На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98854


Наименование:


Курсовик Космическое страхование состояние и перспективы.Анализ деятельности космического страхования в РФ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.9.2016. Сдан: 2015. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Стр.
Введение 3
1. Теоретические основы космического страхования 5
1.1 История развития космического страхования 5
1.2 Характеристика космического страхования 10
2. Анализ деятельности космического страхования в РФ 15
2.1 Состояние рынка космического страхования в России 15
2.2 Состояние космического страхования в зарубежных странах 27
3. Проблемы и перспективы развития космического страхования 39
3.1 Меры направленные на развитие космического страхования 39
3.2 Проблемы развития космического страхования 42
Заключение 44
Список литературы 45

Введение
Актуальность исследования. Ракетно-космическая промышленность (РКП) - одна из наиболее сложных высокотехнологичных отраслей машиностроения. Разработка ракетно-космической техники (РКТ) характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработки и проведения испытаний. Кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных комплексов и сложнейшего оборудования.
В настоящее время в мире свыше 100 стран осуществляют космическую деятельность (КД). Но лишь три государства (Россия, США и Китай) реализуют все направления этой деятельности, в том числе занимаются в полном объеме пилотируемой космонавтикой. Профильная продукция отрасли является высоконаукоемкой: объем НИОКР по стоимости сопоставим с объемом выпуска товарной продукции, а при интенсивной смене поколений техники и технологий может и превышать его.
На фоне общемировых тенденций развития различных направлений освоения космического пространства, Россия в 1990-е гг. пережила период резкого сокращения госфинансирования и спада производства, сменившегося затем некоторым подъемом из-за выполнения международных контрактов и обязательств по созданию и эксплуатации международной космической станции (МКС). Определенную роль в предоставлении заказов сыграл, безусловно, и такой фактор, как уникальный опыт и высокий научно-технический уровень российских разработок. Однако, несмотря на кризис, правительство РФ полностью профинансировало Федеральную космическую программу, ФЦП ГЛОНАСС и другие программы в области космоса. В целом можно отметить, что в прошедшем году российская космическая отрасль продемонстрировала лучшие показатели роста в сравнении с другими отраслями промышленности [1].
Целью данной работы является изучение космического страхования состояния и перспективы развития, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы космического страхования;
- провести анализ деятельности космического страхования в РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития космического страхования.
Объект исследования - космическое страхование.
Предмет исследования - космическое страхование состояния и перспективы развития.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области страхования, материалы периодических изданий и сети Интернет.
1. Теоретические основы космического страхования
1.1 История развития космического страхования
Начиная с 1965 г. осуществляется страхование как запусков отдельных космических аппаратов, так и целых космических программ, включая разработку и запуск серии спутников, проведение различных экспериментов в космосе, а также жизнь и здоровье космонавтов и наземного персонала, потери доходов, политические риски, ответственность перед третьей стороной и прочее.
В России рост интереса страховых компаний к страхованию космической деятельности отмечается с начала 90-х годов. Этому способствовали: разработка и совершенствование необходимой законодательной базы (законов РФ «О страховании», «О космической деятельности» и ряда других законодательных актов); значительность масштабов отечественной космической деятельности; привлекательность страхования космических рисков, характеризуемая значительными размерами страховых сумм, относительно высокими тарифами и страховыми взносами и др.
Космические технологии России в зависимости от их целевого применения подразделяются на народно-хозяйственные, научные и оборонные. К космическим проектам относят космические системы связи, навигации, дистанционного зондирования Земли, метеонаблюдений, космического мониторинга и т.д. К технологиям, осуществляемым в интересах науки, относятся проекты изучения космического пространства. Следует отметить, что часть технологий имеет смешанный характер.
