На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения. Судебный и прокурорский контроль за законностью осуществления исполнительной власти. Законность в деятельности органов внутренних дел и способы ее обеспечения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 12.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Реферат

по теме: «Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении»

Содержание


Вступительная часть
1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении
2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Заключительная часть
Вопрос 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Утверждение демократии, осуществление политических и экономических реформ неотделимы от укрепления законности и дисциплины, создания в обществе атмосферы высокой духовно-сти, нравственности, правовой культуры, правосознания.
Сущность, законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органа-ми государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.
Верховенство закона -- важная, но все же внешняя, формаль-ная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть важное качество, сущность самого закона. Государство и право должны находиться в тесном взаимодействии. Государство несет ответственность перед граж-данами за состояние правопорядка и те законы, которые прини-маются им.
Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества, всех граждан Российской Федерации. Неукос-нительное исполнение законов, обеспечение и реализация субъ-ективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями составляют режим за-конности и правопорядка, без которых немыслимо развитие демократии.
Режим законности в государственном управлении является частью общего режима законности в государстве. Поэтому ему присущи все общие черты и признаки последнего. Вместе с тем особенности государственного управления как отдельного и самостоятельного вида государственной деятельности (по отношению к другим видам государственной деятельности) не могут не повлиять на характер, формы и методы реализации принципа законности в управлении.
Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на испол-нительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социаль-но-культурной и социально-политической жизни, реально сопри-касаясь с гражданами, принимая решения, затрагивающие непосредственно их права, личные интересы. Поэтому законода-тельство четко определяет объем предоставляемых органам госу-дарственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения; гарантирует гражданам осуществление их субъективных прав и, в частности, права вносить в государственные и общественные орга-низации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюде-ние всеми организациями, государственными службами и граж-данами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организа-ций по выполнению возложенных на них обязанностей и реали-зации предоставленных прав.
Одним из важнейших принципов законности является ее неразрывная связь с государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообус-ловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных нормативных актов -- важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.
Поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятель-ности, постольку и сущность государственной дисциплины состоит, прежде всего, в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государст-венного аппарата. Следовательно, законность -- основная составная часть государственной дисциплины. Это объясняется тем, что ос-новные требования государственной дисциплины оформляются в виде правовых норм и содержатся в законах, указах, актах органов исполнительной власти Российской Федерации и других правовых актах. В соответствии с принципами законности эти акты должны неукоснительно соблюдаться.
При всей близости законности и государственной дисципли-ны они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (тру-довая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюде-ния и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содер-жание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значи-тельно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.
Реализуя требования законности и дисциплины, каждый орган управления, каждое должностное лицо и государственный служа-щий, общественные организации и граждане обязаны постоянно следить за соблюдением законности и государственной дисциплины.
Высокоорганизованному и подлинно демократическому об-ществу свойственна закономерность: чем выше организован-ность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. Люди могут реально пользоваться предоставленными им правами и свободами тогда, когда в обществе господствует обстановка уверенности, обеспечены по-рядок и строгое соблюдение законности.
Демократия строится на дисциплине и организованности граждан. В свою очередь дисциплина в обществе обеспечива-ется демократическими методами и невозможна без демокра-тии.
Вместе с тем демократию, ее идеалы и принципы, многообразие форм необходимо также решительно отстаивать и защищать от авторитарных проявлений, гражданской безответственности, пол-итического авантюризма. Должны быть созданы надежные гаран-тии недопущения любых форм тоталитаризма и деспотического единовластия. Подлинная демократия не имеет ничего общего со вседозволенностью, безответственностью, социальной демагогией. Защищая политические и социальные права человека, она одновре-менно служит коллективу и обществу в целом, отстаивает их интересы, способствует укреплению законности, дисциплины, ут-верждению в обществе нравственной атмосферы.
Вопрос 2. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Обеспечивать законность -- это значит пресекать малей-шие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организа-ций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.
Верховенство закона, режим законности -- необходимый аспект правого государства. Без этого невозможен элементар-ный порядок в обществе.
Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклон-ное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы регули-руются законами, т.е. актами представительных органов власти Российской Федерации. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должност-ных лиц за нарушение своих Обязанностей перед законом.
Деятельность по обеспечению законности в государствен-ном управлении осуществляется по двум основным направле-ниям:
1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым зве-ном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины;
2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.
В целях обеспечения реального осуществления законности в деятельности всех органов государства, служащих государствен-ных органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами и методами повседневно следить за тем, чтобы никто законность не нарушал.
К гарантиям обеспечения законности относятся: эконо-мические, политические, правовые (юридические), организа-ционно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определя-ются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юри-дические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушен-ных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нару-шений.
