На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99189


Наименование:


Курсовик Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 26.9.2016. Сдан: 2016. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: 82.97.

Описание (план):


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1 Понятие «задержка речевого развития». Периоды развития речи детей....5
1.2 Развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития………………………………………………………………………......14
1.3 Возрастные особенности развития экспрессивной речи детей раннего возраста…………………………………………………………………………...22
Глава 2. Исследование состояния развития экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
2.1 Методы исследования речи детей раннего возраста……………………....31
2.2 Программа диагностики психо-речевого развития детей раннего возраста с задержкой экспрессивной речи……………………...............................……..39
2.3 Рекомендации по развитию экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития…………………………………………..……..53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………….……...60
Приложения……………………………………………………………………...65


Введение

Актуальность. На современном этапе развития педагогики актуальной является проблема поиска эффективных путей ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей. Это связано, в первую очередь, с ухудшением состояния здоровья детей и ростом рождаемости в нашей стране, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проблемы раннего вмешательства, а также отсутствием федеральной программы ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи, с другой стороны. Исследования, посвященные изучению нарушений речевого развития в младенческом и раннем возрасте, разработке методик ранней коррекционно-развивающей работы при различных речевых расстройствах, становятся все более актуальными [5, с.56].
Актуальность исследования связана с тем, что по характеру поведения, особенностям речевой деятельности дети раннего возраста значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушении.
На протяжении длительного времени сохраняет актуальность вопрос о том, как задержка речевого развития влияет на психическое развитие в целом. Многие исследования были направлены на изучение языкового сознания, вербально-логического мышления, словесной памяти, особенностей слухового и зрительного восприятия, внимания, т.е. на изучение состояния познавательной сферы (В. И. Лубовский, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), а исследованию аффективно-коммуникативного развития не уделялось должного внимания. Задержка экспрессивной речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности.
Данные исследований в области специальной психологии, детской психиатрии, педиатрии, неврологии и педагогики свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.
Становление речи - тонкий психофизиологический процесс, который закладывается еще до рождения ребенка и зависит от многих факторов (по данным Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой): генетическая программа, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), физиологическое развитие, функционирование головного мозга, сохранность анализаторов, социальная среда, психологический контакт с матерью, достаточное для развития общение со взрослыми и т. д. При наличии патологических факторов, которые негативно сказываются на речевом, психическом и двигательном развитии ребенка, очевидно, что необходимо раннее комплексное коррекционно-развивающее воздействие [1, с. 15].
Все вышесказанное позволяет утверждать, что решение задач осуществления и организации своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста имеет первостепенное значение и требует разработки коррекционно-развивающих программ, построенных на основе системно-целостного подхода и учитывающих механизм нарушения речевого развития.
Вопросами речевого развитие детей в нашей стране занимались такие ученые как Грибова Т.Б., Громова О. Е., Епифанцева О.Е., Забрамная С.Д Левченко И. Ю, Лубовский Е.М, Мастюкова В.И, Петрова В.Г, Стребелева Е.А, Соломатина Г.Н., Филичевой Т.Б. и другие.
Цель исследования: изучение особенностей развития экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования: речь детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
В соответствии с предметом и целью определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогической литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
3. Рассмотреть особенности диагностики и коррекции детей раннего возраста с ЗРР.
4. Разработать рекомендации по развитию речи детей раннего возраста с ЗРР.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы, включающего 55 источников, и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1 Понятие «задержка речевого развития». Периоды развития речи детей
Это - это форма общения между людьми через звуковые и зрительные знаки, высшая корковая функция, возникающая в процессе трудовой деятельности. Формирование речи происходит через взаимодействие восприятия речи и его механизмы воспроизводства. [7, с.121]
Задержка речевого развития - овладение языком позже, чем обычно. Задержка формирования речи может быть результатом психосоциальной депривации, нарушений слуха, умственной отсталости, аутизма, мутизма, тяжелого повреждения головного мозга, церебрального паралича, позднего созревания ребенка и многих других. Речь - реализация акта суставного двигателя словесные реакции. Язык - система символов межличностных отношений. Никто из нас не мыслит на русском, немецком или английском язык. Человек думает, что в символах. Для того, чтобы реализовать символ в языке и речи языка реализации, требуются сложные реакции в их взаимоотношениях.[17]
Для овладения речью необходимы:
- зрение (ребенок должен видеть артикуляцию взрослых, чтобы впоследствии повторить то же самое движение);
- слух (ребенок говорит, что он слышит);
- зрелая центральная нервная система, сенсорные и моторные пути;
- здоровые дыхательные мышцы, мышцы горла, неба, языка, лица;
- неповрежденные анатомией челюстно-лицевой области.
