На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 99237


Наименование:


Курсовик Учреждения дополнительного образования как среда формирования музыкальной культуры подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.9.2016. Сдан: 2016. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
1.1 Сущность понятия "музыкальная культура"__________________8
1.2 Специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования________________________14
1.3 Характеристика развития музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования_________________________20
Выводы по 1 главе________________________________________26
Глава 2. Реализация условий формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
2.1 Изучение особенностей сформированности музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования_____________28
2.2 Логическое решение задач по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования______33
Выводы по 2 главе________________________________________38
Заключение______________________________________________40
Список литературы________________________________________43


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития российского общества повышает внимание к гуманистическим аспектам личностного становления индивида в пространстве общечеловеческой культуры, возводя вопросы образовательной политики государства в разряд жизненно важных и существенно значимых.
В ситуации заметного снижения потенциала духовности и нравственности общества ключевой задачей образования становится формирование базовой культуры личности, обеспечивающей ментальность человека XXI века, становление его мышления в опоре на непреходящие ценности добра, истины, красоты, гармонии с окружающим миром и самим собой.
Компонентом базовой культуры личности является музыкальная культура, направленная на совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности. Обладая значимым потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя содержательную логику гуманистического возвышения и итоговую целостность воспитывающего воздействия на ребенка.
Инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования детей, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации учебно-воспитательного процесса создают оптимальные условия для музыкального развития подростков. Именно в данном возрасте музыкальные предпочтения личности, интегрированные в феномене индивидуальной музыкальной культуры, наиболее тесно связаны с мировоззренческими устремлениями, ценностными ориентациями, нравственной мотивацией поведения, духовной жизнью подростка в целом.
Все это делает необходимым поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающих развитие музыкальной культуры подростков в аспекте ее полифункционального позитивного влияния на духовный мир личности в стадии становления.
К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.
Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей. Обращаясь к исследованию проблем художественного воспитания, ученые, педагоги определяли пути приобщения ребенка к искусству, изыскивали методы пробуждения художественных интересов (П.И.Буцаев, Н.А. Зубачевская, С. П. Кудрявцева, И. В. Логинова, B.C. Собкин, В. А. Филиппова, Ю. У. Фохт-Бабушкин), овладения навыками художественно-творческой деятельности (О.А. Апраксина, А. И. Буров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко, Б. М. Теплов и др.), формирования способности адекватно воспринимать художественные произведения и верно их оценивать (В П. Зинченко, Г. В. Лабунская, Л.Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.). О влиянии искусства на формирование личности ребенка как средства общего развития писали такие исследователи, как Е.Б. Долинская, Э.В Илен-ков, Т.С. Комарова, М.Ф. Овсянников, Т.Я. Шпикалова, Б. П. Юсов, А.А. Унковский и др.


Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:
- потребностью современного общества в личности, обладающей развитой музыкальной культурой, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
- стремлением подростков быть личностью, обладающей музыкальной культурой как средством самореализации, самосовершенствования, и недостаточным использованием эстетико-творческого потенциала музыки педагогами в учреждении дополнительного образования детей;
- необходимостью повышения уровня креативности подрастающего поколения и недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса воспитания творческих качеств личности средствами музыки в деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Стремление найти пути разрешения этих противоречий определило проблему моего исследования. В теоретическом плане она связана с обоснованием эффективных подходов к развитию музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: музыкальная культура подростка как интегративное личностное качество.
Предмет исследования: процесс развития музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей будет происходить эффективно, если:
- создана творчески ориентированная образовательная среда, стимулирующая развитие музыкальной культуры подростков;
- применен интегративный метод развития музыкальной культуры подростков, адекватный природе художественно-эстетического творчества;
- реализована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Уточнить педагогическую сущность понятия «музыкальная культура подростка».
2. Выявить специфику развития музыкальной культуры подростков в условиях дополнительного образования.
3. Предложить логическое решение задач по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная культура личности - это интегративное личностное качество, показателем которого является ценностное, чувственно-оценочное отношение и эмоциональное переживание музыкального искусства на основе системности и глубины музыкальных знаний, обеспечивающих полноту восприятия музыкальных произведений и способность активно, творчески действовать в социокультурной среде.
2. Развитие музыкальной культуры в учреждении дополнительного образования детей связано с организацией творчески ориентированной образовательной среды на основе комплексного взаимодействия всех структурных подразделений, где основополагающим является деятельность художественно-методического совета, объединяющего совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростка к возможным сферам его жизнедеятельности.
3. Основным механизмом развития музыкальной культуры личности в системе дополнительного образования является максимальное обогащение жизненного опыта подростков путем включения в культурно-творческие поведенческие ситуации, что способствует продолжению культивируемого музыкой ценностного отношения на себя и социум.


Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
1.1 Сущность понятия "музыкальная культура"
Музыкальной культуре любой нации присущи свое содержание, характер, свое самобытное лицо. Развитие музыкальной культуры имеет большое значение для развития всего современного общества. Особенно это касается российского общества, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры, что связанно с разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя, признаны мировым сообществом.
На современном этапе понятие «музыкальная культура» все более и более привлекает внимание различных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. Некоторые исследователи, взяв музыкальную культуру как предмет исследования, зачастую обходят вопрос о сущности данного явления. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих исследованиях М.М.Бухман, О.П.Кеериг , Э.В.Скворцова3, А.Н.Сохор и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.
Понятие «музыкальная культура» образуется путем использования таких терминов, как «музыка» и «культура». В связи с этим, для выявления сущности музыкальной культуры необходимо, прежде всего, уяснить содержание данных понятий. Правда, следует заметить, что исследователями различных дисциплин проделана уже немалая работа в этом направлении, что, казалось бы, облегчает решение стоящей задачи. Однако на данном этапе существует множество дефиниций «музыки», а также «культуры», значительно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
На современном этапе о музыке создано немало работ. Обширный исторический материал, касающийся дефиниций «музыки», трактовки его содержания, начиная древними учениями и заканчивая современными исследованиями (включая работы Г.В.Плеханова, Б.В.Асафьева, Г.Кнеплера и др.), содержится в работе З.Лиссы «Введение в музыкологию». Рассматривая несколько десятков определений музыки у различных авторов, З.Лисса в итоге делает вывод, что «сегодня создание определения музыки является делом исключительно трудным», т.к. «каждая эпоха определяет музыку иначе, в зависимости от господствующих взглядов и актуальной музыкальной практики».
Несомненно, из вышеприведенного утверждения не следует делать заключение о непознаваемости феномена «музыки». Однако при определении сущности музыки мы должны учитывать то, что каждая эпоха характеризуется определенным музыкальным языком, стилем, мышлением и другими особенностями.
Принимая во внимание то, что на данном этапе имеется множество различных дефиниций «музыки», а также тот факт, что выявление определения, наиболее объективно выражающее сущность «музыки» оказывается делом чрезвычайно сложным, мы обратились к авторитетным справочным изданиям.
В одном источнике музыка трактуется как «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека».
В другом - «музыка - один из видов искусства, отражающий в художественных образах действительность во всем ее многообразии отношения человека к происходящему».
Согласно О.А.Шаповаловой, музыка - «искусство соединения доставляющих удовольствия экспрессивных и понятийных комбинаций вокальных и инструментальных звуков».
Т.Попова музыку рассматривает как «искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей нас жизни в звуковых образах».
В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.
Если исходить из то........


Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 111 с.;
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики. М.: Прометей, 1990. - 106 с.
3. Алиев Ю.Б., Ардаширова Г.Г., Барышникова Л.П. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя. М., 1986. 240 с.;
4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1987. 18 с.;
5. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1978. -175 с.;
6. Асмус В.Ф. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973. - 165 с.;
7.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.;
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. 56 с.;
9.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4.- С. 2936;
10. Брайнин В. О музыкальном языке и музыкальном образовании // Искусство в школе. 1996. - № 1. - С. 55-57;
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. - 174 с.;
12. Гаврилович К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Автореф. дис. . док. пед. наук. -Л., 1989. С.36;
13. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995.- № 2. - С. 132-149;
14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с;
15. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990 . -144 с.;
16. Грязева В.Г. Экологическая психология творческой личности. -Челябинск, 2000. 128 с.;
17. Калошина И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 198 с.;
18. Леонтьев А.Н. К теории развития личности ребенка // Проблемы психики. М., 1972. - 269 с.;
19. Лешер Ю.В. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования детей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 210 с.;
20. Лушников И.Д. Проблема педагогического управления развития творческих способностей учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000.- №5.- С.45-46;
21. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М. : Педагогика 1984. 200с.;
22. Мальцев А.П. Духовность, творчество в системе мониторинга качества образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2002,- 153с.;
23. Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность, Творчество, Развитие: Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогический вестник, 2001 240с.
24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1990.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.