На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Форма конституционной защиты прав.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 20.09.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве
Жалоба - устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит российским гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ.
Гражданин или группа (коллектив) граждан вправе выбирать, защищать свое нарушенное право в суде или обратиться в вышестоящий по отношению к правонарушителю орган. Если жалоба подана по подчиненности, то при неблагоприятном для гражданина результате ее рассмотрения он не лишается возможности обратиться с жалобой в суд. Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда рассматривается законом не только как средство обеспечения соблюдения прав и интересов физических и юридических лиц, но и как способ обнаружения и устранения нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.
Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в УПК РФ 2001 г. приобрел самостоятельное весомое значение и выделен в отдельную главу (глава 16 раздела V УПК РФ, ст. 123 - 127). Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства - предоставление права на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц в той части, в которой проводимые процессуальные действия (или бездействие) и принимаемые решения затрагивают их интересы. Право на обжалование процессуальных действий и решений является одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ).
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Предварительное расследование как процессуальная деятельность осуществляется не только "до суда", но и "для суда", что обусловливает необходимость судебного контроля действий и решений на досудебных стадиях производства по уголовному делу. Существует ряд оснований, при наличии которых допускается безотлагательная судебная проверка: 1) наличие ограничения конституционных прав и свобод личности; 2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений; 3) отсутствует прямая связь между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.
Безотлагательная судебная проверка осуществляется по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. Она не влечет приостановления ни производства по делу в целом, ни исполнения соответствующих решений или действий. Проверка ведется на основе представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия.
Деятельность суда протекает в условиях состязательности, порядок рассмотрения жалоб точно регламентирован законом, обеспечивающим гласность, публичность разбирательства, участие заинтересованных лиц. Судебный процесс должен обеспечивать применение закона не механически, а адекватно каждому случаю, по правде и по совести. Судопроизводство, соответствующее перечисленным принципам, создает условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного, справедливого решения.
Ни Конституция, ни процессуальное законодательство не дают конкретного перечня действий (случаев бездействия) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан или затрагивают их интересы, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также по которым законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, ст. 91 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" установлен исковой порядок прекращения экологически вредной деятельности по заявлениям граждан).
Участники уголовного процесса, а также лица, чьи интересы затрагиваются принимаемыми решениями, вправе обжаловать любое действие и бездействие органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда на любой стадии уголовного процесса. Право обжалования имеют все участники уголовного процесса: сторона обвинения (ч. 2 п. 18 ст. 42; ст. 43; ч. 4 п. 17 ст. 44; ст. 45 УПК РФ); сторона защиты (ч. 4 п. 10 ст. 46; ч. 4 п. 14, 18 ст. 47; ч. 1 п. 10 ст. 53; ч. 2 п. 12, 14 ст. 54; ст. 55 УПК РФ); иные участники уголовного судопроизводства (ч. 4 п. 5 ст. 56; ч. 3 п. 5 ст. 57; ч. 3 п. 4 ст. 58; ч. 3 п. 3 ст. 59; ч. 2 п. 3 ст. 60 УПК РФ) и иные лица.
Право на обжалование должно быть разъяснено должностными лицами правоохранительных органов, прокуратуры и суда, на которых возложена процессуальная обязанность всестороннего, полного, своевременного и объективного рассмотрения жалоб, при первом контакте с лицами, чьи интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями или принимаемыми процессуальными решениями. Такими должностными лицами являются дознаватель, следователь, прокурор и судья, осуществляющие уголовное судопроизводство по конкретному делу. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Действия суда обжалуются вышестоящему суду, действия прокурора помимо обжалования вышестоящему прокурору могут быть обжалованы в суд. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Правом на обжалование обладают как физические, так и юридические лица, полагающие, что нарушаются их законные интересы в сфере применения норм уголовно-процессуального права. Жалобы могут исходить от подозреваемого, обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего и его защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также от эксперта, специалиста, переводчика, других граждан, участвовавших или не принимавших участия в уголовном процессе, любых заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Например, в связи с расследованием уголовного дела по обвинению М. Ходорковского Генеральная прокуратура РФ наложила арест на акции нефтяной компании "Юкос". При этом большая часть акций не принадлежала бывшему главе компании Ходорковскому. Жалобы компании "Юкос" и акционеров, которым принадлежали арестованные акции, о снятии ареста с акций совершенно обоснованны. Другой пример - необоснованная порча имущества во время обыска (взломаны двери, вскрыты стены и т.д.) при обстоятельствах, не требовавших экстренных мер. Имел место и такой случай. Во время обыска и задержания подозреваемого у него была изъята крупная сумма денег. Деньги ему не принадлежали, о чем было сделано соответствующее заявление. Тем не менее на изъятые деньги был наложен арест, и они были помещены в камеру хранения УВД для обеспечения конфискации имущества, в случае если таковая будет применена вступившим в законную силу приговором. В результате владелец денежных средств, передавший их задержанному лицу накануне для приобретения автомашины, обратился к следователю с заявлением о возврате денег. После того как в этом ему было отказано, заявитель обжаловал действия следователя прокурору и в суд по месту производства предварительного следствия. Прокурор отказал в удовлетворении жалобы, сославшись на то обстоятельство, что принадлежность денег не устанавливалась, а поскольку по делу может быть применена конфискация имущества или возмещение ущерба, деньги будут находиться в органах следствия до вынесения приговора. Тем не менее суд, изучив доводы жалобы, материалы, представленные заявителем и следователем, а также иные доказательства, принял решение о признании действий следователя незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения.
