть понятие «личность» и взаимосвязи воспитания, обучения и развития личности.
Задачи:
1. Изучить формирование личностных качеств в процессе воспитания;
2. Раскрыть возрастные особенности личности в старших классах;
3. Проанализировать индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания;
4. Выделить и охарактеризовать основные особенности развития и воспитания старших школьников;
5. Раскрыть механизм взаимосвязи развития и воспитания личности;
6. Выявить взаимосвязь развития и обучения личности.
Объектом данного исследования являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие.
Предметом исследования является взаимодействие развития, воспитания и обучения личности.
В качестве теоретической базы использованы работы Н.А. Березович, И.Ф. Харламова, И.В. Шапаваленко и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области воспитания личности.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы по теме работы.
В ходе исследования были применены такие методы научно-педагогического исследования: беседа, наблюдение, диалог и дискуссия.



ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

1.1 Личность и формирование личностных качеств в процессе воспитания


Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.
Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".
Развитие происходит:
1. В единстве биологического и социального в человеке.
2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года).
Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?



Рисунок 1.1. - Факторы развития личности

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.
Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие :
а) страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
б) несправедливые обвинения, унижения;
в) нервное напряжение, стрессы;
г) одиночество;
д) тотальную неуспешность [2 c.61-62].
Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Л.С.Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей:
- уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;
- зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития» [6, c.114].
Воспитание, идущее впереди развития вверх - признается, а по прямой - нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, он занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.



Рисунок 1.2. - Развитие личности в процессе воспитания

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться. Однако именно этого зачастую и недостает учебным пособиям по педагогике для студентов и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.
Существует убежденность, что теоретикам и практикам в своей работе акцент необходимо делать именно на таком аспекте воспитания, который характеризует и личностное развитие учащихся, и его конечные результаты.
Какой смысл имеет само понятие «воспитание»? В его истолковании даже в специальной литературе наблюдаются определенный разнобой и неточности. Термин этот в содержательном отношении слишком сложный и многоплановый, что и позволяет вкладывать в него различные смысловые оттенки, акцентируя внимание то на одних из них, то на других. Но в науке подобное недопустимо. Известный российский академик-математик А.Д.Александров писал: «Научный подход, научная позиция требуют точности понятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах». К таким словам, в частности, относится и «воспитание» [17, c.34-36].
«Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом, широком смысле. Например, Н.К. Крупска........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Амос К.Я.: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
2. Березовин, Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений: В 2-х ч. - Ч. 2: Педагогика / Н.А. Березовин, Н.А. Цирельчук, М.И. Чеховских -Минск: МГВРК, 2002. - 336 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
4. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. - Минск: БГУ, 2003. - 383 с.
5. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб, пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка . / под ред. Е.д. Божович -- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 448с.
7. Основы педагогики: Учеб, пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.
8. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. -432 с.
9. Педагогика: единство науки и практики // Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006. - С. 25 - 43.
10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
11. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
12. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, А.И. Подольской, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 585 с.
13. Столяренко, А.М. Общая педагогика: Учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
14. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб, пособие/ В.В. Чечет. - Минск: Пачатковая школа, 2007. - 184 с.
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва, 2005.
16. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. -366 с.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб, пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Минск: Высш.школа, 2005. -272 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.