На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98651


Наименование:


Диплом МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В БОКСЕ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 8.8.2016. Сдан: 2016. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В БОКСЕ 1.1 Значение и классификация защитных действий в боксе................6 1.2 Последовательность и особенности обучения защитным действиям в боксе.............................................................................................12 1.3 Возрастные особенности детей, занимающихся боксом..............28 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2.1Методы и методики экспериментального исследования..............42 2.2 Исследование особенностей юных боксеров различающихся разным уровнем надежности защиты..............................................................48 2.3 Методика обучения защитным действиям юных боксеров..........54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................62 ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................65


ВВЕДЕНИЕ

Соревновательный поединок в боксе представляет собой сложную неравномерную структуру переходов от атаки к защите и, наоборот, с задачей наиболее оптимального по затрате времени и энергии выигрыша очков. Следовательно, конечный результат этих переходов высту­пает системообразующим фактором, возможно с одинаковым вкладом характеристик атаки и защиты. Однако в большей мере исследования проведены в области атакующих действий, а защитным действиям отводится незначительное место в специальной литературе и практике.
В связи со всевозрастающей конкуренцией на международных соревнованиях повысились требования к подготовке спортсменов высокого класса. Это особенно касается вопросов совершенствования системы подготовки спортивных резервов с самого раннего возраста. Поэтому крайне необходимо поиски эффективных путей спортивного совершенствования технической подготовки.
В боксе наблюдался механический перенос методики обучения и форм соревнований для взрослых в юношескую среду, что приносит значительный ущерб делу привлечения к систематическим спортивным занятиям широкого контингента детей и подростков и ставит под сомнение целесообразность ранней специализации.
Защитные действия в боксе являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия. Кроме того защитные действия с точки зрения техники и нервно мышечных затрат являются более сложными в освоении. Что и является основным фактором недостаточной проработки данного раздела технической подготовки спортсменов.
В настоящее время процесс обучения техникам защиты и планирования, как правило, базируется на эмпирическом опыте тренеров и недостаточно научно обоснованы. Это вызывает необходимость применения современных технологий обучения на этапе начальной подготовки с учетом требований соревновательной деятельности.
Характерной особенностью состязания в боксе является непосредственный контакт соперников, выражающийся в прямых физических воздействиях друг на друга. Чтобы выиграть бой, спортсмен обязан мгновенно реагировать на действия соперника и предвосхищать их. Для этого требуется развитое оперативное тактическое мышление, в частности, умение мысленно моделировать по ходу боя намерения соперника, еще до того, как они будут реализованы в действия. Реагировать на действия соперника и тем более предвосхищать их возможно лишь при хорошей физической подготовленности и разнообразной технике защитных действий.
Победу в боксе можно одержать только владея в совершенстве ударной и бросковой техникой, болевыми и удушающими приемами. Специфика вида спорта, заключается в совмещении ударов, захватов, бросков, самостраховки, болевых и удушающих приемов в стойке и в партере, выполняемых симметрично в поединке, что требует: совершенствования билатеральной быстроты реакции выбора; подготовки кисти к совмещению удара и захвата; симметрии функций обеих частей.
Анализ приблизительных программ показывает что в общей структуре подготовке боксера количество времени на постановку защитных тактико - технических действий в составляет всего 12,6%. При этом защита от ударных действий имеет преимущественное положение 8% от общего времени уделяемого отработке защитных тактико - технических действий.
При этом в общей структуре не уделяется место изучению непосредственно тактических форм защиты. Приоритет целиком состоит в изучении техники защит без какой либо тактической составляющей.
Спортивная тактика - это система специальных знаний и умений, направленных на решение задач сбора и анализа информации, принятия решения с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения при различных условиях взаимодействия с противником. Таким образом можно сказать что спортсмены не готовы к специфике применения подготавливающих защитных и главных разновидностей действий, свободному комбинированию защит взаимодействии с действиями противника. Универсализацию технико-тактической подготовки единоборцев рекомендуется осуществлять на более поздних этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, в частности на этапах углубленной спортивной специализации и спортивного совершенст­вования. В противном случае так или иначе спортсмену придется сти­хийно, непроизвольно склоняться именно к тому стилю ведения боя, который в большей степени соответствует его индивидуально- психологическим особенностям. Формирование стиля против жела­ния, склонностей спортсмена приводит к снижению интереса к тре­нировкам, создает у него впечатление о своей бесталанности и неред­ко вынуждает уйти из спортивной секции.
Цель - модернизировать методику начального обучения защитным действиям в боксе.
Задачи:
1 Изучить теоретико-методологические аспекты обучения защитным действиям в боксе.
2 Раскрыть последовательность и особенности обучения защитным действиям в боксе;
3 Рассмотреть возрастные особенности детей, занимающихся боксом.
Объект исследования: тренировочный процесс в подготовке боксеров.
Предмет исследования: методика начального обучения техники защитных действий в боксе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ, синтез, наблюдение.
Теоретической базой исследования являются современные концепции физиологии спорта. Теоретическое осмысление основных положений и понятий в работе осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы: Ю. А. Шулики, А. А. Лаврова, Ф. П. Суслов, В. А. Санников. Воропаевым В. В. разработана модель формирования силовых качеств спортсменов, занимающихся боксом.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В БОКСЕ

1.1 Значение и классификация защитных действий в боксе

Обучение защитам является важнейшим разделом техникотактической подготовки боксеров. Комплекс защитных действий в боксе достаточно широк и нуждается в классификации. Идея выявления и систематизации всего многообразия боевых средств бокса принадлежит Харламииеву (1935). [1] Его работа «Тактические формы» послужила основой для разработки систематизации боевых средств бокса. Развивая эту тему, Перельман (1937) [2] предложил форму систематики ударов и защит, что позволило К. В.Градополову (1961) [3] разработать таблицу применения отдельных способов защит от основных боксерских ударов в голову и туловище. В своих работах И. П. Дегтярев с соавторами (1979; 1980) продолжили данное направление и разработали классификацию техники бокса, куда вошли два равнозначных раздела: техника нападения и техника обороны. Следует отметить, что в научно-методической литературе техника защит описана не столь обширно, как техника нападения. Показательным может быть такой пример: из 140 диссертационных работ, написанных (до 1995 г.) в области теории и методики бокса, всего одна непосредственно посвящена изучению защитных действий боксеров и еще одна опосредованно раскрывает методику совершенствования техники защитных действий. [4] Интересно то, что интервал между указанными диссертациями составляет 26 лет (1956 и 1982). Однако это ни в коей мере не говорит об отсутствии интереса к данному разделу теории и методики у исследователей бокса, он, скорее, свидетельствует о консерватизме (в хорошем смысле слова) раздела - техники защиты [5].
Из всех известных видов, способов и вариантов защит в боксе за последние 30 лет не так уж много из них утратили свою практическую значимость. К таковым, неоправданно забытым, можно отнести “двойную локтевую защиту” (в научно-методической литературе по боксу под терминами “двойная локтевая защита” и “глухая защита” разные авторы понимают разные позиции: предплечья левой и правой рук перпендикулярны опоре или предплечья левой и правой рук параллельны опоре.). До недавнего времени этой защитой успешно пользовался известный американский боксер Джо Формен - кумир бокса, выигравший турнир Игр XIX Олимпиады в 1968 г., чемпион мира среди профессионалов 1973 г., который успешно выступал после длительного перерыва в возрасте 50 лет на профессиональном ринге [6].
Под термином “двойная локтевая защита” понимаетсяпозицию, когда предплечья левой и правой рук параллельны опоре.
Анализ литературы по боксу показывает, что техника защиты подробно и хорошо освещена в трудах Гетье (1930), Харлампиева (1935), Денисова (1946), Градополова (1951), В. Огуренкова(1959), Е. Огуренкова (1969), Романенко (1978), Дегтярева с соавторами (Бокс, 1979); и др.
Классификация способов комбинированной и сложной защиты представлена в Приложении 1 [7].
