На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98711


Наименование:


Курсовик Исторический опыт управления государственным (муниципальным) имуществом в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.8.2016. Сдан: 2015. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.95.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3стр.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИУЩЕСТВОМ В РОССИИ……………….…………………………….............5стр.
1.1. Зарождение института управления государственным имуществом..............5стр.
1.2. Управление государственным имуществом в Российской Империи............9стр.
1.3. Управление государственным имуществом в СССР и в период 90-х..........14стр. РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНЫМ ИМУЩЕСТВОМ.......24стр.
2.1. Система Приказов в управлении государственным имуществом (Приказ Большой Казны, Поместный приказ) .....................................................................24стр.
2.2. Коллегии и Министерства Российской империи в управлении государственным имуществом...............................................................................................................30стр.
2.3. Органы управления государственным имуществом в СССР и в период 1991- 2015 ............................................................................................................................36стр.
РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЫТА……………………………………….........................................................43стр.
3.1. Концессия государственного имущества в истории России и перспективы в современной России .................................................................................................43стр.
3.2. Государственно - частное партнёрство как метод рационального управления государственным имуществом................................................................................48стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................53стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................55стр.


ВВЕДЕНИЕ
Практика управления государственной собственностью в России имеет многовековую историю.
Единое централизованное Русское государство образовалось в конце XV в. в результате экономического развития - общест­венного разделения труда, расширения производства и товар­ного обращения, усиления экономических связей между отдель­ными княжествами. Причиной образования централизованного государства была также потребность сосредоточения сил кня­жеств для отражения нашествий внешнего врага.
Институты управления государственным имуществом, появившиеся на свет в те времена, прошли длинный путь до современной структуры управления, претерпели огромное количество трансформаций и изменений.
На сегодняшний день Российская Федерация, а также ее субъекты и муниципальные образования являются равноправными участниками гражданских правоотношений и обладателями права собственности на имущество.
Согласно Гражданскому кодексу РФ существует два вида государственной собственности: федеральная и субъектов РФ. Субъекты права федеральной собственности - это само государство, а также республики, области, города федерального значения.
Муниципальная собственность существует параллельно с государственной, являясь при этом отдельной формой собственности.
Данные формы собственности сближает то, что посредствам органов публичной власти обе названных формы обеспечивают не частные, а общественные интересы. При этом данные формы собственности имеют и существенные различия между собой. Субъектами права государственной собственности выступают государство и гособразования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества; субъекты муниципальной собственности - это городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования, наделенные правом на местное самоуправление.
Цель работы заключается в изучении и анализе исторического опыта управления государственной и муниципальной собственностью и его применимости к нынешним реалиям.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будет являться рассмотрение следующих вопросов:
- Зарождение института управления государственным имуществом
- Анализ исторического опыта деятельности органов управления государственным имуществом
- Рассмотрим систему исторических Приказов в управлении государственным имуществом (Приказ Большой Казны, Поместный приказ)
- Разработка современных подходов к управлению государственным имуществом на основе исторического опыта
- Государственно - частное партнёрство как метод современного рационального управления государственным имуществом.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИУЩЕСТВОМ В РОССИИ

