На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99053


Наименование:


Курсовик Манипулирование общественным сознанием в информационном пространстве России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.9.2016. Сдан: 2016. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты манипулирования общественным сознанием 6
1.1 Понятие манипулирования общественным сознанием 6
1.2 Направления манипулирования общественным сознанием 10
2 Манипулирование общественным сознанием и информационное общество 15
2.1 Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества 15
2.2 Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях реформирования российского общества 18
3 Проблема манипулирования общественным сознанием в информационном пространстве России 23
3.1 Особенности манипулирования общественным сознанием в России 23
3.2 Политическое манипулирование в российском информационном обществе 28
Заключение 34
Библиографический список 37


Введение
Актуальность темы исследования. Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы в специфической, присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности и особенности развития и функционирования. Трансформация или любые изменения информации и процессов ее функционирования в настоящее время активно используется значительной частью индивидуальных и совокупных социальных субъектов для оказания воздействия на психику людей, модификации их поведения, для психологических манипуляций.
Основное внимание исследователей при рассмотрении
информационного взаимодействия, функционирования средств массовой
коммуникации в последнее время чаще всего сосредотачивалось на
разработке новых способов и форм социального взаимодействия,
современных информационно-коммуникативных технологий, на их
необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, социальное управление, на развитие общества и личности.
Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.
Условия реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми. В настоящее время происходит выдвижение отношений конкуренции, борьбы на ведущее место в системе социальных отношений в российском обществе. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения до массовой коммуникации.
Причем наряду с положительным влиянием конкуренции на повышение инициативы и активности значительной части населения это приводит также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия, сущностью которого является получение односторонних преимуществ зачастую в ущерб окружающим.
Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.
Манипулирование общественным сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности.
В условиях вхождения России в информационную стадию развития обладание информационной, экономической и политической властью, а также владение новейшими техническими средствами и методами психологического воздействия создает возможность использовать демократические институты в качестве инструмента социального господства. Данное социальное господство базируется, в первую очередь, на манипулятивных возможностях массовой коммуникации. Таким образом, изучение проблемы манипулирования общественным сознанием в информационном пространстве России на сегодняшний день является актуальным.
Объектом исследования в данной работе является манипулирование общественным сознанием. Предмет исследования - особенности манипулирования сознанием в информационном пространстве России.
Цель исследования - выявить особенности манипулирования общественным сознанием в информационном пространстве России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие манипулирования общественным сознанием.
2. Изучить направления манипулирования общественным сознанием.
3. Охарактеризовать манипуляцию массовым сознанием как феномен информационного общества.
4. Исследовать специфику информационной среды и информационно-психологического воздействия в условиях реформирования российского общества.
5. Проанализировать особенности манипулирования общественным сознанием в России.
6. Раскрыть характерные черты политического манипулирования в российском информационном обществе.
Методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.
Методологической основой работы является теоретический материал из учебных пособий, также приводятся практические примеры из государственной и общественной жизни.
Работа включает в себя следующие структурные элементы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
1 Теоретические аспекты манипулирования общественным сознанием
1.1 Понятие манипулирования общественным сознанием
Термину «манипуляция» обычно приписывается негативный смысл. Под ним понимают воздействие на человека, группу людей с целью побуждения к действиям, противоречащим собственным убеждениям индивидов. Реальные цели и мотивы манипуляторов практическими всегда расходятся с объявленными. Главная цель манипуляции тщательно скрывается. К людям, сознанием которых манипулируют, относятся как к объектам манипуляций, своего рода вещам. Манипуляция - технология власти, а не воздействие на поведение друга или партнера. Кроме того, манипуляция не только побуждает человека, находящегося под ее воздействием, делать то, что желают другие, она заставляет его хотеть это сделать.
Наиболее популярным в современной политической науке является понимание власти, разработанное немецким социологом и политологом Максом Вебером: власть трактуется как волевое воздействие, навязывание воли субъекта воле объекта. Таким образом, власть по определению включает в свое концептуальное поле манипулирование сознанием объекта, когда господствующие заставляют действовать подчиненных вопреки их собственным интересам, но думать при этом, что они поступают в полном соответствии со своими интересами.
В научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы изучения различных форм скрытого принуждения личности. В настоящее время наиболее универсальным из понятий, отражающих механизм скрытого психологического принуждения, выступает манипуляция. Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное, или метафорическое.
В последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. В своем переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т. е. можно говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, психологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.
Г.В. Иванченко приводит ряд следующих формулировок понятия манипуляции:
- вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
- вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент;
- вид психологического воздействия, направленного на изменение активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им;
- вид психологического воздействия, направленного на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий;
- искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели;
- вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.
Приведенные формулировки понятия «манипуляция» относятся в основном к одной из ее разновидностей, достаточно распространенной, но не единственной, а именно: к межличностной манипуляции. В этих определениях операциональная сторона процесса манипуляции определяется, главным образом, через искусность манипулятора, а также прямо указывается на «насильственность», «навязанность» вносимых изменений в психику и поведение.
Понятие «манипуляция» употребляется также и в других переносных значениях.
Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция, манипулятивный подход, манипулирование заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения. Конечная цель таких акций - это контроль над населением, его управляемость.
Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.
В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность .
Причем можно выделить простые «одноактные» манипуляции или акты манипулятивного воздействия, а также сложные, которые можно условно обозначить как манипулятивные игры.
Иными словами, процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающим «одноактный» период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, т.е. включать комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на различные психологические структуры личности и использование различных психологических механизмов с поэтапной реализацией этих приемов в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свои временную, пространственную и организационно-социальную структуры.
Манипулирование общественным сознанием - это характерный для развитого индустриально-капиталистического типа социальной организации способ реализации господства, основанный на косвенном стимулировании определенного типа массового поведения путем создания в массовом сознании неадекватной дей........