Проблемы задержки речевого развития, и шире - психоречевого развития, первоначально выявляются в педиатрическом звене медицинской службы. Нарушение речевого развития - сильнейший патологический фактор, крайне отрицательно сказывающийся на психическом, эмоциональном, когнитивном и социальном развитии личности. Умственное развитие проявляется отсутствие фиксации глаз, реакция на звук, изменение мышечного тонуса, нарушение формирования двигательных реакций и т.д. Более ранние нарушения и более точно определить их причины, тем более благоприятные перспективы для лечения. Но расшифровка причин нарушенного речевого развития и психоречевого развития, коррекция нарушений возможны только на межпрофессиональном и междисциплинарном уровнях при полном взаимодействии с семьей ребенка. [31]
Задержка речевого развития, отставание речевого развития - это отставание развития речи от возрастного уровня. Она может наблюдаться у недоношенных, соматически ослабленных детей, а также при недостатке питания и сна в первые месяцы жизни ребенка. У детей с задержкой речевого развития лепет и первые слова появляются в более поздние сроки, медленно увеличивается активный словарь, позже формируется фразовая речь.
Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации свойств организма. Задержка темпа может иметь обратный характер. Причины задержки развития могут быть конституционные факторы, хронические соматические заболевания, органический недостаток нервной системы. [9]
Отклонения в развитии ребенка возникают в процессе внутриутробного развития, во время родов, в период послеродового развития или в результате действия наследственных факторов.
Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в период от 3 до 10 недель внутриутробного развития. Если нарушения происходят на более поздних стадиях развития, выраженность дефекта может варьироваться в различной степени, от грубых нарушений функции или полном отсутствии до легкой задержки скорости развития. [26]
Факторы, неблагоприятно влияющие в период беременности: резус-несовместимость крови матери и плода, интоксикация, токсикозы, нарушение обмена веществ, инфекции, гипоксия плода, воздействие химических веществ, лекарственных препаратов, радиации, употребление алкоголя, наркотических веществ, вредные излучения, механические повреждения.
В период родов: обвитие пуповиной, асфиксия (кислородная недостаточность, удушье), затяжные или стремительные роды, родовспоможение, родовая травма.
К врожденным нарушениям относятся наследственные генетические поражения (синдром Дауна, дефекты зрительного и слухового анализаторов и др.).
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний: менингита, энцефалита, полиомиелита, гриппа, кори. Неблагоприятно влияют черепно-мозговые травмы (ушибы, сотрясения). [26]
Признаки успешного развития речи ребенка
- Физическое развитие ребенка его возраста.
- Ребенок не имеет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается с друзьями и семьей и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что вы слышите.
- Ребенок активно может решать свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок слушает его речи и пытается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
Ребенок одинаково активно общается с друзьями и незнакомыми людьми. Ребенку не имеет значения, был ли он кем-то понят. Он говорит на одном языке, который он понимает. В слове "Скажи мне еще раз лучше» не реагирует. Этот ребенок по речи далеко отстает от уровня развития речи его сверстников. [8]
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так определенная языковая способность, которая потом реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речью. Это играет особо важную роль в речевой деятельности ребенка, которая обеспечивает формирование бессознательных лингвистических обобщений. В результате, ребенок развивает основную единицу языка и законы их функционирования. Этот ребенок не будет являться простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, в которых вопрос рождается как средство общения, средство познания и средства регулирования их деятельности и других [10].