1.1. Зарождение института управления государственным имуществом

Зарождение института управления государственным имуществом началось, как считается, с Ивана III. Он увеличил территорию в 6 раз за свое правление.
Чтобы управлять такой большой страной он ввел единую централизованную систему органов управления. Сократилось число удельных княжеств, бывшие удельные князья пополняли ряды московского боярства. Знатные бояре входили в состав Боярской думы - высшего совещательного органа. В Боярской думе решались все важнейшие вопросы государства и вопросы дворцового хозяйства.
Постепенно появилась целая система дворцовых учреждений, которые ведали великокняжеским хозяйством и дворцовыми землями (Новгородский, Тверской и другие «дворцы»). Наряду с системой дворцов в конце 15 века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они назывались избы, а позднее - приказы. Во главе изб обычно стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян, управлявших канцелярией, и их помощники.
Высшая власть государственного имущества принадлежала великому князю. У него была законодательная и высшая распорядительная власть.
В административном отношении основная территория государства делилась на уезды, а последние - на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено у волостелей и наместников. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками городов и уездов; по старому обычаю они содержались («кормились») за счет населения. Первоначально «кормления», т.е. поборы, ничем не ограничивались, позже были установлены нормы «кормления».
К правлению Ивана III относится становление поместной системы, после присоединения Новгорода Великий князь разделил конфискованные земли новгородских бояр их на поместья в 100-300 десятин и раздал их своим воинам-всадникам («помесчикам»). Помещики не имели власти над крестьянами своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы.
Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия (дворянства). Главным юридическим признаком этого сословия стало право владения землей при условии несения государственной службы.
Иван IV создал первые прототипы министерств - Приказы. Приказы так же формировались из бояр. Великий князь распределял между членами боярской думы те или иные сферы. Например, судейские функции, или, например, руководство взаимоотношениями Московского княжества с другими - посольский приказ. Впоследствии, из них возникнут коллегии, а потом и министерства.
Один из приказов называли «Поместным», он заведовал государственными землями, которые давались дворянам за службу во временное пользование. У дворян было право передавать поместья вместе c обязанностями по наследству.
Вотчинные пожалования существовали ещё в первой половине 14 века, например, в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года содержалось одно из первых свидетельств раздачи поместий. Раздача государственных земель в поместья распространилась еще при Иване III. Первоначально раздача поместий соперничала с раздачей вотчин служилым людям, таким образом, поместная система широко распространилась только в 16 веке.
Первоочерёдной и основной функцией Поместного приказа было описание и межевание земель, как государственных, так и частных. Помимо этого Приказ решал некоторые смежные вопросы, касающиеся смены владельца, переходов земель из рук в руки, изменений прав землевладения или наследования и др., он также решал все споры, связанные c землевладением. Примечательно, что описанию подвергались не только земли, т. е. пашни, но и угодья, а также крестьянские дворы, закреплённые за этими землями. Таким образом, приказ ведал ещё и документами, регулирующими отношения крепостной зависимости между владельцами и крестьянами, хранил сведения о крепостных сделках и т. д. Все дела по земельным вопросам решались в приказе через челобитные, либо через указы (если решение происходило от вышестоящего органа).
Помимо основных функций, Поместный приказ имел также несколько побочных обязанностей, a именно: сборы пошлин, набор работных людей и рекрутов (при Петре I), a также соляное дело.
На тот момент это было самое крупное и значимое ведомство. В 1678 году подьячих, ответственных работников, насчитывалось 442 человека. Боярская дума выполняла функции высшего ревизионного и апелляционного органа для приказов. В 1669 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому все приказы, в том числе и Поместный, производили еженедельные доклады в Боярской думе.
Петр I в первой четверти 18 века реструктуризировал область центрального управления, были созданы Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия для централизации управления в оборонных отраслях и государственным имуществом.
В период c 1710 по 1714 гг., когда была предпринята попытка организации губернского управления, Поместный приказ ведал только делами Московской губернии (эта попытка оказалась неудачной, и c 1714 г. было постановлено решать поместные и вотчинные дела в Поместном приказе.)
В 1715-1717 годах Поместный приказ был переведён в Петербург, a в 1719 г. утратил статус самостоятельного учреждения, был подчинён Юстиц-коллегии.
Изначально в списке Поместного приказа было 96 (а впоследствии и больше) городов. Дела в Поместном приказе представляли собой книги, либо столпы или связки. Все дела в 17 веке велись на столпах, которые составляли главное содержание архива, дополняли их писцовые и записные книги. Опись, сделанная по приказу Петра I в 1717 г., говорит o том, что в архиве Поместного приказа к этому времени хранилось уже не менее 15000 столпов.
В 1720 г. распоряжением Петра I было установлено переименовать Поместный приказ в Канцелярию Вотчинных дел и "по Генеральному Регламенту учинить без всякой разности", а на смену приказам пришли «Коллегии». Они отличались от приказов коллегиальным обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более чёткой компетенцией. Предполагалось, что решения Коллегий будут более объективны. Большие надежды возлагались Петром на коллегию как на средство борьбы с произволом и продажностью чиновников.
Как я уже ранее писала, в начале 18 века Петром были учреждены Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия.
Мануфактур-коллегия - центральное правительственное учреждение, созданное в 1719 году для заведования «рудокопными заводами, ремеслами и рукоделиями и артиллерией». Помимо этого она управляла еще и казенными мануфактурами, заботилась o частных предприятиях, главным образом в отраслях легкой промышленности и также «ремесленными людьми».
Берг-коллегия заведовала горной и металлургической промышленностью и обеспечивала предприятия и рудники рабочей силой. Коллегия приписывала к ним государственных крестьян.
Необходимость и цель учреждения особой коллегии для рудных дел указ объясняет так: «Понеже мы всемилостиво усмотрели, что от рудокопных заводов и прилежного устроения оных земля богатеет и процветает, также пустые и бесплодные места многолюдством населятся, яко же и искусство в различных землях показывает. Наше же Российское государство перед многими землями потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; так что многая польза и прибыток, который бы нам и подданным нашим из одного произойти мог, пренебрежен».
Главнейшей причиной такого пренебрежения Указ считает то, что русские «рудокопным делам и как одни в пользу государственную и всенародную произвести не разумели, так же труды к оному приложить отважиться не хотели».

