На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99126


Наименование:


Курсовик Роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 24.9.2016. Сдан: 2015. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 90.57.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурор в уголовном процессе 5
1.1 Понятие прокурора в уголовном процессе 5
1.2 Процессуальные функции прокурора в уголовном процессе 6
Глава 2. Роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса 11
2.1 Участие прокурора в стадии возбуждения уголовного дела 11
2.2. Участие прокурора при производстве дознания и предварительного следствия 15
2.3 Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 20
2.4 Обжалование прокурором судебных решений в апелляционном и кассационном порядке и в порядке надзора 24
Заключение 31


Введение

Обеспечение законности в уголовном процессе является одной из важнейших составляющих безопасности государства и общества. Ведущая роль в данном процессе, помимо, органов государственной власти, отводится специализированному органу надзора за законностью - прокуратуре.
Независимое, авторитетное участие прокурора в уголовном процессе - высокопрофессиональная и, что очень важно, постоянная оценка законности действий, решений на всех стадиях уголовного процесса.
Прокурор - представитель государственной власти, единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и его функции не ограничиваются уголовным судопроизводством. В то же время, при рассмотрении уголовных дела в судебных заседаниях прокурор во все времена выступает в качестве государственного обвинителя. Это порождает многочисленные научные дискуссии по вопросу о функциях прокурора в уголовном процессе, так как надзор за исполнением законов и обвинение - понятия не тождественные. Много путаницы и в вопрос о процессуальном статусе прокурора поскольку законодатель всегда определяет роль прокурора в уголовном процессе в зависимости от конструкции уголовного процесса.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокурора в уголовном процессе, является внутренняя взаимосвязь функций, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, в российском обществе, поддерживается требование повышения объективной законности уголовного судопроизводства, а поскольку прокурор, является ключевой фигурой в уголовном процессе, то только его адекватная политика, совместно с сильным правовым статусом, позволит обеспечить справедливое расследование в суде, во всех его стадиях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающееся в процессе деятельности прокурора в уголовном процессе.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих полномочия прокурора.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить роли прокурора на различных стадиях уголовного процесса, согласно законодательству РФ.
Задачами данной работы являются:
1. Раскрыть понятие и функции прокурора в уголовном процессе.
2. Рассмотреть место, роль и полномочия прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства.
Методологической основой курсовой работы послужили следующие общенаучные методы: анализ, синтез, диалектический, системный подход, историко-правовой.
Значительное влияние на написание данного исследования оказали труды таких ученых, как Власова Н.А, Григорьев В.Н., Кехлерева С.Г., Капинус О.С., Лазарева В.А., Махов.В.Н., Петрухин И.Л., Поляков М.Н., Федулов А.Ф., Савенкова А.Н., Савицкий В.М., Смиронов А.В., Комиковский К.В., Смоленский М.Б., Строгович Я.К., Трикс А.В.,Туглев А.А., Хамулин А.Г., Черно Р.П., Ястребов В.Б..
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативно-правовых актов, научной и специализированной литературы, а также приложения.
Глава 1. Прокурор в уголовном процессе
1.1 Понятие прокурора в уголовном процессе

Участниками, уголовного процесса, согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ, являются лица, принимающие участие в уголовно процессуальных правоотношениях, то есть имеют определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий.
Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса выполняют одну из основных процессуальных функций: обвинение, защиты или разрешения дела. Поэтому, субъекты уголовного процесса - это участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела. Совокупность данных прав составляет их правовой статус.
Количество носителей такого рода прав и обязанностей достаточно велико. Ввиду этого законодатель в Уголовно-процессуальном Кодексе предлагает классификацию, которая учитывает содержание отводимых ролей, а также их значение для решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства.
К основным группам участников относятся:
1. Суд, судья;
2. Участники со стороны обвинения;
3. Участники со стороны защиты;
4. Иные участники уголовного судопроизводства.
В состав группы участников со стороны обвинения входит прокурор.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор < document/cons_doc_LAW_262/c6eef4fdff49bf601b5cbdeb086fc214cc4da45b/> за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Также УПК РФ определяет прокурора следующим образом: « прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом < document/cons_doc_LAW_262/> о прокуратуре».
При анализе выше сказанных понятий, обнаруживаются противоречия в определении прокурора, как участника уголовного процесса. С одной стороны - это должностное лицо органов прокуратуры, с другой- непосредственно указывает на обязанность действовать в пределах своих полномочий и установленных норм УПК РФ.
То есть под «маской прокурора» скрываются все должностные лица органов прокуратуры, наделенные двуединой компетенцией:
· полномочиями, предусмотренными УПК РФ;
· полномочиями, предоставленными ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