До настоящего времени такие способы выполнения защитных действий, как подставки, отходы, уклоны, нырки и другие являются актуальными и будут таковыми, пока существует бокс в том виде, в котором он есть сегодня. С течением времени могут меняться варианты выполнения того или иного способа выполнения защитного действия и его сочетания в комплексном исполнении. Анализ соревновательной деятельности показывает, что с увеличением плотности боя все чаще применяются комбинированные и сложные защиты (Приложение 1) [8].
Такой комплексный способ выполнения защитных действий следует рассматривать как положительный факт. В то же время следует различать защиты, выполненные чисто, после которых защищающийся боксер сумел перехватить инициативу и перейти в контратаку, и защиты, после которых спортсмен «завяз» в ударах соперника и судья вынужден их разводить. Второй случай характерен для боксеров, которые уделяют недостаточно внимания шлифовке техники разных способов защит.
В 1990-е годы утратил свою значимость такой защитный прием, как «вязание» рук соперника в ближнем бою (введение рук внутрь позиции соперника). Эти элементы техники часто подменяются грубым обменом ударами, различными захватами, принятием глухой защиты одним из соперников и др. Этих недостатков можно избежать при условии системного, последовательного изучения техники защит (Приложение 2). Зачастую тренеры спешат обучить своих подопечных широкому кругу защитных действий в ущерб их надежности. Не закрепив в достаточной степени более простые (подставки плеча и рук), переходят очень быстро к более сложным защитам при помощи туловища [13].
Защита руками высоконадежна и эффективна, особенно при ведении боя в высоком темпе в ближней и дальней дистанциях.
Такая торопливость заканчивается, как правило, тем, что, зная всего понемножку, юный боксер стремится «выжить» на ринге, выполняя особую, присущую только ему защиту, основанную на его природных задатках, а не на обучении техническим элементам правильных защитных действий. Уже в начальном периоде обучения закладывается фундамент техники правильных или неправильных навыков защиты, которые обязательно скажутся на дальнейшей судьбе спортсмена. Брешь в защите влечет за собой систему нарушений в методике обучения технике бокса. Ненадежная защита травмирует психику спортсмена, тормозит раскрытие его таланта [14].
Подобных явлений можно избежать при условии обучения юных боксеров надежным и добротным способам защиты с помощью подставок и отходов (пусть их будет не очень много, но они будут надежны) и после этого защитам туловищем. Большинство технико-тактических приемов на этапе обучения основано на сочетании приемов обороны и нападения (табл. 1).


Таблица 1 - Варианты защиты [15]
Приемы, способы и варианты защит Прямой Боковой Снизу
правой левой правой левой правой левой
Руками Контрудары + + + + + +
Подставка
кисти + + + + + +
плеча + + + + + +
предплечья + + + + + +
Отбив
кистью наружу + + + + + +
кистью внутрь + + + + + +
предплечьем наружу + + + + + +
предплечьем внутрь + + + + + +
Блок
кистью предплечьем + + + + + + + + + + + +
Туловищем Уклон
вправо + - + - + -
влево - + - + - +
назад + + + + + +
Нырок
вправо + - + - + -
влево - + - + - +
вниз + + + + + +
С помощью ног Отход
влево - + - + - +
вправо + - + - + -
назад + + + + + +

На каждый удар в боксе имеется не один, а несколько способов защиты. Совершенствуясь в технико-тактическом мастерстве, следует применять тот, после которого можно перейти в контратаку [16].
Не защита ради защиты, а защита как средство активного вмешательства в контратакующие действия.
На начальных стадиях обучения боксу рекомендуется защищаться от атаки прямым левой в голову подставкой правой ладони, а контратакующие действия начинать левой рукой. От атаки правой рукой (прямой удар) рекомендуется защищаться подставкой левого плеча и правой руки, а контратакующие действия начинать правой рукой. Ответный удар левой нерационален, так как он начинается из неудобного исходного положения, что впоследствии может вызвать развитие и закрепление неправильного двигательного навыка -- выполнение удара за счет разгибания руки в локтевом суставе (удар наотмашь).
Противопоставляя защитные средства атакующим, боксер должен исходить из того, что правильная защита одновременно является исходным положением для контратакующих действий. Например, защита уклоном влево является исходной позицией для удара снизу или бокового левой. Соответственно уклон вправо есть исходная позиция для удара снизу или бокового в туловище или голову и др.
Обучение защитам является важнейшим разделом подготовки боксеров. Они составляют главное содержание их технической оснащенности. Если уровень технического мастерства определяется широким набором вариантов ударов, то уровень боеспособности определяется именно арсеналом защитных действий. Защиты используются для того, чтобы:
- надежно защищать от удара уязвимые места тела;
- выбирать необходимый момент и организовывать свои действия таким образом, чтобы можно было быстро перейти от защиты к контратаке и атаке [17].
В основу защиты, как и всей техники бокса, положена экономичность движений. Она не только сохраняет энергию боксера в бою, но и дает ему возможность расслабиться в момент принятия защиты (уклоны, отклоны, нырки) с последующим мышечным “взрывом” и переходом в контратаку.
Выбор способов защиты в бою зависит от дистанции. Находясь в той или иной дистанции, боксер выбирает различные рациональные защитные приемы:
- защиты руками, которые направлены на нейтрализацию ударных взаимодействий, - используются контрудары, подставки, отбивы, блоки;
- защиты туловищем, которые направлены на устранение взаимодействий с соперником, - используются уклон, отклон, нырок;
- защиты с помощью ног, которые направлены на устранение контакта с соперником, путем отхода и разрыва дистанции (ее увеличение).
Во всех перечисленных приемах прослеживается общий принцип движений: активная работа ног, направленная на перемещение тела и сохранение устойчивости; активная работа туловища, направленная на уклонение от удара соперника; активная работа рук, направленная на остановку ударов соперника и создание готовности к выполнению встречных и ответных ударов [18].
Указанные три группы приемов защиты подразделяются на шесть различных способов их выполнения: подставка, отбив, блок, уклон, нырок, отход. Они, как и удары, структурно различны и составляют 36 основных приемов защиты. Например, отход назад может быть выполнен шагом левой ногой, правой ногой или скользящим слитным шагом. С помощью защитных действий можно избежать удара (отход, уклон, нырок) или же парировать его (подставка, отбив, остановка).
В боевой практике наиболее употребляемы защиты ногами. Они являются основой всех защитных действий боксера. Далее идут защиты руками, как относительно простые и, главное, легко сочетающиеся с работой ног. Наиболее сложными по технике исполнения являются защитные движения туловищем.
Практика показывает, что изучение защит лучше начинать с защит-подставок с помощью рук, плеч, в сочетании с передвижениями в ответ на действия соперника. Например, соперник атакует с шагом вперед, второй номер защищается подставкой в сочетании с движением шага назад [19].
Защиты с помощью рук. По данным педагогических наблюдений выявлено, что наиболее распространенными защитами руками являются подставки. Эти защиты наиболее удобны для “наслоения” на защиты, выполняемые движениями ног и туловища. Защита подставками, как и другие, выполняемые движениями рук, имеет своей целью парировать удары, как правило, в непосредственной близости от цели.
Защита подставкой правой ладони применяется от ударов в голову. Перчатку правой руки поворачивают внутренней стороной навстречу удару. К моменту соударения с перчаткой бьющей руки ладонь посылается несколько навстречу удару. Удар принимают на основание ладони и слегка смещают влево. Мышцы предплечья и кисти напряжены в момент соударения, и ЦМ боксера смещается на правую (сзадистоящую) ногу. Происходит как бы амортизация удара соперника. Защита подставкой правой ладони возможна от любых встречных ударов левой рукой [20].
Эффективной защитой от прямого удара сильнейшей рукой является подставка левого плеча с подстраховкой правой ладонью. Левое плечо в исходной боевой позиции прикрывает подбородок спортсмена. В момент принятия защиты происходит скручивание туловища слева направо с одновременным незначительным опусканием ЦМ вниз и на правую (сзадистоящую) ногу. При этом кисть правой руки касается левого плеча, выполняя страховочную функцию.
