На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98669


Наименование:


Курсовик Взаимосвязь психической адаптации и самоконтроля у военнослужащих

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.8.2016. Сдан: 2012. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.................................................................................... 1.1 Понятие самоконтроля, его функции и виды........................................... 1.2 Содержание психологической адаптации................................................. 1.3 Роль самоконтроля в психологической адаптации военнослужащих................................................................................................ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ............................. 2.1 Организация исследования........................................................................... 2.2 Методы исследования..................................................................................... 2.3. Анализ результатов исследования................................................................. 2.3 Результаты эмпирического исследования................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................... 3 5 5 14 29 34 34 38 45 46 48 51


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Сегодня очевидно, что система психологически обоснованных мероприятий по адаптации военнослужащих - это насущная, первоочередная необходимость.
Проблему психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях изучали Л.Д. Битехтина [3], А.Л. Ганюшкин [4], В.И. Лебедев [21 - 23] и др. Однако исследования психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях военнослужащих ПВО мало изучалась, поэтому данное исследование является актуальным.
Изучение психологической адаптации является практически значимым, так как позволит разработать образовательные, тренинговые и коррекционные программы, позволяющие повысить уровень психологической гтовности к выполнению поставленных задач у военнослужащих.
Цель: взаимосвязь психической адаптации и самоконтроля у военнослужащих.
Объект исследования: психологическая адаптация военнослужащих.
Предмет: взаимосвязь психической адаптации и самоконтроля у военнослужащих.
Задачи:
1) определить понятие самоконтроля, его функции и виды;
2) рассмотреть содержание психологической адаптации;
3) выявить роль самоконтроля в психологической адаптации военнослужащих;
4) провести исследование взаимосвязи психической адаптации с самоконтролем у военнослужащих;
3) разработать рекомендации по психологической адаптации у военнослужащих.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 30 мужчин в возрасте 25 - 35 лет: военнослужащие Войск ПВО.
Методы исследования:
- аналитический;
- сравнительный;
- беседа;
- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина [13; 25 - 38];
- методика определения нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе “Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [13; 57 - 64];
Структура работы: курсовая работа включает введение, основную часть, включающую 2 главы, заключение и библиографический список.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

1.1 Понятие самоконтроля, его функции и виды

Впервые проблема самоконтроля как особого психического образования была выделена З. Фрейдом. Процесс самоконтроля он рассматривал как инстинкт, обеспечивающий сохранение собственного "Я" индивида. [4,с.55]
Впоследствии попытку выяснить психологическую сущность самоконтроля осуществили такие представители неофрейдизма, как Г. Сал-ливан, Э. Фромм и К. Хорни. Самоконтроль - это "рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок, которые заключаются в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий" [4, с. 312]. По их мнению, способность к самоконтролю является врожденной, независимой от внешней среды. Человек рождается с "автономным стремлением к самосознанию", а потребность в самоконтроле, самооценке возникает в процессе выполнения индивидом определенных видов деятельности [11].
Сущность физиологических механизмов самоконтроля пытались раскрыть и представители необихевиоризма - Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл и др.. Б. Скиннер настаивал на выделении внутреннего плана поведенческой деятельности или образа как одной из психологических категорий. В связи с этим исследователь определил определенные признаки, характеризующие действие механизма самоконтроля в поведении индивида, а именно:
1) противоречия между двумя или многими альтернативами поведенческой деятельности
2) последствия, находящиеся в конфликте,
3) основным фактором самоконтроля выступает внешний контроль, в частности, последствия поведенческой деятельности человека [10]. В свою очередь Э. Толмен и К. Халл отмечали внутренних (независимых) стимулах в поведении личности и зависимости вида деятельности индивида от типа его самоконтроля.
Объективно обосновать сущность процесса самоконтроля как одной из наиболее важных признаков сознания и самосознания человека удалось отечественным психологам, используя принцип единства и деятельности (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).
