На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 98974


Наименование:


Курсовик Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2016. Сдан: 2015. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Школьный музей: от теории к практике……………………………………………………………………………8
1.1. Теоретические подходы к проблеме функционирования школьного музея………………………………………………………………………...8
1.2. Создание музея, и последующая организация деятельности школьников…………………………………………………………………9
Глава 2. Школьный музей как условие для развития нравственно-патриотических качеств……………………………………………………………………………13
2.1. Анализ педагогической работы музея Истории образования г. Нижний Тагил в МБОУ СОШ №1 им. Н. К. Крупской…………………………………………………………………………13
2.2. Измерение успеха и неудач…………………………………………………………………………….20
Глава 3. Перспективные направления деятельности школьных музеев…………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список источников и литературы……………………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………………………………37


ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность. В настоящее время роль школы как воспитывающего социального института возрастает. В условиях динамично развивающегося общества, большой занятости и мобильности трудоспособного населения возникает необходимость реализации в школе мер воспитывающего характера, чем определяется общественная актуальность темы. Также общественный интерес к проблеме духовно-нравственного развития личности связан со следующими процессами.
Во-первых, реализация государственной культурной политики, направленной на формирование и закрепление базовых национальных ценностей. В 2009 году была утверждена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая включает «систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся, а также систему общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации» [4, с.7].
В октябре этого года президентом РФ В. В. Путиным подписан указ о создании Российского движения школьников. Нормативный акт создан в целях «совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [27].
Во-вторых, сложившая ситуация на международной арене свидетельствует о наличии глубоких социальных противоречий. Развитие терроризма и экономической нестабильности отражается на российской государственности. В частности, угроза проявления экстремистских настроений в молодежной среде, становится поводом для активизации пропаганды базовых духовно-нравственных ценностей, идей гуманизма.
Сегодня внеурочная деятельность является необходимым и обязательным компонентом образовательной системы. Школьный музей - это одна из площадок реализации направлений внеурочной деятельности школьников. В таком случае, своевременным можно считать изучение проблемы взаимодействия школы и музея, функционирования школьных музеев в качестве пространства для воспитания и развития личности.
Необходим пересмотр роли школьных музеев в процессе воспитания. Музеи существуют далеко не в каждом учебном заведении. В тех школах, где музей все-таки есть не всегда проводится активная культурно-образовательная работа с учащимися. Потому теоретическая разработка темы музейной педагогики, музейных практик и школьных проектов на базе музея представляется актуальной.
Кроме того, актуальность данной работы обусловлена социальным заказом одной из школ Нижнего Тагила. МБОУ СОШ №1 им. Н.К. Крупской - старейшее учебное заведение нашего города. Она имеет богатую историю (основана в 1847 г.), на основе которой сегодня ведет свою работу музей «История образования в городе Нижний Тагил». Он возник в 1967 г. как музей истории старейшего учебного заведения Нижнего Тагила. В 1975 г. музей получил статус «Музея народного образования в г. Нижний Тагил». Современное название носит с 1996 г., когда он открылся после второй реконструкции, длившейся несколько лет. Автору довелось познакомиться с опытом педагогической работы данного музея во время учебной музейно-архивной практики, проходившей на базе школы. Всесторонний анализ деятельности музея привел к выводу о необходимости разработки проблемы нравственно-патриотического воспитания в пространстве школьного музея.
Историография. Музейная педагогика возникла в Германии на рубеже XIX-XX в. Среди первых разработчиков теории и практики музейной педагогики следует назвать таких, как А. Лихтварк, К. Фолль, Г. Кершерштейнер [13, c. 24-27]. Данные авторы являлись сторонниками организации музея, который стал бы пространством для обучения и воспитания детей. Следующий период развития данного направления в Германии приходится на 1920-е-1930-е гг. В это время решаются проблемы взаимодействия музея и школы. Их решением занимается Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, объединивший талантливых педагогов Л. Паллата, Д. Рихтера, Г. Фройденталя [13, c. 28]. В последующем, развитием идеи образования в сфере музея занимался А. Рейхвен. Таким образом, вклад немецких исследователей в разработку теории музейной педагогики значителен. Представленные авторы одними из первых заговорили о необходимости консолидации музея и школы, а так же осуществлении образовательной деятельности посредствам ресурсов музеев.
Отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко) [13, c.37].
Однако, активное применение музейной педагогики как научной дисциплины приходиться лишь на 1980-е г. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 году высказал идею о создании такой научной дисциплины, как музейная педагогика.
Среди современных исследователей музейной педагогики хотелось бы отметить М. Ю. Юхневича, С. Л. Троянскую, Б. А. Столярова. Они являются авторами учебных пособий по музейной педагогике.
Изучением именно школьных музеев, способов их организации, исследованием педагогического значения музея в школе в первой половине XX века занимались авторы: А. У. Зеленко, А. И. Гусев, Н. А. Хитьков.
В работах отечественных авторов второй половины XX начла XXI века таких, как В. Е. Туманов, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Ванслова, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко, Н. И. Решетников обобщен опыт работы школьных музеев, освящены цели, задачи, формы их деятельности [9, c.125-127].
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных качеств личности школьника вне предметных дисциплин средствами музейной педагогики;
Предмет: школьный музей как площадка для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Цель исследования: педагогическое обоснование роли школьного музея в процессе формирование личности, изучение на этой основе опыта воспитательной работы музея МБОУ СОШ №1 им Н. К. Крупской.
Задачи:
- изучить в теории состояние проблемы воспитания учащихся на базе музея;
- обосновать педагогическую значимость деятельности школьного музея;
- познакомиться с опытом работы Музея истории образования г. Нижний Тагил;
- выяснить эффективность мер педагогического воздействия, реализуемых на базе музея.
- предложить перспективные направления развития воспитательной работы в музее образовательных организаций.
Источники. Источниковая база по теме разнообразна, поэтому используемые источники мы подразделили на несколько групп.
В первую входят документы, отражающие государственную культурную политику (Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Государственная программа Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года»).
Во вторую группу включены интервью автора с сотрудниками Музея истории образования г. Нижний Тагил в МБОУ СОШ №1, план работы музея «История образования в г. Нижний Тагил на 2014-2015 учебный год», данные социологического опроса «Патриотическое воспитание в современной России», документальные данные о мероприятиях воспитательного характера, проводимых в музее (отчеты, планы работы).
Третья группа используемых источников - электронные ресурсы (сайт школы, сайт газеты «Тагильский рабочий», сайт патриотической акции «У Победы наши лица»).
В работе использованы следующие методы научного исследования:
• общенаучные: анализ, синтез;
• педагогические: анализ документов и результатов деятельности, анализ педагогического опыта;
• междисциплинарные: социокультурный метод позволяет выявить присущую определенному обществу совокупность ценностных предпочтений, определить социально значимые нравственные ориентиры.


