Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98783


Наименование:


Курсовик Инвестиции в человеческий капитал и их роль в условиях инновационного развития экономики страны

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 2.9.2016. Сдан: 2015. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 70.57.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3

1.Человеческий капитал как экономическая категория…………………………..…………………………………………………... 5
1.1 Эволюция понятия «человеческий капитал»……………………………... 5
1.2 Классификация человеческого капитала …………………………………..7
1.3 Влияние человеческого капитала на экономический рост ……………...10
2. Инвестиции в человеческий капитал……………………………………………...14
2.1 Понятие инвестиций в человеческий капитал и их виды………………..14
2.2 Инвестиции в образование и их оценка ………………………………….15
2.3 Формирование экономики основанной на знаниях в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….20
2.4 Инвестиции в здравоохранение как условие формирования капитала здоровья в Республике Беларусь …………………………………………………….25
2.5 Проблемы и перспективы Республики Беларусь в накоплении человеческого капитала……………………………………………………………... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………... 34


ВВЕДЕНИЕ

В современном высокотехнологичном мире успех бизнеса определяют люди, так как даже самая совершенная техника, полностью автоматизированное производство не может обойтись без участия оператора, техника, инженера. Да и спроектировать их невозможно без участия высококвалифицированных кадров.
Становление и развитие проблематики роли человека в экономике как составляющей политической экономии содержится в работах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, Дж. Ст. Милля. Например, Адам Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал». Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества» [20, с. 155] .
Поэтому процесс качественного совершенствования людских ресурсов в настоящее время не только не потерял, но и приобрел еще большую актуальность. Оно зависит от уровня образования и научно-исследовательской деятельности, производственной квалификации, мотивации приобретать новые знания и способности и желания делиться ими с другими.
Доказано, что постоянное накопление положительного человеческого капитала благотворно сказывается не только на состоянии экономики страны, но и на состоянии всего общества, так как улучшается качество жизни. Это связано с тем, что при этом наблюдается положительный внешний эффект для каждого человека, вне зависимости от того, получает ли он сам образование, или его получает кто-то другой, способный впоследствии поделиться приобретенными знаниями. Проблемы изучения человеческого капитала как фактора управления и потенциала развития современной экономики являются высоко актуальными в нынешнем состоянии белорусского общества.
Целью данной курсовой работы является изучение инвестиций в человеческий капитал и их роль в условиях инновационного развития экономики страны.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «человеческий капитал» и изучить его эволюцию;
- проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;
- рассмотреть влияние человеческого капитала на экономический рост;
- рассмотреть понятие инвестиций в человеческий капитал через призму отдельных сфер общественной жизни;
- изучить и оценить инвестиции в образование;
- рассмотреть формирование экономики основанной на знаниях в Республике Беларусь;
- изучить и оценить инвестиции в здравоохранение в Республике Беларусь;
- изучение проблем и перспектив Республики Беларусь в накоплении человеческого капитала.
При написанни курсосвой работы мною использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ, обобщение, сравнение.
Теоретической и методической основой послужили постановления Правительства Республики Беларусь, данные Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, труды белорусских и зарубежных ученых по проблемам состояния и использования человеческого капитала в Беларуси мире.


1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Эволюция понятия «человеческий капитал»

Человеческий капитал - это особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы [22, с. 965].
Впервые это понятие было рассмотрено в работах американских ученых-экономистов Т. Шульца и Г. Беккера во второй половине ХХ века в связи с необходимостью углубленного изучения влияния роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы общественного и экономического развития. Исследования экономистов в тот период показали, что именно человеческий капитал является основным производительным и социальным фактором развития не только общества, но и экономики. Ранее считалось, что с точки зрения экономики инвестиции в человеческий капитал затратны и непроизводительны [13,с. 143]. Только позднее и образование, и наука, и менталитет как составляющие человеческого капитала, и сам человеческий капитал в целом стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек. Сейчас этот вид капитала определяет основную долю национального богатства стран, регионов, предприятий и организаций. Причем долю, которая подлежит подсчету в денежных единицах. В сущности, накопленный человеческий капитал - это отдача от инвестиций в человека, в качество его жизни, в средства его интеллектуального труда, в условия существования и работы [20, с. 205]. С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.
Прежде всего, человеческий капитал формируется на основе инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты общества, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формирование человеческого капитала частично происходит за счет притока мигрантов из других стран. Таким образом, человеческий капитал - не просто количество людей или работников; скорее это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, желание приобретать все новые умения и делиться ими с другими.
Что касается структуры человеческого капитала, то его составляющими являются воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и другое [22, с.42].
Подробная схема структуры человеческого капитала представлена на рисунке 1.1