1.2. Управление государственным имуществом в Российской Империи

С 1732 года под началом Мануфактур-коллегии находилась легкая промышленность для снабжения армии и флота сукнами, парусиной, канатами и т.д. Ведала также судом и расправой над провинившимися предпринимателями, приказчиками и мастеровыми. В 1779 она была закрыта, восстановлена на недолгое время в 1796 и окончательно упразднена в 1804.
Кроме центрального органа для заведования горными делами (Берг-коллегия) Петром I были учреждены местные органы управления: в 1772 в Москве Берг-контора для управления горными заводами Средней России, в 1723 в Екатеринбурге Обер-бер-гамт для управления горными делами всей Сибири и в 1725 подчиненный предыдущему Берг-амт в Нерчинске.
Однако, долгое время дела государственных заводов выглядели удручающе, государство плелось в хвосте блестящих успехов Никиты и Акинфия Демидовых. Казенные железоделательные заводы Алапаев­ский, Уктусский и Каменский находились в упадке, в 1722 г. власти даже хотели сдать последний в аренду частным лицам.
Т. к. бывшие в ведении Берг-коллегии московские монетные дворы пришли в плохое состояние (в них не было ровных и исправных весов, мастера крали золото и серебро и делали фальшивые деньги), поэтому в 1727 московские монетные дворы были изъяты из ведения Берг-коллегии и отданы в ведение Кабинета. В следующем 1728, при Петре II, Берг-коллегия в числе других пяти коллегий была переведена в Москву
В 1731 Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия были соединены с Коммерц-коллегией, «потому что от разделения их никакой пользы не было, кроме казенного убытка и в делах затруднения и между ними излишних переписок».
В 1736 г. В управлении горнозаводской промышленностью произошли существенные преобразования. Государственная Берг-коллегия была упразднена, а управление «горною частию» было передано в руки Генерал Берг-директориума, который учреждался на правах коллегии, не был подотчетен Сенату и зависел непосредственно от императора. Во главе его встал президент, генерал Берг-директор Шемберг, вызванный фаворитом императрицы Бироном из Германии. При нем коллегиальное управление сменилось единоначалием, а фактически полным и безграничным самовластием генерал Берг-директора. При таких обстоятельствах стали возможными злоупотребления Шемберга.
Генерал Берг-директориум начал свою деятельность в августе 1736 г. Его функции были сформулированы в Берг регламенте, опубликованном 3 марта 1739 г. Здесь свое дальнейшее развитие получила Берг привилегия 1719 г., крупным промышленникам были дарованы новые уступки. Ликвидировалось преимущественное право вотчинника на разработку полезных ископаемых на своей земле.
Берг Регламент закрепил первенство за промышленником и рудоискателем, которым гарантировалась неприкосновенность вложенных в промышленность капиталов, и по нему должны были регулироваться взаимоотношения между промышленниками и правительством. Преимущество отдавалось развитию частной промышленности, и начиная с 1739 г. казенные заводы стали передаваться в партикулярное владение, что продолжалось вплоть до 1781 г. При составлении и воплощении в жизнь Берг регламента ярко проявилось влияние немецкого засилья и «бироновщины».
Карьера Шёмберга завершилась после смерти императрицы Анны и вступления на престол Елизаветы Петровны. 7 апреля 1742 г. генерал-берг-директориум упразднили, а 25 июня 1742 г. Гороблагодатские заводы вернулись в казну.
Елизавета Петровна, взойдя на престол, объявила, что будет действовать по примеру своего отца - Петра Великого, и 7 апреля 1742 г. вышел сенатский указ об упразднении Генерал Берг - директориума и восстановлении Государственной Берг-коллегии, причем действовала она уже отдельно от Мануфактур-коллегии.
В 1760 Берг-коллегия была возвращена в C.-Петербург, где с 1742 по 1760 действовала Берг-контора.
При Екатерине II последовало преобразование управления горными делами России в духе, противоположном началам, принятым Петром I. По вступлении на престол Екатерины было подтверждено указом, чтобы Берг-коллегия «употребила всевозможное старание о заведении и размножении в России стальных и железных фабрик» и о том, чтобы «произведения их сравнять с произведениями немецких фабрик». Для этой цели штаты Берг-коллегии были увеличены, но это мало помогало делу, и в 1783 последовал Указ о закрытии с 1 мая 1784 Берг-коллегии и передаче дел ее в ведение казенных палат, при которых должны были открыться особые горные экспедиции. Кроме того, Манифестом от 28 июня 1782 Екатерина даровала помещикам свободу распоряжаться своими землями и находящимися в них сокровищами, отменив берг-привилегию Петра I.
При Екатерине II большинство коллегий, в том числе и ведомства, «исполнявшие функции» сегодняшнего Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, были упразднены. Дела коллегий, контор и канцелярий передавались в губернские учреждения - казенным палатам. Во главе их стояли чиновники в ранге вице-губернаторов. Казенные палаты кроме других обязанностей ведали государственным имуществом - землями (и населявшими их государственными, дворцовыми и экономическими крестьянами), лесами, водами, казенными предприятиями и зданиями. А для общего руководства были созданы экспедиции в составе Сената. Чуть раньше для проведения генерального межевания всех земель России были созданы Межевые конторы.
В это же время было проведено полное межевание практически всех земель центральной части государства. И вплоть до 1917 года, в случае возникновения тяжб, спорящие обращались к Екатерининским планам генерального межевания.
Император Павел I, найдя управление горными заводами неудовлетворительным, снова восстановил Берг-коллегию (Указ от 14 дек. 1796) и Берг-контору (16 апр. 1797) со всеми их прежними правами и привилегиями.
Местное же управление горными заводами поручено было горным начальникам. При Павле же, впервые после Петра I, снаряжены были по предложению управляющего Берг-коллегии М. Ф. Соймонова за счет правительства и направлены в разные места рудоискательные экспедиции, имевшие целью открытие новых месторождений полезных ископаемых и исследование России в минеральном отношении. Соймонов составил новый проект преобразования управления горным промыслом, который был одобрен императором Павлом и в 1800 издан, но не приведен в действие.
Централизованное руководство отраслью было восстановлено в 1802 году, Императорским манифестом в России создавались министерства. При образовании министерств, Берг-коллегия была подчинена министру финансов; в 1806 Берг-коллеги........

