Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98298


Наименование:


Курсовик САМООЦЕНКА, КАК СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЛИЧНОСТЬ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.6.2016. Сдан: 2016. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ………………………………...6
1.1 Изучение истории вопроса о тревожности…………………………………6
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы личности…………..9
1.3 Проявление тревожности в различных ситуациях………………………..11
1.4 Возрастные особенности проявления тревожности………………………13
2. САМООЦЕНКА, КАК СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЛИЧНОСТЬ……..……………………………...15
2.1 Понятие самооценки и особенности ее формирование…………………..15
2.2 «Я-концепция» и самооценка……………………………………………...19
2.3 Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений.. 23
2.4 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков…………………………………………26
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………...28
3.1 Обоснование программы исследования………………………………........................................................28
3.2 Гипотеза исследования……………………………………………………...28
3.3 Методика исследования……………………………………………………..29
3.4 Анализ и обсуждение результатов…………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………………46


ВВЕДЕНИЕ

Понятие «тревога» знакомо каждому человеку, но до сих пор не существует единой трактовки этого понятия. Тревогу изучают и в качестве перетекающего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства. Безусловно, не только тревожность является причиной скарификации поведения, здоровья человека (в том числе и психики) - существуют и другие методы негативного влияния на психическое состояние индивида. Тревога есть ни что иное, как эмоциональная неустойчивость, напряжение, озабоченность, именно Зигмунд Фрейд в 1925 году ввел в психологический обиход это понятие. Оптимизированный уровень тревожности необходим индивиду для приспособления к окружающему миру, а избыточно высокий уровень, как и полное отсутствие тревоги, является показателем нарушения социальной и психической адаптации.
Пребывание в состоянии постоянной тревоги негативно сказывается на физическом здоровье человека. Проявляется это в симптомах, таких как: тахикардия, психосоматическая диарея, остановка дыхания, нервный сон, тремор конечностей. Дисфория является эмоциональной реакцией на опасность и характеризуется туманностью и неоднозначностью. Это индивидуальная особенность человеческой психики, которая демонстрирует склонность к ипохондрии, переживанию, меланхолии и депрессии. Тревога изучается так же как врожденное свойство характера личности, объясняемое слабостью нервных процессов.
Симбиоз социальных и личностных (врожденных) факторов создает хроническую тревожность, которая под воздействием внутренних конфликтов, может перетекать в депрессию. Психастения является показателем слабого личностного развития, отсутствие эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, дихотомия понятий «тревога» и «тревожность» заключается в том, что тревожность - это часть понятия тревоги, связанная с недостаточно устойчивыми психологическими образованиями личности.
Тревожное расстройство - это самый распространенный вид расстройства, который наблюдаются у взрослых и детей. Человеку мир видится неопределенным, непостоянным, наполненным опасностями и ужасом. Сама по себе тревога призвана защитить и предупредить человека об опасности. А когда тревога перерастает в постоянный неопределенный, беспредметный страх, проецируемый как в настоящее, так и в будущее, это уже является признаком психического беспокойства. У человека в голове постоянная мысль: «Сейчас все хорошо, но потом будет плохо». Он ожидает беду, и когда случается что-то плохое, тревожное состояние только усиливается.
Крайним проявлением тревоги является паническая атака. В подобном состоянии человека пугает учащенное сердцебиение, потливость, сбивчивость дыхания, он думает, что эти симптомы непременно приведут к смертельному исходу.
Страх сумасшествия является распространенной формой фобии, вызванной тревожностью и, как следствие, панической атакой. Боязнь сойти с ума или мысль, что ты уже находишься в процессе сумасшествия разъедает человека изнутри. Возникает это из-за деперсонализации, т.е. человек чувствует себя «не на своем месте», люди и окружающая действительность кажутся чужими. Таким образом, человек сам себя загоняет в рамки сумасшествия.
Зачастую, люди путают симптомы с самой болезнью, так, например, уловив учащенное сердцебиение, человек начинает тревожиться, разгоняя свое состояние до паники.
Страх является составляющей тревожности, вестником предстоящей опасности, побуждающим искать пути выхода из лабиринта страха. В тех случаях, когда страх достигает панического состояния, он способен навязать поведенческие клише, такие как: бегство, паническая атака, скованность, истерия, агрессия. Тревога - это эмоциональное состояние, появляющееся в ситуациях неопределенной опасности.
Чаще всего тревожности подвержены люди со слабой или неразвитой психикой. К такой категории людей относятся дети и подростки, пожилые люди, беременные и кормящие женщины, люди, находящиеся под постоянным давление общества или страдающие от той или иной формы зависимости (психотропные средства, алкоголь, наркомания).