Первый договор страхования космической деятельности, заключенный в 1965 году, был договором страхования гражданской ответственности по возмещению третьей стороне убытков, причиненных в период предстартовой подготовки. Однако, основные подходы к страхованию космических запусков были выработаны страховыми компаниями только в 1968 году. За прошедший с момента выдачи первого страхового полиса период значительно повысился уровень страхового обеспечения космической деятельности, которое представляет в настоящее время широкий спектр услуг страхования.
Рынок космического страхования является отраслевым и узкоспециализированным. В территориальном аспекте он представляет собой совокупность взаимосвязанных национальных страховых рынков, объединенных в единую мировую систему. В качестве национальных рынков выделяют американский, европейский и российский страховые рынки, что обусловлено наличием у страны-представителя конкурентоспособных средств выведения.
В России страхование космических рисков производится в соответствии с Законом «О страховании космической деятельности» от20.08.1993г. №5663-1 с изменением от 29.11.1996г. №147-ФЗ, в котором ст. 25 гласит:
«Организации и граждане, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляется создание и использование (эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу других лиц в порядке и на условиях, которые установлены законом»
Вопрос ответственности за причинение ущерба при осуществлении космической деятельности отражены в ст. 30 Закона: «Ответственность за вред, причиненный космическим объектам РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от причинителя такого вреда».
История страхования как самостоятельной отрасли началась в 60-х годах ХХ века. Именно тогда оно было выделено в отдельную группу. Первый космический спутник был застрахован в 1965 г. В нем оговаривалась иответственность на стадии запуска объекта.
В 1972 г. международная общественность принялаКонвенцию об ответственности за ущерб, нанесенный космическим объектам. По условиям этой Конвенции, в случае причинения вреда космическому объекту на территории другого государства материально ответственным считается запускающее государство.
Виды космических рисков
Космические риски можно разделить на несколько отдельных отраслей - таких как личная и имущественная ответственность.
Основные риски в сфере страхования космических объектов сводятся:
- к угрозе жизни или здоровью, имуществу других лиц;
- причинению вреда инфраструктуре пусковых комплексов космодромов;
- потере средств выведения;
- потере космического аппарата.
Также в этот список можно добавить риски, связанные стехническими неполадками и политической ситуацией, способными повлиять на ход космической программы.
Страхование от потери дохода способно возместить убытки, понесенные из-за повреждения объекта на любой стадии - от сборки или подготовки до работ на орбите. Сумма потери рассчитывается исходя из того, какой доход был бы полученпри успешном выполнении программы.
Страхованиена случай задержки стартаспутника покрывает дополнительные траты на транспортировку, оплату операционных систем и сервисное обслуживание оборудования
Для каждого этапа производственного цикла можно выделить свой вид страхового полиса:
- страхование на этапе сборки и испытаний объектов, холодного и функционального тестирования;
- страхование перед запуском объекта - действует до момента запуска двигателей объекта;
- страхование на этапе запуска объекта - действует с момента запуска объекта до его выхода на орбиту;
- страхование на орбите.
Эти 4 полиса предусматривают страхование от всех видов рисков, возможных на разнообразных этапах подготовки, запуска и работы объекта. При комплексном полисе сумма страховой ответственности может превышать 1 миллиард долларов
Истории, к сожалению, известен ряд примеров неудачных запусков ракет, спутников и космических станций. Для России самыми яркимистраховыми инцидентамистали запуски спутников «Интелсат-27», «Купон», «Экспресс АМ4», «Экспресс АМ4Р», «Ямал-100», «Ямал-402», «KazSat-1», «БелКА», а также автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт».
Стоимость проекта «Фобос-Грунт» составляла около5 миллиардов рублей, а сам космический аппарат оценивался в 1,2 миллиарда рублей. Станция была застрахована компанией «Русский страховой центр» на полную стоимость (страховая сумма - 1,2 миллиарда рублей).
Спутник «KazSat-1» на этапе транспортировки, подготовки к запуску, старта и орбитальных испытаний также был застрахован компанией «Русский страховой центр». Однако в дальнейшем он былперестрахованкомпанией «Алатау». Страховая сумма оценивалась в 46 миллионов долларов.