Жалобы на нарушения в сфере применения норм уголовно-процессуального права рассматриваются по правилам уголовного судопроизводства. Допускаются как письменные, так и устные жалобы. Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу. Возможность подачи устной жалобы связана с тем, что не все лица, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, обладают достаточной правовой грамотностью, и потому в обязанности должностного лица, принимающего устную жалобу, входит помощь по ее надлежащему оформлению, разъяснение написанного, ознакомление с конечным результатом, предоставление копии жалобы заявителю (с соответствующей регистрацией о ее приеме и указанием даты).
Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов. В них указывается: время составления, лицо, которым составлен процессуальный документ, содержание жалобы, информация о заявителе. Письменную жалобу заявителю целесообразно подавать в двух экземплярах, оставляя зарегистрированную копию у себя. Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Если такая жалоба заявлена устно, то составляется отдельный процессуальный документ помимо занесения устной жалобы в протокол следственного действия. Поступившая жалоба должна быть немедленно направлена лицом, производившим следственное действие, прокурору, осуществляющему надзор за расследованием по данному делу. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, если только это не найдут нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.
Жалобы, поступившие к начальнику органа дознания или начальнику следственного отдела, в течение 24 часов должны быть направлены прокурору, осуществляющему непосредственный надзор за исполнением законов при расследовании по конкретному уголовному делу. Указанные должностные лица должны ознакомиться с жалобой или снять копию, в пределах своей компетенции принять меры к устранению допущенных нарушений закона, привлечению к ответственности виновных лиц, а также меры по предупреждению подобных нарушений в будущем. О принятых мерах сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела, в форме пояснительной записки к поданной жалобе.
Вышестоящий по отношению к осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела прокурор (вплоть до Генерального прокурора РФ) вправе лично рассмотреть и разрешить жалобу, поступившую из средств массовой информации, органов законодательной и исполнительной власти, а также от физических или юридических лиц.
В местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых представители администрации следственного изолятора во время обязательного ежедневного обхода камер принимают жалобы и после регистрации направляют их в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, соответствующему адресату.
Вопросы, связанные с порядком направления жалобы, адресованной в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, защитнику и т.п., должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей (подвергаются цензуре). Жалоба направляется по принадлежности в течение трех дней со дня поступления, за исключением праздничных и выходных дней.
Жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи жалобы рабочего дня направляются адресату. Если жалоба подается в запечатанном конверте, вскрытие его категорически запрещается. Понятие "органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей", согласно ч. 1 ст. 38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" включает: 1) Президента РФ; 2) Правительство РФ; 3) законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя названный Закон об этом не говорит, правом контроля пользуется Федеральное Собрание в лице двух палат: Государственной Думы и Совета Федераций. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. на жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека в РФ, распространяется аналогичный порядок.
Жалобы на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда направляются не позднее трех дней с момента подачи, за исключением праздничных и выходных дней. Оплата расходов по пересылке кассационных жалоб, жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей, производится за счет государства. Остальные жалобы отправляются за счет заявителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег на лицевом счете расходы производятся за счет мест содержания под стражей (за исключением телеграмм).
Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых, связанное с жалобами на действия должностных лиц, администрации мест содержания под стражей. Жалобы, содержащие законные просьбы, вопросы или предложения, связанные с содержанием под стражей, или иные вопросы - не связанные с производством по уголовному делу, с согласия подозреваемого или обвиняемого разрешаются на месте администрацией места содержания под стражей, и адресату жалоба не направляется. Если заявитель настаивает на отправке жалобы адресату либо администрация некомпетентна решить поставленные в жалобе вопросы, администрация места содержания под стражей дополняет жалобу приложением письменных пояснений по существу поставленных вопросов и мерах по их разрешению, а затем направляет жалобу адресату.