Актуальность темы обуславливается понятием эмоции, как специфический класс субъективных психологических изостазий, которые отражаются в тревожности и страхе. Эмоции являются частью человеческого темперамента и влияют на его жизнедеятельность. Тревога является следствием психологического и эмоционального дискомфорта, связанного с предвкушением опасности или неудачи. Тревожность часто проявляется в опережающем негативном переживании предстоящего исхода ситуации, зачатую спрограммированного на негативный финал.
Цель исследования: исследовать понятие «тревожность» и ее влияние на психологическое состояние индивида.
Задачи:
1. Провести методологическое исследование литературы по проблеме тревожности.
2. Подобрать дескрипцию диагностики тревожного состояния.
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Изучение истории вопроса о тревожности
Определение «тревожность» было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа изучали тревожность как врожденное качество личности, которое присуще человеку с рождения. Коллизия биологических влечений и социальных табу порождают неврозы и тревожность. По теории Зигмунда Фрейда, существа с неподавленными инстинктами, и у них заметно проявление тревоги. Проблема тревожности стала предметом специального исследования неофрейдистов и прежде всего К. Хорни. Она ввела понятие «основная тревога», которая по ее мнению, является результатом неправильных человеческих отношений. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает в ребенке чувство уверенности, надежности в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность раздираемая конфликтами.
Г. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которые являются продуктом межличностных отношений. Он рассматривает тревожность, как одно из основных свойств личности, как фактор, определяющий ее развитие. В каждом возрастном периоде развития, по его мнению, возникает потребность. Так, у младенца - потребность в нежности матери, в детстве - потребность во взрослом, в отрочестве - потребность в общении со сверстниками, в юношеском возрасте - потребность в любви. Неудовлетворение этих потребностей порождает тревогу и мешает нормальному развитию.
Американские психологи Муссер, Конжер и Каган пришли к выводу о том, что тревожность основана на реакциях страха, но страх является врожденной реакцией на определенной ситуации, связанные с сохранением целостности организма на этом основании они выделяют источники тревоги:
1) Тревога из-за потенциального физического вреда
2) Тревога из-за потери любви.
3) Тревога может быть вызвано чувством вины, которая обычно появляется не раньше 4-х лет. (У старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного);
4) Тревога из - за неспособности овладеть средой. (Она проявляется, когда человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда).
У каждого периода развития человека характерны свои преобладающие источники беспокойства. Психологи считают, что тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели или сильной потребности. Таким образом, Муссен, Конжер и Каган, с одной стороны, рассматривают тревогу, как врожденная реакция на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны ставят степень тревожности человека в зависимости от степени интенсивности обстоятельств, вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.
К. Роджерс, представитель гуманистического направления в психологии определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения. Если у человека возникает чувство несоответствия своего поведения с социальными нормами среды, то у него формируется тревожность. Другой источник тревожности К. Роджерс видит в том, что существует ряд явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий для личности характер, то они могут быть восприняты подсознательно, еще до того, как они осознаны. Причина тревоги в столкновении двух уровней сознания личности - сознательного и бессознательного.
В отечественной литературе почти нет работ, специально посвященных изучению тревожности, однако были разработаны другие проблемы, касающиеся состояния тревожности.
В исследовании уровня притязания у подростков М.С.Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Такое эмоциональное неблагополучие как тревожность, наблюдалось у детей с высокой самооценкой. При неудачах дети пытаются перенести их на других людей, если это не происходит, самооценка занижается. Тревога возникает из- за трудностей.
Исследование Л.С.Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности. При изучение «трудных» детей, было выявлено, что за плохим поведением ребенка часто скрыты аффективные переживания, связанные с каким - либо неблагополучием в его взаимоотношениях с окружающими, либо в учебной деятельности. И если ученик становится неуспевающим или отвергаемым членам группы - это приводит к острым переживаниям, тревоги, которые обуславливают срывы поведения.
Исследования отечественных психологов дают основание сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения ребенка лежит какое - то эмоциональное переживание, беспокойство, тревожность, неуверенность за свое благополучие. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности как явления социального, а не биологического. Все это в дальнейшем можно применить в работе по выявлению особенностей проявления школьной тревожности.
У многих людей имеется высокая тревожность, т.е выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях. В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.
Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может изменяться во времени как функция стресса, которому подвергается индивид.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояния тревоги. Индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояния тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности.
Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей и избегают их.
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы личности
Переживания являются формой отражения эмоций и чувств действительности. Различные формы подобных эмоций образуют психологическую сферу человека - эмоциональную.
Существует три вида чувств:
1) Нравственные
2) Интеллектуальные
3) Эстетические
А вот с эмоциями дело обстоит сложнее. По классификации, предложенной профессором Кэролом Изардом, существуют эмоции фундаментальные(волнение, интерес, радость, удивление, страдание, отвращение, злость, вина, стыд, презрение, разочарование) и производные.
