На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99221


Наименование:


Диплом Реализация принципа научности в профессиональном обучении

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.09.2016. Сдан: 2015. Страниц: 107. Уникальность по antiplagiat.ru: 38.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Н. Ульянова»


Кафедра технологии


Выпускная квалификационная работа


Тема: «Реализация принципа научности в профессиональном обучении»

Студентки факультета факультет технологии и дизайна


Ульяновск, 2015 г.


Содержание


Введение 4
1. Дидактические основы реализации принципа научности в
профессиональной подготовке обучающихся 7
1.1. Реализация дидактических принципов обучения в профессиональной подготовке – как педагогическая проблема 7
1.2.Сущность понятий «дидактический принцип обучения»,
«принцип научности» 16
1.3. Современные условия реализации принципа научности в обучении 22
1.4 Учёт возрастных особенностей обучающихся при реализации принципа научности 26
2. Разработка средств реализации принципа научности
в профессиональной подготовке обучающихся УТЛПиД по дисциплине
«Оборудование швейного производства» 29
2.1. Роль реализации принципа научности в профессиональной
подготовке обучающихся по дисциплине «Оборудование
швейного производства» 29
2.2. Разработка современных средств реализации принципа научности
в подготовке обучающихся по дисциплине «Оборудование
швейного производства» специальности «Конструирование,
моделирование и технология швейных изделий» 35
2.3.Разработка тематического плана дисциплины
«Оборудование швейного производства» специальности «Конструирование,
моделирование и технология швейных изделий» 42
2.4. Разработка конспекта занятий по дисциплине
«Оборудование швейного производства» специальности «Конструирование,
моделирование и технология швейных изделий» 45
2.5. Организация и проведение эксперимента, разработанных
средств реализации принципа научности в подготовке обучающихся
по дисциплине «Оборудование швейного производства» 76
2.6 Анализ материально-технической базы швейной мастерской и
техника безопасности при обучении обучающихся в
дисциплине «Оборудование швейного производства» 89
Заключение 100
Список используемой литературы 102



Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
Сегодня самыми важными факторами в развитии человека являются наука, образование и современные знания. Наука стремиться, прежде всего, открыть объективные законы, действующие в определенной области действительности, в которых отражаются существенные, устойчивые, необходимые связи и определенные тенденции их развития. Эти законы дают человеку понимание объективного развития изучаемой области природы или общественной жизни. Но эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий. Они являются теоретической основой для выработки правил и технологий практической деятельности. Знание о процессе обучения, его движущих силах движения должны быть преобразованы так, чтобы они оказались непосредственно полезными для практической деятельности преподавателя, то есть, выстроены в интересах и в логике этой деятельности.
Возрастают требования к содержанию и качеству образования, это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебного процесса. Решить поставленные задачи можно, только используя определенным образом оформленное сочетание средств и методов, а, не прямо применяя отдельные средства и методы. Но если это так, то, вероятно, при конструировании соответствующих многоаспектным воспитательным задачам полиморфных форм необходимо руководствоваться определенными принципами.
Впервые эти принципы охарактеризовал Я. А.Коменский в середине XVII в. (его «Великая дидактика» была завершена в 1632 г., издана на латинском языке в 1657 г). Свою Дидактику основоположник педагогики определял, как «универсальное искусство учить всех всему, или верный ... способ создавать.. такие школы, в которых бы все юношество... можно обучать наукам, совершенствоваться, а нравах, исполняться благочестии и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
В учебном пособии под редакцией П.И. Пидкасистого характеризуется восемь дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.
В данной работе более подробно рассматривается принцип научности. Важность этого принципа удачно комментировал писатель-фантаст А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование - вовсе не единственный путь к истине. Откровение, интуитивное постижение, ослепительное прозрение и бесспорный авторитет - все они ведут к истине более прямым и более надежным путем». И велик соблазн для преподавателя вести обучающихся к истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих учёных утверждать истину в сознании обучающихся. Но этот путь не лучший: ни один из этих «альтернативных» путей к истине не «принуждает». Научные же доказательства заставляют людей чувствовать «… принудительную необходимость согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в существе вопроса».
Всё вышесказанное определяет актуальность проблемы для выработки правил и условий практической деятельности по реализации принципа научности в профессиональном обучении, что и явилось темой выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: выработать правила реализации принципа научности, разработать серию учебных занятий по реализации принципа научности по дисциплине «Оборудование швейного производства»
Объектом исследования учебный процесс обучающихся I курса в контексте реализации принципа научности.
Предмет исследования: повышение степени обученности посредством реализации принципа научности.
Гипотеза исследования: применение правил и средств реализации принципа научности в разработанных учебных занятиях позволит повысить эффективность и качество обучения обучающихся по дисциплине «оборудование швейного производства».
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме реализации принципа научности в профессиональном обучении;
- раскрыть сущность понятий «дидактический принцип обучения», «принцип научности»;
- разработать средства реализации принципа научности при обучении обучающихся дисциплине «Оборудование швейного производства»;
- проверить эффективность средств реализации принципа научности в учебном процессе профессиональной подготовке обучающихся.