ГЛАВА 1. МУЗЕЙ В ШКОЛЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ.
1.1 Теоретические подходы к проблеме функционирования школьного музея.
Музей в школе, возникший на рубеже XIX-XX веков, использовался в процессе образования как собрание наглядных примеров. Сегодня его функции расширились. Музей воспринимается в качестве площадки для осуществления разнообразной деятельности учащихся, а так же как условие для формирования определенных личностных качеств.
Один из выдающихся авторов и разработчиков проблем музейной педагогики М. Ю. Юхневич определяет школьный музей как специфический. Он приходит к выводу, что особенность данного типа музея определяется его местом (образовательная организация) и значением в процессе обучения и воспитания [18, c. 90].
Музей в школе вовсе не должен походить на классическое собрание уникальных экземпляров для экспозиции зрителю. Здесь важен, прежде всего, интерактив, то есть возможность творческой, интеллектуальной деятельности субъектов педагогического процесса. Сами учащиеся выступают его создателями и в то же время участниками (посетителями).
Современный специалист в области краеведения, архивоведения и музееведения В. Е. Туманов считает, что школьный музей - это форма общественной организации, которая объединяет детей на основе интереса к истории родного края и их изучению музейно-краеведческими средствами [15, c. 22]. Также автор определяет школьный музей как эффективное средство обучения и воспитания.
Исходя из вышесказанного, перечислим функции школьного музея, выделив две группы: традиционные и специфические. К традиционным относятся функции музея как учреждения культуры, такие как: документирование и хранение информации, организация и проведение научно-исследовательской деятельности, просвещение и досуг.
К специфическим функциям школьного музея следует определить следующие:
- воспитывающая (привитие ценностного отношения к прошлому, формирование исторического сознания и гражданственности учащихся, а так же развитие нравственных качеств личности).
- творческая (именно на базе музея может осуществляться творческая, проектная деятельность школьника, проявляется инициативность, появляется пространство для креативности в процессе создания музея);
- коммуникативная (непосредственное взаимодействие учащихся в работе над общим проектом и в процессе деятельности актива).
Таким образом, в школьном музее, в отличие от классического, преобладает воспитательно-творческое начало, поэто........