От боковых ударов в голову применяются защиты подставками предплечья и кисти (левых или правых) в зависимости от того, какой рукой атакует соперник. При этом кисть, сжатая в кулак, отводится немного в сторону - вверх. Рука в момент соударения напряжена. Подставка производится тыльной стороной предплечья.
Удары снизу в голову останавливаются ладонью правой руки, которую направляют под удар в конце движения.
Ценность подставок заключается в том, что, применяя их, боксер сохраняет нужную дистанцию для контрудара свободной рукой. Одновременно с защитой он должен занять исходное положение для контрудара.
Защита подставками является основным видом страховки в собственных атаках и эффективным средством для перехода в контратаку.
Защиты подставкой локтей применяются, в основном, от ударов в туловище. Это, как правило, прямые удары с дальней дистанции и удары снизу с ближней и средней дистанций.
Техника защиты от вышеуказанных ударов различна. Защита от прямых ударов левой и правой рук выполняется подставкой левого локтя. В момент принятия защиты (удар приходится на сгиб плеча и предплечья) защищающийся боксер подставляет локоть одновременно с незначительным вращением туловища влево и смещением МТ на правую ногу. Происходит как бы «сбивание» удара с линии атаки в сторону [21].
Защита подставкой локтей в дистанции среднего и ближнего боя применяется от ударов снизу в туловище как правой, так и левой рукой. Из наступательной и активной защитной позиций боксер подставляет под атакующий удар (правой рукой) соперника левый локоть, опущенный вниз, согнутый под острым углом, направляя его к середине своего туловища. Аналогична защита от удара левой руки соперника.
От ударов снизу в дистанциях среднего и ближнего боя применяются также защиты наложением руки (предплечья) на бьющую руку. Из наступательной позиции боксер поворачивает туловище справа налево и накладывает предплечье правой руки, согнутой под прямым углом, ладонью вниз, на одноименную или разноименную атакующую руку соперника. Выполняя защиту, боксер несколько приседает [22].
Защиты отбивом. К сожалению, этот вид защит в современном боксе встречается довольно редко. Хотя они достаточно эффективно могут быть применены против прямых ударов, позволяют выводить соперника из линии атаки и удачно контратаковать. Отбив производится толчком ладони в предплечье или локоть соперника. Руки соперника отбивают в сторону от линии его движения к цели.
Два основных способа защиты отбивом выделяет К. В. Градополов (1961): отбив внутрь и отбив наружу. При отбиве внутрь движение защищающей правой руки выполняется справа налево (слева направо для левой руки) к внутренней стороне боевой стойки соперника. При отбиве наружу движение выполняется в обратную сторону. Отбив руки кверху строится на основе этих двух способов [23].
Отбив в большинстве случаев делают рукой, разноименной бьющей руке соперника. Отбив разноименной рукой необходим потому, что этим защищающийся боксер освобождает руку для защиты или контрудара, страхуя себя от возможного второго удара, а самим отбивом сковывает действия противника, лишая его возможности нанести второй удар и даже выводя его из равновесия.
При отбивах внутрь МТ переносится как на левую, так и на правую ногу, в зависимости от дистанции (дальней, средней), с тем чтобы перейти в контратаку. Поворот тела, сопутствующий отбиву внутрь, исключает возможность наносить встречные удары, но создает для боксера удобное исходное положение для контратаки.
При отбивах наружу предплечье правой руки отталкивает предплечье бьющей руки соперника вправо. Одновременно толчком правой ногой МТ переносится вперед на левую ногу, опирающуюся на переднюю часть стопы. Движение защищающей руки соединяют с общим движением тела вперед к сопернику и поворотом туловища направо, выдвигающим левую руку вперед для встречного удара. Сила вращения туловища в сторону отбива способствует движению руки, делающей отбив, и одновременно руки, наносящей встречный удар, придавая общему действию большую эффективность. Отбив наружу труднее выполнить, чем отбив внутрь. От боксера требуется большая точность движения защищающей руки. Встречный удар, без которого эта защита не имеет смысла, нужно наносить быстро и решительно (Градополов, 1961). Отбив правой руки соперника наружу левой рукой для полной безопасности лучше соединить с защитным движением туловища [24].
Защиты с помощью ног
Защитами, выполняемыми с помощью ног, являются различные варианты отходов. Эта группа движений позволяет боксеру избежать ударов. В данном случае имеются в виду отходы от ударов независимо от того, в каком направлении по отношению к сопернику это движение будет выполнено.
Защиты отходом различаются по направлению движения (назад, вправо, влево и вперед). Используя эту защиту, боксер может выйти из дистанции боя (отходом назад и вправо от удара левой рукой или от удара правой - назад и влево) или остаться в боевой дистанции и, возможно, сблизиться с соперником (отход вправо вперед от удара правой рукой, влево вперед от удара левой рукой). Защита отходом назад основана на быстроте и подвижности ног и требует соответствующего чувства времени и дистанции. Защиты отходами наиболее часто применяются в комбинациях со всеми другими защитами.
Защита отходом назад используется против всех ударов и серий и может быть выполнена тремя способами:
- шагом назад правой ногой. Из положения боевой стойки боксер отталкивается левой ногой и делает шаг правой назад. После этого левая нога подтягивается на то расстояние, на которое ушла правая нога. МТ при этом может быть равномерно распределена на обе ноги или перенесена на правую ногу;
- шагом назад левой ногой. Выполняется толчком левой ногой и шагом назад и влево на линию правой ногой (положение фронтальной позиции). МТ переносится на левую или правую ногу;
- скользящим слитным шагом. Движение выполняется, как и при защите, шагом назад правой ногой. Отталкивание левой ногой более резкое, одновременно боксер делает шаг правой и опускает левую ногу.
Все способы защит отходом назад позволяют занять удобное исходное положение для любого ответного удара или контратаки серией ударов.
Защиты отходом вправо выполняются тремя способами:
- шагом правой ногой (в сторону). МТ переносится на левую ногу, толчком левой ноги боксер делает шаг правой вправо, левая нога подтягивается к правой на несколько меньшее расстояние для быстрейшего восстановления позиции;
- шагом левой ногой. МТ переносится на левую ногу или равномерно распределяется на обе. Отталкиваясь левой, боксер выполняет длинный шаг этой ногой назад и ставит ее за линию правой ноги. Во время переноса МТ перераспределяется на правую ногу;
- шагом правой ногой (назад). МТ на правой ноге. Толчок правой ногой с одновременным шагом и вращением туловища налево (на скачке). Левая нога подтягивается к правой до устойчивого положения.
Защиты отходом влево выполняются аналогично, только в левую сторону.
Защиты отходом вперед выполняются шагом левой или правой ноги. Как правило, движение вперед не прямолинейно, для шага левой оно выполняется вперед--влево, для шага правой вперед-вправо. Для этой защиты нужно особенно точно выверять дистанцию во избежание столкновения с соперником.
Защиты с помощью туловища
Уклоны. Защита уклоном состоит в том, что наклоном туловища отводят голову с линии удара соперника. Уклон является эффективной защитой, он освобождает руки для контратаки, позволяет приблизиться на необходимую дистанцию и наносить нужные удары. Боксер, искусно владеющий уклонами, заставляет соперников промахиваться, сохраняя при этом за собой инициативу, и наносит удары в открывшиеся места на туловище соперника после его «провала». Боксер в одном слитном движении быстро поворачивает туловище слева направо (или наоборот) и наклоняет его несколько вперед и вниз.
Защита нырком применяется от боковых ударов правой и левой руками в голову. Защищаясь от боковых ударов, боксер в одном слитном движении поворачивает туловище слева направо (или наоборот), слегка приседая, уклоняется вправо (влево), делает наклон и одновременно выпрямляется. Главное требование к выполнению защиты - быстрая группировка тела с последующим выпрямлением, не теряя соперника из вида.
