На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Цель - стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты. Формы права способ выражения государственной воли, юридических правил поведения. Нормативно-правовой изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Реферат
по курсу: Теория государства и права
Тема: Нормативно-правовой акт.
Работу выполнила
Работу проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
      1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 4
        1.1. Понятие нормативно-правового акта 4
        1.2. Признаки нормативно-правового акта 5
      2. ЗАКОН - ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 1
        2.1. Понятие закона и его признаков 1
        2.2. Виды законов 4
        2.3. Структура закона 8
      3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 11
        3.1. Действие нормативно-правового акта во времени 11
        3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве 15
        3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц 17
    Заключение 19
    Список использованной литературы 20

Введение

На всех этапах развития российской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране.

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой-бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты - наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять. Особенно это важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование массива нормативно-правовых актов.

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

1.1. Понятие нормативно-правового акта

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права - это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.

Из числа известных истории права и юридической практике современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права - нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке референдума либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативно-правовых актов в Российской Федерации имеют определенное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также межгосударственные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовой - это изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

1.2. Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

- имеет письменную форму;

- имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);

- обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа. "Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность" [6, с.14].

- имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

- имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). "Это достигается с помощью разных способов - путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов" [6, с.15].

- действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

- охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);

- входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

- содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. "Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления "баланса актов" и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией" [6, с.15].

- подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

1.3. Виды нормативно-правовых актов

К нормативно-правовым актам относятся:

- конституция (закон законов);

- законы;

- подзаконные акты. (Схема 1)

"Конституция Российской Федерации - является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15).

Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.

Основы положения Конституции (гл.1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесению на всенародное голосование (ст.135).

Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом порядке (ст.136)" [5, с.240].

Конституция устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. "Именно эти цели обуславливают верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления" [5, с.240].

Все нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

Законы Российской Федерации тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.71 - 72 Конституции). "Они также имеют прямое действие на территории России (ч.1 ст.76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.76 Конституции). " [5, с.241].

В Российской Федерации закон должен обладать признаками, присущими конституционному строю.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

"Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса" [5, с.294].

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п.

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

"Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов и пр).

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов - эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. " [3, с.56].

Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

2. ЗАКОН - ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

2.1. Понятие закона и его признаков

Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. (Схема 2)

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными органами;

2) принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения

5) стабилен;

6) обладает высшей юридической силой;

7) выражает волю и интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

"Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства" [4, с.293].

Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

- Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ - законы субъектов федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

- вопросы конституционного характера;

- порядок образования и деятельности органов государственной власти и

органов местного самоуправления;

- права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- порядок создания и деятельности общественных организаций;

- ключевые вопросы в области экономики;

- вопросы обороны и безопасности;

- международные отношения;

- принятие и изменение бюджета;

- установление налогов.

"Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения" [3, с.105].

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

- он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

- положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.

2.2. Виды законов

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- их юридической силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

- субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- сроку действия (постоянные законы и временные);
- характеру (текущие и чрезвычайные);
- сферам действия (общефедеральные и региональные);
- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
- объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
- федеральные законы
- законы субъектов федерации
В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
- федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);
- федеральные законы.
Федеральный конституционный закон - закон, непосредственно регулирующий важнейшие конституционные институты государства, принимаемый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
- о военном положении;
- о чрезвычайном положении;
- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
- об изменении статуса субъекта РФ;
- о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
- о референдуме;
- о судебной системе;
- о судах основного звена;
- о Конституционном Суде РФ;
- о Верховном Суде РФ;
- о Высшем арбитражном суде РФ;
- о Конституционном собрании РФ.
"Точно определено "иерархическое" место федерального конституционного закона - ему не могут противоречить федеральные законы (п.3 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию" [6, с.38].
Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.
Федеральный закон - закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения.
"Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон. " [6, с.38].
Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:
- Государственной Думой - не ограничены;
- Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации);
- Президентом РФ - 14 дней.
Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.