Жалобы, содержащие сведения, способствующие совершению преступления, либо которые могут помешать установлению истины по делу, либо содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо выполненные тайнописью, шифром, передаются для рассмотрения лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело. Все поступившие жалобы проходят обязательную регистрацию, каждой принятой администрацией мест содержания под стражей жалобе присваивается регистрационный номер и в обязательном порядке сообщается заявителю вместе с датой отправки. Ответы на жалобы вручаются подозреваемым или обвиняемым под расписку. Ограничения и временного приостановления направления жалоб не допускается. Для лиц, водворенных в карцер либо содержащихся под стражей в режиме особых условий и карантина, предусмотрен обычный порядок приема и отправки жалоб.
Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. В соответствии с Конвенцией предусматривается процедура международного рассмотрения индивидуальных жалоб. Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобами на нарушения прав и свобод, допущенные представителями государственной власти. Жалобы принимаются Европейским Судом в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутри страны средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита очевидно неэффективна.
Институт обжалования действий (бездействия) и решений дознавателя, органа дознания, следователя - прокурору, а прокурора - вышестоящему прокурору не является новым, поскольку УПК РСФСР содержал правила и порядок такого обжалования. Рассмотрение жалобы прокурором в большинстве случаев включает в себя проведение необходимых проверочных действий, относящихся к ее содержанию. Для надлежащего рассмотрения жалобы и принятия по ней законного и обоснованного решения прокурору необходимо истребовать и изучить материалы дела, материалы оперативно-розыскной деятельности и иные материалы либо выехать непосредственно на место и провести проверочные действия, получить объяснения от дознавателя, следователя, должностных лиц, осуществляющих ведомственный процессуальный контроль, от заявителя и других лиц.
По окончании проверки по требованию заявителя материалы проверки должны быть предоставлены ему для ознакомления, исключая ту часть материалов, которая касается государственной или иной охраняемой законом тайны. Независимо от характера решения, принятого по жалобе, заявитель должен быть о нем извещен незамедлительно. Определение порядка учета, регистрации и прохождения жалоб, контроля за своевременным и правильным их разрешением содержится в инструкции по делопроизводству. Когда жалоба содержит сведения, указывающие на признаки преступления, заявитель вызывается для дачи объяснений и предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Объяснения могут быть написаны собственноручно либо даны в устной форме и записаны прокурором, производящим проверку. Лица, отказавшиеся явиться по вызову для дачи объяснений, не могут быть подвергнуты приводу.
Решение прокурора по жалобе принимается в течение трех суток, а в исключительных случаях в течение 10 суток и оформляется постановлением. Признав доводы, приведенные в жалобе, обоснованными, прокурор обязан незамедлительно принять меры к устранению нарушений закона. При отказе в удовлетворении жалобы необходимо в мотивированном постановлении аргументированно разъяснить мотивы такого решения со ссылками на нормы закона и материалы уголовного дела либо иные материалы, истребованные в ходе проверки. Заявителю также разъясняется порядок обжалования принятого решения вышестоящему прокурору либо в суд, хотя зачастую прокурор этого не делает, а ограничивается лишь фразой: "постановление может быть обжаловано". Такой подход не соответствует закону, а неразъяснение прокурором порядка обжалования является нарушением прав граждан. Копия постановления, как правило, не направляется заявителю, а выдается по его просьбе. Заявитель во всех случаях должен пользоваться правом ознакомления с материалами проверки, проведенной по его заявлению.
В работе по проверке жалоб на нарушение закона должностными лицами правоохранительных органов прокурор вправе требовать содействия как от структурных подразделений внутренней безопасности, так и от руководства этих органов. Сейчас происходит постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры и переход к такому принципу осуществления плановых общенадзорных проверок, когда нет законных поводов для вмешательства помимо поступивших сигналов о правонарушениях и вне рамок вопросов, затронутых в жалобе (заявлении), кроме случаев защиты безгласного интереса (служебная зависимость либо несовершеннолетние), а равно неперсонифицированного общественного интереса.
Поступившие в ходе расследования уголовных дел жалобы и решения, принятые по ним, приобщаются к материалам соответствующих уголовных дел. Сроки рассмотрения жалоб сокращаются в той части, которая касается разрешения жалоб, не содержащих признаков преступления. Прежний порядок, установленный Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 10), предусматривал 30-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее поступления. Уголовно-процессуальным кодексом РФ данная статья фактически признается недействующей, поскольку Кодекс закрепляет единый для всех жалоб срок рассмотрения - 3 дня и максимально 10 дней.
Судебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также суда, с нашей точки зрения, является более эффективным. Осуществляя правосудие - государственную деятельность, направленную на рассмотрение и разрешение правовых конфликтов, суд и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.