Обучают защите нырком из боевой стойки. Нырять вниз следует так, чтобы вывести голову с линии движения удара, затем надо выпрямиться в сторону, противоположную стороне движения бьющей руки соперника. Правила бокса запрещают при нырке выдвигать голову вперед за линию передней опоры (впередистоящей ноги), чтобы не травмировать ни себя, ни соперника. Быстроту этому движению придают тем, что мгновенно расслабляют мышцы, удерживающие тело в выпрямленном положении (уступающая работа мышц) и вслед за этим столь же быстро напрягают мышцы спины и ног в момент, когда тело выпрямляется (преодолевающая работа). Защищаясь, боксер должен находиться в устойчивом положении, чтобы было удобно вернуться обратно в боевую стойку или же нанести контрудар.
Защищаться от каждого в отдельности удара серии очень трудно и нецелесообразно. На это потребуется затратить много энергии, которую следует расходовать расчетливо. Лучшей защитой от серии ударов в голову и туловище являются уклоны влево или вправо, которые прерывают атаку серией и ставят соперника под угрозу ответного бокового удара или удара снизу в голову или туловище. Часто боксеры пользуются в ближнем бою подставками предплечий по типу «глухой защиты», но задерживаться в ней долго не рекомендуется. В настоящее время указанная защита становится достаточно эффективной. Хорошо владея ею, надежно защищающийся боксер может «протянуть» время до гонга или конца боя, если он имеет преимущество в засчитанных ударах. Сегодня такой “прием” часто используют многие боксеры. Данная защита с успехом применяется и как активная защита, которая дает возможность сократить дистанцию боя и самому быстро перейти к контратакующим действиям. При такой защите боксер подает тазобедренный сустав назад, руки согнуты в локтях под острым углом. Предплечьями он защищает, в основном, туловище, а кистями рук голову, спина в позе “извозчика”, ноги согнуты в коленях в устойчивой позиции.

1.2 Последовательность и особенности обучения защитным действиям в боксе

Техника выполнения защитных действий составляет один из важных разделов в процессе подготовки спортсменов-боксеров. Важно уметь во время схватки не только создавать благоприятные ситуации для атаки, проводить приемы и контратаки, но и умело защищаться. Специалисты едины во мнении, что совершенная защита - грозное оружие для достижения победы над соперником [26].
Защитные действия в боксе являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия (C.В. Суряхин, 1974; 16 и др.). Известно, что надежная защита - основа основ спортивного мастерства (С.В. Суряхин, 1972; C.Х. Хван, 1998; А.Е. Миллер, 1998; 6 и др.) [27], [28], [29].
Соревновательная схватка в боксе представляет собой своеобразные переходы от атаки к защите и наоборот с задачей одностороннего выигрыша судейских оценок [30].
В связи с этим особое место в тренировке должен занимать процесс изучения защитных действий. Однако в боксе в большей мере изучаются атакующие действия, защитным отводится незначительное место.
Как показал анализ тренировочных планов подготовки сборных команд и тренировочных занятий, защитным действиям в положении стоя отводится незначительное количество времени и они составляют от общего объема (атаки и защиты стоя и лежа) всего 1,16%, а в условиях отдельных тренировочных занятий - 2,76% [31].
В этом плане заслуживает внимания методика обучения защитным действиям в боксе, где данная проблема изучена и освещена значительно шире [32].
Защита - это совокупность операций, направленных на разрушение атаки соперника.
Защита связана и с позами соперника. Встречаются ярко выраженные агрессивные позы и позы подчинения защиты. Более того, агрессивные позы, за которыми может последовать наказание, встречаются вперемежку с позами защиты. Агрессивность, нападение, подчинение и защита образуют сложный комплекс поведения спортсмена в поединке [33].
В боксе различают две формы защиты [34]:
1. Пассивную защиту - прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизацию путем активного использования частей своего тела. При пассивной защите в стойке предотвращается выполнение приемов атаки за счет разрыва дистанции, сковывающих захватов, упора руками, головой, зацепов, обвивов и т.д. Обороняющийся борец не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации.
2. Активную защиту - прием, включающий операции, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки. Применение активных защит, позволяющих эффективно переходить к атаке, придает борьбе активный характер, делает ее более зрелищной и результативной [36].
В спортивных боксе раздел обучения, направленный на формирование у спортсменов знаний, умений и навыков, является наиболее важным [37].
Общедидактический подход к методике обучения, отмеченный И.И. Алихановым [38], требует четкости в постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач, определения закономерностей этого процесса и своеобразия реализации принципов обучения. Цель обучения может быть достигнута путем решения задач обучения, каждая из которых имеет в виду овладение конкретным двигательным действием, что, в свою очередь, предполагает решение частных задач обучения.
Последние можно распределить на три группы: задачи последовательности подачи материала, задачи последовательности усвоения материала и задачи реализации дидактических принципов [39].
Методологической основой исследования является теория обучения двигательным действиям, составляющая единство теоретических положений комплекса наук (педагогических, физиологических, психологических и др.):
- исследования в педагогическом процессе трудовой (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Кустов), учебной (В.В. Давыдов, Е.П. Ильин), спортивной деятельности (В.А. Демин, Р.А. Пилоян, А.А. Новиков, В.М. Игуменов и др.);
- научная теория обучения, которая дает возможность рассматривать и анализировать учебный процесс в связи с развитием педагогической науки и обоснованием функционирования системы учебного процесса (Г.С.Туманян, М.М. Боген, А.А. Новиков, В.В. Нелюбин и др.);
- общая теория и методика физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.П. Филин, Н.И. Пономарев, В.Н. Платонов и др.).
В процессе обучения в теории и практике обычно выделяют три этапа (начальный, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования), различающиеся задачами и методикой обучения.
Задача обучения - дать знания, выработать умения и сформировать навыки. Основная цель заключается в выработке у спортсмена правильного представления о процессе борьбы.
Обучение спортивной борьбе - педагогический процесс, направленный на формирование у занимающихся знаний, умений и навыков при непрерывном осуществлении задач всестороннего физического развития. Содержание учебного материала и учебного процесса в целом всегда должно быть направлено на решение определенной спортивно-педагогической задачи [40].
Двигательное действие представляет собой способ решения некоторой двигательной задачи. Если задача сложная и требует решения более мелких двигательных задач, то и способ ее решения (изучаемое двигательное действие) имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна стать объектом изучения [41].
Первым уровнем овладения действием является двигательное умение (такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления), вторым - двигательный навык (такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно). Его основная задача - научить занимающегося свободно владеть навыками в любых условиях противоборства. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка [42].
При организации процесса обучения важно руководствоваться основными дидактическими принципами. А.Г. Ширяев[43] считает, что в учебно-тренировочном процессе необходимо соблюдать три основных принципа:
1. Принцип последовательного обучения от простого к сложному с учетом должной скорости перемещения тела и его частей во времени и пространстве.
2. Принцип соответствия темпа и длительности движений целям подготовки и задачам безопасности учебного процесса с соблюдением определенного уровня мышечного напряжения и расслабления.
3. Строжайшее соблюдение принципа безопасности процесса обучения, требующего акцентирования внимания на мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности обучаемых.
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других. Это явление получило название переноса навыков. В теории и методике выделяют положительный, отрицательный и другие переносы навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Кроме того, в литературе [44] выделяют: частичный перенос, в котором структура изучаемых действий имеет большое сходство, а перенос навыков происходит в узком диапазоне; обобщенный перенос (ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним); перекрестный перенос (перенос навыков на симметричные органы тела).
Известно, что методика и организация процесса обучения и совершенствования должны опираться на требования соревновательной деятельности и показатели, способствующие повышению спортивного мастерства, по принципу первичности соревнований и вторичности тренировки. Суть в том, что качество тренировочного процесса можно значительно повысить, если подойти к его построению через познание соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.
Например, Н.М. Галковский и Ю.А. Шахмурадов (1981) отмечают, что в боксе сократились сроки схватки. Процесс борьбы стал проходить быстрее и интенсивнее. Стали поощряться непрерывные атакующие действия. Это потребовало от борцов мгновенного решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих, защитных и комбинационных действий, к которым они не были подготовлены в процессе начального обучения, а атакующие одиночные приемы успеха уже не приносили.