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] / А. Н. Вырщиков. Волгоград: НП ИПД «Авторское право», 2006. - 172с.
2. Каримов, Д. В., Кирсанов, Е. Е., Овчинников С. А. Духовно-нравственное развитие современной молодежи [Текст] // Шаг в историческую науку: материалы региональной конференции молодых ученых (24 апреля 2012 г.) Вып. 12 / ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург 2012, с. 151 - 153.
3. Кирпитнева, Л. Б. Поиск новых перспективных форм в работе школьного музея [Текст] // Музей в школе: перспективы развития. Сборник статей. М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре». 2006. с. 9-11.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. - с. 7-11.
5. Кочкина, А. А. Формирование патриотизма у школьников в процессе реализации музейного проекта [Текст] // Великая Отечественная война: уроки прошлого в интерпретации настоящего: Материалы регионалной научно-практической конференции (г. Нижний Тагил 14 мая 2015 г.). - с. 60-64.
6. Кочкина, А. А., Катаева П. А. Формирование патриотизма в пространстве школьного музея [Текст] / А. А. Кочкина, П. А. Катаева // Шаг в историческую науку: Материалы региональной конференции молодых ученых (г. Екатеринбург, 16 апреля 2015 г.). Вып. 15 / ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - с. 104-106.
7. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: ОмГУ, 2005. - 59 с.
8. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / Пер. а англ. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011. - 399 с.
9. Макеева, И. А. Школьный музей: история и перспективы развития [Текст] / И. А. Макеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 125-127.
10. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Е. Мусина. Белгород: «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
11. Огоновская, И. С. Каменный пояс 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения: комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020 гг. [Текст] / И. С. Огоновская, О. В. Вопилова, Н. С. Касатова. - Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013. - 72 с.
12. Рыжкова, О. В. Память о Великой Победе в пространстве школьного музея [Текст] / Рыжкова О. В. // Современный педагог - историк: актуальные проблемы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Ежегодник. XIX всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал гос. пед. ун-т», ФГБУН Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2015. Часть II - 217 с.: табл., схемы. С. 159-163.
13. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика [Текст]. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
14. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности [Текст]: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 131 с.
15. Туманов, В.Е. Школьный музей. Методическое пособие [Текст] / В. Е. Туманов . Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации - 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
17. Школьный музей: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений [Текст] / Сост. Е.Г. Ходжер. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 - 90 с.
18. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике [Текст] / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. М., 2001. - 223 с.

РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
19. Патриотизм. Сайт Википедия [Электронный ресурс] / URL: (дата обращения: 25. 05. 2015 г.).
20. Положение о проведении областной патриотической акции «У Победы наши лица» (выставки фотопортретов) / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области / [Электронный ресурс] // URL: < doc/580272/polozhenie---u-pobedy--nashi-lica-> (дата обращения: 12.11.2015).
21. Свахина, Р. Прадедам от правнуков // Тагильский рабочий [Электронный ресурс] // URL: < news/news_detail/?ID=4522&SECTION_ID=159> (дата обращения: 10.11.2015).
22. Словарь С. Ожегова. Толковый словарь русского языка / [Электронный ресурс] // URL: < >23. Снецкая, Э. Любимый дедушка // Тагильский рабочий [Электронный ресурс] // URL: < news/news_detail/?ID=3757&SECTION_ID=159> (дата обращения: 12.11.2015).
24. Список кавалеров ордена Славы 3-ех степеней [Электронный ресурс] / Нижнетагильский городской сервис // URL: news/pobeda/kavaler.php (Дата обращения: 6.11.2015)
25. Толковый словарь Кузнецова [Электронный ресурс] / URL: < kuznec_a> (дата обращения: 25. 11. 2015 г.).
26. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / URL: < > (дата обращения: 25. 11. 2015 г.).
27. Указ Президента РФ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // [Электронный ресурс]: URL: /clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fkremlin.ru%26ts%3D1448376201%26uid%3D2278013651443783982%26sign=1e2b8609f8c608052c8da09c0368b560%26keyno=1> (дата обращения: 3. 12. 15).
28. Философский словарь. Патриотизм [Электронный ресурс] / < fil_a> (дата обращения: 25. 11. 2015 г.).



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.