Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения. Судебный и прокурорский контроль за законностью осуществления исполнительной власти. Законность в деятельности органов внутренних дел и способы ее обеспечения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 12.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2

Реферат

по теме: «Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении»

Содержание


Вступительная часть
1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении
2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Заключительная часть
Вопрос 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Утверждение демократии, осуществление политических и экономических реформ неотделимы от укрепления законности и дисциплины, создания в обществе атмосферы высокой духовно-сти, нравственности, правовой культуры, правосознания.
Сущность, законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органа-ми государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.
Верховенство закона -- важная, но все же внешняя, формаль-ная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть важное качество, сущность самого закона. Государство и право должны находиться в тесном взаимодействии. Государство несет ответственность перед граж-данами за состояние правопорядка и те законы, которые прини-маются им.
Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества, всех граждан Российской Федерации. Неукос-нительное исполнение законов, обеспечение и реализация субъ-ективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями составляют режим за-конности и правопорядка, без которых немыслимо развитие демократии.
Режим законности в государственном управлении является частью общего режима законности в государстве. Поэтому ему присущи все общие черты и признаки последнего. Вместе с тем особенности государственного управления как отдельного и самостоятельного вида государственной деятельности (по отношению к другим видам государственной деятельности) не могут не повлиять на характер, формы и методы реализации принципа законности в управлении.
Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на испол-нительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социаль-но-культурной и социально-политической жизни, реально сопри-касаясь с гражданами, принимая решения, затрагивающие непосредственно их права, личные интересы. Поэтому законода-тельство четко определяет объем предоставляемых органам госу-дарственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения; гарантирует гражданам осуществление их субъективных прав и, в частности, права вносить в государственные и общественные орга-низации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюде-ние всеми организациями, государственными службами и граж-данами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организа-ций по выполнению возложенных на них обязанностей и реали-зации предоставленных прав.
Одним из важнейших принципов законности является ее неразрывная связь с государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообус-ловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных нормативных актов -- важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.
Поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятель-ности, постольку и сущность государственной дисциплины состоит, прежде всего, в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государст-венного аппарата. Следовательно, законность -- основная составная часть государственной дисциплины. Это объясняется тем, что ос-новные требования государственной дисциплины оформляются в виде правовых норм и содержатся в законах, указах, актах органов исполнительной власти Российской Федерации и других правовых актах. В соответствии с принципами законности эти акты должны неукоснительно соблюдаться.
При всей близости законности и государственной дисципли-ны они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (тру-довая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюде-ния и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содер-жание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значи-тельно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.
Реализуя требования законности и дисциплины, каждый орган управления, каждое должностное лицо и государственный служа-щий, общественные организации и граждане обязаны постоянно следить за соблюдением законности и государственной дисциплины.
Высокоорганизованному и подлинно демократическому об-ществу свойственна закономерность: чем выше организован-ность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. Люди могут реально пользоваться предоставленными им правами и свободами тогда, когда в обществе господствует обстановка уверенности, обеспечены по-рядок и строгое соблюдение законности.
Демократия строится на дисциплине и организованности граждан. В свою очередь дисциплина в обществе обеспечива-ется демократическими методами и невозможна без демокра-тии.
Вместе с тем демократию, ее идеалы и принципы, многообразие форм необходимо также решительно отстаивать и защищать от авторитарных проявлений, гражданской безответственности, пол-итического авантюризма. Должны быть созданы надежные гаран-тии недопущения любых форм тоталитаризма и деспотического единовластия. Подлинная демократия не имеет ничего общего со вседозволенностью, безответственностью, социальной демагогией. Защищая политические и социальные права человека, она одновре-менно служит коллективу и обществу в целом, отстаивает их интересы, способствует укреплению законности, дисциплины, ут-верждению в обществе нравственной атмосферы.
Вопрос 2. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Обеспечивать законность -- это значит пресекать малей-шие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организа-ций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.
Верховенство закона, режим законности -- необходимый аспект правого государства. Без этого невозможен элементар-ный порядок в обществе.
Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклон-ное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы регули-руются законами, т.е. актами представительных органов власти Российской Федерации. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должност-ных лиц за нарушение своих Обязанностей перед законом.
Деятельность по обеспечению законности в государствен-ном управлении осуществляется по двум основным направле-ниям:
1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым зве-ном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины;
2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.
В целях обеспечения реального осуществления законности в деятельности всех органов государства, служащих государствен-ных органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами и методами повседневно следить за тем, чтобы никто законность не нарушал.
К гарантиям обеспечения законности относятся: эконо-мические, политические, правовые (юридические), организа-ционно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определя-ются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юри-дические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушен-ных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нару-шений.