Рис. 1.1 Структура человеческого капитала
Примечание - Источник: [11]

Из структуры видно, что само понятие «человеческий капитал» за время его изучения значительно расширилось. Например, первоначально в него включались лишь инвестиции, повышающие способность человека к труду, то есть получение необходимых навыков и уровня образования. Теперь же в это понятие, кроме вышеперечисленного включаются инвестиции в жилье, здравоохранение, питание и т.д., причем они подразделяются на расходы самого человека и расходы государства.
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях[< library/prd165.php>]:
1. потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
2. целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
3. прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4. увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.
В настоящее время выделяют определения человеческого капитала в узком и широком смыслах. Человеческий капитал в узком смысле - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход [18, с. 633]. В это понятие, принадлежащее Фишеру, включаются талант и врожденные способности человека с одной стороны и приобретенная квалификация и образование с другой. Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического и общественного развития, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду жизни и трудовой деятельности.
1.2 Классификация человеческого капитала

Одним из видов классификации человеческого капитала является классификация по собственности на него. Она позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровнях[7]:
· отдельного человека - микроуровень - индивидуальный человеческий капитал;
· отдельного предприятия или группы предприятий - мезоуровень - человеческий капитал фирмы;
· государства - макроуровень - национальный человеческий капитал.



Рисунок - 1.2 Классификация человеческого капитала по признаку собственности
Примечание - Источник: [7]