Перестраивать методику начального обучения в боксе необходимо так, чтобы направить ее на освоение современных технико-тактических атакующих действий. В качестве первоначальных рекомендаций в этом направлении могут служить следующие предложения:
1. В программах, учебных пособиях и учебниках не приводить технических действий, не применяемых в современных соревнованиях по вольной борьбе.
2. В литературе давать описания только тех технических действий, которые апробированы на соревнованиях.
3. Начинать изучение любого приема со способа тактической подготовки (обманного движения) или комбинации двух приемов, соблюдая дидактические принципы обучения.
4. Рекомендовать и требовать, чтобы способы тактической подготовки атакующего приема представляли собой целостное движение - сложную атаку. Эти рекомендации следует относить и к комбинациям.
5. По такому принципу излагать в литературе и изучать все приемы, представленные в программах по начальному обучению.
6. Изучать приемы только с легким сопротивлением на двигающемся и реагирующем на первое движение атаки партнере.
7. Всячески поощрять личное творчество борцов и давать задание по изобретенным способам тактической подготовки, в том числе и комбинациям приемов.
Такое направление в методике начального обучения молодых борцов должно привести к творческому поиску современных и наиболее рациональных атакующих действий.
В занятиях с юными спортсменами применяются следующие методы обучения и совершенствования спортивной техники: словесный [45], повторный, наглядный, практический (метод целостного упражнения), (расчлененно -конструктивного упражнения [46], идеомоторное упражнение, использование технических средств обучения [47], срочная техническая информация о параметрах движений, соревновательный. Каждый из перечисленных методов не может полностью обеспечить быстрое и эффективное обучение спортивной технике в отдельности, поэтому в процессе овладения спортивной техникой все методы применяются таким образом, чтобы один дополнял другой. Часто они используются одновременно (например, объяснение и показ упражнения) [48].
В основу обучающей методики технико-тактических приемов положена специфика бокса. С.В. Малиновский с соавт. [49] предлагают изучать приемы с помощью технических средств программированного обучения и бланковых методик. Так, для наиболее качественной оценки необходимо представить мысленную схему, по которой осуществляется поиск, предшествующий данному решению проблемной задачи (технология последовательности мыслительных операций). Проблемная ситуация состоит из программируемой задачи и психологических механизмов ее решения. При создании программы исходить из следующего положения: контрольные задачи с проблемной ситуацией должны реализовываться в соответствии с обобщенным алгоритмом для каждого класса задач. Главным фактором данной технологии является алгоритм, при котором в случае правильного решения занимающийся переходит к следующей задаче (или классу задач), а в случае неверного ответа возвращается к предыдущему. Для наибольшей эффективности использования контрольных программ при их составлении автор исходил прежде всего из их дидактической направленности, так как те задачи, которые с трудом решаются юношами младшего возраста, элементарно просты для старшей возрастной группы.
Решая проблему обучения сложным атакующим действиям (САД) в спортивной борьбе, исходят из логической структуры оптимизации обучения, обуславливающей программирование и организацию тренировочного процесса. При этом предлагается использовать следующие положения:
- логическую структуру оптимизации обучения САД [47];
- расчленение процесса обучения техническим навыкам на ряд замкнутых циклов и оформление их в виде навыков обучения [48];
- применение идеомоторных тестов (В.М. Семенов, 1995, и др.) [49];
- создание методов оперативного контроля и оценок тренировочных эффектов при обучении САД [50].
В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика обучения защитным тактико-техническим действиям (ЗТТД). Существующая методика обучения складывается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований современной практики и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одна из причин - недостаточная обоснованность методики обучения, представленной в программах, методических пособиях и учебниках по боксу. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения техническим действиям боксеров, которая положительно сказалась бы на их будущих спортивных результатах. Необходима концепция, выработанная на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения лучших образцов отечественной и зарубежной практики [51].
Защите можно научить быстрее, чем атакующему действию, но любая защита требует определенной подготовленности (физической, технической, психической). Поэтому О.П. Юшков (1972), Ю.А. Шахмурадов [52] считают, что каждая защита должна соответствовать определенному уровню мастерства борца, то есть этапу совершенствования.
Проведенные Ю.А. Шахмурадовым [52] исследования с участием ведущих тренеров, занимающихся с юными борцами, говорят о том, что на этапе начального обучения необходимо изучать активную защиту в стойке и пассивную - в партере, которые должны быть базой для других видов защиты. По их мнению, основным видом тактики защиты должен быть признан тот, который обеспечивает беспрепятственный и результативный переход к контратаке.
Проблема последовательности обучения приемам является одной из недостаточно разработанных в теории и методике бокса. В.В. Нелюбин [53] отмечал необходимость рациональной последовательности в изучении приемов. Это важная составная часть и непременное условие эффективности спортивного обучения, обязывающее тщательно планировать целостный учебный процесс. Общая направленность обучения приемам, по его мнению, должна формироваться на основе классификации и систематики приемов, а сам процесс обучения технике должен осуществляться испытанным на практике концентрическим методом с разделением его на этапы. Рекомендуется группировать изучаемые приемы между собой, чтобы защита, выполненная соперником от первого приема, создавала оптимальные условия для реализации последующего приема атаки. Это значительно сокращает объем времени, отводимого на их изучение, и создает предпосылки развития и совершенствования оперативно-тактического мышления молодого борца.
Таким образом, теоретический анализ показал, что раздел обучения защитным действиям в боксе требует проведения специальных исследований. В работах по боксу [54] разработаны комплексы средств, направленных на совершенствование защитных действий в положении борьбы стоя. Однако методика обучения защитным действиям требует дальнейшего совершенствования.


1.3 Возрастные особенности детей, занимающихся боксом

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей необходимо тренеру. Без этого зна­ния невозможно правильно построить и обосновать мето­дику подготовки юных боксеров, нельзя правильно орга­низовать учебно-тренировочные занятия.
Вопросами изучения возрастных особенностей расту­щего организма занимались и занимаются многие отече­ственные и иностранные морфологи, физиологи, клини­цисты, психологи, в том числе А. П. Гундобин, А. А. Фальк, В. Г. Штефко, А. А. Крестовников, С. Е. Советов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни. [55], [56], [57], [58]
Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически тесно связаны между собой и представля­ют по существу единую функциональную систему, сов­местно осуществляющую гуморальную регуляцию при ве­дущей роли центральной нервной системы и ее высшего отдела - коры головного мозга.
Кора головного мозга посылает к железам внутренней секреции импульсы, изменяющие функциональное состоя­ние желез. В то же время от желез внутренней секреции в кору больших полушарий идут потоки импульсов, кото­рые, в свою очередь, влияют на ее возбудимость и на пе­редачу кортикальных влияний на органы гуморальным путем. Кроме того, сами гормоны воздействуют на возник­новение и течение кортикальных процессов.
Активизация функции одних желез и угасание деятель­ности других в период полового созревания вызывает большие изменения в морфологическом и функциональном состоянии организма подростка. Так, повышение функ­ции щитовидной железы может сопровождаться высоким ростом (дистиреоидный ювенилизм), а понижение функции- задержкой физического развития и полового созрева­ния (игнотиреоидный инфантилизм). Нарушение функции передней доли гипофиза выражается в расстройстве веса, роста. Нарушение функций половых желез проявляется в задержке полового созревания или преждевременности его.
Все перечисленные синдромы носят обычно времен­ный, преходящий характер и в большинстве случаев сглаживаются с наступлением половой зрелости.
Скелет, составляющий опору всего организма, закла­дывается еще в раннем утробном периоде. Уже в этом пе­риоде хрящевая ткань начинает заменяться костной, окостенение продолжается до 20-25 лет, причем не все части скелета окостеневают одновременно.
Сравнивая рост позвоночника с длиной тела, необхо­димо иметь в виду, что у юношей в возрасте от II-12 до 15-16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке роста от увеличения длины тела. Важно знать вышеуказанные свойства роста позвоночника, так как длительные одно­сторонние напряжения могут стать причиной искривления позвоночного столба. Умеренные же физические упраж­нения служат одним из средств укрепления костной ткани.