В то же время наличие этих объективных факторов само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные меры, заклю-чающиеся в деятельности определенных органов и долж-ностных лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу гарантий организационно-право-вых, поскольку обеспечением законности заняты, как правило, специальные государственные органы, наделенные правовы-ми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротесто-вание и т.д.)-
Иногда деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых правовых ограничений или мер админи-стративного принуждения.
Таким образом, деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридиче-ски-властными полномочиями.
Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.
Контроль в государственном управлении
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контро-лю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средст-вом укрепления дисциплины и законности, воспитания у работ-ников органов исполнительной власти чувства ответственности.
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Конт-роль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компе-тенции.
Органы исполнительной власти, осуществляя управление сфе-рами и отраслями жизнедеятельности, широко пользуются предо-ставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью подчиненных им звеньев управления, контролиру-ют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.
Государственный контроль подразделяется на два вида: об-щий и специальный.
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленче-ского решения).
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными сила-ми министерства, ведомства, учреждения.
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами: -- представительной власти;
-- исполнительной власти (общей, межотраслевой и отрасле-вой (внутриведомственной) компетенции).
Контроль, осуществляемый органами представительной вла-сти. Органы представительной (законодательной) власти (Федераль-ное Собрание -- Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осу-ществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюдже-тов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государст-венная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рас-сматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Россий-ской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти. Прези-дент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обяза-тельствам России или нарушения прав и свобод человека и гражда-нина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Рос-сийской Федерации и его территориальные подразделения (окруж-ные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности:
--федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распо-ряжений Президента России;
-- Администрации Президента Российской Федерации, Пра-вительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента;
-- федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предпри-ятий, учреждений и организаций по реализации социально-эко-номической политики;
-- дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.
Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем.
Субъектом рассматриваемого контроля является также Прави-тельство Российской Федерации. Оно осуществляет систематиче-ский контроль за деятельностью подведомственных ему органов -- министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Рос-сийской Федерации. Правительство заслушивает на своих заседа-ниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денеж-ной системы, развитии отраслей государственного управления и др. Правительство может привлекать руководителей федеральных ор-ганов и служб к дисциплинарной ответственности.
Соответствующими контрольными полномочиями в управле-нии обладают представительные и исполнительные органы субъ-ектов федерации.
Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществля-ется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, орга-низационно им не подчиненных.
Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наде-лены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаружен-ных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природ-ных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляет-ся органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой системати-ческую проверку разными методами -- руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, кон-трольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных дан-ному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предпри-ятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров. методов руководства и др.
Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержа-ния подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы ука-занных объектов контроля). Контрольные полномочия соответст-вующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриве-домственный контроль -- неотъемлемаЯ часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, органи-зовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.
4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел
Важную роль в достижении целей, поставленных перед ап-паратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм. т.е. надзор. Надзорная деятельность-- составная часть государственного управления. Административный надзор -- спе-циальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.
Контроль включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-техниче-ских. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения всех их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов вла-сти ограничиваются -- им предоставляется возможность осуще-ствлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчинен-ности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвра-щения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.
Различаются две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма -- это надзорная деятельность ру-ководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляе-мая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жа-лоб, дел. Это прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, коопера-тивов.
Вторая форма управленческого надзора -- административ-ный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важ-нейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.
Существует большое число государственных структур, занима-ющихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это -- системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной пол-итике и поддержке новых экономических структур, системы тамо-женного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых
называется государственными инспекциями, а некоторые носят на-звания регистров, служб, управлений (в их числе -- автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба). Государственные инспекции и иные органы государственного управ-ления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты на и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.