На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98876


Наименование:


Курсовик Естественные монополии и их государственное регулирование в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.9.2016. Сдан: 2015. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 5
1 Монополия как отраслевая структура 7
1.1Монополия: понятие, экономическая природа, виды монополий 7
1.2 Естественная монополия: понятия, причины возникновения 10
2 Особенности рынка с естественной монополией в Республике Беларусь 13
2.1Особенности естественных монополий в Республике Беларусь 13
2.2 Анализ деятельности естественной монополии и её эффективность на примере Государственного объединения «Белорусская железная дорога 17
3 Методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в Республике Беларусь 25
3.1 Общие методы регулирования естественной монополии 25
3.2 Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования естественных монополий в Республике Беларусь 29
Заключение 31
Список использованных источников 33



ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития современных хозяйственных отношений особое внимание уделяется вопросам, которые связаны с повышением эффективности социально-экономических систем.
Так как рыночные процессы не являются самодостаточными, то они требуют благоприятных условий для их протекания. Созданием таких условий должно заниматься государство. Оно, в лице законодательной и исполнительной власти, призвано повысить результаты функционирования национальной экономической системы. Одним из решений данной проблемы может стать государственное регулирование естественных монополий. Это позволит содействовать более быстрой адаптации отечественных производителей к рыночным условиям хозяйствования.
Актуальность темы данной работы определяет исследование проблем, обусловленных государственным регулированием естественных монополий, что позволит существенно усилить динамику позитивных тенденций во всех сферах общественной жизни и обеспечить условия для нормального развития рыночных отношений.
Объектом исследования являются естественные монополии.
Предметом исследования - проблемы совершенствования регулирования отраслей естественных монополий.
Цель исследования - выявить проблемы государственного регулирования естественных монополий и найти оптимальные решения, позволяющие повысить его эффективность.
Методы исследования - анализ учебной литературы по данной теме, законодательных и нормативных актов, данных Национального статистического комитета, интернет-ресурсов по данной теме.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
а. определить природу естественных монополий
б. провести анализ деятельности естественных монополий
в. провести анализ системы регулирования естественных монополий в нашей стране и за рубежом, найти различия
г. выявить перспективы развития системы регулирования естественных монополий
При проведении исследования использовался анализ учебной литературы по заданной теме, а также анализ статистических данных, законодательных актов, касающихся данной темы, анализ научных статей.

1 МОНОПОЛИЯ КАК ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
1.1 Монополия: понятие, экономическая природа, виды монополий
Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения, это фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
В экономической литературе выделяют следующие виды монополий:
1. с учётом охвата экономики выделяют:

а. Чистая монополия (в масштабе определённой отрасли) - действует один продавец; установлены жёсткие барьеры для вступления в данную отрасль; монополист имеет полный контроль над производством и ценой товара;
б. Абсолютная монополия (в масштабе национального хозяйства) - находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли);
в. Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров и/или услуг.

2. с учётом характера и причин возникновения различают :

а. Естественные монополии - они возникают тогда, когда собственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и невоспроизводимые ресурсы, а также целые отрасли инфраструктуры, которые имеют важное стратегическое значение для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они приносят экономический выигрыш от больших масштабов производства. Они создают товары с меньшими издержками по сравнению с расходами ресурсов, которые бы возникли при действии множества аналогичных фирм;
б. Искусственная монополия - объединения предприятий ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. создают жёсткие барьеры входа в ту или иную отрасль для других фирм;
2. ограничивают фирмам, которые не вошли в данное монополистическое объединение, доступ к ресурсам;
3. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства).
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.[3, с. 80]
Монополистические объединения имеют полный контроль над объёмом производства и ценой, то есть они сами решают сколько им производить и по какой цене продавать. В условиях совершенной конкуренции для установления равновесной цены принимается во внимание взаимодействие спроса и предложения. Однако монополисты не обращают внимания на объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.
Профессора Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи (США) так раскрывают механизм монополистического ценообразования: "монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения".[4, с. 56]
Однако надо заметить, что когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при монополии и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.



1.2 Естественная монополия: понятия, причины возникновения

В моей работе речь пойдёт о естественных монополиях и способах их государственного регулирования. Поэтому стоит подробно остановиться на том, что представляет собой естественная монополия.
Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимонопольных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положения производителей, независимо от формы собственности. Они известны также как "Естественные монополии".
И так, естественная монополия - это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективней в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёмов производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.
Речь идет о тех видах деятельности, в которых по техническим причинам и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все и потребителей нужно защищать от дискриминации и монопольно высоких цен.
Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муниципальный транспорт, связь общего пользования. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и предложения в данном районе, чтобы спрос в каждом районе был полностью покрыт и не слишком сильно превышен. Монопольный поставщик должен быть достаточно крупным, чтобы иметь возможность снабжать весь рынок. Также предприятия в этой области не имеют права закрываться даже временно, и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации.
Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на производство единицы продукции, чем ряд конкурентных фирм[5, с. 367-369].
Естественные монополии для выбора оптимальной государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства и показан на рисунке 1(где LAC - кривая долгосрочных средних издержек; D - кривая спроса; Q - объём производства). Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами.

Рисунок 1- Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия
Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства (Q* на рисунке 2) эффект отдачи от мас........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.