После потери управления спутником «Купон» в 1998 г. компания «Ингосстрах» выплатила страховку в размере85 миллионов долларов.
При разработке законопроекта об обязательном космическом страховании авторы опирались на постановления Международной Конвенции от 1972 г., а также на законы «О космической деятельности» (1993 г.) и «Об организации страхового дела» (1992 г.).
Как говорится в документе, на данный момент механизмкомпенсации затрат страховщиковпо страховым выплатам еще не отрегулирован. Поэтому у многих страховых компаний на данный момент отсутствует мотивация работать в данной сфере в полном объеме.
Чтобы гарантировать полную компенсацию ущерба, разумным шагом будет введение страхования имущественных рисков потери, частичной потери и повреждения космического объекта.
Говоря об ограниченных финансовых возможностях страховых компаний, разработчики законопроекта предлагают предусмотреть возможность дальнейшей компенсации затрат на имущественное страхованиеиз федерального бюджета.
По информации, полученной из официальных источников, на финансирование космического страхования будут выделяться достаточно крупные суммы из государственного бюджета, хотя точные суммы пока не назывались. Тем не менее некоторые неправительственные эксперты оценивают объем рынка в45 - 55 миллиардов рублей.Аргументируется это тем, что уже около 10 миллиардов рублей задействовано в этом сегменте.
По данным РААКС, с 90-х годовдобровольной страховкойбыли защищены больше 200 космических проектов - как федеральных, так и международных, а объем страховых сумм превысил 150 миллионов долларов.
Однако стоит отметить, что в космической отрасли на сегодняшний день страхуются только единичные крупные проекты, такие как «Фобос-Грунт» или «Экспресс-АМ4». Менее крупные проекты так и не обеспечиваются страховкой.
Рынок страхования космических объектов в России достаточно узок и представлен в виде нескольких компаний, специализирующихся именно на этой области, и парой-тройкой крупных страховщиков. Разрабатываемый законопроект призванизменить сложившуюся ситуацию.
Исходя из публикаций, появившихся после сообщения о начале разработки законопроекта, страховое сообщество уже подготовило для чиновниковвсю необходимую статистику, на основе которой можно будет рассчитать финансовые параметры услуги,составить перечень рисков и страховые условия.
1.2 Характеристика космического страхования
Обзор космического сегмента мирового рынка показывает, что коммерциализация быстро проникла в важнейшие наукоемкие сферы производства и оказания услуг - в создание средств космической связи и телекоммуникаций, навигации и мониторинга земной поверхности; создание полной инфраструктуры по оказанию услуг этими средствами, в компьютерную технику, информационные сети. Она же способствовала их опережающему развитию, так как процессы коммерциализации стимулируют экономическую активность космической отрасли, способствуя тем самым расширению внебюджетных источников финансирования в ее дальнейшее развитие. Это особенно важно в период резкой недостаточности бюджетного финансирования КД, новых исследований и разработок, поскольку игнорирование космического рынка ведет не только к отставанию от лидеров в развитии космической техники, но и к снижению общего технологического уровня и утрате паритетных позиций в области обороны и национальной безопасности.
Важно подчеркнуть, что космический проект по своей природе является венчурным и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Одним из основных инструментов управления рисками в современных условиях является страхование, позволяющее возместить ущербы в случаях, когда имеют место инциденты во время разработки, производства, испытаний или эксплуатации РКТ, наносящие ущерб собственности других лиц (юридических, физических и пр.). Страхование является одним из условий гарантий инвестиций в космические проекты. Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления рисками, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в промышленности России, характеризуется высокой подверженностью промышленных предприятий (в том числе РКП) различным рискам. И если раньше компенсация убытков обеспечивалась выделением средств из специальных целевых резервов государственного бюджета, то сегодня при изменении структуры собственности и крайней скудности бюджетных средств использование этого источника становится все более обременительным для государства. Поэтому страхование приобретает все большее значение при защите предприятий от различного рода рисков.