Библиографический список
1. Антипов, К.В., Баженов, Ю.К. Паблик рилейшнз [Текст]. - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2012. - 150 с.
2. Аргунова, Е.В. Использование некоторых методов и результатов манипулирования массовым сознанием как основа стратегии противодействия манипулятору [Текст] // Общественные науки и современность. - 2015. - № 5. - С. 21-25.
3. Варакута, С.А., Егоров, Ю.Н. Связи с общественностью [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
4. Васильева, М. М. Связи с общественностью в органах власти [Текст]: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 495 с.
5. Золотарева, Н.В. Манипулирование общественным сознанием посредством массовой коммуникации как социально-философская проблема управления в России [Текст] // Социологические исследования. - 2014. - №6. - С. 14-19.
6. Иванченко, Г.В. Реальность Паблик Рилейшнз [Текст]. - М: Смысл, 2013. - 347с.
7. Катлип, С. Теория и практика ПР [Текст]. Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 300 с.
8. Катлип, С., Сентер, А., Брум, М. Паблик рилейшнз: теория и практика [Текст]. - СПб. - Киев. Изд. дом «Вильямс», 2013. - 304 с.
9. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2012. - 228 с.
10. Королько, В.Г. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2013. - 271 с.
11. Марков, А.А. Связи с общественностью в органах власти [Текст]. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 190 с.
12. Моисеев, В.А. Паблик рилейшнз: Теория и практика [Текст]. - М.: Омега-Л, 2012. - 376 с.
13. Музалевский, М.Е. «PR-проект: от проблемы к результату» [Текст]. - Саратов: «Научная книга», 2012. - 96 с.
14. Савинова, О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских органах управления [Текст]. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 312 с.
15. Суркова, М.А. Паблик рилейшнз [Текст]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 444 с.
16. Терентьев, А.С. Паблик рилейшнз: основы и практика [Текст]. - М.: Юнайф, 2012. - 210 с.
17. Ужанов, А.Е. Система «паблик рилейншз»: сущность, проблемы функционирования, пути формирования [Текст]. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 292 с.
18. Хромов, Л.Н. PR: искусство, теория, практика [Текст]. - Петрозаводск: АО «Фолиум», 2010. - 346 с.
19. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью [Текст]. - М.: Дело, 2014. - 296 с.
20. Чумиков, А.Н., Бочаров, М.П. Связи с общественностью: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2013. - 240 с.
21. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления [Текст]. - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «Русич», 2011. - 189 с.
22. К вопросу о манипуляции общественным сознанием в рамках информационного пространства [Электронный ресурс] // Режим доступа: ?q=node/1338
23. Манипулирование общественным сознанием в информационном пространстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: showthread.php?t=494
24. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества [Электронный ресурс] // Режим доступа: article/n/manipulyatsiya-massovym-soznaniem-kak-fenomen-informatsionnogo-obschestva
25. Политическое манипулирование в информационном обществе [Электронный ресурс] // Режим доступа: article/n/politicheskoe-manipulirovanie-v-informatsionnom-obschestve
26. Сладкова, О.Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе [Электронный ресурс] // Режим доступа: files/Monitoring/sladkova_manipul_obsch_sozn.pdf
27. Феномен социального манипулирования в социокультурном пространстве информационного общества [Электронный ресурс] // Режим доступа: fenomen-sotsialnogo-manipulirovaniya-v-sotsiokulturnom-prostranstve-informatsionnogo-obschestva


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.