На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99063


Наименование:


Курсовик Предупреждение неуспеваемости младших школьников.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 21.09.2016. Сдан: 2014. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ЭТИХ ПРИЧИН
1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...5
1.2 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии………………………………………6
1.3 Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………………12
1.4 Пути преодоления неуспеваемости………………………………….15
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Введение в опытно-экспериментальную часть……………………..18
2.2Работа по предупреждению неуспеваемости младших школьников19
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..31


ВВЕДЕНИЕ

Тема проблемы школьной неуспеваемости является актуальной на сегодняшний день. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих.
Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение.
Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:
· снижают его самооценку младшего школьника;
· смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью;
· делают школьника пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы их предупредить и устранить.
Изучению причин школьной неуспеваемости и путей ее преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, М.А. Даниловой, Л.В. Занкова, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинской, Э.И, Моносзон, Н.И. Мурачковского, Т.Я. Мусеридзе, A.M. Орловой, С.П. Петриченко, В.И. Помогайба, СМ. Ривеса, М.Н. Скаткина, Л.С Славиной, Т.Ю. Стульпинаса, В.А. Сухомлинского, B.C. Цетлин, П.О. Эфруси и других.
Этой же проблеме посвящены труды дефектологов и физиологов: М.М. Безруких, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С Певзнер и других.
На основании изучения опыта работы школы, психолого-педагогической и научно-методической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется наличием противоречия, с одной стороны, между возросшей потребностью общества и самой личности в высоком уровне образования и необходимостью решения в этой связи проблемы неуспеваемости, а с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью системы работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность для школы в современных условиях обусловили выбор темы исследования: «Предупреждение неуспеваемости младших школьников».
Цель: исследовать процесс предупреждения неуспеваемости младших школьников.
Задачи:
· Раскрыть понятие «неуспеваемости» в психолого-педагогической литературе
· Показать исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии
· Изучить психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников
· Определить пути преодоления неуспеваемости
· Провести констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: пути предупреждения неуспеваемости.
Гипотеза: если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости.
Методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования
б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры.
База исследования: СШ №8 г. Мозыря, 3 «А» класс.



ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРИЧИН

1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. [16,с.128].
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы:
· Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя, имеют большие трудности при понимании текста учебника.
· Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.
· Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. [8 ,с.89]
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.
В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов [4,с. 45].
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
- не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков);
- не стремится получать новые знания теоретического характера;
- избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
- не стремится к оценке своих достижений;
- не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
- не усвоил понятий в системе.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания. [13,с. 145].
Таким образом, под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические особенности неуспевающих школьников.

1.2 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.
Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности. На вопрос - каковы типичные сочетания особенностей школьников, определяющие характер неуспеваемости - отвечают психологические исследования. Дидактическая основа для таких исследований содержится в работе А.М. Гельмонта. В этой работе дан дифференцированный анализ неуспеваемости школьников и ее причин. Один из критериев, который положен А.М. Гельмонтом в основу дифференциации неуспеваемости носит психологический характер - это степень легкости (или трудности) преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:
- плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;
- отрицательное отношение к учению;
- отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.
А.М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс обучения. Длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы. [8,с.70]
В.И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут быть рассмотрены различия в поведении детей и особенности их личности:
- отношение к учению;
- организация учебной работы;
- усвоение знаний и навыков.
Эти показатели могут по разному проявляться у детей с одинаковой успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью успешности в учении и отношение к учению. Характеризуя группы детей с одинаковой успеваемостью можно выделить какую-либо одну группу черт, которая определяет все остальное. [16 ,с.148]
Свои исследования А.А. Бударный использует для обоснования необходимости введения на уроке дифференцированных форм обучения. Изучая исследования психологов, он наблюдал, как учащиеся одного класса воспринимают и усваивают материал урока. Деля учащихся на группы А.А. Бударный опирается на такие психологические особенности:
- обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний;
- работоспособность. [4 ,с.18]
В своих работах М.Н. Волокитина опирается на отношение учащихся к учебе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности разрешения имеющихся у них проблем. [6 ,с.204]
Работы Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой показали, что учащиеся не знают рациональных приемов запоминания учебного материала и не умеют мыслить, что они не обучены этим умениям. [11; 14]
Понятие «обучаемость» использовал Б.Г. Ананьев, трактуя этот термин как восприимчивость ребенка к обучению. [1 ,с.37]
Различие в обучаемости проявляется у школьников достаточно широко при усвоении различных предметов и в разных видах деятельности, а также характеризуется относительной устойчивостью.
Сохраняет свое значение введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития», которое означает умственные возможности учащихся, реализующиеся в условиях сотрудничества со взрослыми, при их помощи.[5 ,с.46]
В исследованиях по психологии обучения, направленных на анализ особенностей обучаемости сочетаются две задачи:
- выяснение того, как, какими способами школьники самостоятельно «добывают» новое знание;
- установление видов помощи, какие необходимы для того, чтобы школьник мог успешно справиться с заданием.
Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально психологическими способностями ученика, а также вследствие того, чему и как обучают ученика.
Н.С. Лейтис ввел понятие «психологических компонентов усвоения», под которыми он понимал связанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:
- положительное отношение учащихся к учению;
- процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом;
- процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;
- процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. [13 ,с.256]
Многие психологи, анализируя процесс обучения, отмечают, что он является недостаточно управляемым процессом. Одним из возможных путей сделать обучение управляемым процессом - специальная организация процесса усвоение как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Согласно этой теории совершаются процессы интериоризации действий - постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. [7,с.69]
В.В. Давыдов считает специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ученика теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Одним из........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б.Г. «Психология педагогической оценки» /Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.- 241с.
2. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей / под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972. - 77 с.
3. Бударный, А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников / А.А. Бударный // Советская педагогика. - 1972. - №1. - 18 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский.- М., Педагогика, 1991.-152с.
5. Волокитина, М.Н.. Неуспеваемость школьников /М.Н. Волокитина. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - 534 с.
6. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/П.Я. Гальперин. - М.: 1985.-61с.
7. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - 326 с.
8. Добрынин, С.Я. Структура и динамика мотивов деятельности - Вопросы психологии/С.Я. Добрынин, 1984, №4-241с.
9. Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М., 1986. -321с.
10. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
11. Круглова, Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе / Н.И. Круглова - СПб.: Питер, 2004. - 128 с.
12. Лейтис, Н.С. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие/Н.С. Лейтис. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
13. Менчинская, Н.А. Обучение и умственное развитие /Н.А. Менчинская// Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966-241с.
14. Мурачковский, А.И. Типы неуспевающих школьников - Советская педагогика/А.И. Мурачковский, 1965, №7.-31с.
15. Самохвалова, В.И. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.
16. Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам/Л.С. Славина. М., 1958-241с.
17. Сухомлинский, В.А. Совершенствование процесса обучения / В.А. Сухомлинский.- М., «Социс», 1997.-314с.
18. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977г.-241с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.