В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал.
В структуре капитала фирмы особую роль играют признанные активы индивидуального человеческого капитала (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и другие), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки, коммерческие секреты), организационный капитал, структурный капитал, бренд-капитал и социальный капитал [21].
Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
Другим видом классификации человеческого капитала является классификация в зависимости от степени эффективности. Согласно этому критерию, человеческий капитал бывает положительным и отрицательным, однако существуют и промежуточные состояния [21].
Положительным является человеческий капитал, инвестиции в который предполагают возрастающую отдачу (например, ускорение темпов экономического роста и развития экономики в целом). Это могут быть вложения в систему образования, развитие наук, поддержку молодых специалистов. Сущность «положительности» в том, что человек обладает знаниями, необходимыми для его профессиональной деятельности, и постоянно увеличивает объем этих знаний, причем не только в период обучения, но и позднее уже в процессе работы. Дальнейшее накопление знаний играет особенно важную роль, так как человек приобретает умение реализовать свои знания на практике, и узнает то новое, что поможет эффективнее работать именно ему и востребовано именно на этой должности. В положительную часть человеческого капитала вносят существенную долю профессионалы и высококвалифицированные специалисты.
Отрицательным, в свою очередь, является человеческий капитал, инвестиции в который не дают никакой полезной для экономики и общества отдачи. Возможность этого связана с тем, что не каждое вложение в воспитание и образование полезно и увеличивает объем накопленного человеческого капитала. Примерами могут быть как преступники, коррупционеры, наркоманы, так и люди, не желающие работать, но при этом получившие для этого необходимое образование, одним словом, те, кто не использует в полной мере все полученные в процессе обучения знания. Таким образом, инвестиции в таких людей не оправданы. Кроме того, существенный вклад в формирование и накопление отрицательного человеческого капитала может вносить активная часть нации - ее элита, поскольку именно она во многих странах определяет политику и стратегию развития, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо регресса, либо отсутствия изменений вообще.
Существенная проблема в том, что отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций для изменения сущности знаний и опыта, для изменения образовательного процесса, для изменения инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.
Неэффективными инвестициями в человеческий капитал можно назвать вложения средств в неэффективные проекты или семейные затраты по повышению качества его составляющих, то есть затраты, связанные с коррупцией, непрофессионализмом, ложной или неоптимальной идеологией развития, неблагополучием в семье. Примерами неэффективных инвестиций в человеческий капитал могут быть:
· инвестиции в неспособных к обучению и восприятию современных знаний людей, которые дают нулевой или незначительный результат;
· инвестиции в неэффективный и коррумпированный образовательный процесс;
· инвестиции в ложные или низкоэффективные научные исследования и разработки, проекты, инновации [21].
Опасной особенностью накопленного отрицательного человеческого капитала является то, что по-настоящему он проявляется только в периоды, когда экономика находится в неравновесном состоянии. Например, при переходе страны в другую экономическую и полити........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Библиотека электронных ресурсов МИФИ. Кафедра социологии гуманитарной культуры. Понятие «инновационная культура» [Электронный ресурс]. - М., 2013. Режим доступа: < > - Дата доступа: 15.08.2015.
2. Введение в теорию человеческого капитала: учеб. пособие для студентов вузов экон. спец. / А. В. Корицкий. - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 112 с.
3. Динамика численности выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений. Статистика к единому дню информирования [Электронный ресурс]. - Минск, 2012. Режим доступа: < ru/> - Дата доступа: 22.06.2015.
4. Добрынин, А. Н. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов. - СПб.: «Наука», 1999. - 309 с.
5. Инвестиции в основной капитал в 2014 г. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < > - Дата доступа: 15.08.2015.
6. Кендрик, Дж. Экономический рост и формирование капитала / Дж. Кендрик // Вопросы экономики. Совокупный капитал США и его функционирование. - 1996. - № 11. - с. 30-32.
7. Креативная экономика. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике [Электронный ресурс] / В.Т. Смирнов., И.В. Скоблякова. - М., 2009. Режим доступа: < library/prd165.php>. - Дата доступа: 22.08.2015.
8. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - пер. 17-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - XXVIII, 916 с.
9. Марков, А. В. Развитие креативного вектора индивидуального мышления как основа формирования инновационной культуры общества / А.В. Марков // Наука и инновации. - 2005. - №10. - с.54-57.
10. Медицинский вестник. Статистика здравоохранения Беларуси за 2014 г. [Электронный ресурс]. - Минск, 2014. Режим доступа: < > - Дата доступа: 22.06.2015.
11. Национальный правовой Интернет портал Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь о Государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] - Минск, 2012. Режим доступа: by /main.aspx?guid=3871&p0=H11200425&p1=1 - Дата доступа: 20.06.2015.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. О качественном составе работников организаций
в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2014. Режим доступа: -< homep/ru/indicators/pressrel/kadry1.php. Дата доступа: 15.08.2015>.
13. Оганесян, И. А. Управление персоналом организации. / И. А. Оганесян. - Минск.: Амалфея, 2000. - 256 с.
14. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. Режим доступа: < 1002/> - Дата доступа: 02.09.2015.
15. Основы устойчивого экономического роста / И. П. Деревяго; под ред. А. В. Неверова. - Минск: Дикта, 2005. - 304 с.
16. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов экономических спец. / В. П. Демидовец. - Минск: БГТУ, 2006. - 220 с.
17. Проблемы экономической безопасности Беларуси. - Минск.: ИООО «Право и экономика», 2001. - 224 c.
18. Фишер, С.Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - Пер. со 2-го англ. изд. - М.: Дело ЛТД, 2001. - 829 с.
19. Центр исследований региональной экономики. Новая парадигма развития России: человеческий капитал и инновационная экономика. [Электронный ресурс] / ред. Ю.А. Корчагин. - Воронеж, 2012. - Режим доступа: < > - Дата доступа: 22.07.2015.
20. Человеческий капитал и его развитие. В книге: Экономическая теория. Трансформирующая экономика. / В.В. Клочков; под ред. И.П. Николаевой. - М.: Юнити, 2004. - 453 c.
21. Шульгина, Е. В. Развитие человеческого потенциала. Практика работы с бизнес-корпорациями и муниципальными структурами управления / Е.В. Шульгина // ТДМЭ - 2008: доклад на круглом столе № 6 третьего Дальневосточного международного экономического форума, Хабаровск 30 сентября - 1 октября 2008 г. : в 14ч. / РАН. - Хабаровск, 2008. Ч.6. - с. 30-33.
22. Щетинин, В. П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. / В. П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 12. - с. 42-49.
23. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». Развитие инновационного потенциала личности как необходимого фактора эффективности экономики в XXI веке. [Электронный ресурс] / ред. З. В. Банникова. - М., 2015. - Режим доступа: < > - Дата доступа: 15.07.2015.
24. Экономическая энциклопедия - М.: Экономика, 1999. - 1054 с.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.