СПИСОК ЛитературЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г., № 225-ФЗ.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном частном - партнерстве» от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ.
3. Государственная программа «Управление федеральным имуществом» - Утвержденная в 2014 году < activities/programs/state_program/approved_2014>.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О Положение об учете федерального имущества» № 1166 17 декабря 2013 года < Attachment.aspx?Id=19212>.
5. Указ < proxy/ips/?docbody=&nd=102013608&> Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 26 декабря 1991 года.
6. Постановление Наркомзема РСФСР от 11.03.1919
7. Носова Н. П. - «История государственного управления России (IX-XX вв.)» - М.: 2000 г. - 215 с.
8. Омельченко Н.А. - «История государственного управления в России» - М.: 2014 г. - 464 с.
9. Руднев А.В. - Конспект лекций по дисциплине 2Управление государственной собственной и муниципальной собственностью» - 2015 г.
10. Сенин А.С - «История российской государственности» - М.: 2003. - 336 с.
11. Коваленко С.Г. - Статья «Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х - 1970-х годов».
12. Официальный сайт «Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом» - rosim.ru < >.
13. Официальный сайт «Министерство экономического развития РФ» - economy.gov.ru
14. Концессии и инфраструктурные инвестиции, Экспертный журнал (www.investinfra.ru), публикация 05.04.2014 - «Концессии, изменившие мир»



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.