Чрезвычайно полезными для растущего организма яв­ляются физические упражнения, связанные с движением верхних и нижних конечностей и усиленным дыханием, гак как они, вызывая расширение и спадание грудной клетки, содействуют ее росту и укреплению костной ткани, а также усиливают процессы роста длинных костей. От­сутствие же движений - одна из причин замедления про­цессов роста костной ткани.
Мышечная система органически связана с костной. Ей также присуща периодичность развития: усиленный рост мышц чередуется с процессами дифференцировки.
Интенсивный рост и развитие мышечной системы наб­людается в период полового созревания, особенно в конце пубертатного периода, когда за 2-3 года масса мышц уве­личивается па 12% (за предыдущие 7 лет масса мышц де­лается больше только на 5%, а за первые 8 лет жизни на­растание массы мышц происходило еще медленнее) [59].
В конце полового созревания сильно развивается му­скулатура спины, плечевого пояса, ног, увеличивается сила мышц рук и становая сила. Во время занятий необ­ходимо внимательно следить за тем, чтобы занимающийся излишне не напрягался, так как в напряженную мышцу крови проникнуть труднее. Мышца скорее утомляется (затрудняется вымывание кровью продуктов распада).
У подростков утомление работающих мышц наступает скорее, чем у взрослых, но исчезает быстрее, так как это­му способствует более быстрый обмен и более быстрая до­ставка к мышцам кислорода. При устранении утомления возбудимость мышцы восстанавливается, повышается её упругость. Очень важно поэтому, работая с подростками, особо тщательно дозировать нагрузку и чаще устраивать паузы для отдыха. Длительные и чрезмерные физические напряжения должны быть исключены, так как они могут отрицательно повлиять на деятельность организма и по­влечь за собой нарушения в деятельности нервной, сердеч­но-сосудистой и других систем.
Кровь, составляя внутреннюю среду организма, осу­ществляет функцию питания тканей, отдельных органов и всего организма, участвует в газообмене и удалении про­дуктов распада. При повышенных требованиях к организму быстрая перестройка жизнедеятельности тканей обеспечивается в основном аппаратом кровообращения.
Под воздействием физических упражнений кровь, обо­гащенная кислородом, обильнее снабжает им органы и тка­ни и содействует их развитию и совершенствованию.
Развитие сердечно-сосудистой системы в период по­лового созревания происходит в условиях нейро-эндокринных сдвигов, при повышенной активности желез внут­ренней секреции и обменно-пластических процессов. Все это обусловливает неравномерность роста сердца. Так, у мальчиков в течение первого года жизни объем сердца увеличивается вдвое, к 7 годам - в пять, к 14 - в шесть и к 18- в двенадцать раз.
В основном рост и развитие сердца идут параллельно росту и развитию организма человека. «Рост сердца под­чиняется общим законам роста всего человеческого тела» (Н. П. Гундобин) [60]. Однако иногда сердце в морфологиче­ском и функциональном отношении отстает от роста и раз­вития всего организма, наблюдаются временные функци­ональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.
Различают следующие формы юношеского сердца:
- нормальное, вполне сформировавшееся сердце;
- малое сердце,
- гипертрофированное юношеское сердце.
Некоторые авторы считали, что в период полового со­зревания сердце в связи с усиленным ростом организма, повышенными требованиями к нему и рядом других при­чин, становится функционально неполноценным.
Спортивная тренировка благотворно воздействует на рост и развитие малого сердца. Единственно, что спор­тивным педагогам нельзя упускать из виду, это - необхо­димость внимательно подбирать нагрузки во время трени­ровочного занятия.
Юношеская гипертрофия сердца - это не патологиче­ское явление, свидетельствующее о неполноценности сердечно-сосудистой системы, а выражение физиологического процесса по пути к завершению формирования сердечной мышцы.
Хорошая функциональная приспособляемость такого сердца, а также обратимость его гипертрофии не дают оснований для сколько-нибудь существенных ограничений физической нагрузки юношам, имеющим указанную осо­бенность сердца.
Всем педагогам-тренерам, ведущим работу с юношами, необходимо поддерживать строгий контакт с врачом и при наличии разобранных нарушений учитывать их в учеб­но-тренировочной работе.
Жизненная емкость легких юношей, как и весь их организм, развивается неравномерно. Так, если к 12 годам она равна 1947 см3, к 15 - 2593 см3, то к 17 - она составляет 3521 см3.
Из приведенных цифр видно, что наибольшее нараста­ние жизненной емкости легких наблюдается в период по­лового созревания.
Необходимо использовать каждую возможность, чтобы проводить занятия на свежем воздухе, так как дети нуж­даются в относительно большем количестве кислорода в силу того, что энергетический обмен у них выше, а дыха­ние более поверхностно и значительная часть вдыхаемого воздуха не доходит до альвеол.
Установлено, что для детей всех возрастов характерны неустойчивость деятельности коры головного мозга, не­достаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения (преобладание возбудительных процессов над тормозными), склонность обеих процессов к широкой ир­радиации, быстрая истощаемость нервных клеток. Этим объясняется неустойчивость внимания у детей, их чрез­вычайная подвижность.
Овладение новыми двигательными навыками в это время также крайне замедленно, так как влияние полового цент­ра тормозит другие виды деятельности и восприятия.
Под влиянием занятий боксом формируются многие черты характера юного спортсмена.
Условия единоборства, связанные с необходимостью мгновенно действовать как в атаке, так и в защите, не­прерывно преодолевать сопротивление противника, устра­няя угрозу получить удар, выдерживать большое физи­ческое и нервное напряжения, которые возникают в ходе боя, действуют на психику спортсменов и вызывают у них различные переживания. На ринге встречаются два спорт­смена, которые отличаются друг от друга различными во­левыми и физическими качествами. Каждый из них имеет свой план действий, в основе которого лежит присущая ему техника. Он стремится разгадать действия против­ника, нейтрализовать его противодействия и закончить бой в свою пользу. Возникающие во время боя трудности, связанные с утомлением и с болевым ощущением, вызыва­ют чрезвычайно большое волевое напряжение. Особенно это заметно в конце раундов, когда, несмотря на утомле­ние, спортсмен обязан сохранить высокий темп боя.
Необходимо также иметь в виду, что бой боксеров очень разнообразен по объему как технических, так и тактиче­ских средств. Наряду с внезапной действительной атакой, состоящей из одного или нескольких разнообразных уда­ров, для нейтрализации которой необходимо вовремя ис­пользовать определенные защитные средства, может быть использована ложная атака, которая направлена на то, чтобы умышленно «раскрыть» противника и уже в откры­тое место нанести удар. С этой же целью используются ма­неврирование и другие тактические и технические сред­ства. Реакция на все неожиданные действия противника крайне утомляет нервную систему боксера.
Волевые черты характера проявляются в зависимости от психологических особенностей юного боксера.
Чтобы правильно и успешно обучать своих воспитан­ников, тренер должен в ходе занятий постоянно наблюдать
за учениками с тем, чтобы ясно представлять себе их важ­нейшие психологические особенности. Знание этих особен­ностей позволяет тренеру наиболее целесообразно подби­рать средства для индивидуального совершенствования боксеров.
Тренеру, например, важно выяснить, какие мотивы побуждают и поддерживают интерес его учеников к боксу.
Эти мотивы могут быть чрезвычайно разнообразными. Некоторые юноши начинают заниматься боксом для того, чтобы развить себя физически, стать сильными, ловкими, быстрыми. Других привлекает сам бой. Некоторые юноши занимаются боксом потому, что он помогает им сделаться смелыми и волевыми людьми. Но нередко интерес к боксу вызывается честолюбием, желанием стать популярным среди сверстников. Все эти мотивы определяют отношение боксеров к различным средствам тренировки, их активность и поведение на занятиях и выступлениях, их упорство в овладении техникой бокса, их отношение к товарищам по тренировке и т. д.