Самоконтроль выступает как условие адекватного психического отражения человеком собственного внутреннего мира, окружающей ее объективной реальности, а также является обязательным компонентом всех форм психических явлений, которые присущи человеку (процессы, состояния, свойства). Так, самоконтроль - это способность индивида следить за собой, контролировать себя, осознавать собственное поведение, деятельность и их результаты [1].
Заслуживает внимания и попытка С. Никифорова разделить понятия самоуправления, саморегуляции и самоконтроля. Саморегуляция рассматривается им как составляющая самоуправления. Самоуправление обеспечивает конкретизацию мотивов поведения и деятельности, постановку соответствующих целей, выбор путей их достижения. Вместе саморегуляция способствует реализации задуманного, то есть ближайших промежуточных целей. Тогда как к задачам самоуправления относятся: решения конечной цели деятельности, конкретизация целей?? Амовиховання, выбор жизненного пути и т.д.. Самоконтроль, по мнению С. Никифорова, является одним из важнейших компонентов самоуправления и саморегуляции. Каждый этап преобразования информации в кольцевой схеме психического самоуправления (прием, переработка информации, выбор программы действий и ее реализация) сопровождается подключением механизма самоконтроля с целью обеспечения эффективного и надежного протекания процессов саморегуляции и достижение цели деятельности [6].
Остановимся подробнее на психологической сущности процесса самоконтроля, предполагает направленность на выявление способов итогового контроля в ходе усвоения знаний и овладения навыками производственной деятельности. По мнению психологов, самоконтроль тесно связан с вниманием (П.Я. Гальперин), мышлением и внутренним вещанием (А.Н. Соколов), волей (В.И. Селиванов).
Существует много подходов к определению понятия самоконтроля, условий и средств его формирования. В философском словаре под редакцией В.И. Шинкарук указывается, что "самоконтроль - это способность человека к самоанализу и самооценки собственного" Я ", собственных интеллектуальных, морально-психологических, профессиональных качеств, умение учитывать их при осуществлении конкретных поступков в различных ситуациях, контролируя таким образом свою деятельность" [12, с. 14]. В украинском энциклопедическом словаре под редакцией Ф.С. Бабичева отмечается, что "самоконтроль - это осознанное регулирование человеком своего поведения и деятельности с целью обеспечения соответствия между их результатами и поставленными целями и требованиями, нормами" [11, с. 159]. Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьева акцентируют внимание на наличии программы практического поведения, программы собственной деятельности как необходимого условия реализации механизма самоконтроля. С помощью такого механизма индивид способен устанавливать отклонения программы деятельности, реализуемой от заданной и вносить коррективы в план деятельности [9, с. 70].
Обобщая вышеописанные подходы, Л.И. Божович отмечает, что самоконтроль - это сознательный контроль, осуществляемый человеком собственным поведением, мыслями, чувствами, а также управления и планирования своей деятельности. Средствами самоконтроля индивид сознательно корректирует собственную внутреннюю и внешнюю деятельность.
Дальнейшие определения понятия самоконтроля позволяют одновременно перейти к проблеме понимания функций самоконтроля. Г.А. Собиева указывает, что самоконтроль - это умение индивида критически относиться к собственным поступкам, действий, мыслей, чувств, способность регулировать свое поведение. М.И. Кувшинов определяет самоконтроль как сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа изменений, происходящих в процессе действия, и способствует достижению поставленной цели. По мнению А.С. Линди, самоконтроль является таким компонентом самосознания, предполагает активное саморегулирования и коррекцию индивидом собственной деятельности и поведения. Вместе с тем основой такого самоконтроля выступают действия самоуправления (самооценка, коррекция, совершенствование собственной деятельности и поведения).
Согласно вышеописанным, в функции самоконтроля относятся процессы планирования, управления, регулирования и коррекции.