1.2 Процессуальные функции прокурора в уголовном процессе

Согласно ст. 1 закона «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, а также иные функции, установленные федеральными законами. А в соответствии с частью 1 статьи 37 УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства прокурор уполномочен от имени государства, осуществлять уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе судебного производства, говорит часть 4 этой статьи, прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Такая формулировка вызывает определенные разночтения и требует рассмотрения вопроса о том, какова его процессуальная функция.
Вопрос о процессуальной функции прокурора всегда относился к разряду дискуссионных. Известный процессуалист писал: «В научной литературе нет единства по вопросам функции прокурора».
Функция прокурора основывается на обвинении лица или лиц совершивших преступление, и представляет собой обязательное выполнение должностным лицом прокуратуры определенные виды процессуальной деятельности, выражающих государственно - правовое предназначение прокуратуры в обеспечении законности расследования преступлений и рассмотрении уголовных дел.
Поскольку прокурор выступает связующим звеном между следствием и судом, и поскольку его задача в суде зависит от результатов расследования, прокурор должен иметь, во-первых, определенные рычаги влияния на качество досудебного производства, во-вторых, эксклюзивное право принятия решения о возможности продолжения уголовного преследования после окончания предварительного расследования. Лежащая на прокуроре обязанность доказать в суде виновность обвиняемого, то есть законность и обоснованность предъявленного тому обвинения, обуславливает необходимость осуществления им надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания. Однако поскольку законность расследования и обоснованность обвинения являются условиями эффективной обвинительной деятельности в суде, прокурорский надзор за расследованием правомерно рассматривать как особую форму уголовного преследования. Надзор за законностью досудебного производства - не самоцель, а средство эффективного осуществления уголовного преследования. Отсюда ясно, что на протяжении всех стадий уголовного процесса прокурор в разных формах реализует только одну функцию и это функция уголовного преследования. Поддержание государственного обвинения и надзор за органами предварительного следствия и дознания - это формы осуществления прокурором этой функции.
Функция уголовного преследования закреплена в части 1 статьи 21, части 1 статьи 37 УПК РФ, а также части 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями установленными УПК РФ».
Цель данной функции состоит в том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности, и освобождалось от нее только в соответствии с законом. Задача - эффективно использовать полномочия для доказывания вины подозреваемого или обвиняемого.
Говоря о прокуроре, необходимо различать его взаимосвязанные функции как государственного органа надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, и как субъекта уголовного процесса, отнесенного к стороне обвинения. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является не только формой уголовного преследования, но и частью, отраслью прокурорского надзора, как государственно-правовой (конституционной) функции прокурора.
Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, закреплен в главе 3 ФЗ «О прокуратуре РФ». Согласно статьи 29, настоящего закона: «Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
Прокурор реализует свою государственно-правовую функцию не только путем непосредственного надзора за законностью в деятельности органов предварительного расследования, но и добиваясь справедливого осуждения и наказания виновного в совершении преступления, способствует восстановлению законности и правопорядка. Он не осуществляет надзора в стадии судебного разбирательства, как считалось в те времена, когда прокурорский надзор именовался высшим. В судебном разбирательстве прокурор - сторона, не имеющая непосредственных властных полномочий, но реализующая путем поддержания государственного обвинения обвинительную государственную власть. Его задача - доказать обвинение обеспечивается всей предшествующей деятельностью органов предварительного расследования.
Деятельность прокурора в уголовном процессе, обусловленная его государственно-правовой функцией надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, направлена на обеспечение реализации уголовного закона, привлечение совершивших преступления лиц к уголовной ответственности. Являющаяся уголовным преследованием, эта деятельность реализуется прокурором в досудебном производстве в форме надзора за законностью предварительного расследования и в судебном производстве в форме поддержания государственного обвинения.
Глава 2. Роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса
2.1 Участие прокурора в стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - имеет важное значение, это первоначальная стадия уголовного судопроизводства. Насколько правильно и своевременно будет зарезервировано сообщение о преступлении, настолько полно будет проведена проверка данного преступления, зависит реализация назначения уголовного судопроизводства в целом.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрении и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления, наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.
Обоснованное возбуждение уголовных дел - одна из важнейших гарантий успешной борьбы с преступностью, защиты личности, е прав и законных интересов. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела закреплены в статье 140 УПК РФ, а также и во внутриведомственных нормативных актах.
Доктор юридических наук В.Н.Махов отмечает «Впоследствии реформы проводимой в 2007 году, УПК РФ подвергся значительной корректировке по вопросу роли прокурора в возбуждении уголовного дела». Прокурор лишен права самостоятельно возбуждать уголовные дела и давать согласие на возбуждение дел публичного обвинения. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:
· в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко
· отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые - не регистрируются и не рассматриваются;
· уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
· нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.
Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно - процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.
При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК РФ: «Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.». И по результатам рассмотрения жалобы: «выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении».
Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.
Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.
Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие - осмотр места происшествия.
При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.
Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что деятельность прокурора на первоначальной стадии уголовного судопроизводства - возбуждении уголовного дела, особо актуальна тем, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов расследования является средством реализации гражданами гарантированного Конституцией РФ права на доступ к правосудию.


2.2. Участие прокурора при производстве дознания и предварительного следствия

Предметом надзора, за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, является законность деятельности органов предварительного расследования, на стадиях досудебного производства, с момента поступления сообщения о преступления в орган, уполномоченному на проверку такого сообщения и принятия по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности или подсудности, до принятия прокурором окончательного решения
Статья 29 Закона о прокуратуре предмет данного направления надзора раскрывает как соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Предметом надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия определяются и задачи надзора, которые заключаются в том, чтобы:
• преступление не осталось нераскрытым;
• лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;
• никто не подвергался незаконному ........




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.