1. Дидактические основы реализации принципа научности в профессиональной подготовке обучающихся
1.1. Реализация дидактических принципов обучения в профессиональной подготовке – как педагогическая проблема

В дидактике профессионального образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации обучения.
Дидактика, как и вся педагогическая наука в целом, выполняет две функции: научно-теоретическую и конструктивно-техническую. Поэтому всю область дидактических знаний можно разделить на две группы.
К первой группе относятся знания, которые дидактика получает, реализуя свою научно-теоретическую функцию. Такие знания отражают обучение и образование в том виде, в каком они существуют в реальной действительности. Это знания о сущем: о дидактических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях процесса обучения, осуществляемого в действительности.
Вторая группа дидактических знаний - это нормы, регулирующие деятельность обучения. Это знания о должном - о том, каким должно быть обучение в соответствии с целями, поставленными обществом, с конкретными условиями, в которых протекает этот процесс. Сюда относятся принципы и правила обучения, которыми следует руководствоваться, чтобы добиться высокой эффективности обучения.
Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе различных взглядов ученых [8].
Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий в 60-х годах прошлого века было доказано, что принципы обучения определяются его целями и имеют исторический характер, некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению [7].
В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общечеловеческие потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы преподавателей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формулированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Реализация принципов обучения разрабатывается в теории обучения.
Правильно применить законы процесса обучения - это значит создать условия для наиболее эффективного их использования. С этой целью может быть сформулирован целый ряд основных дидактических принципов, важнейшие из которых объединены в систему. Дидактические принципы есть общие и важные, соответствующие закономерностям обучения, основные положения, которые определяют всю деятельность преподавателя, организацию обучения, составление учебных планов и выбор средств по всем учебным дисциплинам и ступеням обучения.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нашего времени [26].
Так С.П.Баранов выделяет следующие принципы обучения:
- воспитывающий характер обучения;
- научность обучения;
- сознательность обучения;
- принцип доступности;
- наглядность обучения;
- принцип сознательности и активности обучения;
- прочность обучения;
- индивидуализация обучения.
Ю.К. Бабанский выделяет следующие принципы обучения:
- научность;
- связь с жизнью;
- систематичность и последовательность;
- доступность;
- сознательность и активность;
- наглядность.
Т.А. Ильин выделяет следующие принципы обучения:
- наглядность;
- сознательность и активность;
- доступность;
- научность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- систематичности и последовательности;
- прочности;
- связи с жизнью.
В.А. Оганесян выделяет следующие принципы обучения:
- развивающего и воспитывающего обучения;
- научности и доступности;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью.
Н.А.Сорокин предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в систему воспитывающий характер обучения как принцип дидактики.
И.П.Подласый считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но как и Н.А.Сорокин вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.
Анализ различных подходов к систематизации принципов обучения позволяет выделить в качестве основополагающих, признанных большинством дидактов, следующие принципы:
- принцип целенаправленности,
- научности;
- связи обучения с жизнью;
- систематичности и последовательности;
- сознательности и активности;
- наглядности обучения;
- доступности;
- интерактивного подхода;
- воспитывающего и развивающего обучения;
- принцип прочности.



Рис.1 Принципы обучения

Рассмотрим пути реализации основных дидактических принципов обучения....