С другой стороны, самоконтроль выполняет функцию контроля, в частности позволяет установить степень разногласий или совпадение между эталоном и контролирующей составляющей. Проанализируем эту функцию самоконтроля сквозь призму проблемы самовоспитания. Так, А.Я. Арета понимает под самоконтролем способность человека к самонаблюдению, самопроверки, в частности проверки собственного поведения и деятельности средствами сопоставления их результатов с общепринятыми критериями [1]. Л.И. Рувинський видит функцию самоконтроля в установлении отклонений программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности, т.е. самоконтроль позволяет реализовать и уточнить уже действующий план. При этом психолог замечает, что процессы самоконтроля и планирования не является тождественными, поскольку последний осуществляется в соответствии с целями и мотивами личности. Сделанные выводы совпадают с описанными выше результатами исследований С. Никифорова о том, что самоконтроль является одной из функций саморегуляции и не совпадаетпо содержанию последней.
Похожего мнения по контролирующей функции самоконтроля, разделение понятий самоконтроля и саморегуляции придерживаются В.В. Чебышева и Л.Б. Ительсон. В.В. Чебышева считает, что самоконтроль выступает как сознательный процесс, предусматривает:
- самонаблюдения индивида действиями, их результатам
- сопоставления таких результатов с воображаемыми правильными действиями и результатами в соответствии с целями и планом деятельности
- регулирования собственной деятельности на основе указанного выше Л.Б. Ительсон видит контрольно-оценочную функцию самоконтроля в сопоставлении принятого плана, приемов, которые выполняются, достигаемых, и корректив, вносимых с поставленной целью и оценке их адекватности намеченной трудовой задачи [3].
Представленные выше подходы к определению понятия самоконтроля можно дополнить результатами исследований В.А. Петровского и Е.М. Черепановой. Термином "самоконтроль" исследователи обозначают особые действия, предметом которых выступают собственные состояния и свойства человека, например, характеристики индивида как субъекта деятельности, общения или самосознания. Самоконтролирующей деятельность оказывается в следующих формах активности индивида, как ответственность за последствия собственных поступков, осторожность, сдержанность, проверка практических действий, подотчетность мыслей и намерений т.д..
Самоконтроль как особое психическое образование в структуре самосознания может быть двух видов:
1) аффективный,
2) когнитивных.[4,с.55]
Аффективный самоконтроль позволяет управлять эмоциональными процессами и побуждениями индивида. Предметом контроля когнитивного вида самоконтроля выступают собственные представления и мысли индивида. Психологи отмечают, что аффективное самоконтроль тесно связан с волевыми качествами личности, тогда как когнитивный самоконтроль характеризуется единством его волевой и рефлексивной составляющих [8, с. 49].
Представляют интерес и результаты исследований Я. Гальперина относительно содержания самоконтроля. Так, в структуру самоконтроля как акта проверки он относит все психические процессы и свойства личности, необходимые для осуществления побудительной и исполнительной саморегуляции индивидом собственной деятельности. Психолог указывает на тесную связь между самоконтролем и вниманием, рассматривая самоконтроль как одну из предпосылок формирования внимания. П.Я. Гальперин также отмечает о существовании как пооперационного, так и итогового контроля по конечному результату [2].
На тесную взаимосвязь между самоконтролем и вниманием указывает также и А.Р. Лурия, называя высшей формой самоконтроля сложную форму произвольного внимания, что позволяет индивиду самостоятельно контролировать свою деятельность и поведение.
По мнению исследователей, как упоминалось выше, само-контролирующая деятельность зависит и от участия в ней волевых процессов. В связи с этим Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьевой выделяются два вида самоконтроля:
1) самопроизвольный,
2) произвольный.