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-рече-мыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.
В современной педагогии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае, никто не поворачиваться, а во втором - нет никакой необходимости, и так все будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации такого нарушения рассматривается как скорости задержкой речевого развития функционального характера. Большинство проявлений экономической отсталости усугубляется личностных характеристик ребенка, склонных к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. [15]
Задержки темпов развития речи за счет снижения мотивации к общению, при своевременной работе и при изменении условия воспитания, как правило, ведет к быстрой и полной коррекции.
Если у ребенок отмечена недоразвитость сенсомоторную сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, визуального гнозиса) или неврологические заболевания, то низкий уровень развития не только требует изменений в учебных условиях, но и профессиональную помощь в форме консультаций или регулярных занятий. Исправление этой формы речевой патологии занимает больше времени и требует много усилий и внимания.
При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Успешность развития ребенка во многом еще зависит от активной реакции родителей, которые под патронажем специалистов могут организовать правильное общение с ребенком дома.
Различают два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь (процесс понимания) включает понимание устной речи и чтения. Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые потом переходят во внутреннюю речь и затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании.
Процесс развития речи подразделяется на подготовительный период - ранний доречевой период (крик, лепет, гуление) период понимания и активного использования отдельных коротких слов и небольших предложений, период овладения фразовой речью.
Подготовительный период развития речи ребенка делится на 4 этапа:
Первый этап - безусловно-рефлекторный, протекает в первые два месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Детский голос вызывает реакцию у взрослых, в зависимости от конкретной ситуации. В течение второй недели неонатального периода ребенок должен быть момент, чтобы посмотреть на яркие объекты с половиной месяца, чтобы посмотреть их, и повернуть голову в сторону источника звука.
Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания.
Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни ребенка. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни малыша позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, спокойно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием.
Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с возраста, когда ребенку исполняется месяцев пять. При этом малыш произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь. [24]
Период понимания речи начинается с 9 месяцев. Ребенок использует слова-предложения, которые приобретают смысл и становятся компонентом мышления, а также звукоподражательные слова, например ав-ав, мяу. К концу первого года жизни ребенка формируется его словарный запас, который к этому времени насчитывает около 10 слов. Обычно отмечается удвоение одного и того же слога с ударением на первом (па-па, ма-ма, ба-ба, дя-дя и др.) Когда они пытаются произносить односложные слова дети заменить звуки, опускают некоторые из них или смесь, из-за отсутствия слухового восприятия и артикуляции прервана заказов. К этому времени дети произносить фонемы, которые звучат в речи взрослых и их звуки и лепетать.
На втором году жизни дети произносят до 300 слов. В их речи появляются существительные в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, личные местоимения, наречия. В возрасте от двух до трех лет дети правильно пользуются словами, обозначающими предметы домашнего обихода, употребляют их по назначению, называют различных животных, знают особенности их поведения. Предложения переваривают падежные окончания существительных, прилагательных, предлогов используются, вспомогательные слова, союзы, наречия. В третьем году жизни, работал через правильное произношение фонем, особенно шипение, свист, "р" звучит "л". В четвертом, пятом лет - улучшая формирование функциональной системы речи, дети читать более длинные фразы, монологи, использовать условную форму придаточных предложений. Успешно учится читать и читать, вступить во владение письмом. С трех лет, улучшая грамматическую структуру языка и словарный запас обогащенного.
Речевые расстройства возникают при патологических процессах, поражающих периферический, проводниковый или центральный аппараты восприятия или воспроизведения речи. Речевые расстройства называют логопатиями. Выделяют центральные нарушения уже сформированной речи (афазия < index.php/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/262-afaziya-rechevaya-detskaya-afraziya-u-detej-i-u-vzroslykh>), недоразвитие или поражение коркового аппарата речи еще в доречевом периоде (алалия < index.php/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/260-alaliya-detskaya-motornaya-sensornaya>, или детская афазия), дизартрию, задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, различные виды нарушения звукопроизношения вследствие анатомического дефекта или незрелости артикуляционного аппарата, невротическое и неврозоподобное заикание < index.php/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/77-zaikanie>, а также разнообразные нарушения при психических заболеваниях. [47]
Разработаны новые комплексные методы лечения речевых расстройств и отставания, задержки речевого развития у детей. Лечение нарушений речи включает в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины их возникновения и характера речевых расстройств. В результате лечения задержек в работе речевого развития, выздоравливающих периферическое (рецептор) и центральных (корковых), речевых устройств, улучшение функционирования слухового и зрительного анализаторов, нормализуют процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, там коррекция неврологических расстройств у детей.
