Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация Развитие пространственных представлений учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению математике в 5-6 классах

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Математика. Добавлен: 22.07.2016. Сдан: 2016. Страниц: 84 в pdf. Уникальность по antiplagiat.ru: 67.

Описание (план):



Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы развития пространственных представлений учащихся средних классов основной школы………………..…………………..9
1.1 Пространственное представление в структуре пространственного мышления………………………………………………………………………….9
1.2. Структура пространственного мышления………………………………...13
1.3. Уровни развития пространственного мышления школьников………..…17
1.4. Роль курса геометрии в формировании пространственного мышления школьников 5-6 классов…………………………………………………………20

Глава 2. Методические аспекты формирования пространственного мышления учащихся 5-6 классов при изучении математики…………………………...…24
2.1. Наглядность как преимущество математических объектов……………...24
2.2. Методы и средства развития геометрических представлений учащихся
5-6 классов в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению…………………………………………………………………………29
2.3. Дополнительные средства пропедевтики формирования начальных пространственных представлений в 5-6 классах….……………………….….48

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственных представлений учащихся в 5-6 классах………………………………...………54
3. 1. Исследование исходного уровня сформированности пространственного мышления школьников 5 класса………………………………….…………….54
3.2. Развитие пространственных представлений учащихся в процессе проведения уроков математики……………………………………………...…61
3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов………………………………………………………...………….68