Именно произвольный самоконтроль, определяемый сознательно поставленной целью, позволяет следить за точностью реализации программы собственной деятельности. Последний вывод совпадает с мнением А.А. Леонтьева о том, что "самоконтроль - это этап сопоставления реализации и замысла" [5, с. 133]. Также произвольный самоконтроль, с одной стороны, создает возможности для стабилизации деятельности (например, организации наблюдения за реализацией определенных задач, создание препятствий для непроизвольного изменения деятельности и др.).. С другой стороны, такая форма самоконтроля помогает реализации действий внутри деятельности. Итак, произвольная цель - проконтролировать определенную программу деятельности - способствует более полному и точному отображению информации о ней, а следовательно, и более четкому самоконтроля. "Чем больше информации воспринимается, тем эффективнее и полнее, при сходных условиях, осуществляется самоконтроль", - отмечает Д.А. Оганесян [7, с. 219].
В отличие от произвольного самоконтроля непроизвольный самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия и функционирования автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля выступает лишь процессуальную сторону деятельности, снижает его возможности в процессе стабилизации деятельности.
Итак, самоконтроль является неотъемлемой составляющей всех видов деятельности человека. На основе анализа состояния освещения проблемы самоконтроля в психологической литературе попробуем представить собственное видение содержания и механизмов самоконтроля как одного из продуктов самосознания, многими психологами рассматривается в составе поведенческого компонента "Я-концепции" личности.
"Я-концепция" - это динамическая система представлений личности о себе, что существуют в осознанной и неосознаваемой форме, в сочетании с их эмоционально окрашенной оценке и поведенческой реакцией, фактором которых выступают представления о себе и их оценка [4,с.55].
По характеру содержания различается положительная и отрицательная "Я-концепция". Характеристиками, указывающие на положительную "Я-концепцию" личности, является позитивное отношение индивида к себе, адекватная (или высокая) самооценка, самоуважение и т.п. О наличии негативной "Я-концепции" свидетельствуют негативное отношение к себе, неадекватная (в значительной степени завышена или занижена) самооценка, низкое самоуважение, чувство неполноценности и т.п.
Уместно заметить при этом, что когнитивный компонент - "образ Я" и эмоционально-оценочная составляющая «Я-концепции" вызывают соответствующие поведенческие реакции, относящиеся к поведенческой составляющей в структуре "Я-концепции".
И.И. Чеснокова [14] обращает внимание на тот факт, что именно самооценка выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. С помощью включения самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целью и средствами деятельности. Саморегуляцию поведения осуществляет самосознание, постоянно сравнивая реальное поведение с "Я-концепцией". Во саморегуляцией понимают процесс организации личностью своего поведения с использованием результатов самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения на всех этапах процесса поведения, начиная с мотивации и заканчивая оценкой результатов.
Согласно этому пониманию саморегуляции, является одной из подструктур поведенческой составляющей "Я-концепции", И.И. Чес-НОКов выделяет два уровня саморегуляции. На первом уровне саморегулирования происходит управление личностью протеканием процесса поведения непосредственно от мотивирующих детерминант к конечному результату и его оценки. На втором уровне начинается сложное действие самоконтроля, а именно: проследить личностью всех звеньев регуляции поведения, их связи, внутренней логики, постоянный "отчет" личности перед собой о соотношении цели, мотива действия и хода самого действия, планирование действия в соответствии с определенной цели поведенческого акта [14].
Уместно отметить, что результативнисть самоконтроля будет зависеть от различных внешних и внутренних факторов. Исследователи М.И. Боришевский, Т. Гавакова, Л.В. Долинская к внешним условиям производительности самоконтроля относят контроль и требования учителей, оценку знаний, создание установки на самоконтроль, подключение учащихся к самоконтролю. Среди внутренних условий производительности самоконтроля выделяются:
1) степень осознания личностью соответствии своего поведения объективным требованиям и необходимости контролировать свое поведение в соответствии с этими требованиями,
2) наличие образцов поведения (правила поведения, социальные нормы, образы конкретных людей и др..)
3) наличие определенного мотива, который обеспечивает положительное отношение субъекта к той поведения, в пр........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.