Заключение

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий преподавателей на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов. Они основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателя.
В результате анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод, что общедидактические принципы выступают как основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического педагогического опыта, и являются главным ориентиром в педагогической работе преподавателя.
В выпускной квалификационной работой сформулированы теоретические основы реализации принципа научности в профессиональном обучении; рассмотрены современные условия реализации принципа научности; сформулированы основные правила реализации принципа научности в профессиональном обучении. Предложены конспекты учебных занятий в контексте реализации принципа научности с учётом разработанных правил реализации принципа научности.
Реализация принципа научности позволила повысить степень обученности с 51,3% до 56%. качество обучения с 33,4% до 41,6% средний балл с 3,41 до 3,667.
Применение дидактических принципов на каждом этапе обучения возможно на основе планомерности и систематичности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, а также взаимосвязи в деятельности преподавателя и обучающегося.
Таким образом, объём и прочность знаний, приобретаемых обучающимися, во многом обусловливается закономерностями процесса обучения, то есть применением в практической деятельности общедидактических принципов в частности принципа научности.
В работе использованы методы теоретического (анализ научно-педагогической литературы и учебной документации, обобщение, классификация) и эмпирического исследований (наблюдения, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, анализ полученных результатов).
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила теоретическое и экспериментальное подтверждение.
Учитывая специфику данной дисциплины «Оборудование швейного производства» и 80% практикоориентированность, целесообразно отметить что, наряду с реализацией научности необходимо уделять должное внимание и всем другим дидактическим принципам обучения, и в частности принципу наглядности и принципу доступности обучения.
Необходимо особо подчеркнуть, что только комплексность подхода к реализации основных дидактических принципов позволит обеспечить успешное, решение основных задач обучения . В результате работы над темой пришла к выводу, что недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных задач за счёт других. Недооценка отдельных дидактических принципов может привести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи профессионального образования.

Список используемой литературы

1. Аванесов В.С., Теория и методика педагогических измерений. Журнал «Педагогическая диагностика». 2002. -№4 – с. 25-56.
2. Астахова Л.В. Эволюция принципа научности образования// Научные труды II Международной научн.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Книга «Экономика». Часть I/ Мин-во образования РФ, Моск. госуд. академиия приборостроения и информатики. - М.: 1999.-265с.
3. Атласова И.Ф. Методические рекомендации «Педагогические технологии в организации образовательного процесса в условиях внедрения и функционирования ФГОС СПО». – Ульяновск ОГБОУ СПО УСПК№1, 2012.-95с.
4. Батышева С.Я. Профессиональная педагогика М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –904с.
5. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.-184с.
6. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: моногр. / А. Г. Бермус. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002.-168с.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Институт развития профобразования, 1995. – 435с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
9. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. - 286с.
10. Галеева Н.Л. «Теория и практика организации учебного процесса» // Завуч. – М., 2001. -№3 – с. 100-107.
11. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.- 125с.
12. Есенков Ю.В. , Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Гвоздюк Н.В., Кисилева Н.В., Вагина Е.Е. Педагогический вестник «Разговор о главном…». Выпуск №2 «Формирование образовательной среды в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО». – Ульяновск: УИПКПРО, 2012.-84с.
13. Есенков Ю.В. , Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Гвоздюк Н.В., Кисилева Н.В., Вагина Е.Е. Педагогический вестник «Разговор о главном…». Выпуск №1 «Методы компетентностного обучения: инновации – сегодня, традиции – завтра». – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.-76с.
14. Есенков Ю.В., Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И. Психолого-педагогические ресурсы развития современного учебного занятия в достижении нового качества профессионального образования. – Ульяновск УИПКПРО, 2009,-57с.
15. Зак И.С., Полухин В.П., Лейбман С.Я. Комплексно-механизированные линии в швейной промышленности. – М.: Легпромбытиздат, 2010. – 320с.
16. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 136 с.
17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.-265с.
18. Кайнова, А.А. Аменицкая «От стандартной схемы обучения к гибкому подходу». Международный центр развития модульной системы обучения // Профессионал. – М., 2000. -№6 – с. 13-14.
19. Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. ? М.: Изд-во МГУ, 1991. – 79 с.
20. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.-189 с.
21. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.- 326с.
22. Нагимова Н.И., Гвоздюк Н.В. Активные формы продвижения инновационного педагогического опыта в системе начального и среднего профессионального образования Методическое пособие.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012.- 40с.
23. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007. - 245с.
24. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с., с.129-192.
25. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.- 143с.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов ипедагогических колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
27. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. – 346с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007.-347с.
29. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.-248с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423с.
31. Психология. Учебник./ Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.- 584с.
32. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. ? М., 1977. ? 270 с.
33. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.- 426 с.
35. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002.- 330 с.
36. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.-236с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009- 349с.
38. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2000. - 186с.
39. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2012. – 256 с.
40. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.,1987.-185с.
41. Челышкова М.Б., Савельев Б.А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.-75с.
42. Челышкова М.Б., Савельев Б.А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 86с.
43. Чошанов М.А. «Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения» // Педагогика. – М., 1997. -№2 – с. 21-25.
44. Ярославцев А.И. Принципы дидактики в педагогической системе К.Д. Ушинского – Ростов, 2002.-252с.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.