Заключение…………………………………………………………….…………72

Список использованной литературы…………………………………………...77
Приложение1….…………………………………………………………..……..81
Приложение 2…………………………………………………………………….83
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема развития пространственных представлений является одной из важнейших в учебной деятельности. Формирование и развитие пространственных представлений — это достаточно важный компонент умственного восприятия школьников, т.к. способствует развитию у учащихся пространственного мышления, способности к конструктивно-технической деятельности. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского[9], А.В. Запорожца[16], А.Н. Леонтьева[26],
Н.Ф. Талызиной[39], С.Л. Рубинштейна[35] и др.
Обучение математике должно обеспечивать сознательное и крепкое усвоение основ математических знаний, формирование умений и навыков, необходимых для общего умственного развития учащихся, для успешного изучения на соответствующем уровне, как самой математики, так и смежных с нею дисциплин. Курс математики 5-6 классов общеобразовательных школ включает сведения из арифметики, алгебры, геометрии и других школьных разделов математической науки. Данная учебная программа указывает на важность развития пространственных представлений, воображения, творческого мышления школьников. Одна из основных задач обучения в средней школе вообще и обучения геометрии в особенности состоит в обогащении пространственных представлений учащихся и развитии их пространственного воображения. Следует отметить, что в процессе обучения не только физико-математических, но и гуманитарных дисциплин в качестве средства наглядности используются условные графические модели, оперирование которыми способствует усвоению учебного содержания.
Современное школьное математическое образование характеризуется снижением уровня освоения геометрического материала учащимися. В частности, в опубликованных результатах Алтайского регионального мониторинга математической подготовки учащихся 5-6 классов[24] отмечаются затруднения школьников при решении геометрических задач.
Указанная проблема связана с недостаточным развитием пространственных представлений и пространственного мышления учащихся и требует специального научно-методического исследования.
Важно отметить, что основной дисциплиной, в рамках содержания которой предоставляется возможность для систематической работы по формированию пространственного мышления учащихся, является геометрия. При развитии пространственных представлений у школьников в процессе решения задач, составленных из простых геометрических тел формируется образ предмета (детали). Отражение пространственных отношений между отдельными элементами целостного предмета определяется как восприятие формы. При анализе геометрических форм предмета развиваются пространственные представления об исследуемом объекте.
Что касается отличия пространственного мышления от пространственных представлений – пространственное мышление является умственной интеллектуальной деятельностью, которая обеспечивает учащегося созданием пространственных представлений и оперированием ими в процессе ориентирования и передвижения в пространстве. В свою очередь, пространственные представления – это конкретные образы, отраженные в памяти в результате предшествующего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на анализаторы: зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой, обонятельный.
Обладая образностью, наглядностью и высокой обобщенностью предметного мира и явлений природы, представления являются переходной ступенью к мышлению.
Можно выделить две основные причины низкого уровня развития пространственных представлений учащихся:
1.? Процесс обучения геометрии в школе строится как изучение проекции науки геометрии, а значит, не всегда учитываются психологические закономерности развития мышления с учетом возраста.
2.? Пространственное мышление является разновидностью образного[29], но основные качества образного мышления вряд ли могут быть сформированы полностью в рамках традиционной школьной программы по математике.
В современных условиях школьного образования, когда число часов, отводимых на занятия математикой, неуклонно сокращается, со всей остротой встает вопрос о рациональном использовании каждой возможности для формирования пространственных представлений учащихся при усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Таким образом, актуальность темы исследования определена необходимостью разрешения противоречий:
- между возросшей сложностью учебного материала, требованиями современных образовательных стандартов, которые обуславливают необходимость поиска новых подходов к обучению и развитию обучающихся, и недостаточной изученностью роли пространственных представлений в учебной успешности обучающихся;
- между потребностью в развитии пространственных представления и недостаточной разработанностью методического инструментария, необходимого для обеспечения этого развития в условиях образования.
Гипотеза исследования: если выделить компоненты пространственных представлений школьников и определить основные типы движений, обеспечивающих умственную активность детей при работе с геометрическим материалом, и соотнести их с каждым из выделенных компонентов по доминирующему значению, то на этой основе можно усовершенствовать систему упражнений курса математики 5-6 классов и добиться более высокого уровня развития пространственных представлений учащихся.
Цель исследования заключается в комплексном анализе возможностей развития пространственных представлений у учащихся 5-6 классов при изучении математики, а также разработка методики и системы занятий, направленных на развитие пространственного мышления.
Для достижения поставленной цели исследования, требуется решение следующих основных задач:
- рассмотреть сущность понятия «пространственное мышление»;
- исследовать структуру пространственного мышления и определить уровни развития пространственного мышления школьников;
- дать оценку роли курса геометрии в формировании пространственного мышления школьников 5-6 классов;
- проанализировать методические аспекты формирования пространственного мышления учащихся 5-6 классов при изучении математики;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию пространственных представлений учащихся в 5-6 классах;
- провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов;
- осуществить апробацию результатов исследования.
Объектом исследования является процесс развития пространственного мышления учащихся при изучении математики 5-6 класса.
Предметом исследования являются пространственные представления учащихся и особенности их развития в процессе обучения.
Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
- анализ философской, психолого-педагогической, математической и учебно-методической литературы по проблеме научного исследования;
- изучение и теоретическое осмысление передового педагогического опыта реализации системно-деятельностного подхода к обучению математике в 5-6 классах;
- наблюдение за учебной деятельностью школьников, беседы с учащимися и их анкетирование, ознакомление с результатами деятельности обучающихся в 5-6 классах, изучение учебной документации.
- педагогическое тестирование;
- констатирующий и педагогический эксперименты. Сравнение результатов экспериментов.
Теоретическую базу исследования составили труды Б. Г. Ананьева,
Л. С. Выготского, М. А. Гончаровой, А. В. Запорожца, И. Я. Каплуновича,
А. Н. Леонтьева, Н. Д. Мацько, С. Л. Рубинштейна, Н. Я. Семаго,
Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской и др.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений..............
Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955.
2. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: «Просвещение», 1964.
3. Афанасьев В. В., Поваренков Ю. П., Смирнов Е. М., Шадриков В. Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под редакцией В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002.
4. Байрамукова П. У. Схематический рисунок при решении задач /
П. У. Байрамукова // Начальная школа. – 1988. - №11.
5. Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование» /А. В. Беломестная, Н. В. Кабанова // Начальная школа. – 2011. -№9.
6. Верченко В. Б. Задания на наблюдения для развития пространственных представлений у учащихся 5–6 классов / В. Б. Верченко // Математика в школе. – 1982. -N3.
7. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс:учебник.-М.: Мнемозина, 2013.
8. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: учебник.-М.: Мнемозина, 2015.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: АСТ, 2008.
10. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М. А. Гончарова. – М.: «Антал». - 1995.
11. Гусева В. А. Методика обучения геометрии / В. А. Гусева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
12. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин и др. - М.: Дрофа, 2011.
13. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.- М.: Просвещение, 2012.
14. Епишева О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие. М., 1997.
15. Зайкин М. И. Развивай геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений / М. И. Зайкин. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
16. Запорожец А. В. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. - М., 1982.
17. Земляков А. Н. Психодидактические аспекты углубленного изучения математики в старших классах общеобразовательной средней школы /
А. Н. Земляков. // Математика. - 2005. - № 6.
18. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика 5 класс: учебник. - М.: Мнемозина, 2014.
19. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика 5 класс: учебник. - М.: Мнемозина, 2014.
20. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика 6 класс: учебник. - М.: Мнемозина, 2015.
21. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968.
22. Каплунович И. Я. Уровни познавательной деятельности / И. Каплунович // Математика – 2003. - №1.
23. Каплунович И. Я. Структура и основные этапы развития образного мышления / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 2004. - №5.
24. Кисельников И. В. Анализ типичных ошибок учащихся основной школы при решении задач государственной итоговой аттестации по алгебре (в новой форме) в системе обеспечения качества обучения математике /
И. В. Кисельников // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – 4(23).
25. Кондрушенко Ю. М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-Т. II.-М., 1983.
27. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. - М.: Наука, 1999.
28. Люблинская А. А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.
29. Маслова Г. Г. Развитие пространственных представлений при решении задач по геометрии в восьмилетней школе. М., 1994.
30. Мацько Н. Д. Формирование пространственных представлений учащихся в процессе обучения. - Киев.: Педагогика. - 2005.
31. Немов Р. С. Психология: учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 5-е изд. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.