В настоящее время в отечественной практике применяются на регулярной основе два вида страхования космических рисков:
страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества) - так называемое космическое каско.
Основные виды страхования, на которые есть спрос со стороны российского рынка (относительно емкости международного рынка страхования), представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Виды космического страхования
Вид страхования* Емкость, USD, по объекту страхования........

Список литературы

1. Аналитический доклад АЦ «Институт страхования» при ВСС «Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы». 12-я Международная конференция по страхованию « Russian insurance summit». 5-6 июня 2014 г., Москва.
2. Бендиков М.А., Фролов А.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России. Состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. - М.: Наука, 2014 - 584 с.
1. Григорьева Е. М. Новые тренды в космосе // Страхование. 2013. № 63 (5094) (дата обращения: 11.04.2013).
3. Давыдов В.А. Особенности институционально-правового регулирования космической деятельности Европейского союза / Инновации в системе государственного, территориального и корпоративного управления: сборник научных статей» - М.: РУДН, 2011. -С. 87-95.
4. Карпушкина А. Инновационная политика: международный опыт. Человек и труд, №1, 2015 (< 2011/1-11/innovaci_kitai_1-> 11.html).
5. Пайсон Д.Б. Космическая деятельность: эволюция, организация, институты. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
6. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России, 2011, № 6.
7. Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военно- экономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), 2012, Т. 1, № 22.
8. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно - экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-3.
9. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.
10. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.
11. Паутова А.В., Хачатурян А.А. Система координат международной военно-экономической безопасности // Международная экономика, 2014,№ 4.
12. Хачатурян А.А., Петров Д.М. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 21.
13. Шингареев Ф.Ф., Хачатурян А.А. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, 2013, № 4.
14. Коновалов В.А., Ломакина Ю.М., Короткевич М.З. Управление оперативными изменениями бизнес-процессов на основе мультиагентных технологий // Транспортное дело России. 2013. № 1.
15. Ломакин М.И., Миронов А.Н., Шестопалова О.Л. Многомодельная обработка измерительной информации в интеллектуальных системах прогнозирования надежности космических средств // Измерительная техника. 2014. №1.
16. Пайсон Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. - 2010. №1
17. Ломакин М.И., Докукин А.В. Интеграция российских инновационных предприятий в мировую экономику на основе развития информационного обеспечения стандартизации // Российское предпринимательство. 2012. № 2.
18. Докукин А.В. Обзор иностранных концепций использования стандартизации в интересах инновационного развития // Информационно- экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 4 (8).
19. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно - экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. Т. 2. № 2 (2).
20. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2012. № 2.
21. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2012. № 3.

22. Давыдов В.А. Прогнозирование объемов финансирования космической отрасли и основные макроэкономические показатели развития экономики России // Оборонная техника. - 2012. №8-9.
23. Давыдов В.А., Макаров Ю.Н. Роль и место космической деятельности в развитии геополитического потенциала Российской Федерации // XXXVIII Научные чтения памяти К.Э.Циолковского: тезисы докладов: Сборник - М.: ЗАО «ЭДАС-ПАК» РОО «Центр политической информации», 2013.
24. Космическое страхование [Электронный ресурс]. URL: < > (дата обращения: 28.03.2014).
25. Недостатки существующего режима международного космического права [Электронный ресурс]. URL: < publ/142-1-0-276> (дата обращения: 28.03.2014).
26. Особенности космических рисков [Электронный ресурс]. URL: < mag/2009/2009-> 02/2009-02-003.html (дата обращения: 28.03.2014).
2. Фузик Т. В. Обзор рынка страхования космических рисков [Электронный ресурс]. URL: < docs/doc20121023_002> (дата обращения: 25.05.2013).
3. Ченцова М. В. Залетное страхование // Полет. 2013. № 12.
27. Юргенс И.Ю. Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < analysis/953>.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.