В то же время наличие этих объективных факторов само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные меры, заклю-чающиеся в деятельности определенных органов и долж-ностных лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу гарантий организационно-право-вых, поскольку обеспечением законности заняты, как правило, специальные государственные органы, наделенные правовы-ми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротесто-вание и т.д.)-
Иногда деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых правовых ограничений или мер админи-стративного принуждения.
Таким образом, деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридиче-ски-властными полномочиями.
Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.
Контроль в государственном управлении
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контро-лю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средст-вом укрепления дисциплины и законности, воспитания у работ-ников органов исполнительной власти чувства ответственности.
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Конт-роль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компе-тенции.
Органы исполнительной власти, осуществляя управление сфе-рами и отраслями жизнедеятельности, широко пользуются предо-ставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью подчиненных им звеньев управления, контролиру-ют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.
Государственный контроль подразделяется на два вида: об-щий и специальный.
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленче-ского решения).
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными сила-ми министерства, ведомства, учреждения.
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами: -- представительной власти;
-- исполнительной власти (общей, межотраслевой и отрасле-вой (внутриведомственной) компетенции).
Контроль, осуществляемый органами представительной вла-сти. Органы представительной (законодательной) власти (Федераль-ное Собрание -- Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осу-ществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюдже-тов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государст-венная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рас-сматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Россий-ской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти. Прези-дент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обяза-тельствам России или нарушения прав и свобод человека и гражда-нина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Рос-сийской Федерации и его территориальные подразделения (окруж-ные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности:
--федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распо-ряжений Президента России;
-- Администрации Президента Российской Федерации, Пра-вительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента;
-- федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предпри-ятий, учреждений и организаций по реализации социально-эко-номической политики;
-- дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.
Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем.
Субъектом рассматриваемого контроля является также Прави-тельство Российской Федерации. Оно осуществляет систематиче-ский контроль за деятельностью подведомственных ему органов -- министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Рос-сийской Федерации. Правительство заслушивает на своих заседа-ниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денеж-ной системы, развитии отраслей государственного управления и др. Правительство может привлекать руководителей федеральных ор-ганов и служб к дисциплинарной ответственности.
Соответствующими контрольными полномочиями в управле-нии обладают представительные и исполнительные органы субъ-ектов федерации.
Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществля-ется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, орга-низационно им не подчиненных.
Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наде-лены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаружен-ных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природ-ных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляет-ся органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой системати-ческую проверку разными методами -- руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, кон-трольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных дан-ному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предпри-ятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров. методов руководства и др.
Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержа-ния подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы ука-занных объектов контроля). Контрольные полномочия соответст-вующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриве-домственный контроль -- неотъемлемаЯ часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, органи-зовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.
4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел
Важную роль в достижении целей, поставленных перед ап-паратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм. т.е. надзор. Надзорная деятельность-- составная часть государственного управления. Административный надзор -- спе-циальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.
Контроль включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-техниче-ских. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения всех их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов вла-сти ограничиваются -- им предоставляется возможность осуще-ствлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчинен-ности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвра-щения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.
Различаются две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма -- это надзорная деятельность ру-ководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляе-мая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жа-лоб, дел. Это прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, коопера-тивов.
Вторая форма управленческого надзора -- административ-ный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важ-нейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.
Существует большое число государственных структур, занима-ющихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это -- системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной пол-итике и поддержке новых экономических структур, системы тамо-женного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых
называется государственными инспекциями, а некоторые носят на-звания регистров, служб, управлений (в их числе -- автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба). Государственные инспекции и иные органы государственного управ-ления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты на и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.