Тренер должен сделать интерес учеников к занятиям устойчивым, найти для него правильную основу и вместе с тем использовать личные стремления обучаемых для то­го, чтобы повысить их активность, настойчивость, инте­рес к спорту, помочь им освободиться от недостатков.
Тренеру важно знать, каковы волевые качества бок­серов. Смел ли его ученик, как ведет он себя, когда требу­ется мгновенно принять решение, настойчив ли он во вре­мя физических упражнений, в бою, в соблюдении спортив­ного режима и т. д.
Иногда нерешительность боксера, даже обладающего быстрой реакцией, снижает его способности мгновенно реагировать. А бокс относится к таким видам спорта, где ситуация меняется каждое мгновение, когда на каждое боевое движение противника необходимо отвечать актив­ным противодействием. Вот почему тренеру необходимо тщательно проанализировать, отчего замедляется быстро­та реакции боксера.
Напряженность и скованность боксера, неумение его сочетать различные элементы техники бокса, замедление его действий в ряде случаев можно объяснить страхом пе­ред противником или, наоборот, излишним азартом. Тре­нер должен помочь спортсмену избавиться от отрицатель­ных эмоций: воздействовать определенным образом на его психику, использовать такие методические приемы, которые способствуют снятию чувства страха, для спарринга подбирать более слабых противников.
Тренеру необходимо ясно представлять, каковы различия в темпераменте учеников, которые наиболее ярко видны непосредственно перед боем.
Подбирая учеников в пары, надо считаться с психоло­гическими особенностями боксеров и с тем, как они ведут себя во встрече с партнерами различной подготовленности и силы. Правильный учет этих сторон в обучении и воспитании играет большую роль в становлении характера за­нимающегося, ошибки же могут привести к плохим ре­зультатам. Так, если каждый раз предлагать ученику встречаться с партнерами, которые превосходят его тех­нической и физической подготовленностью, то он утратит уверенность в своих действиях. Бои же, в которых пра­вильно чередуются встречи с сильными и слабыми партне­рами, помогают воспитывать волю юного боксера.
Чтобы юноша успешнее овладевал техникой и разви­вал быстроту реакции, необходимо научить его распреде­лять свое внимание. Некоторые боксеры умеют распреде­лять свое внимание, другие сосредоточивают его лишь на одном объекте. Одни могут легко переключать свое внима­ние с одного объекта на другие, другим это не удается. Многие боксеры не умеют долго сосредоточивать внимание на том или ином задании, отвлекаются и делают не то, что нужно, а то, что им более интересно.
Тренер должен выяснить, почему неустойчиво внимание ученика, что заставляет его отвлекаться, чем лучше всего воздействовать на боксера и побудить его к собранности и сосредоточенности.
Чтобы успешно и рационально организовать учебную работу, тренеру надо знать, насколько развита двигатель­ная память боксеров, каковы их мышечные ощущения й двигательные представления. [60]
Возрастные изменения в психике подростков и юношей в значительной степени объясняются закономерностями морфологического и функционального развития их цент­ральной нервной системы. По данным физиологии для юношей характерна большая возбудимость и подвижность процессов возбуждения и торможения, а также неуравновешенность этих процессов.
Но характеристику юношеского возраста нельзя стро­ить, исходя только из биологических особенностей этого возраста, в отрыве от общественных условий. Учитывая существенные биологические изменения в этом возрасте все же нельзя считать эти изменения определяющими.
Основные психологические особенности того или иного юноши возникают под влиянием условий его жизни и во­спитания. Можно сказать, что психика подростков и юно­шей формируется и в результате возрастных изменений функций центральной нервной системы, и под влиянием окружающей среды и условий воспитания.
Это легко проследить на развитии сознания юноши. Его интеллект заметно приближается к интеллекту взрос­лых. Юноши по сравнению с подростками начинают более вдумчиво анализировать свои поступки и отношение к себе и к окружающим. Общественные мотивы в поведении юноши выдвигаются на ведущее место.
Юноша сознает, что он становится «взрослым». Тренер, используя стремление юноши к самостоятельности, дол­жен повышать в нем чувство ответственности, развивать у него творческую инициативу, благодаря чему он становится более активным, с большей ответственностью выполняет общественные задания.
Однако, если воспитание в коллективе поставлено не­правильно, стремление к самостоятельности может при­вести к отрицательным последствиям. Юноша войдет в конфликт со взрослыми, проявляя вспыльчивость, грубость и раздражительность. Часто (хотя и реже, чем у подрост­ков) в действиях юношей проявляется ложное самолюбие.
У большинства наших юношей высоко развито чувство коллективизма, дружбы и товарищества, выработано пра­вильное отношение к труду и социалистической собствен­ности. Но вместе с тем в этом возрасте нередко наблюда­ется обострение самомнения, эгоизм, стремление обосо­биться от коллектива, «выпятить» свои положительные ка­чества, пренебрежение к окружающим.
Интересы юношей более реалистичны, определенны и устойчивы, чем у подростков. Если интерес подростков к боксу вызывается чаще всего различными случайными причинами, не всегда достаточно вескими, и подчас быстро проходит, то у юношей он более обоснован и устойчив.
Для интеллекта юноши характерно умение отвлекаться от конкретных представлений и стремление к абстракции и логическим умозаключениям. В связи с этим тренер, занимаясь со старшими юношами, может использовать рассказ для объяснения нового материала, а также более глубоко анализировать изучаемую технику и тактику бокса.
Для психики юноши характерна повышенная эмоцио­нальность (несколько меньшая, чем у подростков). В боль­шинстве случаев юноше чужды подавленность, разочаро­вание в жизни, неуверенность в завтрашнем дне. Однако юношам присуща и некоторая неустойчивость настроений и переживаний, частая их смена.
В занятиях боксом очень ярко проявляются различные переживания юных боксеров. Впечатления от деятельности, предшествующей занятиям по боксу, значительно влияют на поведение учеников во время урока. Всякие неприят­ности, возбуждение от успехов и неуспехов в школе, вза­имоотношения с приятелями и членами семьи - все это нередко сказывается на отношении учеников к занятиям.
Тренер должен постоянно помнить о том, что на поведение и на переживания многих юношей очень воздей­ствует угроза получить сильный удар. Она может вызвать мышечное напряжение и скованность движений или страх перед партнером, -неправильное представление о его силе и технике и т. д. Переживания, вызванные ожиданием сорев­нований, бывают у юношей очень острыми. Нередко хорошо физически и технически подготовленный юноша из-за чрез­мерного волнения теряет свои боевые качества еще до боя и проигрывает даже менее подготовленному противнику.
В ряде случаев, особенно в условном бою, возбуждение юноши становится настолько большим, что он перестает контролировать свои действия и ведет бой хаотично. Такая встреча перестает быть содержательной игрой. Значит, юноша еще не умеет сдерживать себя и контролировать свои действия.
Повышенная эмоциональность юноши отражается на его восприятиях и внимании. Боевой азарт в тренировке приводит к тому, что юный боксер начинает неправильно понимать суть бокса, не видит в нем боевой игры, пре­небрегает техникой, подменяет ее грубой силой.
Особенно сильно эмоциональность восприятия прояв­ляется у юных боксеров-новичков во время их первого боя. Из-за повышенной возбудимости боксер-юноша часто не различает в действиях противника отдельных деталей, что необходимо для правильного ведения боя, а видит и выделяет только две стороны: наступление и отступление. В результате боксер не может правильно построить бой.
Повышенная возбудимость часто приводит к тому, что юный боксер не может внимательно выслушивать объяснения тренера. Юноше становится скучно изучать технику бокса, особенно без партнера (со снарядами в подготови­тельной части урока, в бою с тенью).
Неустойчивость настроений юноши иногда приводит к тому, что у него наступает депрессия, недооценка своих сил, он теряет интерес к тренировке, а иногда и совсем уходит из секции.
На память подростка и юноши также оказывают зна­чительное влияние различные эмоции. Так, нередко юно­ша особенно быстро и прочно запоминает те упражнения, которые у него вызывают чувство удовлетворения, удо­вольствия или приводят к успеху в бою.
