На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99120


Наименование:


Курсовик изучить социальную адаптацию студена как отдельной личности и непосредственно коллектив.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 24.9.2016. Сдан: 2015. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Социальная адаптация в студенческой среде…………………..…5
1.1 Понятие адаптации и ее виды…………………………………………......5
1.2 Понятие социальной адаптации в психологии………………………….9
1.3 Факторы, этапы и разновидности адаптации в содержании учебного процесса…………………………………………………………….……………13
1.4 Возрастные особенности студентов……………………………………….16
1.5 Понятие и значение адаптации студентов первого курса………………..21
Глава 2. Экспериментальная часть по исследованию социальной адаптации студентов при помощи двух методик……………………… ….25
2.1 Цели и задачи экспериментальной части…………………………………..25
2.2 Исследование социальной адаптации студентов при помощи методики №1………………………………………………………………………………...29
2.3. Анализ и интерпретация данных по методике №1…………………….... 36
2.4 Исследование социальной адаптации студентов при помощи методики №2……………………………………………………………………………...…37
2.5 Анализ и интерпретация данных по методике №2 .....................................41
2.6 Общий вывод по двум методикам……………………………………….....42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....46

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.
В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.
Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
Тема «Процесс социальной адаптации» является очень актуальной в наши дни. Ее актуальность проявляется во многих общественных сферах. Адаптация выражает многомерный и универсальный способ поддержания устойчивого развития молодежи и общества в процессе социального взаимодействия. Особую остроту и значимость данная тема приобретает в процессе насущной модернизации всех сторон российского общества, направленной на преодоление сырьевой зависимости, демографической уязвимости и высокого уровня многообразных военных и социально-политических угроз и рисков. В контексте модернизации одной из самых уязвимых социально-демографических групп населения является молодежь. Последнее обстоятельство связано с наличием у молодых людей специфических проблем ее социальной адаптации в условиях получения образования и трудоустройства, создания семьи и воспитания детей, формирования социально-профессионального статуса и политической социализации. Учитывая то обстоятельство, что общество всегда воссоздает себя посредством воспроизводства молодежи, приходим к выводу о том, что эффективность процесса социальной адаптации молодежи служит одним из основных показателей степени зрелости общественного развития.
Таким образом, проблема социальной адаптации в настоящее время является весьма актуальной. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Проблемы социальной адаптации студентов».
Цель данной работы - изучить социальную адаптацию студена как отдельной личности и непосредственно коллектив.
Объект: личность студента, студенческий коллектив
Субъект: социальная адаптация
Гипотеза: у всех студентов будет разный уровень адаптации, большая часть будет иметь уровень адаптации в пределах нормы (средний уровень и средний с тенденцией к высокому).

Для достижения поставленной цели требуется решения следующих задач:
1.Изучить психодиагностическую литературу по проблеме социальной адаптации студентов
2. Исследовать уровень социальной адаптации студентов одной группы при помощи двух методик
3. Получить результаты по первой и по второй методике, обобщить полученные результаты.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. анализ психодиагностической литературы;
2. психологическое тестирование;
3. методы первичной статистической обработки данных;
4. анализ полученных результатов;
Этапы работы:
I Подбор теоретического материала
II Исследования социальной адаптации студентов по двум методикам:
1) Методика диагностики социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
2) Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха).
III Написание интерпретаций и подведение итогов по данной теме
Практическое значение работы: полученные данные могут использоваться для дальнейшего исследования социальной адаптации студентов, а так же для ее повышения.


Глава 1. Социальная адаптация в студенческой среде
1.1Понятие адаптации и ее виды
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, - это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом[2, c. 439].
Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление, о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.
Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Дело в том, что любой живой организм существует в определенной среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».
Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации [2, c. 440].
Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.
Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм [2, c. 441].
Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.
Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации [2, c.442].
Таким образом, под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям.
Выделяют следующие виды адаптации:
Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов: Это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).
Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации: Это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных для безопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.
Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней: Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путём преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания ее непроблемного субъективного образа, либо путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции [1, c. 243].
Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.
Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим выделяются ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.
Внешняя адаптация - это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.д.).
Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:
адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;
структурная адаптация в узком смысле - процесс координирования какого-либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;
структурная адаптация в широком смысле - приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности.

1.2 Понятие социальной адаптации в........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- Т.1. - М.: Педагогика, 2007. - 386 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учеб, заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 568 с.
3. Адаптация социальная / Психологический словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. - М. : Речь, 2006. - 550 с.
4. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии, 2002. - № 1. - 41c.
5. Белоцерковец, Н. И. Роль адаптации в успешной социализации личности Н. И. Белоцерковец. - Ставрополь, 2001. - 78 с.
6. Зайцева, Л. А. Особенности образовательного процесса в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Л. А. Зайцева, Т. П. Кунцевич. - Минск : Харвест, 2005. - 381 с.
7. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями под науч. ред. Т. Л. Лещинской. - Минск : НИО, 2005 - 260 с.
8. Основы специальной психологии под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2005. - 480с.
9. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности А. А. Реан Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 1995. - №20. - 79c.
10. Современные педагогические технологии в специальном образовании под ред. А. М. Змушко. - М. : МПСИ, 2005. - 257 с.
11. Специальная психология : учебное под ред. В. И. Лубовского. - М., 2007. - 460 с.
12. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб., 2005. - 304 с.
13. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности Р. М. Шамионов. - Саратов : Изд-во СГПУ, 2004. - 142 с.
14. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности: теоретический анализ уровней адаптации Н. Е. Шустова Проблемы социальной психологии личности. - 2007. - 220 с.
15. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс : психологические механизмы и закономерности динамики М. С. Яницкий. - Кемерово, 2005. - 84 с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р /наД.: Феникс, 2007. - 736с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. - М.: Логос, 2000. - 384с.
18. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 2001. - 15с.
19. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2005. - Т. 3. - 673с.
20. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН НИИ общей педагогики. - М., 1999. - 36с.
21. Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. - М.: Флинта, 2003. - 167с.
22. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - 83c.
23. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - 368c.
24. Костенко С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - 38c.
25. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - 235c.
26. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - 168c.
27. Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - 267c.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.