Корреляция фундаментальных и производных эмоций производит сложносоставное состояние тревожности, которое может сочетать в себе страх и гнев, вину и интерес и пр. Тревожность - это предрасположенность индивида к переживанию чувства тревоги, т.е. эмоциональное состояние, происходящее в ситуациях неопределенной опасности и показывающее намеренное прогнозирование негативного исхода. Люди, постоянно находящиеся в состоянии тревоги испытывают беспричинный страх, апатию, нервозность. Подобный (повышенный) уровень тревожности может разрушить не только ход обычной жизни, но и влияет на самоощущение себя индивидом. Таким образом, эмоциональ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абубакирова Н.И. Что такое «гендер» // Общественные науки и совместимость. - 2006. - №6. С. 123-125
2. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие < books/106740>. М.: Юнити-Дана, 2012 г.- 245 с.
3. Батюта М.Б. < authors/28745>, Князева Т.Н. < authors/28746>// Возрастная психология: учебное пособие < books/169687>// М.: Логос, 2011 г. - 380 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 320 с.
5. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: ПоР, 2006. - 160 с.
6. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. - М: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2006. - 415 с
7. Выготский Л.С. Вопросы психологии. - СПб: СОЮЗ. - 2007. - 224 с.
8. Горчакова В.Г. < authors/28443> Имидж. Искусство и реальность: учебное пособие < books/149236>. М.: Юнити-Дана, 2012 г. - 250 с.
9. Гуревич П.С. < authors/18127> // Психология личности: учебное пособие < books/122624> // М.: Юнити-Дана, 2011 г. - 200 с.
10. Давиденко С.В. Гендерные аспекты тревожности подростков. Доклад от 1.12.2003. - 5 с
11. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. - 448
12. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, 5 М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства,:Спб,2002 -598с
14. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 2005. - №3. С. 20-25.
15. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 2006. - 172 с.
16. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. С. 7-37
17. Я. Л. Коломинский Психология взаимоотношения в малых группах, Мн.2000 - 432с
18. Корчак Я. Как любить детей. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 351 с.
19. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2007 . - 240 с.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987
21. Ксенофонтова Н.А. Гендерный аспект общественного развития. - М: Наука, 2005. - 180 с.
22. Кузьменко Г.А. < authors/30399> Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности: учебное пособие < books/172694>. Спб.: издат.Советский спорт, 2010 г. - 400 с.
23. Любарт Т. < authors/15301>, Муширу К. < authors/15302>, Торджман С. < authors/15303>, Зенасни Ф. < authors/15304>. Психология креативности < books/38157>. Спб.: Когито-Центр, 2009 г.- 350 с.
24. Макарова К.В. < authors/28290>, Таллина О.А. < authors/28291>. Психология человека: Учебное пособие < books/148984>. М.: МПГУ, 2011 г. - 300 с.
25. Миллер Скотт Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 404 с.
26. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.
27. Немов Р.С. < authors/19585> Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений < books/57936> // М.: изд. центр ВЛАДОС, 2014 г.
28. Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков - М.:2000 - 348с.
29. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). - СПб.: Питер, 2007 - 192 с.
30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.- 624с.
31. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти - Спб, 2000 -856с.
32. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6-7.
33. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. - 319 с.
34. М. Роло Проблема тревоги - м.2001 - 567с
35. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». - СПб.: Речь, 2006. - 112 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - 712 с.
37. Сапогова Е. Е. Психологоя развития человека - Мн,2001 - 460
38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000. - 350 с.
39. Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 288 с
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - Спб,2000 - 608с.
41. Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969 - 368с.
42. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. - СПб.:, 2001. - 480 с.
43. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова. - СПб., 2001.-256с.
44. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - Мн., 2003. - 976 с.
45. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ. ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. - 216 с.
46. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: «Коги-то-Центр», 2003. - 230 с.
47. Мир детства. Подросток. Составители Б.З. Вульфов, И.В. Гребенников. М.: Педагогика, 2004. - 430 с.
48. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. - 192 с.
49. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
50. Психология мотиваций и эмоций / Под редакцией Ю.Б. Гиппенреитер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. - 752 с.
51. Развивающая сказкотерапия. Под ред. Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 168 с.
52. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие < books/122622>. Мальцева Т.В. < authors/26396>, Реуцкая И.Е М. < authors/26397>: Юнити-Дана, 2009 г.
53. Классическая социальная психология: учебное пособие < books/122577>\\ Автор: под общ. ред. Е.И. Рогова < authors/30006>\\ Издательство: ВЛАДОС, 2011 г.
54. Психологическое обеспечение предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: учебное пособие < books/149361> под ред. Ю.М. Волынского-Басманова < authors/28537>, И.И. Аминова < authors/28538>. М.:
издательство: Юнити-Дана; Закон и право, 2012 г.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.