Благодаря большой пластичности нервной системы боксеры-юноши могут быстрее, чем взрослые, восприни­мать и прочнее запоминать сложную технику бокса, осо­бенно если она вызывает интерес.
Хотя мы и указываем на относительную неустойчи­вость внимания в юношеском возрасте, но по сравнению с вниманием подростков оно значительно устойчивее и может концентрироваться более направленно и продолжительно, приближаясь к вниманию взрослых. Значительно увели­чивается объем внимания и развивается способность рас­пределять его на различные объекты. Однако и на внима­ние влияет эмоциональное состояние юношей. Так, нес­колько повышенная возбудимость и впечатлительность юноши могут уменьшить в ряде случаев устойчивость вни­мания, уменьшить его объем, ухудшить умение распреде­лять его на разные объекты.
В подростковом и юношеском возрасте особым уваже­нием пользуются люди с сильной волей. Подросток и юноша ценят у человека решительность, смелость, инициативу, мужество, настойчивость и стремятся воспитывать эти ка­чества у себя.
Повышенные требования, предъявляемые к юноше в семье и школе, помогают ему воспитывать в себе волевые качества.
В боксе проявление волевых качеств является основ­ным фактором для достижения победы. Так как в едино­борстве часто встречаются спортсмены с примерно равной технической и тактической подготовкой, то побеждает тот, у кого сильнее воля.
Юноши не всегда четко осознают конечные цели своей деятельности, а часто неправильно представляют их. В старшем школьном возрасте складывается мировоззрение юноши, оформляются основные черты его личности, он начинает понимать свои обязанности по отношению к го­сударству, обществу, к товарищам. Однако в его мировоз­зрении имеются неустойчивость стремлений, колебания, резкие переходы от одной крайности к другой и т. п. В связи с изменчивостью настроений и неустойчивостью психики юношей, а также тем, что жизнь вносит поправки в их планы и представления, мотивы поступков юношей значительно менее устойчивы, чем у взрослых, и могут ме­няться. Поэтому в целом действия юношей не отличаются еще достаточной целеустремленностью, хотя бывают и ис­ключения, когда юноши, захваченные какой-нибудь иде­ей, в течение длительного времени отдают все свои силы достижению поставленной цели. Это можно иллюстриро­вать многочисленными примерами из спортивной практики. Юноши, увлеченные спортом, добиваются значительных успехов, занимаются им целеустремленно, настойчиво, про­являя собранность, упорство и большое трудолюбие.
Однако юноша не всегда осознает различие между на­стойчивостью и упрямством. Упрямый юноша стремится настоять на своем, даже если он явно неправ. Им руково­дит не разум, а именно стремление настоять на своем. Даже убедившись в своей ошибке, он продолжает начатое пото­му, что не хочет уступить. Такого юношу нельзя назвать волевым, он не умеет подчинять свои поступки разуму.
Тренер должен осторожно, без нажима руководить юношей, прибегая, если нужно, к помощи всего спортив­ного коллектива, чтобы направить поведение и поступки ученика в нужное русло.
Решительность более заметна в поступках юношей, чем у подростков. Однако часто борьба различных мотивов мешает им принимать обоснованные и твердые решения. Другими причинами, вызывающими у юношей нерешитель­ность, могут быть неуверенность в своих силах, чувство боязни, неумение идти на риск.
Чувство неуверенности в себе приводит боксера, даже хорошо владеющего техникой, к нерешительности, которая сковывает его технику и приводит к поражению.
У некоторых учеников нерешительность проявляется в том, что они стремятся избегать активного боя, обострять боевую ситуацию. Ученики, например, во время боя слишком часто разрывают дистанцию и выходят из боя.
В таком положении они легко избегают ударов партнера, так как дистанция велика, но и сами ничего не могут пред­принять против партнера.
Существенную роль в принятии нужного и быстрого ре­шения играет смелость. Известный советский психолог К. Н. Корнилов пишет, что существенной предпосылкой решительности, в особенности при переходе к выполнению действия, является смелость, отсутствие боязни идти на риск, боязни оказаться в опасном положении.
Нередко у многих юношей решительность подменяется безрассудной смелостью, лихачеством и озорством. Тренер обязан настойчиво бороться с проявлением безрассудства и горячности.
В юношеском возрасте боксеры не всегда отличаются инициативностью и самостоятельностью, что проявляет­ся как в их поведении, так и в боях на ринге. Поэтому нужно поощрять всякое проявление разумной инициати­вы, воспитывать спортсменов на положительных примерах спортивного и общественного поведения их товарищей.
Весьма важная особенность подростков и в значитель­ной степени юношей - это стремление воспроизводить и копировать действия и отдельные поступки людей, поль­зующихся популярностью.
Вот почему на поведение и поступки боксеров-юношей может........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абросимова Л.И., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей. /Абросимова Л.И., Юрко Г.П. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
2. Аджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. /Аджанян Н.А., Катков А.Ю. М.: Светоч, 2011 - 341 с.
3. Бокс: Справочник /Состав. Тараторин Н.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 348 с.
4. Бокс: Учебник / Под ред. Дегтярева И.П. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 341 с.
5. Горчаков Л. Физическое воспитание - забота всего педагогического коллектива // Народное образование. /Горчаков Л. - 2013. - №1. -С.77-89
6. Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. Бокс. Обучение и тренировка. /Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. - Киев: Олимпийская литература, 2013. - 344 с.
7. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина. Данько Ю.И. - М.: Медицина, 2011 - 341 с.
8. Детская спортивная медицина: Учебное пособие для студентов ИФК /Под ред.С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 2011 - 349 с.
9. Засухин А.Ф. Развитие специальной силовой выносливости // Бокс. Минск: Веста, 2011 - 342 с.
10. Ежегодник. Засухин А.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 241 с.
11. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. / Зинькович И.Б. - Минск: Веста, 2011 - 342 с.
12. Искусство быть здоровым: Методическое пособие /Состав. Чайковский A.M., Шенкман А.Б. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 366 с.
13. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. /Качашкин В.М. - М.: Просвещение, 2011 - 355 с.
14. Клевенко В.М. Быстрота в боксе. / Клевенко В.М. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
15. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Кун Л. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
16. Лепешкин В.А. Скакалка всегда в моде. / Лепешкин В.А. - Физическая культура в школе. - 2013. - №3. - С.88-99.
17. Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса. / Морозов Г.М. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
18. Муминжанов М. Методика обучения юных спортсменов по системе заданий // Бокс: Ежегодник. / Муминжанов М. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 341 с.
19. Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 366 с.
20. Никифоров Ю.Б. Особенности современного бокса и тенденции его развития // Бокс: Ежегодник. /Никифоров Ю.Б. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 355 с.
21. Поляков М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. Поляков М.И. - 2012. - №1. - С. 90-98
22. Родионов В.И. Силовая подготовка боксера // Бокс: Ежегодник/Родионов В.И. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 341 с.
23. Романенко М.И. Бокс. /Романенко М.И. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
24. Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров: методическое пособие для тренеров /Под ред. Таймазова В.А. - М.: Светоч, 2011 - 344 с.
25. Станкин М.И. Спорт и воспитание подростка./Станкин М.И. - М.: Физкультура и спорт, 2014 - 399 с.
26. Степанов Н.С. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижных игр на уроках физкультуры /Степанов Н.С. - Якутск: Просва. - 2011 - 309 с.
27. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера/Шамаев Н.К. М.: Светоч, 2011 - 344 с.
28. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. /Филин В.П., Фомин Н.А. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 341 с.
29. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания / Фомин Н.А., Фолин В.Е. - М.: Физиология и спорт, 2016 - 345 с.
30. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка / Филимонов В.И. - М.: Инсан, 2015 - 341 с.
31. Филимонов В.И., Мартиросов Э.Г. Физическая работоспособность и морфологические особенности боксеров /Филимонов В.И., Мартиросов Э.Г. - М.: ВНИИФК, 2011 - 343 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.