Эффективность комплексного лечения, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, медикаментозные, акупунктурные, микроакупунктурные, психологические, психотерапевтические, моксатерапевтические, педагогические, нетрадиционные методики, специальный массаж и коррекционные занятия.
Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице.
Характерной для всех вариантов речевого недоразвития является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, «неологизмам». Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть «километрами». Но для дела используется только скудный набор речевых штампов. [10]
То, что в норме является основой организации речевого взаимодействия у детей с нормальным развитием речи, для детей с задержкой речи становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции - мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.
Таким образом, мы видим, что у всех детей с разными типами проявлений речевых расстройств имеется недостаточное понимание осмысления речи. Речь служит средством развития ребенка. Коммуникативные и обобщенные функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и узнает ее. Это также является средством регулирования высших психических функций. Недоразвитость разных сторон речи приводит к неправильному развитию детей.

1.2 Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс формирования речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальной среды, пол ребенка (предполагается, что мальчики начинают говорить гораздо позже, чем у девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование мозга и т.д. необходимо следить за формирование речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, то в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии. [18]
Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.
У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:
- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;
- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;
- активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;
- овладение смысловой стороной речи. [39]
Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко используется в педагогической практике. Этот диагноз подходит в отношении детей младшего возраста. До пяти лет примерно надежда остается на полное развитие нервных структур, ответственных за речь.
Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка в целом. Задерка речевого развития затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу жизнедеятельности.
Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:
- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
- Заболевания и поражения головного мозга ребенка (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
- Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают соответственно проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
- Различные заболевания впервые годы жизни.
- Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи. [5]
Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и ц........


сикона. - М., 2005.
14. Гро1мова О.Е. Нор1ма и заде1ржка рече1вого р1азвития у де1тей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2. С.66-69.
15. Громо1ва О.Е., Соло1матина Г.Н. Педагог1ическое об1следование де1тей 2-4 лет: Мет1одическое посо1бие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
16. Гулее1ва А. О. Перспе1ктивное пл1анирование корр1екционно - развивающе1й работ1ы педа1гога в груп1пе для де1тей ран1него возр1аста// «Дошкольная педагогика». Январь - февраль 2005.
17. Дате1шидзе Т. А. Сис1тема кор1рекционной рабо1ты с деть1ми с задер1жкой рече1вого разв1ития. СПб.: Речь, 2004.
18. Диагност1ика наруш1ений реч1и у д1етей и орг1анизация Педаго1гической раб1оты в усл1овиях до1школьного образ1овательного учрежд1ения. Сост. : Бал1обанова В. П, Воробей Т. Т, Нищева Н. В., Детство - Пресс, 2000.
19. Еле1цкая О. В., Ва1ренища Е. Ю. Де1нь за д1нём гово1рим и раст1ём. - М., 2005.
20. Жук1ова Н. С., Мастю1кова Е. М., Фил1ичева Т. Б. П1едагогия. - Екатеринбург, 2003.
21. Зацеп1ина М. Б. Муз1ыкальное во1спитание в де1тском са1ду. - М.: Мозаика-синтез, 2005.
22. Зап1орожец, А.В. Псих1ология / А.В. Запоро1жец - М.: Сфера, 2001. - 228 с.
23. Игнатье1ва С.А., Блинк1ов Ю.А. Педагог1ическая реабил1итация дете1й с отк1лонениями в разв1итии. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.
24. Кор1нев А. Н., Основы лог1опатологи и дет1ского возр1аста: Клиниче1ские и психо1логические асп1екты, СПб: Из-во «Речь», 2006. - 199 с.
25. Коррекц1ионно-педа1гогическая раб1ота в дош1кольных уч1реждениях для д1етей с нар1ушениями. Сост.: Гаркуша. 1999, Центр Гуманитарный литературы «РОН» В. Секачёв. - М., 2001.
26. Костен1кова Ю.А., Р.Д. Т1ригер, С.Г. Шевч1енко. Дет1и с зад1ержкой п1сихического разв1ития. Особе1нности р1ечи, пи1сьма, чтен1ия. - М.: Школьная прес1са, 2004.
27. Кузн1ецова Е. В. Пе1дагогическая рит1мика в игр1ах и упр1ажнениях для1 дете1й с тяжё1лыми нарушен1иями р1ечи. - М.: Гном и Д, 2002.
28. Лала1ева Р.И. Нару1шения ре1чи и их кор1рекция у дет1ей с заде1ржкой психи1ческого ра1звития. - М.: Гу1манитарный ц1ентр ВЛАДОС, 2004.
29. Пе1дагогия: Уче1б. для студ. дефе1ктол. фа1к. п1ед. вы1сш. у1чеб. заведен1ий» / Под ред. Л.С. Во1лковой, С.Н. Ша1ховской, Изд. 5-е, пе1рераб., доп., М: Владо1с, 2006. - 346 с.
30. Лур1ия, А.Р., Ю1дович, Ф.А. Реч1ь и разв1итие пси1хических про1цессов реб1енка / А.Р. Л1урия, Ф.А. Ю1дович. - М.: Пр1освещение, 2006. - 315 с.
31. Махан1ева М. Д., Рензик1ова С. В. Игро1вые задан1ия с детьм1и от 1 до 3 лет. - М., 2005.
32. Мет1оды обс1ледования реч1и дете1й: Посо1бие по ди1агностике речевых наруше1ний / Под ред. Чир1киной. - М.: АРКТИ, 2003.
33. Не1стерова Т. В. К во1просу о форми1ровании нагляд1но - образ1ного мышле1ния у дошко1льников с общи1м недоразвитием речи // «Педагог в детском саду» №3, 2004. -234 с.
34. Нищ1ева Н. В. Си1стема ко1ррекцио1нной р1аботы в Педагогической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство - Пресс, 2003.
35. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей Педагогической группе детского сада. - СПб.: Де1тство-Пресс, 2004.
36. Ни1щева Н. В. Про1грамма кор1рекционно-развив1ающей работы в младшей Педагогической группе детского сада. - СПб.: Детство - Пресс, 2006.
37. Овчинник1ова Т.С. Каля1гин В.А., Логоп1сихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 2-е, испр., М.: Издательство ИЦ Академия, 2007.- 383 с.
38. Осн1овы специал1ьной психоло1гии: Учеб. пос1обие для студентов сред. пед. учеб. зав1едений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др; Под ред. Л.В.Кузнецов1ой. - 2-е изд, стер. - М.: Издательский цетр «Академия», 2005 г. с.228 - 241
39. Петр1ова Т. И., Петр1ова Е. С. Иг1ры и зад1ания по р1азвитию речи. - М.: Школь1ная Пресс, 2005.
40. Поваляе1ва М. А. Справоч1ник Пе1дагога. - РнД. : Феникс, 2002.
41. Раз1витие реч1и у де1тей до трё1х лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.
42. Руби1нштейн, С.Л. Ос1новы об1щей псих1ологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
43. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. - М., 2002.
44. Севастьянова Е. О. Дружная семейка. - М., 2005.
45. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕД пресс-информ, 2013.
46. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
47. Смирнова Л. Н. Педагогия в детском саду. - М., 2005.
48. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др, Специальная дошкольная педагогика/ Учебное пособие, М. - 2002 г. с. 179 - 180.
49. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей: [Электронный документ] // Альманах ИКП РАО - 2000. - № 2. (www.ise.iip.net < >50. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребен­ка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
51. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. - 368 с.
52. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкин Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005.
53. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
54. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. - СПб.: Стиль, 2005. - 230 с.
55. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.